Решение №012/06/64-73/2020 Решение по жалобе Монолит, КС-Строй от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/64-73/2020

07 февраля 2020 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –- заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей заказчика - администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» (далее – администрация МО «Сернурский МР», заказчик):

(доверенность от 14.01.2020),

в отсутствие представителей заявителей – общества с ограниченной ответственностью «КС-Строй» (далее – ООО «КС-Строй»), общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее – ООО «Монолит»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобы ООО «КС-Строй», ООО «Монолит» на положения документации электронного аукциона на строительство автомобильной дороги Большой Торешкюбар - Средний Торешкюбар Сернурского района Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0108300013520000001),

установила:

Администрацией МО «Сернурский МР» проводится электронный аукцион на строительство автомобильной дороги Большой Торешкюбар - Средний Торешкюбар Сернурского района Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте 0108300013520000001).

В Марийское УФАС России поступили жалобы ООО «КС-Строй», ООО «Монолит» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. № 345 от 05.02.2020, № б/н от 05.02.2020, № б/н от 07.02.2020).

В результате рассмотрения жалоб, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация электронного аукциона на строительство автомобильной дороги Большой Торешкюбар - Средний Торешкюбар Сернурского района Республики Марий Эл размещены на официальном сайте 27.01.2020 (код закупки 0108300013520000001).

Дата и время окончания подачи заявок - 04.02.2020 10:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 04.02.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта - 46 174 786,00 рублей.

1. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Монолит», в проекте контракта отсутствуют условия о том, что является результатом выполненных работ по контракту.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предметом проводимого аукциона является строительство автомобильной дороги.

Вместе с тем, положения проекта контракта не содержат информации о том, что является результатом выполненных работ.

Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Монолит» в указанной части обоснована.

2. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Монолит», разработанный заказчиком график производства строительно-монтажных работ не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 указанного закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 указанного закона требований к их предоставлению.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2018 г. N 336/пр утверждена соответствующая Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика).

Указанная Методика является действующей, иной Методики в настоящее время не имеется.

В соответствии с пунктом 2.9 Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

- подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Вместе с тем, разработанный заказчиком календарный график производства работ на объекте (приложение № 3 к контракту) указанных сведений не содержит, что противоречит положениям пункта 2.9 Методики, части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также нарушает положения части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Монолит» в указанной части обоснована.

3. Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО «КС-Строй», заказчиком в проекте контракта не установлены положения, предусмотренные пунктами 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – Постановление № 1466).

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Соответствующие типовые условия контрактов установлены Постановлением № 1466.

В силу части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В пунктах 16.1, 16.2 аукционной документации заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению муниципального контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций должен составлять 20 % (двадцать процентов) от стоимости всех работ по муниципальному контракту.

Согласно пункту 3 Постановления № 1466 в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

Пунктом 4 Постановления № 1466 предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 1466 подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Проанализировав проект контракта, Комиссия Марийского УФАС России установила, что пункты 5.1.38.2, 5.1.38.3, 5.1.38.4 проекта контракта содержат вышеуказанные условия.

Таким образом, жалоба ООО «КС-Строй» в указанной части не обоснована

4. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «КС-Строй», размещенная заказчиком проектно-сметная документация выполнена с грубыми нарушениями действующего законодательства, имеются противоречия между проектной документацией и сметной документацией.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 указанного закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.

Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 указанного.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Проанализировав документацию об электронном аукционе Комиссия Марийского УФАС России установила, что на официальном сайте размещена проектная документация в полном объеме, опубликованы локальные сметы.

Кроме того, на официальном сайте заказчиком опубликовано положительное заключение достоверности определения сметной стоимости объекта № 12-1-0054-19 от 24.05.2019.

Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии Марийского УФАС прийти к выводу об обоснованности жалобы ООО «КС-Строй».

Жалобы ООО «КС-Строй» в указанной части не обоснована.

5. В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.

Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» указанного пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.

Заказчиком в пункте 16.3 аукционной документации указано, что подрядчик обязуется выполнить конкретные виды и объемы работ самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязательств по контракту в объеме не менее 25 % от цены контракта согласно Приложению № 8 к проекту муниципального контракта (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570).

Аналогичная информация указана в пункте 5.1.37 проекта контракта.

Вместе с тем, аукционная документация, в нарушение подпункта «а» пункта 2 Постановления № 570, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе не содержит сведений о возможных видах и объемах работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

6. В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиями, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Приказом Минтранса России от 05.02.2019 № 37 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта.

Таким образом, заказчик при утверждении документации, в том числе проекта контракта обязан соблюдать положения части 2 статьи 8, части 11 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, Приказа Минтранса России от 05.02.2019 № 37.

В соответствии с пунктами 5.1.23, 5.1.24 проекта контракта подрядчик принимает на себя обязательства:

- для ведения лабораторных испытаний предоставить заказчику свидетельство (Заключение) «О состоянии измерений в лаборатории» с приложением перечня разрешенных испытаний, либо договор с лабораторией, за исключением лаборатории заказчика, имеющей такое свидетельство, с приложением перечня разрешенных испытаний, позволяющих определять качество дорожно-строительных материалов, в 3-х дневный срок после подписания контракта;

- вести с момента начала работ на объекте и до их завершения, оформленные и заверенные печатями заказчика (при необходимости) и подрядчика журналы производства работ, обеспечить их нахождение на объекте. В испытательной лаборатории вести журналы лабораторных испытаний в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, входного, операционного контроля качества применяемых дорожно-строительных материалов и конструкций в соответствии со схемами лабораторного контроля качества, в письменном виде отчитываясь о результатах перед Заказчиком в форме лабораторных протоколов испытаний при приемке выполненных работ.

Однако, указанные в проекте контракта условия не предусмотрены типовыми условиями контракта, утвержденными Приказом от 05.02.2019 № 37.

Кроме того, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 подрядчик обязан в составе исполнительной документации представить заказчику результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля (подпункт «г» пункт 6 требований).

Аналогичная позиция высказана ассоциацией Саморегулируемой организации «Гильдия строителей РМЭ» в письме от 05.02.2020 № 69, в соответствии с которой включение в проект контракта условия об обязанности подрядчика представить заказчику свидетельство на лабораторию с указанием перечня разрешенных испытаний, неправомерно и ущемляет права потенциальных подрядчиков, поскольку в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 подрядчик обязан в составе исполнительной документации представить заказчику результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля.

Таким образом, установление подобных требований в проекте контракта не соответствует типовым условиям контракта, утвержденным Приказом Минтранса от 05.02.2019 № 37, а также нарушает положения части 2 статьи 8, части 11 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монолит» обоснованной.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «КС-Строй» необоснованной.

3. Признать в действиях администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» нарушение нарушение части 2 статьи 8, части 11 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минтранса России от 05.02.2019 N 37 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта».

4. Выдать администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» обязательное для исполнения предписание.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны