Решение №АБ/227/24 РЕШЕНИЕ РНП по делу №012/06/104-35/2024 от 22 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ РНП по делу №012/06/104-35/2024

«17» января 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителей:

заказчика – ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор»: <…> (по доверенности №11 от 15.01.2024), <…> (по доверенности №10 от 15.01.2024), <…> (по доверенности №4 от 09.01.2024), <…> (по доверенности №12 от 17.01.2024); подрядной организации – ООО «Проект-Сити»: <…> (по доверенности б/н от 12.01.2024), <…> (по доверенности б/н от 12.01.2024), <…> (по доверенности б/н от 12.01.2024), <…> (по доверенности б/н от 12.01.2024); рассмотрев обращение ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» о включении ООО «Проект-Сити» (ИНН 1328005033) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Звенигово – Помары (устройство электроосвещения на участке км 21+200 – км 23+950)» (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0108500000423000653), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА

11.01.2024 заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон о контрактной системе) подано в Марийское УФАС России обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО «Проект-Сити» с связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 части 2 Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений, установила следующее.

По результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме между ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» и  ООО «Проект-Сити» заключен контракт

№23212150767631215010010085 от 22.08.2023 (реестровый номер контракта 2121507676323000123) на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Звенигово – Помары (устройство электроосвещения на участке км 21+200 – км 23+950)», по цене контракта 492 943,00 рублей. 

По условиям Контракта Подрядчик обязуется осуществить выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Звенигово – Помары (устройство электроосвещения на участке км 21+200 – км 23+950)», а Заказчик берет на себя обязательства принять и оплатить их в соответствии с условиями.

Согласно пункту 3.2.2 заключенного контракта срок сдачи проектной документации Заказчику - не позднее 17.10.2023 (в срок сдачи проектной документации Заказчику входит в том числе: представление Подрядчиком проектной документации для предварительной проверки Заказчику, рассмотрение представленной проектной документации Заказчиком и устранение недостатков Подрядчиком (в случае выявления их в ходе предварительной проверки).

В силу требовании пункта 3.2.3 контракта, окончание выполнения работ с учетом получения Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы —

21.12.2023.

Заказчиком в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым в нарушение пункта 3.2.2 контракта, только 08.11.2023 подрядчик передал Заказчику на рассмотрение проектную документацию.

     15.11.2023 Заказчик, проверив полученную проектную документацию, выявил ее несоответствие и направил в адрес Подрядчика письмо с указанием на подлежащие доработке недостатки документации и сроков их устранения (срок устранения до

20.11.2023).

        20.11.2023 Подрядчик вновь направил в адрес Заказчика проектную документацию. Однако, после повторной проверки Заказчиком было установлено, что Подрядчик не в полном объеме устранил ранее направленные ему замечания.

24.11.2023 Заказчик вновь направил Подрядчику письмо с указанием на подлежащие доработке недостатки документации и сроков их устранения (срок устранения до

06.12.2023).

07.12.2023 в адрес Заказчика вновь поступила проектная документация. Однако, недостатки проектной документации Подрядчиком не устранены, документация представлена не в полном объеме.

           Согласно пункта 12.6. Контракта Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы, с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 12.1 Контракта.

Заказчиком было принято решение о проведении экспертизы с привлечением ООО «Дорпроект».

В соответствии с пунктом 12.7. Контракта, если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

В заключении по результатам проведения экспертной оценки выполненных работ по контракту от 18.12.2023 указано, что представленная проектная документация и результаты инженерных изысканий не соответствуют нормативным требованиям и заданию на проектирование. Реализация проекта невозможна.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. 

Пунктом 12.1 заключенного контракта предусматривалось, что Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке (односторонний отказ от исполнения контракта) в порядке, установленном статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, 22.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного между Сторонами Контракта, о чем было сообщено Подрядчику 26.12.2023 путем направления указанного решения с использованием Единой информационной системы.

В основу принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило заключение по результатам проведения экспертной оценки выполненных работ по контракту от 18.12.2023.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, дата надлежащего уведомления поставщика о расторжении контракта является 26.12.2023, следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с учетом праздничных дней, вступило в силу 10.01.2024.

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Исходя из положений приведенной нормы, Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.

ООО «Проект-Сити» в материалы дела представлены письменные пояснения и сведения, согласно которым обществом предпринимались попытки надлежащего исполнения контракта, однако, ввиду не предоставления ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» всех необходимых исходных данных для выполнения работ, которые могли быть только у Заказчика, исполнить контракт в сроки, установленные контрактом в надлежащем виде оказалось невозможным.

В ходе заседания Комиссии, представители ООО «Проект-Сити» заявили о нарушениях при проведении экспертизы, а именно общество не было уведомлено о допустимости участия эксперта в проведении экспертизы, а так же, не понятно, какая именно редакция документации передавалась на проведение экспертной оценки.

Так, согласно части 1 статьи 41 Закона о контрактной системе заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случае, предусмотренном частью 3 статьи 94 настоящего Федерального закона. Заказчики вправе привлекать экспертов, экспертные организации в целях экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в закупке.

Частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

В ответе на запрос от 17.01.2024 Марийского УФАС России об исполнении ООО «Дорпроект» обязанности уведомить в письменной форме стороны по контракту о проведении экспертизы, общество каких-либо сведений об уведомлении заказчика и подрядной организации не представило.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии, представители Заказчика, пояснили, что уведомления о допустимости участия в экспертной оценки так же не получали.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу что, проведенная экспертиза не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку оно составлено экспертной организацией, без надлежащего уведомления представителей ООО «Проект-Сити» и ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор».

Не уведомление экспертным учреждением любой из сторон государственного контракта о проводимой экспертизе является нарушением процедуры проведения экспертизы, предусмотренной Законом о контрактной системе. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2022 №Ф0621477/2022 по делу №А12-28537/2021, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2019 №Ф02-6434/2018 по делу №А58-3630/2018.

Поскольку в основу принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта положено, в том числе заключение экспертной оценки, подготовленное без учета положений части 3 статьи 41 Закона о контрактной системе, то Комиссия Марийского УФАС России не может прийти к однозначному выводу, что работы со стороны ООО «Проект-Сити» выполнены ненадлежащим образом.

Также при принятии решения об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия принимает к сведению, что ООО «Проект-Сити» на сегодняшний день исполнено 49 контрактов, предметом многих контрактов являлось выполнение проектно-изыскательских работ,  информация о которых размещена в ЕИС.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» в отношении ООО «Проект-Сити» (ИНН 1328005033)  в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Звенигово – Помары (устройство электроосвещения на участке км 21+200 – км 23+950)» (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0108500000423000653), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                            

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны