Протокол, выписка из протокола №ЭБ/3987/23 протокол об административном правонарушении от 26 июля 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-674/2023

об административном правонарушении

 

«25» июля 2023 года г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...> (паспорт <...> выдан <...>, дата выдачи <...>, зарегистрирована по адресу: <...>) по факту нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении наружной рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Лобачевского, д. 10.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 22.04.2023.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 22.04.2023 установлен факт размещения рекламы следующего содержания: далее – Реклама,

,

Из устных и письменных пояснений ООО «Ваш юрист» следует, что между <...> и ООО «Ваш юрист» заключен агентский договор от 09.03.2023. Распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось <...>, согласие на распространение рекламы ООО «Ваш юрист» не предоставлено.

В письменных пояснения <...> (вх. № 4327-ЭП/23 от 15.06.2023), что факт нарушения законодательства о рекламе признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что объект рекламирования определен ею самостоятельно без согласования с ООО «Ваш юрист».

В соответствии со ст. 1 Закона о рекламе целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона о рекламе предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена посредством листовок; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Марийское УФАС России, оценив содержание и способ размещения информации, пришла к выводу, что она по своему содержанию не относится к сведениям, предусмотренным законодательством для обязательного размещения, а направлена на привлечение внимания потребителей к объектам рекламирования – услуги по сопровождению процедуры банкротства физического лица и ее продавцу. Использование в рекламе формулировок «Спишем долги по государственной программе за 6 месяцев… гарантия… бесплатная консультация» не может рассматриваться как информирование оказанных услугах, а имеет явную направленность на привлечение и поддержание интереса к объекту рекламирования – услуги, оказываемые ООО «Ваш юрист».

Кроме того, в силу пункта 2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласно которому при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В рассматриваемой рекламе не указана информация о сумме долга, при которой лицо может быть признано банкротом, время в течение которого необходимо обратиться для признания банкротом, а также о возможных ограничениях для физического лица. Из смысла рекламы можно сделать вывод, что единственный выход при наличии задолженности — это банкротство.

Однако в рекламе не приведено обоснование данного утверждения, и вся существенная информация о проведении процедуры банкротства отсутствует.

Так, при наличии задолженности по кредитам (займам) возможны, например, реструктуризация кредита (займа) и рефинансирование задолженности. Реструктуризация осуществляется несколькими способами: пролонгация кредита, предоставление кредитных каникул, изменение валюты кредитования, снижение ставки по кредиту, списание неустойки. Таким образом, банкротство не является единственным выходом из ситуации, в случае наличия задолженности, однако ООО «Ваш юрист» указанное не отражено в рассматриваемой рекламе.

Так, согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно статье 810 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

Статьей 819 ГК РФ определено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В случае предоставления кредита гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе кредита, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой), ограничения, случаи и особенности взимания иных платежей, определяются законом о потребительском кредите (займе).

Согласно ч. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (ч.2 ст.213.4 Закона о банкротстве).

Таким образом, нормами права установлена минимальная сумма задолженности, при которой физическое лицо может быть признано банкротом (500 тысяч рублей), также определены основания для обращения. Указанные условия являются существенными. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 213.24 Закона о банкротстве в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 (ч. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве).

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (ч. 5. ст. 213.25 Закона о банкротстве). В силу части 1 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Согласно ч. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Следовательно, согласно Закону о банкротстве освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, 2023-3954 гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Таким образом, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

В течение пяти лет с момента завершения процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Однако рассматриваемая реклама создает впечатление, что, обратившись с заявлением о признании банкротом, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Указание только благоприятных последствий процедуры банкротства создает впечатление у потребителей, о том, что после проведения данной процедуры не возникает каких-либо последствий и трудностей. Кроме того, из рекламы следует, что, гражданину гарантировано освобождение от долгов, в то время как решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры банкротства. Вместе с тем, в рекламе иная информация, касающаяся процедуры банкротства, в том числе об ограничениях и последствиях после введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом, отсутствует.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит существенных условий касательно процедуры банкротства, тем самым искажается смысл рекламы, и потребители вводятся в заблуждение.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При рассмотрении материалов дела № 012/05/5-360/2023 Марийским УФАС России установлено, объект рекламирования определен <...>. Распространение рекламы осуществлено собственными сила. ООО «Ваш юрист» макет рекламной информации не согласовывало. Между ООО «Ваш юрист» и <...> заключен агентский договор от 09.03.2023.

В силу п. 1.1. агентского договора общество поручило <...> за вознаграждение осуществлять от имении общества, но за свой счет поиск и привлечение физических и юридических лиц, заинтересованных в получении юридических услуг. За выполнение указанного поручения общество выплачивает вознаграждение в соответствии с условиями договора.

В целях исполнения агентского договора от 09.03.2023 <...> разработала и определила макет рекламы и изготовила через типографию рекламные листовки, в последующем распространила на территории г. Йошкар-Олы. Таким образом, лицом, заинтересованным в распространении рекламы товара является <...>.

Следовательно, рекламодателем, рекламораспространителем рекламной информации является <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на физических лиц - от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Согласно части 2 статьи 24.2 лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии <...> надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте составления протокола (в адрес <...> направлено уведомление о составлении протокола, которое возвращено в Марийское УФАС России 14.07.2023).

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «08» августа 2023 года в 09 час. 45 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на

обработку персональных данных. _________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

 

<...>

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2023 г. ______________

(подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

« »_____________2023 г. _______________________(подпись)

Дополнительно сообщаем, что Вы вправе принять участие в составлении протокола посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server».

Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/9236854231.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны