Постановление б/н постановление в отношении МУП "Водоканал г. Йошкар-Олы" от 7 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.31-559/2019

об административном правонарушении

 

07 октября 2019 года                                                                                                     г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике  Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя-начальника отдела Ерошкиной Оксаны Вадимовны, рассмотрев протокол № 012/04/14.31-559/2019 от 23 сентября 2019 года и материалы административного дела № 012/04/14.31-559/2019, возбужденного в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы») (ул. Дружбы, д. 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039, ОГРН 1021200764331, ИНН 1215020390, зарегистрировано в качестве юридического лица: 10.01.1994), выразившегося в нарушении порядка расчета платы за водоотведение в отношении ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд» в присутствии представителя МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы»  А по доверенности,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении                     № 012/04/14.31-559/2019 в отношении МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» по факту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося  в нарушении порядка расчета платы за водоотведение в отношении ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности 29.08.2019 направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07/5532), которое получено предприятием 04.09.2019.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.31-559/2019 от             23.09.2019 составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Антроповой Эльвирой Васильевной в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» Ао доверенности.

Копия протокола № 012/04/14.31-559/2019 (исх. № 03-07/6015 от 23.09.2019) вручена представителю А по доверенности и направлена по юридическому адресу предприятия. Копия данного протокола согласно уведомлению органа почтовой связи, получена МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» 26.09.2019.

Событие административного правонарушения выразилась в следующем.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, что согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является услугой, оказываемой субъектами естественных монополий.

Указанное подтверждается договорами холодного водоснабжения и водоотведения, заключенными между МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» и ООО «ЖЭУК Благоустройство-1», ЖСК «Труд».

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры и на предприятие распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 и статьи 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.

 В Марийское УФАС России поступило заявление ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» (вх. № 9106 от 28.08.2018) на действия МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы», выразившиеся в неправомерном начислении платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

Марийским УФАС России установлено, что между обществом и МУП Водоканал г. Йошкар-Ола» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2862 от 01.04.2015, в соответствии с которым предприятие определяло объем сточных вод по приборам учета, а в случае отсутствия приборов учета сточных вод их объем принимался равным объему воды, полученной потребителем и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжения) (п. 4.1.4 договора).

С 01.01.2017 между ресурсоснабжающей организацией и обществом заключен единый договор № 2862, в силу которого для учета объемов поданной исполнителю холодной воды и объема принятых сточных вод стороны использовали приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

По мнению заявителя, МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» в нарушении действующего жилищного законодательства, а именно п. 42 Правилами № 354, производило выставление счетов на оплату услуг по водоотведению исходя из показаний общедомового прибора учета на холодное и горячее водоснабжение. 

В рамках рассмотрения дела установлено, что в спорный период на обслуживании ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» находились многоквартирные жилые дома, оборудованные ОДПУ холодного и горячего водоснабжения, расположенные на территории г. Йошкар-Ола: ул. Вавилова, д. 32, ул. Васильевна, д. 1, ул. Дружбы, д. 77, ул. Пролетарская, д. 9, ул. Красноармейская, д. 103, ул. Зарубина, д. 40 «а», ул. Анциферова, д. 7, ул. Анциферова, д. 15, ул. Пролетарская, д. 11, ул. Суворова, д. 20, ул. Волкова, д. 68, ул. ГСБ 42, ул. Первомайская, д. 164, ул. Вознесенская, д. 34, ул. Вознесенская, д. 74, Ленинский проспект+Советская, д. 154, ул. Панфилова. Д. 20, ул. Первомайская, д. 124, ул. Соловьева, д. 27, Ленинский проспект, д. 47, ул. Ленинский проспект, 30 «а», ул. Краснофлотская, д. 30, ул. Дружбы, д. 97, ул. Анциферова. д. 8 «а», пр-кт Гагарина, д. 17, пр-кт Гагарина, д. 20, ул. Зарубина, д. 1а, ул. Фестивальная, д. 56, Ленинский проспект, д. 64 «б», ул. Строителей, д. 56, ул. Первомайская, д. 126, ул. Эшпая, д. 1556 «а», ул. Эшпая, д. 121, ул. Красноармейская, д. 122, ул.Хасанова, д. 1, ул. Пролетарская, д. 55, ул. Лобачевского, д. 10, ул. Рябинина, д. 34,ул. Панфилова, д. 28 «а/», Ленинский проспект, д. 36, ул. К.Маркса, д. 124, ул. Панфилова, д. 21, ул. Комсомольская, д. 121, ул. Куйбышева, д. 35, ул. Анникова, д. 6, ул. Первомайская, д. 105 «а».

Кроме того, обществом представлен перечень многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, в которых установлены индивидуальные приборы учета, а именно по адресам: пр. Гагарина, д. 28, ул. Советская, д. 141, ул. Свердлова, д. 46, ул. Анникова, д. 12 в, ул. Машиностроителей, д. 101, ул. Лебедева, д. 51 г., ул. Лебедева, д. 51 в, ул. Лебедева, д. 37 б, ул. Льва Толстого, д. 80, бул. Чавайна, д. 20 б, ул. Строителей, д. 56, ул. Анникова, д. 12в, ул. Кирова, д. 17а, ул. Успенская, д. 32 а, ул. Я. Эшпая, д. 156а, ул. Советская, д. 116, ул. Рябинина, д. 9, ул. Я. Эшпая, д. 121, ул. Панфилова, д. 21, ул. Советская, д. 161, ул. Панфилова, д. 24, ул. Комсомольская, ул. Анникова, д. 6 б, пр. Гагарина, д. 20, ул. Панфилова, д. 22, ул. Зарубина, д. 1 а.,ул. Ленинский проспект, д. 64б, Ленинский проспект, д. 32, ул. Лебедева, д. 53в, ул. Рябинина, д. 29, ул. Первомайская, д. 122, ул. Красноармейская, д. 107 б, ул. Анникова, д. 8а, ул. Рябинина, д. 33 а, ул. Рябинина. Д. 34, ул. Красноармейская, д. 107, ул. Пролетарская, д. 55, пр. Гагарина, д. 7, пр. Гагарина, д. 17, б. Победы, д. 3, Ленинский пр. д. 36, Ленинский проспект, д. 19, ул. Советская, д. 147, ул. Советская, д. 149, ул. Анциферова, д. 8а, ул. Советская, д. 87, ул. Рябинина, д. 35, ул. Фестивальная, д. 58, ул. Хасанова, д. 1, ул. Рябинина, д. 5, ул. Панфилова, д. 28а, ул. Волкова, д. 164, ул. Куйбышева, д. 57, ул. Луначарского, д. 67.

При этом, общедомовые приборы учета сточных вод в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», не установлены.

Кроме того, в материалы дела ЖСК «Труд» (прежнее наименование – ТСЖ «Труд») представлен единый договор № 912 от 17.12.2013, заключенный с МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола», в соответствии с которым предприятие обязуется отпускать исполнителю коммунальную услугу: питьевую воду и принимать сточные воды, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать отпущенную питьевую воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.

Сторонами договора определено, что объем сточных вод определялся по приборам учета ЖСК «Труд», а в случае отсутствия приборов учета сточных вод, их объем принимается равным объему воды, полученной из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение).

В последующим между МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» и ЖСК «Труд» заключен единый договор № 912 от 21.06.2016 холодного водоснабжения и водоотведения, в силу которого для учета объемов поданной исполнителю холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На обслуживании ЖСК «Труд» находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Хасанова, д. 9, в котором установлен общедомовой прибор учета холодного и горячего водоснабжения.

При этом, общедомовой прибор учета сточных вод в многоквартирном жилом доме, обслуживаемом ЖСК «Труд», не установлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктами 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу статьи 426 (части 1 и 3) Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 17 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила № 124), существенным условием договора ресурсоснабжения является, в том числе, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Закона о водоснабжении и водоотведении.

