Решение №ОЕ/401/23 РЕШЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 012/01/10-1184/202... от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела № 012/01/10-1184/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

30 января 2023 года                                                              г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 января 2023 года.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместитель руководителя – начальника отдела, председатель Комиссии,

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии, рассмотрев дело № 012/01/10-1184/2021, возбужденное в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» МО «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Водоканал») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном составлении акта самовольного пользования централизованными системами водоснабжения на территории ГО «Город Йошкар-Ола», а также необоснованном выставлении потребителям платы за водопотребление, в присутствии представителя МУП «Водоканал» <…> по доверенности, <…>, <…>,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) в порядке переадресации из прокуратуры Республики Марий Эл поступило обращение <…>  (вх. 308-В от 25.10.2021), а также аналогичное заявление (вх. № 351-Т от 07.12.2021) на действия МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» МО «Город Йошкар-Ола» по факту незаконного составления акта самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, д. 19, и выставления необоснованной платы

Из содержания заявления <…> следует, что 10.09.2021 ею получена претензия от гарантирующей организации на сумму 754 310 руб. 34 коп. и акт обнаружения самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на территории ГО «Город Йошкар-Ола». Заявитель указывает, что акт составлен в одностороннем порядке, фактическое присоединение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, д. 19, было произведено на основании технических условий № 44 от 05.03.2013.

Более того, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы факт подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения занесен в Единую электронную топографическую основу г. Йошкар-Олы № Т-14-0257. В период с 2013 года по сентябрь 2021 года <…> пользовалась водой с насосной станции из скважины, расположенной на собственном земельном участке. <…> обратилась в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» с заявлением на заключение договора на поставку холодного водоснабжения. 13.09.2021 работниками МУП «Водоканал» опломбирован индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, о чем составлен акт. В последующем гарантирующая организация присвоила лицевой счет № 6002393, выставила счет на оплату за сентябрь 2021 в размере 666 руб. 72 коп.

Кроме того, в адрес Марийского УФАС России поступили заявления граждан <…>, <…>, <…>, (вх. №326-Н от 18.11.2021, вх № 335-Г от 26.11.2021, вх. №1162 от 20.12.2021) по факту неправомерного составления актов самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, СНТ «Надежда», земельные участки № 131,132, 132 «а».

Из содержания заявлений (вх. №326-Н от 18.11.2021, вх. № 335-Г от 26.11.2021,  вх. № 1162 от 20.12.2021) следует, что <…> является собственником земельного участка площадью 700 кв.м., кадастровый номер земельного участка № 12:04:0210901:6, расположен по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда», участок № 131, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 12-МР № 800927, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, от 11 марта 2013 года.

Одновременно является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда», исправно оплачивает членские и иные взносы, задолженности по ним, в том числе по снабжению питьевой водой своего садового участка, не имеет, что подтверждается справкой СНТ «Надежда» от 15 октября 2021 года № 10.

15 октября 2021 года от МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» <…> получена претензия об оплате суммы 430 836 руб. 50 коп. в виде штрафных санкций за самовольное пользование системами централизованного водоснабжения и водоотведения по трубе сечением 50мм за 3 месяца, и акт обнаружения самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05 октября 2021 года.

Из акта обнаружения самовольного пользования централизованными системами водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05 октября 2021 года следует, что комиссией в составе специалистов и должностных лиц МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» с участием участкового уполномоченного полиции <…> в ходе осуществления выездной проверки установлено наличие подключения участка, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок 131, к системе централизованного водоснабжения г. Йошкар-Ола.

Договор технологического присоединения объекта к системе водоснабжения и договор на отпуск воды между собственником указанного участка и МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» не заключался, прибор учета воды в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» не регистрировался, оплата услуг водоснабжения не производилась. На момент проведения проверки водоснабжение участка по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок 131, функционировало.

Как следует из текста претензии от 15 октября 2021 года б/н собственник садового участка, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок № 131, осуществил самовольное подключение к системе централизованного водоснабжения и водоотведения и своевременно не заключил договор на отпуск воды и прием сточных вод с МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы», в связи с чем необходимо произвести оплату суммы 430 836 руб. 50 коп. в виде штрафных санкций за самовольное пользование системами централизованного водоснабжения и водоотведения по трубе сечением 50мм за три месяца. Предложено оплатить данную сумму до 31 октября 2021 года, и указывается, что в противном случае данная сумма будет взыскана в судебном порядке, с отнесением на собственника участка судебных издержек.

Из заявления <…> следует, что она является собственником земельного участка площадью 636 кв.м., кадастровый номер земельного участка № 12:04:0210901:16, расположен по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда», участок № 132, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 12-МР № 800037, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, от 07 марта 2013 года.

С 11 ноября 1994 года <…> является членом СНТ «Надежда», исправно оплачивает членские и иные взносы, задолженности по ним, в том числе по снабжению питьевой водой садового участка, не имеет, что подтверждается справкой Садоводческого некоммерческого товарищества «Надежда» от 15 октября 2021 года № 11.

20 октября 2021 года от Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» ею получена претензия об оплате суммы 430 836  руб. 50 коп. в виде штрафных санкций за самовольное пользование системами централизованного водоснабжения и водоотведения по трубе сечением 50мм за три месяца, и акт обнаружения самовольного  подключения к централизованным системам водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05 октября 2021 года.

Из акта обнаружения самовольного пользования централизованными системами водоснабжения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 05 октября 2021 года следует, что комиссией в составе специалистов и должностных лиц МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» с участием участкового уполномоченного полиции <…> в ходе осуществления выездной проверки установлено наличие подключения участка, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок 132, к системе централизованного водоснабжения г. Йошкар-Ола.

Договор технологического присоединения объекта к системе водоснабжения и договор на отпуск воды между собственником указанного участка и МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не заключался, прибор учета воды в МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы не регистрировался, оплата услуг водоснабжения не производилась. На момент проведения проверки водоснабжение участка по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок 132, функционировало.

Как следует из текста претензии от 15 октября 2021 года б/н собственник садового участка, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, СНТ «Надежда», участок № 132, осуществил самовольное подключение к системе централизованного водоснабжения и водоотведения и своевременное не заключил договор на отпуск воды и прием сточных вод с МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы.

Из письменных пояснений МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» следует, что 05.08.2021 в результате обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения комиссией МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» обнаружено самовольное подключение дома № 19 по ул. Осипенко в г. Йошкар-Оле, принадлежащего <…>, к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, гарантирующая организация указывает, что 05.10.2021 в результате обследования централизованных систем холодного водоснабжения комиссией МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» обнаружено самовольное подключение к централизованной системе водоснабжения земельных участков № 131,132,132 «а».

Дополнительно гарантирующая организация указала, что 20.05.2022 между МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» и <…>, <…> и <…> заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения объектов, расположенных на земельных участках в СНТ «Надежда» г. Йошкар-Олы.

24.11.2022 также между лицами заключены три самостоятельных договора холодного водоснабжения (№ 6130029, № 6130028, № 6130027).

Кроме того, решением Йошкар-Олинского городского суда по Республике Марий Эл от 18.02.2022 по делу № 2-304/2022, от 22.02.2022 по делу № 2-271/2022, от 22.02.2022 по делу № 2-317/2022 исковые заявления <…>, <…> и <…> удовлетворены частично, акты обнаружения самовольного пользования централизованными системами водоснабжения признаны недействительными.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» в рамках рассмотрения дела указало, что претензии о взыскании штрафных санкций в адрес <…>, <…>, <…> аннулированы, что подтверждается представленным счетами на оплату.

Кроме того, МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» указало, что акт обнаружения самовольного подключения, претензия о взыскании штрафных санкций аннулированы в отношении <…> (вх. № 4933 от 17.06.2022).

Изучив представленные в рамках рассмотрения заявления материалы, Комиссией Марийским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ

«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Холодное водоснабжение и водоотведение согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются услугами, оказываемыми субъектами естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.06.2013 № 1534 МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.

Марийским УФАС России установлено, что 20.05.2022 между МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» и <…>, <…> и <…> заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения объектов.

Порядок подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и

(или) водоотведения предусмотрен пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 2130)и осуществляется в следующем порядке: а) направление лицами, указанными в пунктах 9 и 11 данных Правил, исполнителю запроса о выдаче технических условий (при необходимости) и выдача таким лицам технических условий в случаях и в порядке, которые установлены настоящими Правилами; б) направление заявителем исполнителю заявления о подключении; в) заключение договора о подключении; г) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных договором о подключении; д) подписание заявителем и исполнителем акта о подключении.

Аналогичные требования содержатся в п. 14 и 15 договоров № 41В/2022-ф от 20.05.2022 (между МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» и <…>), № 29В/2022-ф от

20.05.2022 (между МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» <…>), № 58В/2022-ф (между МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» и <…>).

Кроме того, п. 20 договоров определено, что исполнитель осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения при условии выполнения заявителем параметров подключения (технологического присоединения) и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в размерах и сроки, установленные разделом V договоров.

Антимонопольным органом установлено, что акты о подключении (технологическом присоединении) объекта, акты о выполнении мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) подписаны между сторонами без замечаний.

Таким образом, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения № 58 В/2022-ф от 20.05.2022, № 29В/2022-ф от 20.05.2022, № 41В/2022-ф от 20.05.2022 исполнены сторонами в полном объеме, претензии отсутствуют, что также подтверждается устными пояснениями представителя МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы <…>, предоставленными на рассмотрении дела.

24.11.2022 между МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» и <…>, <…> и <…> заключены договоры холодного водоснабжения.

Таким образом на момент рассмотрения дела между сторонами заключены и исполнены в полном объеме договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Вместе с тем, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить в том числе связаны ли эти действия с ограничением или устранением конкуренции, могут ли данные действия привести к нарушению интересов неопределенного круга лиц, обусловлены ли действия хозяйствующего субъекта наличием доминирующего положения на товарном рынке.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта принимаются во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

Пленум № 2 в пункте 12 разъяснил, что нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином товарном рынке; сам по себе факт доминирования на рынке, как и факт нарушения отраслевых норм, не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Квалификация действий лица как нарушающего запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на конкретном товарном рынке, результатом которого являются или могут являться антиконкурентные последствия. Полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона о защите конкуренции состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского, жилищного и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.

Таким образом, из разъяснений Верховного Суда РФ следует, что наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Возникший гражданско-правовой спор не свидетельствует о направленности действий предприятия на сохранение либо укрепление своего положения на товарном рынке с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и наносящий ущерб контрагентам или совершения им действий по принуждению контрагента принятию таких условий.

Сама по себе констатация возможности ущемления интересов заявителей в отрыве от сферы регулирования антимонопольного законодательства не свидетельствует о доказанности нарушения именно антимонопольного запрета.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения настоящего дела реальное ущемление прав потребителей либо угроза их наступления (акты осмотра и претензии аннулированы) отсутствуют, следовательно в настоящее время факт нарушения антимонопольного законодательства не установлен. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 № 309-ЭС21-119, от 03.09.2021 № 309-ЭС21-14688, от 27.01.2022 № 310-ЭС2126846.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание то, что основным содержанием претензий являлось требование о погашении штрафных санкций, которые в последующем были аннулированы на основании решений судов Йошкар-Олинского городского суда от 18.02.2022 по делу № 2-304/2022, от 22.02.2022 по делу № 2-271/2022, от 22.02.2022 по делу № 2-317/2022, подписание и исполнение в полном объеме договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения объектов, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что в действиях МУП «Водоканал

г. Йошкар-Олы» в настоящее время отсутствует нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, прекратить производство по настоящему делу.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 012/01/10-1184/2021 в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» МО «Город Йошкар-Ола» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии                                                                                       

Члены Комиссии                                                                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны