Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 12 ноября 2008 г.
Текст документа
Сохранить как PDF10 декабря 2008 года г. Йошкар-Ола
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 02.12.2008 г., решение в полном объеме изготовлено 10.12.2008 г.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Зубарева И.А. – заместителя руководителя управления, членов Комиссии Агапитовой Ю.И. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Ивановой О.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Козыревой И.Н. – специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, рассмотрев дело № 02-11/16 о нарушении Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами,
установила:
Заявитель: индивидуальный предприниматель У.
Ответчик по делу: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития РМЭ, Министерство).
Минэкономразвития РМЭ действует на основании Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства РМЭ от 13.12.2005 г. № 285.
Минэкономразвития РМЭ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим: разработку и реализацию экономической политики Республики Марий Эл; государственную политику в области промышленности, транспорта и связи; определение путей развития экономики и методов ее эффективного регулирования; реализацию единой государственной политики, направленной на развитие сферы предпринимательства, потребительского рынка, включая розничную, оптовую, иные виды торговли, общественного питания, потребительских услуг; лицензирование определенных настоящим положением видов деятельности (пункт 1 Положения о Минэкономразвития РМЭ).
К основным задачам Минэкономразвития РМЭ относятся: анализ экономического положения Республики Марий Эл; разработка прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл; разработка и реализация региональной экономической политики; разработка и реализация государственной политики в области промышленности (включая лесопромышленный комплекс), транспорта и связи; разработка предложений, реализация основных направлений и приоритетов единой государственной политики в сфере предпринимательства, торговли, общественного питания и потребительских услуг (пункт 8 Положения о Минэкономразвития РМЭ).
Минэкономразвития РМЭ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в сфере транспортного обслуживания и управления транспортным комплексом Республики Марий Эл:
- организует совместно с органами местного самоуправления в установленном порядке транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения;
- согласовывает в установленном порядке открытие регулярных автобусных маршрутов между Республикой Марий Эл и другими субъектами Российской Федерации;
- организует работу по приобретению подвижного состава за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и вносит предложения по распределению его между подведомственными унитарными предприятиями;
- участвует в разработке предложений по государственному регулированию тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования;
- осуществляет функции уполномоченного органа Республики Марий Эл в сфере транспортного обслуживания населения и заказчика пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения, в том числе заключает государственные контракты на выполнение пассажирских перевозок и договоры на транспортное обслуживание пассажиров (пункт 9 Положения Минэкономразвития РМЭ).
В Марийское УФАС России поступило заявление (вх. № 2554 от 30.10.2008) индивидуального предпринимателя У. о нарушении антимонопольного законодательства Министерством экономического развития, промышленности и торговли РМЭ.
Согласно заявлению ИП У. в сентябре текущего года заявитель представил документы для согласования открытия маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» в Минэкономразвития РМЭ. Ранее данные документы в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 (далее – Порядок) были согласованы в Министерстве градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 14.08.2008 г. № 20-29/4898.
По мнению ИП У., Минэкономразвития РМЭ в нарушение требований пункта 10 Порядка необоснованно отказало ему (направило неаргументированный отказ) в согласовании документов на открытие автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола».
Заявителем получено письмо Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 28.11.2008 г. № 20-21/7286 о продлении срока согласования открытия регулярного автобусного маршрута «Чебоксары - Йошкар-Ола» до 25.01.2009 г. ИП У. ходатайствовал о приобщении к материалам дела № 02-11/16 указанное выше письмо.
На заседании Комиссии заявитель подтвердил свою позицию о совершении Минэкономразвития РМЭ действий, необоснованно препятствующих осуществлению его предпринимательской деятельности, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и заявленные требования о выдаче Минэкономразвития РМЭ предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Из письменного пояснения Минэкономразвития РМЭ по делу № 02-11/16 от 20.11.2008 г. № 03-6284 следует, что предпринимателю был дан обоснованный письменный ответ за № 03-5165, в котором сообщается, что в настоящее время на маршруте «Йошкар-Ола - Чебоксары» действуют 6 перевозчиков. Представленные ИП У. схемы движения и расписание движения по автобусному маршруту «Чебоксары – Йошкар-Ола» дублируют имеющиеся режимы и графики движения автобусов, которые в полной мере удовлетворяют потребности жителей республики.
На заседании Комиссии представители Минэкономразвития РМЭ поддержали свою позицию, изложенную в письме от 20.11.2008 г. № 03-6284.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России установила в действиях Минэкономразвития РМЭ нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 22 Гражданского кодекса РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта РФ с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций (ОАО МТК «Марийскавтотранс»).
Пунктом 3 Порядка установлено, что открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ (Минэкономразвития РМЭ).
Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица (пункт 4 Порядка).
По представленным документам проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия (пункт 8 Порядка). После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта РФ оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты РФ, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, в случае отклонения представленной заявки перевозчику должен быть направлен аргументированный отказ с указанием конкретных причин.
ИП У. обратился в Чувашский автотранспортный союз для согласования открытия автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола».
Письмом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 14.08.2008 № 20-29/4898 Чувашский автотранспортный союз, ИП У. извещаются о согласовании открытия регулярного автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» в соответствии с пунктом 8 Порядка, что подтверждает наличие потребности населения Чувашской Республики в пассажирских перевозках по указанному маршруту.
В соответствии с положениями Порядка для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» ИП У. направил необходимые документы в ОАО МТК «Марийсавтотранс». С сопроводительным письмом от 20.08.2008 № 15 (без каких-либо замечаний по результатам экспертизы документов) ОАО МТК «Марийскавтотранс» направило рассмотренные документы ИП У. для принятия решения об открытии регулярного автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» в Минэкономразвития РМЭ.
Минэкономразвития РМЭ, рассмотрев представленные документы на осуществление пассажирских перевозок по маршруту «Чебоксары – Йошкар-Ола», возвратило их без согласования, обосновав отказ тем, что в настоящее время на маршруте «Йошкар-Ола - Чебоксары» работают 5 перевозчиков. Представленные ИП У. схемы движения и расписание движения по автобусному маршруту «Чебоксары – Йошкар-Ола» дублируют имеющиеся режимы и графики движения автобусов, которые в полной мере удовлетворяют потребности жителей республики (письмо Минэкономразвития РМЭ от 02.10.2008 № 03-5165). Доказательства изучения потребностей жителей Республики Марий Эл в пассажирских перевозках по данному маршруту (опросы, социологические исследования и прочие) Минэкономразвития РМЭ при рассмотрении дела не представлены.
Из положений части 1 статьи 2 и статей 22, 23 Гражданского кодекса РФ следует, что предприниматель вправе осуществлять перевозки по любому согласованному маршруту, независимо от количества перевозчиков, действующих на маршруте, и существующей потребности в перевозках пассажиров. В противном случае ограничивается правоспособность предпринимателя, он ставится в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок.
Соответственно отказ в согласовании документации на открытие автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» на основании того, что в настоящий момент на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом уже действуют перевозчики, осуществляющие деятельность на аналогичных маршрутах и обеспечивающие потребность населения в перевозках по данным маршрутам, является необоснованным.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России Минэкономразвития РМЭ представлено письмо ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки» от 30.09.2008 г. № 860, согласно которому на маршруте «Йошкар-Ола – Чебоксары» действуют 6 перевозчиков:
ИП Пермогорский - отправления из Йошкар-Олы: 5.45, 6.36, 7.05, 8.02, 11.45, 12.58, 13.59, 14.36, 17.24.
ЧП Семенова – отправления из Йошкар-Олы: 7.50, 8.21, 12.35, 13.49, 16.33, 17.50.
ИП Колин - отправления из Йошкар-Олы: 10.30, 16.03.
ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки» - отправления из Йошкар-Олы: 6.10, 7.30, 13.32, 15.00.
Чебоксарское ПАТП № 3 – филиал ГУПЧР «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии - отправления из Йошкар-Олы: 9.18, 16.49.
ОАО «АвтоВас» - отправления из Йошкар-Олы: 9.46, 10.05, 10.56, 11.31, 14.21, 15.23, 16.18, 17.10.
Согласно графику движения ИП У., время отправления автобусов из Йошкар-Олы в 10.25, 12.15, 17.05, 18.20. Следовательно, дублирование ИП У. графиков движения автобусов иных перевозчиков не подтвержден материалами дела. Таким образом, отказ ИП У. в согласовании по данному основанию является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Анализ изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что Минэкономразвития РМЭ были совершены действия, выразившиеся в направлении необоснованного отказа в согласовании документации на открытие регулярного автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола», которые препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, что является нарушением п.1 ч.2 ст. 15 Закона о защите конкуренции, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и может иметь своим результатом ограничение конкуренции на указанном товарном рынке.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
решила:
1. Признать Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, выразившихся в необоснованном отказе в согласовании документации на открытие регулярного автобусного маршрута «Чебоксары – Йошкар-Ола» индивидуальному предпринимателю У., создающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, которые могут привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
2. Выдать Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, устранение фактов влекущих ограничение и устранение конкуренции при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Председатель Комиссии В.В. Зубарев
Члены Комиссии Ю.И. Агапитова
О.В. Иванова
И.Н. Козырева