Решение №АБ/2426/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу №012/06... от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу №012/06/106-390/2024

28 мая 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии - <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителей: от уполномоченного органа: <…> (на основании доверенности); <…>. (на основании доверенности); <…> (на основании доверенности); от заказчика: <…> (на основании доверенности); при участии посредством веб конференции: от заказчика — директор <…>;

от заявителя — директор <…>; <…> (на основании доверенности); рассмотрев жалобу ООО «Глобал Мониторинг» от 22.05.2024 на действия Заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона предметом которого является поставка агропромышленной БАС в рамках реализации федерального проекта «Беспилотные авиационные системы» для Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский технологический колледж» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://zakupki.gov.ru №0108500000424002072 от 15.05.2024),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком, уполномоченным органом проводился электронный аукцион предметом которого является поставка агропромышленной БАС в рамках реализации федерального проекта «Беспилотные авиационные системы» для Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский технологический колледж».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «Глобал Мониторинг» на положения извещения указанной закупки.

В жалобе указывается, что Заказчиком для закупки выбран ненадлежащий код ОКПД 2 - 32.99.53.139, неправомерно установлено ограничение допуска по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление №617).

Также по мнению заявителя заказчик в описании объекта закупки приводит характеристики не относящиеся к области применения Агропромышленной БАС и заявителю непонятно какое количество товара необходимо к поставке.

Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной.

Согласно письменным пояснениям заказчика, уполномоченного органа, закупка товара заказчиком осуществляется для изучения, создания и оснащения специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательной организации и центра практической подготовки на базе образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, то есть в образовательных целях.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Уполномоченным органом 15.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение 0108500000424002072  об осуществлении электронного аукциона, объектом закупки является поставка агропромышленной БАС в рамках реализации федерального проекта «Беспилотные авиационные системы» (ОКПД2 32.99.53.139 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные и прочие»).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно Извещению, заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением №617.

Указанным постановлением утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень).

Установлено, что в указанный перечень входит позиция под номером 171 с кодом ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Таким образом, учитывая, что в кодах ОКПД2 используются иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, ограничение допуска по постановлению № 617, распространяется также на продукцию с кодом ОКПД2 32.99.53.139, входящую в категорию 32.99.53.130, ввиду чего Заказчиком ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств установлено правомерно, позиция заявителя признается несостоятельной.

2. В жалобе указывается, что Заказчиком, неправомерно выбран ОКПД 2 — 32.99.53.139. По мнению заявителя необходимо указывать код ОКПД2 30.30.32.154 (БАС в составе с беспилотным воздушным судном мультироторного типа с максимальной взлетной массой свыше 30 кг, но не более 500 кг) или 30.30.32.120 (Аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг).

В письме ФАС России  от 13.03.2019 № ИА/19176/19 указано, что выбор кода ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.

В письменных пояснениях заказчик и уполномоченный орган указали, что закупка товара заказчиком осуществляется для изучения, создания и оснащения специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательной организации и центра практической подготовки на базе образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, то есть в образовательных целях.

Также указывается, что заказчик не закупает готовый летательный аппарат, а необходим комплект для сборки БАС в образовательных целях, что подтверждается размещенным в составе извещения о проведении закупки описанием объекта закупки.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.

3. Из доводов жалобы Заявителя следует, что заказчик в описании объекта закупки приводит характеристики не относящиеся к области применения Агропромышленной БАС; так же заявителю по описанию объекта закупки не понятны характеристики к данным БАС и количество товара необходимого к поставке.

Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Как уже было указано выше, заказчиком закупается агропромышленной БАС для образовательных целей в виде комплекта для сборки агропромышленного дрона с кодом ОКПД2 32.99.53.139 «Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные прочие».

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. №145, установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик самостоятельно устанавливает характеристики объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Так, в описании объекта закупки по наименованию товара «Агропромышленная БАС» указано что, единица измерения показателя представляет собой комплект (в комплекте 2 штуки), указаны технические, качественные характеристики товара.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ни в техническом задании, ни в электронной документации не указано, что количество всех описанных комплектующих и характеристик распределяется на 2 единицы беспилотных воздушных судов. В описании объекта закупки первым требованием указано, какое количество беспилотных воздушных судов требуется заказчику в составе Агропромышленной БАС (комплекс, состоящий из двух беспилотных воздушных судов).

Фактически доводы заявителя сводятся к тому, что заявителю не понятно какое количество комплектующих необходимо к поставке.

В связи с чем, Комиссия Марийского УФАС России обращает внимание заявителя, что в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Вместе с тем установлено, что заявителем запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки по рассматриваемым вопросам в адрес заказчика, уполномоченного органа не направлялись.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Глобал Мониторинг» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны