Предупреждение №ПК/3412/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/14.2-585/2023 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ... от 30 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ъ№ 012/01/14.2-585/2023 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«30» июня 2023 года г. Йошкар-Ола

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили обращения от 02.06.2023 вх. № 3989/23, направленное в порядке переадресации из прокуратуры города Йошкар-Олы, от 30.05.2023 вх. № 3904-ЭП/23, направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, о распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  1. качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  2. количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  3. места производства товара, предлагаемого к продаже изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  4. условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Порядок заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию ВКГО установлен «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее – Правила №410), утвержденными

Постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.

Согласно пункту 17 Правил №410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВКГО является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.

В соответствии с пунктом 18 Правил №410 для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе следующие сведения:

а) информация о заявителе (для гражданина – фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его

местонахождение (место государственной регистрации));

б) адрес домовладения или многоквартирного дома, в котором размещено внутридомовое газовое оборудование, квартиры (если договор о техническом обслуживании и ремонте заключается в отношении внутриквартирного газового оборудования) в многоквартирном доме, техническое обслуживание и ремонт которого необходимо осуществлять;

в) перечень оборудования, входящего в состав внутридомового и (или)

внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 30 Правил №410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами №410 и подписанного со стороны специализированной организации.

Специализированная организация в целях направления заявителю (заказчику) указанной заявки (оферты) может привлекать третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе расчетно-кассовый центр или управляющую организацию.

Согласно части 1 статьи 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

В силу части 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К направленному жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в нарушение пункта 30 Правил №410 не приложен подписанный проект договора специализированной организацией. Кроме того, само предложение-оферта не подписано со стороны специализированной организации – ООО «Газ Сфера».

На официальном сайте ООО «Газ Сфера» https://gazsfera.ru/, указанном в распространяемом предложении-оферте на заключение договора ТО ВДГО, размещена «Публичная оферта», адресованная всем гражданам и юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) Республики Татарстан (пункт 1.2 Публичной оферты).

Форма типового договора на оказание услуг по ТО ВКГО, публичная оферта, адресованная жителям Республики Марий Эл на официальном сайте ООО «Газ Сфера» не размещена.

Кроме того, на сайте https://gazsfera.ru/ отсутствует прейскурант для заказчиков Республики Марий Эл, у потребителей отсутствует возможность сопоставить стоимость данных услуг с аналогичными услугами других специализированных организаций.

Таким образом, распространяемое ООО «Газ Сфера» предложение-оферта на заключение договора ТО ВКГО не является офертой по смыслу ГК РФ и Правил №410.

В соответствии с пунктом 7 Правил №410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами №410.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газ Сфера» в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» о заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования не обращалось. Следовательно, такое соглашение у ООО «Газ Сфера» отсутствует.

Таким образом, ООО «Газ Сфера» не вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

Направление жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в форме квитанции об оплате данных услуг, вводит потребителей в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор, так как создает у потребителя ложную убежденность в том, что квитанция подлежит обязательной оплате, а также необходимости заключения договора со специализированной организацией, услуги которой подлежат оплате по полученной квитанции.

Также предложение-оферта на заключение договора ТО ВКГО ООО «Газ Сфера» указывает на трехлетний срок действия договора с момента оплаты. Так, потребитель лишается выбора специализированной организации, а иные добросовестные специализированные организации лишаются возможности предложить потребителю свои услуги и направить оферту.

Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на услуги оказываемые ООО «Газ Сфера» и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам.

Согласно части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ООО «Газ Сфера» по направлению жителям Республики Марий Эл оферты на заключение договора по ТО ВКГО в форме квитанции об оплате данных услуг, вводит в заблуждение потребителей относительно условий приобретения услуги по ТО ВКГО и относительно лица, оказывающего данные услуги, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Газ Сфера», противоречит Гражданскому Кодексу РФ, Правилам №410, требованиям справедливости, добропорядочности и разумности и может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Следовательно, указанные действия содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает ООО «Газ Сфера» (ИНН 1655481924, ОГРН 1221600056204; юридический адрес: 420108, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мазита Гафури, д. 50, офис 26) о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение статьи 14.2 Закона о защите конкуренции путем прекращения распространения на территории Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО с нарушением действующего законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Марийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Руководитель Марийского УФАС России                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны