Определение б/н определение от 5 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      •  
      • возбуждении дела № 012/05/28-46/2021
      • признакам нарушения законодательства о рекламе
  •  

«05» февраля 2021 года                                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы финансовых услуг, размещенной по адресу: Республика Марий Эл. г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России произведен мониторинг рекламы в г. Йошкар-Оле, Республики Марий Эл.

В ходе мониторинга обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной следующего содержания:

 

далее – Реклама,

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах «Ипотека от 0,7* выгода до 500 000 р**….» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

ри этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

 В рассматриваемой рекламе «Ипотека от 0,7*» на белом фоне мелким шрифтом» размещена следующая информация «С 01.11.2019 в рамках программы «Ипотека с государственной поддержкой для семей с детьми» ставка от 0,7 % годовых на срок строительства объекта недвижимости при условии оформления страховании жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях (страхование обязательно при выдаче кредита). После ввода объекта недвижимости в эксплуатацию процентная ставка по кредиту составит 4,7% годовых на оставшийся срок при условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика и 6% годовых при отказе от оформления страхования заемщика. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитного жилья помещения. При отказе от сервиса «Электронная регистрация» процентная ставка увеличится на 0,3% Минимальная сумма кредита 300 тыс рублей. Максимальный размер кредита 3 000 000р. Валюта – рубли РФ. редит предоставляется гражданам РФ, у которых в период с 01.января 2018 до 18 марта 2023 г. родится второй или последующий ребенок, гражданин РФ. Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.

Однако, существенная информация (о размере ипотеки, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка по истечении льготного периода, срок ипотеки, иное) напечатаны мелким шрифтом в нижней части информационного поля рекламной конструкции, визуально отделенного от иной информации и выполненной мелким шрифтом в отличии от шрифта, в котором указаны иные условия (ипотека от 0,7%*), что не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом, то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта рекламы, в которой должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении специального исследования и следует исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В письменных пояснениях от 16.11.2020 № 10565 ООО РА «Волга» указало, что обществом спорную рекламную конструкцию не размещала, договоры на размещения рекламно-информационной материалов не заключало.

Вместе с тем антимонопольным органом установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05.04.2019 № 336 спорная рекламная конструкция включена в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» за номером А103.

Разрешение на размещение наружной рекламы предоставлено ООО РА «Волга». Соответственно, именно данное лицо вправе размещать рекламную информацию.

Факт размещения рекламной информации подтверждается имеющимся в материалах дела актом мониторинга 17.10.2020.

Таким образом рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламопроизводителем является ООО РА «Волга»

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

      1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-46/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – ООО РА «Волга» (юридический адрес: 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, 36, офис 351; ИНН: 1215108662);

- заинтересованное лицо ООО «Честер- Инвест» (юридический адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, д.9 к.1, ИНН 2129051460).

3. Назначить дело № 012/05/28-46/2021 к рассмотрению на 25 февраля 2021 года в 09 часов 30 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

4. Явка представителей лиц, участвующих в деле (с надлежащим образом оформленной доверенностью) обязательна.

5. ООО РА «Волга» в срок до 20 февраля 2021 года представить в Марийское УФАС России просит представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения, в которых указать, соответствует ли рассматриваемая реклама требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе? Правовую позицию подтвердить документальными доказательствами;

- копию заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (номер А103) со всеми приложениями (дополнительные соглашение, доказательства, подтверждающие факт исполнения договора, иное);

- разрешение на установку спорной рекламной конструкции (действующее);

- период размещения спорной информации.

6. ООО «Честер-Инвест» в срок до 20 февраля 2021 года представить в Марийское УФАС России просит представить следующие документы и сведения:

- копии договоров, заключаемые с потенциальными покупателями недвижимого имущества в рамках программы «Ипотека от 0,7%*»

- копию договора, заключенного с ПАО «Сбербанк» на предоставление ипотеки в рамках программы «Ипотека от 0,7%»;

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

 

 

 

  Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                           

 

Примечание:

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Сообщаем, что пропуск в здание Марийского УФАС России ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

Возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/7728155583.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны