Определение №492 о назначении дела к рассмотрению от 7 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя (...)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило заявление (от 28.05.2020 вх. № 3157) ООО «Техпромсервис» (далее – Заявитель, Абонент) о признаках нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Станкостроитель» (далее также – Энергоснабжающая организация), состоящего в необоснованном, по мнению Заявителя, увеличении стоимости поставляемой тепловой энергии в 2020 году.

Мордовским УФАС России установлено следующее.

Между ОАО «Станкостроитель» и ООО «Техпромсервис» заключен Договор теплоснабжения №1 от 17.01.2012 (далее – Договор), согласно которому Энергоснабжающая организация обязуется продавать Абоненту через присоединительную сеть тепловую энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.

Деятельность в сфере теплоснабжения регулируется нормативными правыми актами, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В силу пункта 1 части 3 статьи 4.2, части 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения являются, в том числе цены. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

В соответствии с п. 2.2 ст. 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Согласно п. 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Из анализа представленных материалов Мордовским УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 4.1 Договора «поставляемая Энергоснабжающей организацией тепловая энергия оплачивается по тарифу, утвержденного РЭК для промышленных предприятий».

Из пояснений Энергоснабжающей организацией следует, что «при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию и (или) теплоноситель по договору №1 от 17.01.2012 года ОАО «Станкостроитель» руководствовалось приказами Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия:

- №122 от 28 декабря 2012 г. (в ред. от 27.06.2013 №21);

- №60 от 18 декабря 2013 г. (в ред. от 23.01.2014 г. №1);

- №165 от 15 декабря 2017 г.;

- №185 от 19 декабря 2017 г. (в ред. от 04.04.2018 г. №25)».

Изучив представленные копии соответствующих приказов, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии ОАО «Станкостроитель» среди организаций, для которых в соответствии с данными решениями были установлены тарифы на тепловую энергию и (или) теплоноситель.

Письмом (от 11.06.2020 вх. № 3507) на запрос Мордовского УФАС России Республиканская службы по тарифам Республики Мордовия также сообщает, как правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия в части установления подлежащих государственному регулированию цен и тарифов, являющегося в свою очередь правопреемником Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, что в период 2012-2020 гг. в отношении ОАО «Станкостроитель» государственное регулирование тарифов н тепловую энергию не осуществлялось и тарифы на тепловую энергию не устанавливались.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из условий Договора ОАО «Станкостроитель» обязуется поставлять тепловую энергию на условиях, установленных настоящим договором (пункт 2.1.1 Договора). Обеспечить надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, правилами организации теплоснабжения, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2.1.2. Договора).

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Из выше указанных норм следует, что ОАО «Станкостроитель» согласно Договору осуществляет передачу тепловой энергии ООО «Техпромсервис», является субъектом естественной монополии.

Таким образом, действия ОАО «Станкостроитель», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов на тепловую энергию, подлежащих государственному ценовому регулированию, содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25.06.2020 № 80-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Станкостроитель» (430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Строительная, д. 11б) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 013/01/10-478/2020 к рассмотрению на 29 июля 2020 года на  15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-478/2020 в качестве ответчика ОАО «Станкостроитель» (430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Строительная, д. 11б).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-478/2020 в качестве заинтересованного лица ООО «Техпромсервис» (430011, г.Саранск, пер.Дачный, д.9, оф.23).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-478/2020 в качестве заинтересованного лица Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/2).

5. ОАО «Станкостроитель» в срок до 20 июля 2020 года представить следующие документы и материалы:

5.1. схему теплоснабжения здания, расположенного по адресу ул. Строительная, д. 11б, с указанием точки поставки потребителя ООО «Техпромсервис»;

5.2. перечень потребителей, которым поставляется тепловая энергия объектами теплоснабжения ОАО «Станкостроитель», расположенными по адресу ул. Строительная, д. 11б.

 

Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле 013/01/10-478/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Обращаем Ваше внимание на то, что все предоставляемые копии документов необходимо заверить надлежащим образом.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

Явка представителя ответчика (с доверенностью на участие) на заседание Комиссии обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  (...)

Связанные организации

Связанные организации не указаны