Решение №437 решение по делу от 11 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «06» августа 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» августа 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – врио начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательств Мордовского УФАС России,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательств Мордовского УФАС России,

<...>– специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательств Мордовского УФАС России,

в присутствии представителя Заявителя – <...> (доверенность
№ 212 от 01.07.2021 г.),

при участии представителей Заявителя – <...> (доверенность № 220 от 14.07.2021 г.), (............) (доверенность № 168 от 03.06.2021 г.) посредством подключения по видеоконференцсвязи,

в присутствии представителя Заказчика – <...>. (доверенность № б/н от 26.05.2021 г.),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 4014 от 28.07.2021 г.) на действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капительного ремонта многоквартирных домов» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-2 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 200970000012100158),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба АО «Щербинский лифтостроительный завод» (далее – Заявитель, АО «ЩЛЗ») (вх. № 4014 от 28.07.2021 г.) на действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капительного ремонта многоквартирных домов» (далее – Заказчик, Фонд) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-2 (далее – Аукцион) (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 200970000012100158).

Сторонам по делу было направлено уведомление от 29.07.2021 г. № 1822 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением, рассмотрение жалобы назначено на 04 августа 2021 года на 16 часов 00 минут.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В целях полного и всестороннего изучения материалов дела, Комиссией Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 06 августа 2021 г. 11 часов 00 минут (мск).

Как следует из жалобы Заявителя, Фонд необоснованно уклоняется от заключения договора по результатам электронного аукциона № 200970000012100107.

По мнению Заявителя, победителю должен быть направлен проект Договора, соответствующий размещенной документации.

Кроме того, объявление нового аукциона № 200970000012100158 по аналогичным адресам, указанным в аукционе № 200970000012100107, результаты которого не отменены, по мнению Заявителя, является незаконным.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителем представлены дополнения к жалобе (вх. № 4121 от 04.08.2021, вх. № 4152 от 06.08.2021).

Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменные пояснения (вх. № 4085 от 02.08.2021).

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 01.07.2013 № 327-р Фонд в соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно части 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение).

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что 29.04.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещение № 200970000012100107 и документацию о проведении аукциона ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.05.2021 23:59.

Дата окончания срока рассмотрения заявок: 21.05.2021.

Дата проведения электронного аукциона: 24.05.2021.

Наименование закупки: выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов.

Заявки на участие в электронном аукционе поступили от следующих участников: АО «ЩЛЗ», ООО Производственное объединение «Евролифтмаш», ООО «Трансэнерго», ПАО «Карачаровский механический завод».

Согласно протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок от 21.05.2021 (размещен в ЕИС 24.05.2021) все заявки признаны соответствующими требованиям и допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.05.2021 (размещен в ЕИС 24.05.2021) победителем было признано АО «ЩЛЗ», участнику ООО «Трансэнерго» было присвоено второе место.

АО «ШЛЗ» обратилось в Мордовское УФАС России (вх. № 3499 от 30.06.2021, № 3544 от 02.07.2021) с жалобой об оспаривании акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора от 29.06.2021. Жалоба была принята к рассмотрению.

Заседание Комиссии Мордовского УФАС России назначено на 08.07.2021 в 11 часов 00 минут (мск).

В ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 09.07.2021.

Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Между тем, 08.07.2021 (в период действия приостановки электронного аукциона № 200970000012100107), в нарушение части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, между АО «ЩЛЗ» и Фондом заключен договор № 1-2021-КРЛО-ПСД-ЭА на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление № 25)).

Сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя закупки ожидания истечения срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего, на основании статьи 10 и части 2 статьи 168 ГК РФ, заключенный ими договор является ничтожным.

Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что вышеуказанный запрет распространяется как на Заказчика, так и на победителя закупки.

Таким образом, к договору, заключенному между Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и Заявителем – АО «ЩЛЗ» применимы последствия недействительности (ничтожности) сделки в соответствии с пунктами 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Довод Заявителя относительно возможности заключения договора на бумажном носителе не подлежит удовлетворению, поскольку согласно пункту 2.9 документации об Аукционе, проведение электронного аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником электронного аукциона, Заказчиком и оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Требование Заявителя относительно выдачи предписания о повторном заключении договора по результатам проведения электронного аукциона № 200970000012100107 Комиссией Мордовского УФАС России не может быть удовлетворено, поскольку отсутствуют для этого правовые основания.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заявителя и Заказчика сообщили, что заключенный сторонами договор от 08.07.2021 размещен на электронной торговой площадке. Статус закупки «Процедура завершена».

На момент рассмотрения жалобы, информация об обращении заинтересованным лицом в арбитражный суд с требованием о признании недействительным договора от 08.07.2021 у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствует.

Кроме того, согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что согласно протоколу проведения электронного аукциона № 200970000012100107 от 24.05.2021, размещенного в этот же день в ЕИС, Заказчиком определен победитель торгов. Договор заключен 08.07.2021 с нарушением требований части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что жалоба Заявителя подана в Мордовское УФАС России 28.07.2021 по истечению срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения и вынесения решения по указанному доводу жалобы в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. По мнению Заявителя, объявление электронного аукциона
№ 200970000012100158 по аналогичному предмету, указанному в электронном аукционе
№ 200970000012100107 является незаконным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» «электронный аукцион» - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика относительно довода изложенного в жалобе пояснил, что поскольку договор по результатам электронного аукциона № 200970000012100107 заключен с нарушением требований части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, исполнение такого договора в соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ не влечет юридических последствий.

Одновременно представитель Заказчика пояснил о наличии потребности в выполнении работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, в связи с чем, Правлением Фонда было принято решение о проведении электронного аукциона № 200970000012100158 с новыми сроками выполнения работ.

Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав действующее законодательство, приходит к выводу о правомерности действий Заказчика в части принятия решения о проведении электронного аукциона № 200970000012100158.

Довод Заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 4014 от 28.07.2021 г.) необоснованной.

Председатель Комиссии (............)

Члены Комиссии: (..........)

 

(............)

(.............)

Примечание. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны