Решение №ЕЛ/4816/23 Решение Комиссии Мордовского УФАС России от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/10/18.1-740/2023

 

г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» ноября 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

в присутствии представителя заявителя – <...> (доверенность № 1 от 21.11.2023 г.),

в присутствии представителя организатора торгов – <...> (доверенность № б/н от 22.11.2023 г.),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «О защите конкуренции») жалобу <...> на действия конкурсного управляющего <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) (вх. № 5826/23 от 15.11.2023 года) на действия конкурсного управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при реализации имущества должника путем проведения процедуры публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 12424021, лот № 5).

В связи с поступлением жалобы Малюгиной М.С. (вх. № 5826/23 от 15.11.2023 года) Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в адрес Заявителя, Организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 17.11.2023 № ЕЛ/4618/23. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 22 ноября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно доводам поступившей жалобы (вх. № 5826/23 от 15.11.2023 года) в ходе проведения процедуры публичного предложения № 12424021 (далее – Торги) общее количество поданных заявок менялось от 2 до 5, при этом в протоколе об определении участников торгов № 187923 от 07.11.2023 г. указано 3 заявки.

Заявитель указывает, что в сообщение о проведении Торгов не включены сведения о сроке внесения задатка. Кроме того, Заявитель просит проверить заявки претендентов на участие в Торгах на наличие поступившего в адрес банкрота задатка до окончания девятого периода действия цены.

Также в своей жалобе Заявитель обратил внимание на то, что Организатором торгов несвоевременно опубликовано решение о допуске претендентов на участие в Торгах.

Организатор торгов не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной (вх. № 6004/23 от 21.11.2023 г.).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены принимать и рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.05.2022 г. по делу № А39-4013/2021 Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» признано несостоятельным (банкротом), в связи с чем в отношении имущества ООО «СМУ № 1» открыто конкурсное производство сроком до 07.11.2022 г. Конкурсным управляющим назначен <...>.

12.09.2023 Организатором торгов в ЕФРСБ размещено информационное сообщение № 12424021, лот № 5 об объявлении процедуры реализации имущества ООО «СМУ № 1» путем проведения торгов в форме открытого публичного предложения.

Состав имущества, реализуемого при проведении торгов с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника в форме открытого публичного предложения по лоту № 5: права требования должника к ООО «Домострой» в размере 1 153 972,63 рублей.

Торги проводились на Электронной торговой площадке «Центр дистанционных торгов».

Дата и время начала подачи заявок девятого периода действия цены: 22.10.2023 в 13:00.

Дата и время окончания подачи заявок девятого периода действия цены: 27.10.2023 в 13:00.

Дата и время торгов: 07.11.2023 в 13:00.

Начальная цена по лоту № 5 – 1 153 972,63 руб.

Размер задатка по лоту № 5 – 10 % от начальной цены.

Торги проводились в соответствии с Законом о банкротстве, Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ № 495).

1. Согласно доводу жалобы Заявителя в ходе проведения Торгов общее количество поданных заявок менялось от 2 до 5, тогда как в протоколе об определении участников торгов № 187923 от 07.11.2023 г. указано 3 заявки.

Как следует из письменных пояснений Организатора торгов (вх. № 6004/23 от 21.11.2023 г.), графа на ЭТП «Общее количество представленных заявок на участие» меняется в зависимости от количества поданных заявок, при этом в случае отзыва заявки, количество предложений не уменьшается на количество отозванных заявок.

На дату и время завершения приема заявок в девятом периоде действия цены представленных заявок было 4, в том числе одна отозванная, в следующем периоде поступила еще одна заявка, в связи с чем к моменту подведения итогов девятого периода проведения торгов по лоту № 5 количество заявок в совокупности составляло 5.

Также Организатор торгов указал на то, что протокол о признании претендентов участниками торгов формируется автоматически электронной торговой площадкой с указанием количества допущенных и не допущенных заявок к участию в торгах.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о защите конкуренции в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего. Организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

Из анализа указанных положений Закона о банкротстве следует, что к полномочиям Организатора торгов относится проведение торгов только в случае использования открытой формы представления предложений о цене.

В рассматриваемом случае прием предложений о цене осуществлялся в закрытой форме.

На основании изложенного, у Организатора торгов отсутствуют полномочия и возможность самостоятельно корректировать состав поданных заявок.

Кроме того, представитель Заявителя на Комиссии Мордовского УФАС России пояснил, что по данному доводу Заявитель обратился также в ФАС России по вопросу нарушения порядка организации торгов Электронной торговой площадкой «Центр дистанционных торгов».

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод Заявителя является необоснованным.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя в сообщении о проведении Торгов не включены сведения о сроке внесения задатка. Кроме того, Заявитель просит проверить заявки претендентов на участие в Торгах на наличие поступившего в адрес банкрота задатка до окончания девятого периода действия цены.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о защите конкуренции в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения о том, что продажа объекта допускается только при наличии у покупателя заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если осуществляется продажа объекта, относящегося к производственным объектам, указанным в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», или предприятия, в состав имущества которого входит такой производственный объект; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Согласно абзацу 4 пункта 6.1.3 Приказа № 495 при участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

Согласно сообщению в ЕФРСБ № 12424021 датой и временем начала подачи заявок девятого периода действия цены является 22.10.2023 г. 13:00, а датой и временем окончания подачи заявок девятого периода действия цены – 27.10.2023 г. 13:00.

Таким образом, срок внесения задатка установлен законодательством в форме определенного Организатором торгом периода времени, включающего начало и окончание сроков подачи предложений о цене.

В рассматриваемом случае таким периодом времени считается 22 октября 2023 г. 13:00 – 27 октября 2023 г. 13:00.

Также Организатором торгом указано, что заявка Заявителя соответствовала информационному сообщению № 12424021 и была допущена к участию в Торгах, на основании чего Заявитель знал о сроках внесения задатка.

Из указанного следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены не были.

По вопросу внесения задатка другими участниками процедуры реализации имущества ООО «СМУ № 1» Организатор торгов пояснил следующее.

Задаток <...> поступил на расчетный счет должника 26.10.2023 г. в 13:42, что подтверждается платежным поручением № 556639.

Задаток <...> в соответствии с платежным поручением № 737662 поступил на расчетный счет ООО «СМУ № 1» 30.10.2023 г. в 01:31.

Иные претенденты в Торгах не участвовали, т.к. заявка <...> была отозвана 27.10.2023 г. в 12:40, а заявка <...> не была допущена в соответствии с протоколом об определении участников торгов № 187923 от 07.11.2023 г.

На основании изложенного, Комиссией Мордовского УФАС России данный довод Заявителя признается необоснованным.

3. Согласно доводу Заявителя Организатор торгов несвоевременно опубликовал решение о допуске претендентов на участие в Торгах.

В соответствии с информационным сообщением в ЕФРСБ № 12424021 решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах оформляется протоколом об определении участников торгов не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента окончания периода проведения торгов.

Датой окончания девятого периода действия цены являлось 27.10.2023 г.

Указанное решение Организатором торгов опубликовано в ЕФРСБ только 07.11.2023 г.

Таким образом, в рассматриваемом случае решение Организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах должно быть опубликовано до 02.11.2023 г.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о банкротстве вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац 16 статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества, должны быть экономически оправданными и направлены на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).

Таким образом, в отличии от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

Из жалобы Заявителя не следует, что продажа права требования ООО «СМУ № 1» к ООО «Домострой» могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке.

С учетом изложенного, учитывая соблюдение со стороны Организатора торгов порядка проведения торгов, а также недоказанность потенциального негативного влияния на конкуренцию при реализации имущества должника ООО «СМУ № 1», Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя.

Дополнительно Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что Заявитель не лишен возможности обратиться за судебной защитой в суд в случае, если полагает, что действия конкурсного управляющего не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права Заявителя.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> (вх. № 5826/23 от 15.11.2023 года) на действия конкурсного управляющего <...> при реализации имущества должника путем проведения процедуры публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 12424021, лот № 5) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны