Решение №АБ/2041/23 решение по жалобе Медкрона от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-328/2023

 

21 апреля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<...> — заместитель руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...>. — ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...>— специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика — ГБУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» — <...> (доверенность от 12.04.2023);

в отсутствии представителей ООО «Медкрона», надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени заседания;

рассмотрев жалобу ООО «Медкрона» от 18.04.2023 на действия заказчика при проведении открытого электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200003523000064 от 05.04.2022),

 

установила:

 

Заказчиком проводился электронный аукцион в открытой форме на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями.

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 18.04.2023 поступила жалоба ООО «Медкрона» на положения извещения вышеуказанного электронного аукциона.

В жалобе заявитель приводит следующие доводы.

1. Заказчиком установлены излишние требования к объекту закупки, ограничивающие конкуренцию. Возможность подключения всех эндоскопов, приобретаемых заказчиком, имеет лишь один видеопроцессор производителя (товарный знак «Pentax», Япония).

2. Пунктом 7.4 проекта Контракта установлено, что оказание Услуг по сборке, установке и монтажу Оборудования осуществляется при наличии подготовленного помещения или места эксплуатации с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования и законодательством Российской Федерации и включает комплекс работ по расконсервации, установке, сборке и монтажу Оборудования в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования.

Заявитель считает, что в случаи отсутствия подготовленного заказчиком помещения, исполнение контракта будет невозможно, что приведет к наложению штрафных санкций на поставщика.

3. Заказчик при описании объекта закупки использовал позицию КТРУ 26.60.12.119-00000374 — система эндоскопической визуализации. Однако заказчиком в описании объекта закупки в состав лота включены товары (медицинские изделия), не относящиеся к примененной позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком 05.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение № 0308200003523000064 об осуществлении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями (далее — Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.04.2023.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 20.04.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.04.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 8 000 000,00 рублей.

1. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Установлено, что приложением к извещению о проведении закупки является описание объекта закупки, из которого следует, что заказчику требуется видеопроцессор медицинский эндоскопический, который должен иметь электронный блок для подключения видеоэндоскопов (диагностических для взрослых, для детей; терапевтических. Видеогастроскопов, видеоколоноскопов, видеодуоденоскопов, видеобронхоскопов, фиброскопов, цистоскопов и ультразвуковых эндоскопов).

Из письменных пояснений заказчика следует, что описание объекта закупки осуществлено с использованием ГОСТ Р 56278-2014.

В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТа Р 56278-2014 видеоэндоскопические комплексы должны иметь приборный состав и технические характеристики для выполнения, предусмотренного поставщиком назначения и применения в нормальных условиях их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТа Р 56278-2014 в вышеуказанном ГОСТ приведены рекомендательные характеристики, которые должен иметь видеопроцессор и эндоскопы, подходящие к нему.

В таблице 1 пункта 4.3.2 ГОСТа Р 56278-2014 указано, что формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.

Установлено, что описание объекта закупки содержит обоснования необходимости приобретения вышеуказанного оборудования, а именно заказчиком указано, что «фиброскопы», «цистоскопы», «ультразвуковые эндоскопы» и др. необходимы заказчику для оказания полного спектра диагностики ЛПУ, они имеются в наличии или будут приобретаться в дальнейшем, взамен вышедшим из строя или для расширения парка оборудования.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данное требование обусловлено потребностью заказчика исходя из специфики оборудования и деятельности медицинского учреждения.

Кроме того, согласно письменным пояснениям заказчика, заказчик проводил маркетинговые исследования в целях изучения функционирующего рынка и определения возможности размещения заказа на закупку видеоэндоскопического комплекса, в результате которых были выявлены как минимум два производителя, соответствующих требованиям заказчика - «Olympus», «Pentax» с определенными техническими характеристиками.

Так, начальная (максимальная) цена контракта на поставку видеоэндоскопической стойки с принадлежностями обоснована Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка):

- коммерческое предложение ИП Г. от 02.02.2023 (стойка эндоскопическая «Pentax» (Япония);

- коммерческое предложение ООО «МедеорС» от 31.03.2032 (система эндоскопической визуализации «Олимпас Медикал Системс Корп» (Япония);

- коммерческое предложение ООО «Панацея» от 30.03.2023 (стойка эндоскопическая «Pentax» (Япония).

Из указанного следует, что под требования заказчика подходят как минимум товар двух различных производителей.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

2. Заявитель обжалует положения пункта 7.4 проекта контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе проект контракта.

Так, согласно пункту 7.4 проекта Контракта оказание Услуг по сборке, установке и монтажу Оборудования осуществляется при наличии подготовленного помещения или места эксплуатации с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования и законодательством Российской Федерации и включает комплекс работ по расконсервации, установке, сборке и монтажу Оборудования в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования.

Заявитель полагает, что в случаи отсутствия подготовленного заказчиком помещения, исполнение контракта будет невозможно, что приведет к наложению штрафных санкций на поставщика.

Вместе с тем, каких-либо требований к поставщику, к его обязанности подготовить помещение для установки и монтажа оборудования рассматриваемый пункт проекта контракта на поставщика (подрядчика, исполнителя) не налагает, обязанность подготовить помещение для установки и монтажа оборудования лежит на заказчике.

Следовательно, положения пункта 7.4 проекта контракта не могут нарушать права участников закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системы Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 2015 г. 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Комиссией установлено, что проект контракта размещен заказчиком в ЕИС, при подготовке проекта контракта заказчик руководствовался вышеуказанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором включены аналогичные пункту 7.4 проекта контракта положения.

На основании изложенного, Комиссия приходят к выводу о необоснованности довода жалобы.

3. Заявитель считает, что в состав лота включены товары (медицинские изделия), не относящиеся к примененной позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374.

Установлено, что видеоэндоскопическая стойка с принадлежностями имеет код вида медицинского изделия 271790 «Система эндоскопической визуализации».

Согласно описанию из позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 система видеоэндоскпической визуализации с кодом вида медицинского изделия 271790 это комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.

Заявитель считает, что так как в состав такой системы, закупаемой по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 могут входить изделия, работающие от электричества, то «тестер герметичности», который не является электрическим прибором, не работает от сети, соответственно, не может закупаться по примененной заказчиком позиции каталога.

Вместе с тем Комиссия Марийского УФАС России считает данный довод несостоятельным на основании следующего.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки заказчик использовал код позиции КТРУ: 26.60.12.119-00000374 - «Система эндоскопической визуализации».

В связи с тем, что КТРУ 26.60.12.119-00000374 не содержит характеристик описания товара, заказчик осуществлял описание товара в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе с использованием ГОСТ Р 56278-2014 «Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок».

Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка видеоэндоскопической стойки с принадлежностями.

Согласно пояснениям заказчика видеоэндоскопическая стойка является изделием медицинского назначения, имеющим сложный состав, однако данное оборудование функционирует как единое устройство. Заказчиком закупается полный комплект оборудования для обеспечения лечебного учреждения необходимым медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам в требуемых объемах.

Описание объекта закупки содержит обоснования необходимости приобретения «Тестер герметичности», а именно заказчиком указано, что «Тестер герметичности» необходим заказчику для проведения "сухого" и "мокрого" теста герметичности эндоскопов после каждой эксплуатации для своевременного выявления неисправностей у эндоскопов.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался потребностью медицинской организации, исходя из специфики оборудования.

Заявителем не представлено каких-либо документальных доказательств невозможности подачи заявки на участие в данной закупке, в связи с установленными заказчиком требованиями.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Медкрона» необоснованной.

2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Медкрона»
ИНН 7801336238, ОГРН 1177847282799
ГБУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн»
ИНН 1215033103, ОГРН 1021200773208