Решение №ОЕ/3734/23 Решение по делу № 012/05/7-424/2023 (ИП Ч.) от 14 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/7-424/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«13» июля 2023 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «13» июля 2023 года
Полный текст решения изготовлен: «14» июля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,
рассмотрев дело № 012/05/7-424/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Ч. по факту распространения рекламы курительных принадлежностей по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Якова Эшпая, стр. 136/1 (б-р Победы, д. 13), Ленинский пр-т, д. 17 в отсутствии лиц, привлеченных к участию в деле,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Якова Эшпая, стр. 136/1 (б-р Победы, д. 13), содержащей признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) следующего содержания:
Так же в адрес Марийского УФАС России поступило обращение <...> (вх.№4379-ЭП/23 от 19.06.2023) о размещении рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, д. 17 следующего содержания:
Марийским УФАС России в отношении ИП Ч. возбуждено дело №012/05/7-424/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Размещенная информации: «Кальяны/Vape. Кальяны. POD-Системы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств», «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ, POD-СИСТЕМЫ» а также схематичное изображение кальяна, электронных сигарет привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже кальянов, вейпов, курительных принадлежностей и аксессуаров к ним, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых в торговых объектах Tasty Town: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, POD-системы, комплектующие, жидкости для вейпа, вейп, кальяны. HQD, Brusko, Darkside. Также в рекламе имеется изображение кальяна, человека с имитацией дыма (пара).
Кроме того, Марийским УФАС России проведен опрос потребителей о восприятии слов, используемых в рекламе: «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ». Опрос проведен путем анкетирования (25 человек), а также путем размещения формы анкетирования на сайте Марийского УФАС России (размещен по ссылке https://mari-el.fas.gov.ru/webform/25542, опрос прошло 133 человека). По результатам опроса более 87% респондентов указали, что текст рассматриваемой информации в части следующих слов «КЛЬАНЯЫ» «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ» является читаемым, также более 89% опрошенных указали, что могут прочитать одно или несколько из слов «Кальяны, Жидкости, Электронные сигареты».
Таким образом, рассматриваемая информация, размещаемая по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Якова Эшпая, стр. 136/1 (б-р Победы, д. 13), Ленинский пр-т, д. 17, является рекламой вейпов, табака, кальянов и курительных принадлежностей, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу вэйпов, кальянов и курительных принадлежностей.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Деятельность в торговых точках по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Якова Эшпая, стр. 136/1 (б-р Победы, д. 13), Ленинский пр-т, д. 17 осуществляет ИП Ч., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
В материалы дела доказательства прекращения распространения рекламы не представлены.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать рекламу «Кальяны/Vape. Кальяны. POD-Системы. Жидкости для вейпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств. HQD, Brusko, Darkside» а также схематичное изображение кальяна, электронных сигарет, размещенную по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Якова Эшпая, стр. 136/1 (б-р Победы, д. 13), «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ, POD-СИСТЕМЫ», размещенную по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, д. 17 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
-
Выдать ИП Ч. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
2023-4355