Пунктом 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведения предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Вместе с тем пунктом 4 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Указанная норма корреспондируют положения пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правила № 644, вступивших в силу 14.08.2013, согласно которому к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения данных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

Таким образом, законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и их абонентами, приобретающими воду и получающими услугу водоотведения для целей оказания коммунальных услуг, установлен приоритет жилищного законодательства.

Так, порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). Плата за водоотведение является составной частью платы за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).

В пунктах 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Марийским УФАС России установлено,что ООО «ЖЭУК Благоустройство-1» и ТСЖ «Труд» приобретали у МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» холодную и горячую воду и осуществляли отпуск сточных вод в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд».

На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил № 354).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57 определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК.

Следовательно, Правила № 354 являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению, при этом положения Закона о водоснабжении и водоотведении, подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам № 354.

Согласно пункту 4 Правил № 354 (в редакции от 26.06.2016 № 17) под коммунальной услугой водоотведения понимался отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Исходя из изложенного в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителю не предоставляется.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» также были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306), вступившие в силу с 27.04.2013г.

Так, с указанной даты был признан утратившим силу абзац 2 пункта 29 Правил №306, согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определялся исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды. Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил № 306.

Указанное свидетельствует о том, что с 01.06.2013г. законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее.

В силу пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Более того,  в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2380/10, указано, что при расчетах должны применяться показания общедомового прибора учета, а в случае их отсутствия расчеты должны производится по установленным в  муниципальном образовании нормативам потребления, при этом во внимание должны приниматься также произведенные населению перерасчеты за некачественное оказание услуг и за временно отсутствующих граждан, а также показания индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) спорных коммунальных ресурсов.

Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил №354.

Принимая во внимание, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд» отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, следует, что у МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола»  не имелось законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.

МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» за период с 01.01.2016 по 31.05.2017 представлены копии актов снятия показаний водомеров на вводе в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», из содержания которых следует, что расчет платы за водоотведение осуществлялся в соответствии с указанными в акте объемами (всех источников водоснабжения).

Кроме того, в расчет платы за водоотведение включены объемы горячего водоснабжения, определяемые на основании показаний ОДПУ горячего водоснабжения.

Более того, согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.

Вместе с тем,  с 01 июня 2017 года пункт 21 Правил № 124 дополнен подпунктом в(4), в соответствии с которым объем сточных вод в расчетах между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и исполнителем коммунальных услуг по водоотведению, определяется по новой расчетной формуле, как сумма объемов холодной и горячей воды, поданных в многоквартирный дом, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод.

Vст = Vхвс + Vгвс

где:

Vст - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

VХВС - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.

При отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды либо при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды норматива водопотребления и норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Исходя из указанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд» в пользу ресурсоснабжающей организации, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги. То есть расчет за водоотведение должен осуществляться именно в соответствии с Правилами №354.

Вместе с тем, Марийским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» в период с 01.01.2016 по 31.05.2017 осуществило начисление платы ООО «ЖЭУК Благоустройство» за услуги водоотведения и водоснабжения в соответствии со сведениями, отраженными в таблице № 1:

 

№ счет фактуры, дата, выставляемая МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола»

Размер платы, выставляемой ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» за водоотведение

Размер платы, выставляемой ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» за водоснабжение

Размер платы, выставляемой ЖСК «Труд» за водоотведение

Размер платы, выставляемой ЖСК «Труд» за водоснабжение

2307 от 31.01.2016

1093559,70

667084,04

12831,58

6865,83

4894 от 29.02.2016

1046546,50

643358,80

12669,84

6560,68

7648 от 31.03.2016

1044982,99

649 110,84

13873,92

7476,13

10343 от 30.04.2016

1038135,87

623219,02

12795,64

6865,83

12925 от 31.05.2016

1017792,25

634,285,38

9686,58

6560,68

15669 от 30.06.2016

1018798,67

674132,97

12921,43

7018,40

18288 от 31.07.2016

971142,74

641045,10

12528,09

8869,19

20998 от 31.08.2016

1011948,04

690604,50

11835,21

6548,58

23628 от 30.09.2016

1048015,44

667668,57

12659,18

7152.57

26345 от 31.10.2016

1013933,05

652870,71

12621,73

6834,68

29178 от 30.11.2016

1086554,79

698170,32

12247,20

6516,79

32089 от 31.12.2016

1035880,62

672723,05

11123,60

6515,79

2632 от 31.01.2017

1041086,62

717355,08

14868,92

6198,89

5194 от 28.02.2017

1049494,86

769155,58

10037,45

6198,89

8143 от 31.03.2017

1046760,77

698090,86

12003,75

6357,84

10988 от 30.04.2017

1062247,62

713937,70

10805,25

6357,84

13896 от 31.05.2017

1022397,46

721869,18

9794,01

4768,38

Марийское УФАС России не может согласиться с указанным расчётом, поскольку установлено, что между ООО «ЖЭУК «Благоустройство» и АО «ЕРЦ Республики Марий Эл» 30.11.2015 заключен договор на выполнение работ по начислению, сбору и перечислению платежей за жилищно-коммунальные услуги № А-11/20154/004 собственникам многоквартирных жилых домов.

Кроме того, аналогичный договор на выполнение работ по начислению, сбору и перечислению платежей за жилищно-коммунальные услуги заключен между АО «ЕРЦ Республики Марий Эл» и ЖСК «Труд».

В соответствии с данным договором ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд» поручили, а АО «ЕРЦ на территории РМЭ» приняло на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет заявителя и заинтересованного лица юридические и фактические действия за вознаграждение.

Приложением № 1 к договорам указано, что АО «ЕРЦ на территории РМЭ» оказывает следующие услуги:

- обработку информации и формирование информационной базы данных о начисленных и оплаченных платежах потребителей (конечных собственников);

- осуществление информационного обмена в соответствии с договорами, заключенными между ООО «ЖЭУК Благойствойство-1», ЖСК «Труд» и поставщиками соответствующих услуг;

- поддержание информационной базы данных в актуальном, с учетом происходящих изменений состояний, в соответствии с информацией, предоставленной ООО «ЖЭУК Благойствойство-1», ЖСК «Труд»;

- расчет стоимости поставленных услуг по тарифам и нормативам, не противоречащим законодательству Российской Федерации и Республике Марий Эл;

- обработка документации, поступающей от принципала, связанной с исполнением настоящего договора;

- начисление платежей за поставленные услуги потребителям в многоквартирных жилых домах, в отношении которых ООО «ЖЭУК Благойствойство-1», ЖСК «Труд» выполняют функции управления/обслуживания в разрезе лицевых счетов и видов услуги.

В качестве доказательств оказания услуг АО «ЕРЦ на территории РМЭ» представлена информация о начислении платы за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемой собственникам многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ООО «ЖЭУК «Благоустройство» и ЖСК «Труд», отраженная в                таблице № 2.

 

месяц

ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1»

ЖСК «Труд»

Расчет платы за водоотведение

Расчет платы за водоснабжение

Расчет платы за водоотведение

Расчет платы за водоснабжение

Январь 2016

887715,90

643996,72

8168,32

6713,22

Февраль 2016

862266

627857,84

10404,67

6529,27

Март 2016

814548,53

632 890,48

8990,89

7205,86

Апрель 2016

865085,69

615152,36

10372,35

6832,64

Май 2016

819504,73

619498,07

7019,79

6533,81

Июнь 2016

787420,57

672486,89

8136,05

6966,63

Июль 2016

887619,44

700986,64

9021,75

8769,22

Август 2016

914115,74

745823,71

8932,95

6508,16

Сентябрь 2016

947 651,02

724 538,20

9906

7112,16

Октябрь 2016

918489,73

715 715,90

8547,09

6780,13

Ноябрь 2016

952764,40

744444,42

9776,92

8046,49

Декабрь 2016

947275,96

734485,10

8621,00

7185,02

Январь 2017

1001327,38

738432,49

13238,26

8185,85

Февраля 2017

1042431,19

751270,38

8187,48

4851,17

Март 2017

990880,21

728040,58

9240,80

4860,87

Апрель 2017

1006768,15

724942,49

10208,58

5487,91

Май 2017

984928,82

730234,31

8090,71

4851,32

Проанализировав представленные в материалы дела документы, Марийским УФАС Росси установлено, что фактические объемы за услуги водоотведения, выставляемые   собственникам многоквартирных жилых домов (таблица № 2) отличны от объемов, выставляемых МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» ООО «ЖЭУК Благоустройство-1» и ЖСК «Труд» (таблица № 1).

В качестве доказательств, подтверждающих фактический объем водоотведения в период с 01.06.2016 по 31.05.2017, ЖСК «Труд» представило копии платежных квитанций, выставляемых собственникам жилых помещений. В том числе ООО «ЖЭУК Благоустройство-1» представило платежные квитанции в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 77, ул. Васильева, д. 1 за период 01.01.2016 по 31.12.2016 г.

Так, в рамках рассмотрения дела Марийским УФАС России установлено, что  АО «ЕРЦ на территории РМЭ» осуществляло, расчет платы за водоотведение и водоснабжение осуществлялся в домах необорудованных общедомовыми приборами учета сточных вод на основании показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения за расчетный период, а также в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодного горячего  водоснабжения  по нормативу потребления для граждан, а также в следствии осуществления перерасчета платы на основании заявлений собственников многоквартирных жилых домов.

Вместе с тем, МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» в период с 01.01.2016 по 31.05.2017 осуществляло расчет платы за водоотведение в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета сточных вод ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» и ЖСК «Труд» исходя из всех источников водоснабжения, как холодного водоснабжения, так и горячее водоснабжения.

На основании имеющихся в деле материалов, доказательств Марийское УФАС России приходит к выводу, что действия МУП «Водоканал г. Йошкар-Ола» по неправомерному расчету платы за водоотведение привели к ущемлению прав ООО «ЖЭУК Благоустройство-1», ЖСК «Труд», что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из приведенной нормы следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

В данном случае доказательств, свидетельствующих о принятии МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере антимонопольного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Состав административного правонарушения, совершенного МУП «Водоканал»                      г. Йошкар-Олы» и предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения – общественные отношения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы», являющегося субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по водоснабжению и водоотведению в границах расположения сетей;

- субъект – МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы»;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и по правилам части 2 статьи 4.5 КоАП РФ временем его совершения является дата вынесения приказа Марийского УФАС России от 28.11.2018 № 143 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, следует, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения МУП «Водоканал» Йошкар-Олы». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом исследован вопрос о применении в отношении общества статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за водоотведение в отношении ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд», являются нарушением антимонопольного законодательства и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере антимонопольного законодательства.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственности при рассмотрении дела не установлено.

При расчете административного штрафа антимонопольный орган руководствуется Методическими рекомендациями Федеральной антимонопольной службы от 13.07.2015 № АИ/34839/15 по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц за совершением административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32 и 14.33 КоАП РФ (далее – Методические рекомендации).

При назначении административного штрафа Марийское УФАС России исходило из размера выручки МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» за 2017 год от оказания услуг по водоотведению ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1», ЖСК «Труд», информацию о которой предоставило предприятие.

В соответствии с данными методическими рекомендациями и санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ административный штраф на МУП «Водоканал г. Йошкар-Олы» за совершенное административное правонарушение составляет 178249 (сто семьдесят восемь тысяч дести сорок девять) рублей 50 копеек.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное прав

 

Постановила:

 

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (ул. Дружбы, д. 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424039, ОГРН 1021200764331, ИНН 1215020390, зарегистрировано в качестве юридического лица: 10.01.1994) к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 178249 (сто семьдесят восемь тысяч двести сорок девять) рублей 50 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

 

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787,

КПП 121501001,

ОКТМО: 88701000

Наименование получателя: УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001,

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

счет получателя 40101810922020016001,

УИН 16100500000000257666

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                          О.В. Ерошкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны