Определение б/н определение от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 012/01/10-318/2021

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«14» апреля 2021 года                                                                                                     г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14.04.2021 № 44  о возбуждении дела и создании Комиссии в отношении ПАО «Т Плюс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном начислении платы за тепловую энергию, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) поступило обращение НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» (от 22.01.2021 вх. №365), а также аналогичное заявление ООО «ОргтехСервис Центр» (от 22.01.2021 вх. № 366) о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном выставлении платы за теплоснабжение.

Из содержания заявлений следует, что по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. И. Кырли, д 44, кроме жилого дома, расположены в том числе и ООО «ОргтехСервис Центр», НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ», ООО «СКАД». Получаемая ими тепловая энергия фиксируется одним теплоучетным узлом. Учет подаваемой абонентом тепловой энергии осуществляется прибором учета абонента, принятым в эксплуатацию в установленном законом порядке, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 18.11.2018. Узел учета ежегодно принимается в эксплуатацию в соответствии с актом допуска. Показания прибора учета регулярно сообщаются потребителем в теплоснабжающую организацию. Вместе с тем, ПАО «Т Плюс», занимая доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии, злоупотребляет своим положение, выставляя плату за теплоснабжение не по показаниям приборов учета. НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» указывает, что теплоснабжающая организация осуществила перерасчет платы лишь за период с октября по декабрь 2020 г.г. Вместе с тем, ПАО «Т Плюс» осуществляло расчет платы не по показаниям прибора учета с 01.01.2019.

ПАО «Т Плюс» в письменных пояснениях от 04.02.2021 вх. № 765 указало, что расчет размера платы за коммунальные услугу производится в соответствии с формулой 3 (1) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.20211 № 354. Случаи неисправности спорных приборов учета не зафиксированы, нарушения установленных договорами теплоснабжения и поставки горячей воды сроков предоставления показаний УУТЭ со стороны ООО «ОргтехСервис Центр», НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» не установлено. Дополнительно теплоснабжающая организация указала, что осуществлена корректировка в адрес ООО «ОргтехСервис Центр», НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» за период с октября 2020 по декабрь 2020, отраженная в финансовых документах за январь 2021 г. В период с марта 2020 по сентябрь 2020 расчет за отпущенную тепловую энергию соответствует формуле 3 (1) Правил № 354, в связи с чем корректировка не производилась.

Изучив представленные в рамках рассмотрения заявления материалы, Марийским УФАС России установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.  

ПАО «Т Плюс» является теплоснабжающей организацией и приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 18.12.2018 № 181-Т ПАО «Т Плюс» установлен тариф на производство и передачу, сбыт тепловой энергии (мощности) в г. Козьмодемьянск.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на рынке по поставке тепловой энергии в границах сетей, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли 44, следует, что ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах сетей, принадлежащих обществу.

Следовательно, на ПАО «Т Плюс» возложена обязанность по соблюдению требований статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункт 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что единая теплоснабжаюшая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Марийским УФАС России установлено, что между НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» и ПАО «Т Плюс» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № ДТС/7Foo-3-301/201-0398 от 01.08.2017.

Аналогичный договор заключен между ПАО «Т Плюс» и ООО «ОргтехСервис Центр»             № ДТС/5200-3-101/2013-0059 от 01.04.2013.

 В соответствии с п. 7.2. договоров договоры ежегодно пролонгируются и действуют в настоящее время.

По условиям договоров теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоресурсы.

В силу п. 3.2 договоров теплоснабжения учет количества потребленной энергии и теплоносителя осуществляется по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организацией коммерческим приборам учета потребителя, если иное не установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Таким образом, сторонами определено, что учет количества поставленной и принятой тепловой энергии, горячего водоснабжения и, соответственно, размер платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение определяется по показаниям приборов учета.

Так, согласно пункту 3.6 договора № ДТС/5200-3-101/2013-0059 от 01.04.2013 при установке прибора учёта на несколько объектов потребления, принадлежащих разным лицам, количество потреблённых энергоресурсов каждым из указанных лиц определяется исходя из показаний прибора учёта пропорционально мощности энергопринимающего устройства объектов каждого из этих лиц, а при невозможности определения мощности – пропорционально площади помещений их объектов, если иное не установлено соглашением между ними.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (пункт 1).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжения порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (разделом IV Правил № 1034). В пункте 111 Правил № 1034 указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 5, 31 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» предусмотрено, что потребитель обязан оплатить за то количество энергии, которое реально потребил, а количество должно определяться по показаниям прибора учета. В случае отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета, нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя определяется расчетным путем.

При этом в соответствии с пунктом 68 Правил № 1034 основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания. На возможность осуществления учета количества тепловой энергии, расходуемой, в частности, на нужды отопления, расчетным способом, указано в пункте 115 Правил № 1034.

 В то же время осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и пункт 31 Правил № 1034).

В соответствии с положениями части 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При наличии заключенного между Предприятием и Заявителем договора о начислении платы за потребляемую тепловую энергию по показаниям прибора учета Предприятию не дает право в одностороннем порядке изменять эти условия и осуществлять начисления без учета показаний прибора учета по нормативу потребления. Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении № 307-ЭС19-4097 от 18.04.2019.

Пункт 42 (1) Правила № 354 не содержит прямого запрета на применение такого способа расчета, поскольку в качестве оснований для расчета по нормативу предусматривает отсутствие общедомового или индивидуального прибора учета.  В ситуации, когда в помещение оборудовано индивидуальным прибором учета, указанный пункт указаний на расчет по нормативу не предусматривает.

ПАО «Т Плюс» в рамках рассмотрения заявлений указало, что осуществило перерастёт платы за теплоснабжение. Вместе с тем, заявители указали, что перерасчет платы в настоящее время не осуществлён. Более того, теплоснабжающая организация в настоящее время также продолжает осуществлять расчет по нормативу.

Марийским УФАС России установлено, что ПАО «Т Плюс» осуществляло НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» в период с января 2019 года по сентябрь 2020 г. с января 2021 по настоящее время расчет платы за теплоснабжения по нормативу. Однако у НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» установлен индивидуальный прибор учета, общество ежемесячно предоставляет показания приборов учета.

Кроме того, ПАО «Т Плюс» осуществляло ООО «ОргтехСервис Центр» в период с сентября 2020 г. настоящее время расчет платы за теплоснабжение по нормативу. Однако у ООО «ОргтехСервисЦентр» установлен индивидуальный прибор учета, общество ежемесячно предоставляет показания приборов учета.

Действия ПАО «Т Плюс» ведут к возложению необоснованной платы за поставку теплоснабжения у НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ», ООО «ОргтехСервис Центр».

Таким образом, действия ПАО «Т Плюс» по неправомерному начислению платы за тепловую энергию содержат признаки нарушения пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного,

 

определила:

 

  1. Назначить дело №012/01/10-318/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 18 мая 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

2. Для рассмотрения дела привлечь:

1) ответчик: публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, юридический адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога «Балтия», территория 26 км бизнес-центра «Рига-Ленд», стр. 3, оф. 506);

2) заявители:

- НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ» (ИНН1215143184; КПП 121501001; ОГРН 1091200000320);

- ООО «ОргтехСервис Центр» (ИНН 1215128443, ОГРН 1081215000822).

 Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) является правом, а не обязанностью.

ПАО «Т Плюс» в срок до 03 мая 2021 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

1) копию Устава;

2) копию выписки из ЕГРЮЛ;

      1. мотивированную позицию, отражающую правомерность начисления платы в соответствии с формулой 3 (1) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.20211 № 354
      2. осуществляется ли в настоящее время перерасчет платы теплоснабжения в отношении потребителей ООО «ОргтехСервис Центр», НОЧУ ДПО УИЦ «КОМПиЯ».
      3. иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

 

Примечания:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, контактный телефон 41-76-21.

2. Полномочия ответчика должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны