Определение №234 Определение об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-80/20... от 31 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-80/2022

  31 марта 2022 года                                                                     г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 31 марта 2022 года дело № 013/05/28-80/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы Кредитного потребительского кооператива «Народный» с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам 13% годовых, 17% годовых, размещавшейся в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», в которой усматриваются признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

заинтересованных лиц:

Общество с ограниченной ответственностью «Национальный рекламный альянс» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляет <...> по доверенности <...>, предъявлен паспорт,   

Общество с ограниченной ответственностью «Медиа Галерея» <...>, интересы которого представляют генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...>, действующая на основании Устава Общества, и <...> по доверенности <...>, предъявлены паспорта,

Индивидуальный предприниматель К<...> <...>, представляет интересы лично путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...>, предъявлен паспорт,   

УСТАНОВИЛА:

КПК «Народный» в своем письме <...> просит рассмотреть дело № 013/05/28-80/2022 в отсутствие представителя КПК «Народный».

АО «Первый канал», АО «Телекомпания НТВ», ООО «Газпром-Медиа», привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/28-80/2022, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились, и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии КПК «Народный», АО «Первый канал», АО «Телекомпания НТВ», ООО «Газпром-Медиа».

Производство по делу № 013/05/28-80/2022 возбуждено определением Мордовского УФАС России от 14.02.2022 № 77 о возбуждении дела № 013/05/28-80/2022 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 10.03.2022 № 184 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-80/2022. От лиц, привлеченных к участию в деле, затребована информация по существу настоящего разбирательства.

Материалы настоящего дела дополнены: электронным письмом ИП К<...> <...> с приложением копии договора страхования; письмом ООО «НРА» <...> с приложением перечня документов; письмом ООО «Медиа Галерея» <...> с приложением перечня документов; письмом КПК «Народный» <...> с приложением перечня документов.

Со стороны ООО «Газпром-Медиа» затребованная информация не предоставлена.

На заседании Комиссии представитель ООО «Медиа Галерея» <...>, ссылаясь на примеры судебной практики и разъяснения ВАС РФ, устно выразила мнение, что поскольку действующее законодательство не устанавливает требований по размеру шрифта рекламы, то рекламодатель по своему усмотрению вправе выбрать форму и способ рекламирования, в связи с чем в рассматриваемом случае реклама КПК «Народный», распространявшаяся в период проведения рекламной акции около 600 раз, с точки зрения простоты ее восприятия позволяла прочесть содержащиеся в ней поясняющие надписи.

ИП К<...> устно пояснил, что в настоящее время реклама не распространяется, а в период ее распространения целью заказчика рекламы - КПК «Народный» было довести до потребителей информацию об основном объекте рекламирования, а именно, о процентной ставке и тарифе, который рекламируется, и если что-то потребители не могут воспринять в момент демонстрации рекламы, для этого в рекламе сообщаются доступные к восприятию сведения о телефоне и адресе, по которому они могут получить уточняющую информацию обо всех условиях рекламируемой услуги.

Представитель ООО «НРА» <...> устно подтвердил, что ООО «НРА» в рамках договорных отношений с ООО «Медиа Галерея» оказывает ему услуги по размещению рекламных материалов на телеканале «Первый» при непосредственном взаимодействии с АО «Первый канал», а размещение рекламных материалов на телеканале «НТВ» осуществляется опосредованно через ООО «Газпром-Медиа», у которого заключен договор с АО «Телекомпания НТВ».

Комиссия заслушав мнение лиц, участвующих в деле, отмечает, что в рамках настоящего дела рассматриваются обстоятельства распространения конкретной рекламы, и тот факт, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта рекламы, не свидетельствует, что размер шрифта может быть любым, поскольку, в силу требований статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей. Используемый в рекламе шрифт поясняющих надписей своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителями всего содержания рекламного текста в момент его демонстрации, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо его части, и вне зависимости от количества и периодичности телетрансляций рекламы. При этом наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по адресу или по телефону, сообщаемых в рекламе, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности доводить до сведения потребителей рекламы существенную часть информации об объекте рекламирования, если отсутствие таковой способно обмануть их ожидания, сформированные распространяемой рекламой.

Вместе с тем, Комиссия, проанализировав дополнительно поступившие документы и материалы, обращает внимание на то, что в рекламе Кредитного потребительского кооператива «Народный» с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам 13% годовых, 17% годовых акцентируется внимание потребителей на то, что «все сбережения застрахованы» (в рекламных видеороликах присутствуют текстовые надписи и голосовая озвучка).

Рекламное утверждение о страховании всех сбережений, передаваемых Кооперативу под привлекательные проценты, создает впечатление о гарантированной сохранности таких вложений и тем самым стимулирует желание потребителей довериться Кооперативу.

Из договора <...> страхования гражданской ответственности кредитного потребительского кооператива за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), заключенного между НКО Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (Страховщик) и КПК «Народный» (Страхователь), следует, что страховым случаем по настоящему договору является возникновение гражданской ответственности Страхователя, вызванное причинением ущерба Выгодоприобретателю в связи с нарушением Страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных Выгодоприобретателем Страхователю на основании договоров займа и договоров передачи личных сбережений, указанных в реестре, вследствие несостоятельности (банкротства) Кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц Кредитного кооператива (п.3.1 такого договора), согласно названному договору под ущербом понимаются убытки в размере суммы основного долга Страхователя без учета процентов и платы за пользование денежными средствами по договорам займа и договорам передачи личных сбережений, причиненные членам Кредитного кооператива (Выгодоприобретателям), вследствие неисполнения Страхователем обязательств по договорам передачи личных сбережений и по договорам займа вследствие признания Страхователя несостоятельным (банкротом) (п.2.3 такого договора). При этом страховой случай считается наступившим со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании Кредитного кооператива (Страхователя) банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства в пределах срока действия настоящего договора страхования (п.3.2 такого договора), который определен с 00:00 часов 28 марта 2021 года до 24:00 часов 27 сентября 2021 года включительно (п.10.1 такого договора). По настоящему договору не подлежит страховому возмещению ущерб, если в отношении Страхователя применяется процедура ликвидации (по решению общего собрания пайщиков Кредитного кооператива или суда), а также процедура банкротства иная, чем конкурсное производство (п.3.5 такого договора). Застрахованной является ответственность (риск неисполнения обязательств) Страхователя по договорам, на основании которых привлекаются денежные средства членов кооператива (пайщиков), заключенным и действующим на момент заключения настоящего договора и по договорам, заключенным после даты заключения договора страхования (п.5.2 такого договора) при том, что предельный размер обязательств Страховщика в возмещении вреда каждому выгодоприобретателю составляет 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений (п.5.3 такого договора).

Тем самым, в реальности пайщики КПК «Народный» только в случае признания Кооператива банкротом в рамках конкурсного производства могли бы рассчитывать лишь на незначительное возмещение денежных средств – не более 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений, без учета процентов, в период действия договора страхования, срок которого истек в 24:00 часов 27 сентября 2021 года включительно.

Следовательно, распространявшаяся с 27 октября 2021 года по 11 февраля 2022 года реклама КПК «Народный» с гарантированным утверждением того, что «все сбережения застрахованы», не соответствует действительности.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

С учетом дополнительно открывшихся обстоятельств следует признать, что реклама КПК «Народный», наряду с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», распространяется также с признаками нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, что является основанием для отложения рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с пунктом 31, с третьим абзацем пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 013/05/28-80/2022 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 013/05/28-80/2022 на 25 апреля 2022 года в 15.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал); адрес электронной почты (для оперативного предоставления информации): <...>; контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>.

3. КПК «Народный» представить в срок до 22 апреля 2022 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения в обоснование достоверности рекламного утверждения «все сбережения застрахованы» с приложением подтверждающих документов;

2) копию договора страхования, заключенного после окончания срока действия договора <...>. В случае, если такой договор отсутствует, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

5. ООО «Газпром-Медиа» представить в срок до 22 апреля 2022 года следующие документы и сведения:

1) копии документов (договоры, и др.), определяющих партнерские отношения ООО «Газпром-Медиа» с АО «Телекомпания НТВ», а также с другими лицами по размещению в эфире телеканала «НТВ» рекламных материалов, транслируемых в пределах территории Республики Мордовия (города Саранска). В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо предоставить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка КПК «Народный», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, вправе участвовать в дистанционном режиме рассмотрения дела, для чего им необходимо в срок до 21 апреля 2022 года направить в адрес территориального антимонопольного органа соответствующее ходатайство, указав при этом адрес своей электронной почты для оперативного обмена информацией.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.

Председатель Комиссии                                                <...>

Члены Комиссии:

                                                                                          <...>

                                                                                          <...>

                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны