Постановление №ЕЛ/2439/22 Постановление о назначении административного наказания в вид... от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-743/2022 об административном правонарушении 

12 декабря 2022 года                                                                     г. Саранск, проспект Ленина, 14 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. и материалы дела № 013/04/14.3-743/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Кредитного потребительского кооператива «Партнер» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В рамках дела № 013/05/5-635/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории г. Саранска Республики Мордовия в период с 28 июля 2015 года по 12 октября 2022 года рекламы «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИОНЕРАМ ЛЬГОТЫ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели ВКЛАДЫ под высокий ПРОЦЕНТ», а также в период с 12 октября 2022 года по 27 октября 2022 года рекламы «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели», размещавшейся в виде аппликации на остеклении входной группы помещения под вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив» <...>, в которой сообщались не соответствующие действительности сведения об оформлении вкладов (в первом тексте рекламы) и умалчивалась (в первом и втором тексте рекламы) существенная часть информации о том, что займами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики). Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 21.10.2022 №ДМ/1818/22 по делу № 013/05/5-635/2022 такая реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Данный факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя – КПК «Партнер» <...> протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. составлен в присутствии законного представителя юридического лица – директора КПК «Партнер» <...>, которому под расписку лично вручена копия составленного протокола об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г.. а также копия определения Мордовского УФАС России от 24.11.2022 № ЛА/2202/22 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Тем самым КПК «Партнер» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

С письмом КПК «Партнер» <...> поступили документы и сведения по существу настоящего разбирательства, а также ходатайство о замене административного штрафа предупреждением <...>.

Рассмотрение дела № 013/04/14.3-743/2022 об административном правонарушении состоялось в назначенное время, к которому также приобщены материалы дела № 013/05/5-635/2022.

Содержание протокола об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. рассматривает руководитель Мордовского УФАС России <...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии законного представителя юридического лица – директора КПК «Партнер» <...> <...>, а также <...>, представляющей интересы КПК «Партнер» по доверенности <...>.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В Мордовское УФАС России поступило обращение Волго-Вятского ГУ Банка России <...>, повторно направленное письмом Волго-Вятского ГУ Банка России <...>, в котором сообщалось о распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия информации «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИОНЕРАМ ЛЬГОТЫ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели ВКЛАДЫ под высокий ПРОЦЕНТ», используемой в наружном оформлении офиса КПК «Партнер» (г. Саранск, <...>), в подтверждение чего к обращению приложен фотоотчет от 03.06.2022.

Из предоставленного Волго-Вятским ГУ Банка России фотоотчета от 03.06.2022 следует, что заявленная информация демонстрировалась на фасадной части многоквартирного дома в виде надписей, нанесённых на остекление входной группы помещения под вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив», находящегося по адресу: г. Саранск <...>.

Доступная для восприятия в уличном пространстве информация «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИОНЕРАМ ЛЬГОТЫ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели ВКЛАДЫ под высокий ПРОЦЕНТ» под вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив» представляет интерес для неопределенного круга лиц, позволяет выделить деятельность такого кооператива по предоставлению им финансовых услуг в виде займов и вкладов среди множества однородных, направленно привлекает внимание к предлагаемым кооперативом услугам, тем самым формирует интерес к ним и способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является финансовая деятельность Кредитного потребительского кооператива «Партнер» (г. Саранск<...>) по предоставлению финансовых услуг в виде займов и вкладов.

Из документов, предоставленных с письмом КПК «Партнер» <...>, следует, что обозначенное вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив» помещение (г. Саранск<...>) принадлежит на праве собственности КПК «Партнер», который в наружном оформлении своего офиса использует с 28.07.2015 аппликацию с рассматриваемой рекламой.

Соответственно, размещение рассматриваемой рекламы в месте нахождения офиса кооператива инициировано и организовано КПК «Партнер», который в данном случае выступил рекламодателем и одновременно рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из текста рассматриваемой рекламы с очевидностью следует, что Кредитный потребительский кооператив «Партнер» предлагает любому, кто отзовется, быстрое оформление товарных и денежных займов под низкий процент на любые цели, а также вкладов под высокий процент с оговоркой на льготы пенсионерам.

Рекламное предложение мотивирует потребителей обращаться к такому кооперативу с целью получения займов и оформления вкладов, что воспринимается как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В данном случае финансовые услуги по оформлению займов под низкий процент и вкладов под высокий процент предлагает Кредитный потребительский кооператив «Партнер».

Кредитный потребительский кооператив «Партнер» является юридическим лицом, действующим на основании Устава (утв. решением общего собрания членов (пайщиков) кредитного потребительского кооператива «Партнер» в форме собрания уполномоченных, протокол <...>), включен в Единый государственный реестр юридических лиц 09.03.2005 за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, КПП <...>, и с 09.03.2005 значится в Реестре финансовых организаций, сведения о которых опубликованы на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, а также с 29.09.2022 является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальное объединение кредитных кооперативов» (свидетельство <...>).

Тем самым КПК «Партнер» имеет специальный статус финансовой организации.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), в рамках которой кредитный кооператив вправе предоставлять займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком), а также привлекать денежные средства своих пайщиков на основании договоров передачи личных сбережений на условиях возвратности, платности, срочности.

Следовательно, КПК «Партнер», включенный в государственный реестр кредитных кооперативов, вправе предоставлять займы своим пайщикам, а также привлекать их денежные средства на основании договоров передачи личных сбережений.

Однако, в рассматриваемой рекламе КПК «Партнер», наряду с финансовой услугой по предоставлению займов под низкий процент, поименована и такая финансовая услуга, как вклады под высокий процент.

В соответствии с частью 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.

В статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено, что кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. При этом к кредитной организации отнесен банк, который имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

Из совокупности приведенных норм следует, что вклады являются исключительно банковскими операциями и принимаются только банками, имеющими соответствующую лицензию Банка России.

Соответственно, КПК «Партнер», не являющийся кредитной организацией и не имеющий соответствующей лицензии Банка России, не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады физических и юридических лиц.

КПК «Партнер», в силу законодательно установленной правовой природы деятельности кредитных кооперативов, вправе привлекать денежные средства своих пайщиков на основании договоров передачи личных сбережений на условиях возвратности, платности, срочности.

Тем самым рассматриваемая реклама КПК «Партнер» содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении таким кооперативом финансовых услуг по привлечению денежных средств во вклады.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Вместе с тем, в распространяемой рекламе отсутствуют сведения о том, что финансовыми услугами КПК «Партнер» могут воспользоваться только члены кооператива (пайщики).

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» определено, что кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками); привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц.

Отсутствие в распространяемой рекламе КПК «Партнер» части существенной информации о том, что предлагаемыми финансовыми услугами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики), создаёт неверное, искажённое представление о качестве таких услуг и условиях их приобретения, что способно ввести их в заблуждение.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку подача рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предлагаемыми финансовыми услугами КПК «Партнер», поэтому существенной является не только привлекательная информация, но и информация, способная обмануть ожидания потребителей, сформированные такой рекламой.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования.

Сообщаемая в рекламе информация в полной мере должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В абзаце втором пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу разъяснений пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

С учетом законодательно установленных требований, в рекламе КПК «Партнер» не должны сообщаться недостоверные сведения о приёме кооперативом вкладов, и при рекламировании займов непосредственно в тексте рекламы должна указываться часть существенной для потребителей информации о том, что кооператив предоставляет такие финансовые услуги только лицам, которые являются членами кредитного кооператива (пайщиками), вне зависимости от того, где ещё возможно получить (уточнить) сведения об условиях оказания предлагаемых услуг.

КПК «Партнер» в объяснении <...>, предоставленном с письмом КПК «Партнер» <...>, со ссылкой на приложенное фото сообщило, что признаки нарушения законодательства о рекламе устранены.

Принимая во внимание предоставленный КПК «Партнер» фотоотчет от 12.10.2022, следует признать, что рекламные надписи в аппликации, используемой в наружном оформлении офиса КПК «Партнер» (г. Саранск<...>), частично удалены и в последующем реклама представлена текстом «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели», в котором не сообщается о том, что займами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики).

Вместе с тем, от КПК «Партнер» поступило письмо <...>, в котором сообщается об устранении нарушения законодательства о рекламе, в подтверждение чего приложен фотоотчет, свидетельствующий об отсутствии рекламных надписей на остеклении входной группы помещения под вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив» (<...>).

С учетом фактических обстоятельств следует признать, что с 28 октября 2022 года распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

Следовательно, распространение на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в период с 28 июля 2015 года по 12 октября 2022 года рекламы «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИОНЕРАМ ЛЬГОТЫ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели ВКЛАДЫ под высокий ПРОЦЕНТ», а также в период с 12 октября 2022 года по 27 октября 2022 года рекламы «БЫСТРОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫЕ и ТОВАРНЫЕ ЗАЙМЫ под низкий ПРОЦЕНТ на любые цели», размещавшейся в виде аппликации на остеклении входной группы помещения под вывеской «ПАРТНЁР потребительский кредитный кооператив» (<...>), в которой сообщались не соответствующие действительности сведения об оформлении вкладов (в первом тексте рекламы) и умалчивалась (в первом и втором тексте рекламы) существенная часть информации о том, что займами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики), нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем, выступившим одновременно рекламораспространителем, является КПК «Партнер» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

КПК «Партнер» имел и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявил разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы финансовых услуг КПК «Партнер», в которой сообщались не соответствующие действительности сведения об оформлении вкладов и умалчивалась существенная часть информации о том, что займами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики).

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо –рекламодатель, выступивший одновременно рекламораспространителем, КПК «Партнер» <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае при реализации рекламодателем - КПК «Партнер» своей воли по распространению рассматриваемой рекламы финансовых услуг не установлены обстоятельства, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе.

КПК «Партнер», выступая в качестве рекламодателя рассматриваемой рекламы финансовых услуг, обязан был руководствоваться требованиями пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и при этом имел возможность не нарушать законодательно установленные требования, однако не проявил необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнесся к исполнению возложенных на него Законом обязанностей, вследствие чего распространил ненадлежащую рекламу, чем нарушил права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнул на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту финансовой безопасности и информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина юридического лица – рекламодателя КПК «Партнер» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Учитывая изложенное, следует признать, что КПК «Партнер» <...>, при попустительстве которого на территории г. Саранска Республики Мордовия в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» длительное время распространялась ненадлежащая реклама финансовых услуг КПК «Партнер», в которой сообщались не соответствующие действительности сведения об оформлении вкладов и умалчивалась существенная часть информации о том, что займами могут воспользоваться только члены кредитного кооператива (пайщики), виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 28 июля 2015 года по 27 октября 2022 года в г. Саранск Республики Мордовия.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В адрес Мордовского УФАС России поступили письмо КПК «Партнер» <...>, к которому приложены объяснение <...>, где поясняется, что указанные в протоколе об административном правонарушении № 2196/22 от 24.11.2022г. нарушения устранены в полном объеме, и бухгалтерская отчетность за 2021 год и за 1 полугодие 2022 года, а также ходатайство о замене административного штрафа предупреждением <...>.

Вместе с тем, КПК «Партнер» в установленные сроки исполнил предписание Мордовского УФАС России от 21.10.2022 № ДМ/1819/22 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выданное на основании решения Комиссии Мордовского УФАС России от 21.10.2022 №ДМ/1818/22 по делу № 013/05/5-635/2022. Факт устранения допущенного нарушения подтверждается письмом КПК «Партнер» <...> и приложенным к такому письму фотоотчетом.

В процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2021 года и за истекший период 2022 года КПК «Партнер» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом КПК «Партнер», совершивший административное правонарушение, оказал содействие антимонопольному органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также добровольно исполнил до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении допущенного нарушения, выданного ему антимонопольным органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в сфере рекламы. Приведенные обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Тем самым правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением, применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, находит, что в отношении КПК «Партнер», виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, впервые совершившему административное правонарушение в области рекламы, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к КПК «Партнер» административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Партнер» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить юридическому лицу – Кредитному потребительскому кооперативу «Партнер» <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Партнер» <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Руководитель Управления                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны