Решение №393 Решение от 8 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии:

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

члены Комиссии:

старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федерально антимонопольной службы по Республике Мордовия;

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федерально антимонопольной службы по Республике Мордовия;

специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федерально антимонопольной службы по Республике Мордовия,

при участии в режиме видео – конференц связи:

представителя АО «103 арсенал» (доверенность от 03.06.2020 года №б/н);

представителя ООО СО «ВЕРНА» (доверенность от 06.12.2018 года №435),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы ООО СО «ВЕРНА» (вх. №3090 от 26.05.2020 года, №3159 от 28.05.2020 года) на действия заказчика – АО «103 арсенал»,

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступили жалобы ООО СО «ВЕРНА» (вх. №3090 от 26.05.2020 года, №3159 от 28.05.2020 года), в которых указывается на нарушение АО «103 арсенал» (далее – Заказчик) требований действующего законодательства при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд АО «103 арсенал» (извещение на http://zakupki.gov.ru/  №32009113458) (далее – Запрос котировок).

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу №1385 от 26.05.2020 года рассмотрение жалобы было назначено на 03 июня 2020 года на 10 часов 00 минут, о чем уведомлены Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В связи с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID–19) сторонам было предложено участвовать в дистанционном режиме рассмотрения жалобы и было направлено приглашение в видеоконференцию (ВКС) по ссылке: http://vcs01fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=775729&confpass=9069, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, PIN-код сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.

Как следует из жалоб Заявителя, 27 апреля 2020 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом ООО «СБ – «РТ – Страхование» было размещено извещение №32009113458 о проведении Запроса котировок в электронной форме. Заявителем была подана заявка на участие в данной закупке, которая была отклонена по причине несоответствия пункту 4.12.9(3) Извещения об осуществлении закупки, пункту 9 приложения №3 информационной карты Извещения об осуществлении закупки.

Заявитель указывает, что пунктом 4.12.9(3) документации запроса котировок установлено, что при выполнении мероприятий, предусмотренных подп. (1) - (5), секретарь закупочной комиссии (далее - ЗК) до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований:

(3) дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых ЗК может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подп.(1).

Заявитель сообщает, что дозапрос участнику с идентификационным номером 142330 (ООО СО «ВЕРНА») направлен не был.

Кроме того, основанием для отклонения заявки послужило несоответствие формы коммерческого предложения, установленной в подразделе 7.2 пункта 9 приложения №3 информационной карты документации.

«Расчет страховой премии в форме коммерческого предложения участника закупки не соответствует требованиям, установленным в разделе 9 документации, а именно расчет страховой премии произведен с применением КБМ отличным от 1 (единицы).

Таким образом, предлагаемая участником цена продукции не соответствует требованиям раздела 9 документации.»

Заявитель поясняет, что требование об обязательном применении участниками КБМ 1 (единицы) не совпадает с данными автоматизированной системы РСА и при расчете итоговой страховой премии вынуждает участников Запроса котировок нарушать Федеральной закона от 25.04.2002 года №40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Указание Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2018 года №5000-У.

Заказчик не согласился с доводами жалоб, представил возражения на жалобы от 01.06.2020 года №2845 (вх. №3247 от 01.06.2020 года) и пояснил следующее. Заявителю было отказано в допуске к участию в закупке, на основании п. 4.12.9(3) документации о закупке (далее - Документация) в связи с несоответствием предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 - 9 и п. 12 информационной карты.

Согласно п. 9 Приложения № 3 к информационной карте участник закупки должен предоставить Коммерческое предложение по форме, установленной в подразделе 7.2 Документации с учетом требований раздела 9 Документации. В соответствии с указанными требованиями расчет страховой премии по договору об организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должен быть произведен участником закупки с применением КБМ, равного 1 (единице).

Указанное требование сформулировано в целях предоставления в максимальной степени равных возможностей участия в закупочной процедуре всем потенциальным участникам: и обладающим, подобно действующему страховщику, всей необходимой информацией о применении предусмотренных законодательством Российской Федерации понижающих и повышающих коэффициентов, и не имеющих такой информации. В строгом соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявителем в форме Коммерческого предложения представлен расчет страховой премии, не соответствующий вышеуказанным требованиям, установленным в разделе 9 Документации, а именно расчет страховой премии произведен с применением КБМ отличным от 1 (единицы). Таким образом, представленная Заявителем в его заявке цена не соответствует требованиям раздела 9 документации, что и явилось основанием для отклонения заявки Заявителя.

Представляется, что не отклонение заявки Заявителя, не соответствующей требований Документации, явилось бы не только несоблюдением установленной процедуры, но и повлекло бы за собой нарушение прав и законных интересов других участников.

Заявитель сообщает о том, что секретарем специальной закупочной комиссии не было выполнено требование документации о направлении дозапроса в соответствии с пунктом 4.12.9(3) документации о закупке «дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых ЗК может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подп. (1)». Однако не указал, что в соответствии с п. 4.12.9 (1) документации о закупке дозапрос не направляется в части сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора.

Заявитель 18 мая 2020 года обратился к организатору закупки ООО «СБ «РТ- Страхование» посредством электронной почты за разъяснением результатов отклонения заявки. Подробное разъяснение отклонения причин заявки было предоставлено Заявителю 19 мая 2020 года.

Изучив имеющиеся материалы жалоб, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;  неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденного протоколом Наблюдательного совета ГК «Ростех» от 18.03.2015 года №2 (далее – Положение о закупках) основными принципами осуществления закупок являются:

- информационная открытость закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам;

- обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

В соответствии с пунктом 10.8.1 Положения о закупках при проведении любой конкурентной процедуры закупки в извещении, документации о закупке подлежат указанию сведения об НМЦ в одном из следующих вариантов:

- сведения об НМЦ;

- формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора;

- цена единицы продукции и максимальное значение цены договора.

Пунктом 12.2.3 Положения о закупке в извещении должны быть указаны следующие сведения (с учетом проводимого способа закупки) сведения об НМЦ, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Запрос котировок проводился Заказчиком через уполномоченный орган ООО «СБ «РТ - Страхование» в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках.

 27.04.2020 года Заказчиком через уполномоченный орган ООО «СБ «РТ - Страхование» на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32009113458 и документация запроса котировок.

 Предмет договора: оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд АО «103 арсенал».

В соответствии с пунктом 9 Приложения № 3 к информационной карте участник закупки должен предоставить Коммерческое предложение по форме, установленной в подразделе 7.2 Документации с учетом требований раздела 9 Документации.

В соответствии с указанными требованиями расчет страховой премии по договору об организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должен быть произведен участником закупки с применением КБМ, равного 1 (единице).

В соответствии с Протоколом Запроса котировок №251.2020 от 15.05.2020 года на участие в запросе котировок было подано 2 заявки. Закупочная комиссия рассмотрела заявки участников закупки на соответствие установленным в пункте 27 информационной карты извещения критериям отбора и приняла решение: заявке с идентификационным номером 142330 в допуске отказать на основании пункта 4.12.9(3) документации о закупке, в связи с несоответствием предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8-9 и пункте 12 информационной карты, пункту 9 приложения №3 к информационной карте.

Заявка с порядковым номером 141580 допущена к участию к закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 4.12.9 документации по закупке при выполнении мероприятий, предусмотренных подп. (1) - (5), секретарь ЗК до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП дозапрос.

Заявитель указывает о том, что дозапрос участнику с идентификационным номером 142330 (ООО СО «ВЕРНА») направлен не был.

Однако, в соответствии с п. 4.12.9 (1) документации о закупке дозапрос не направляется в части сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора.

Соответственно у Заказчика не было оснований для направления дозапроса. Данный довод Заявителя признать необоснованным.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 апреля 2002г. №40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2018 года №5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно требования Указания Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2018 г. №5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при определении коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

Коэффициент КБМ юридического лица по транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течении периода КБМ.

Согласно представленного Заявителем запроса на расчет КБМ №41722293 от 28.04.2020 года КБМ для транспортных средств собственника АО «103 арсенал» (ИНН 1328001381) должен быть равен 0,79.

Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав требования Документации приходит к выводу, что требования по применению коэффициента КБМ равному 1(единице) (пункт 7.2 «Коммерческое предложение», приложение №4 к информационной карте «Сведения о начальной (максимальной) цене каждой единицы продукции, являющейся предметом договора») установлены ненадлежащим образом, что противоречит требованиям Федерального закона от 25 апреля 2002г. №40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2018 г. №5000-У.

Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя является обоснованным, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении в пункте 7.2 «Коммерческое предложение», приложения №4 к информационной карты документации требования по применению коэффициента КБМ равному 1 (единице), нарушают пункты 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункт 2.2.1, пункт 10.8.1, пункт 12.2.3 Положения о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО СО «ВЕРНА» (вх. №3090 от 26.05.2020 года, №3159 от 28.05.2020 года) обоснованными.

2. Признать действия Заказчика – АО «103 арсенал», выразившиеся в ненадлежащем установлении требования в пункт 7.2 «Коммерческое предложение», приложение №4 к информационной карте «Сведения о начальной (максимальной) цене каждой единицы продукции, являющейся предметом договора» по применению коэффициента КБМ равному 1 (единице) при участии в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд АО «103 арсенал» (извещение на http://zakupki.gov.ru/  №32009113458), нарушением пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, пункта 9 части 9 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункт 2.2.1, пункт 10.8.1, пункт 12.2.3 Положения о закупках.

3. Выдать Заказчику – Акционерному Обществу «103 арсенал» обязательное для исполнения предписание.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны