Определение №353 Определение о возбуждении дела № 013/05/18-273/2021 и назнач... от 20 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 013/05/18-273/2021 и назначении дела к рассмотрению

20 мая 2021 года                                                                         г. Саранск, проспект Ленина, 14

Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления, рассмотрев поступившее из Федеральной антимонопольной службы электронное обращение гр. Р<...> <...> относительно нежелательного телефонного звонка, осуществленного на его абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) 15.03.2021 в 14:39 с номера <...> (МТТ), с информацией рекламного характера от «Финансовый помощник» с предложением финансовых услуг по карте, что указывает на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

УСТАНОВИЛ:

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. Р<...> <...>,  сообщившего о факте дозвона 15.03.2021 в 14:39 с номера <...> на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл), посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера в виде автоматизированной аудиозаписи (озвучена мужским голосом) «Здравствуйте! Вам звонит Финансовый помощник. Вам доступна бесплатная карта с кэшбэком на всё полтора процента рублями. Бесплатное обслуживание и доставка. Если вам интересно, нажмите или скажите один прямо сейчас. Если хотите отписаться…», что подтверждается приложенной к обращению аудиозаписью (продолжительностью 18 секунд).

Федеральная антимонопольная служба, направив на электронную почту Мордовского УФАС России <...> электронное обращение гр. Р<...> <...>, тем самым поручила Мордовскому УФАС России возбудить и рассмотреть дело по заявленным гр. Р<...> претензиям к вышеназванному телефонному звонку, что согласуется с положениями пункта 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая изложенное, дело возбуждается по подведомственности Мордовского УФАС России.

Доведенная до сведения пользователя абонентского номера <...> информация с предложением от продавца финансовых услуг «Финансовый помощник» по бесплатной карте с кэшбэком на всё полтора процента рублями, с бесплатным обслуживанием и доставкой носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемая информация о предлагаемых финансовых услугах по карте формирует к ним интерес и способствует их продвижению на рынке, в связи с чем такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы (статья 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространение рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться с соблюдением обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Из обращения гр. Р<...> следует, что рассматриваемый телефонный звонок поступил ему без предварительного согласия.

Вместе с тем, аудиозапись телефонного звонка, предоставленная гр. Р<...> антимонопольному органу, показывает, что абоненту, ответившему на входящий вызов, транслировалась только аудиозапись голоса, содержащая текст рекламного сообщения, без непосредственного общения звонившего с ответившим на звонок абонентом, соответственно, такое рекламное сообщение представляет собой предварительно заготовленное аудиосообщение, то есть звонок совершен путем автоматического дозванивания.

Наряду с этим, посредством рассматриваемой рекламы продвигаются финансовые услуги «Финансовый помощник» по карте, и к такой рекламе также предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2 статьи 1473 ГК РФ). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Однако рассматриваемая реклама доведена до абонента номера <...> без сведений о наименовании или имени лица, оказывающего рекламируемые финансовые услуги по кредитной карте или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При таких обстоятельствах следует признать, что распространение по сети подвижной радиотелефонной связи рекламы финансовых услуг «Финансовый помощник» по карте, осуществленное 15.03.2021 в 14:39 путём автоматического дозванивания с номера <...> на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) и без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, а также без сведений о наименовании или имени лица, оказывающего финансовые услуги по карте или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество), носит признаки нарушения требований части 1 и части 2 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18, частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Согласно реестру российской системы и плана нумерации, номер <...>, с которого осуществлен рекламный звонок, входит в систему нумерации ОАО «МТТ».

ОАО «МТТ» с письмом <...> предоставило документы и сведения, подтверждающие совершение 15.03.2021 в 14:39 исходящего вызова с номера <...>, выделенного в пользование абоненту МТТ - ООО «Привет, Интернет» на основании договора об оказании услуг связи.

При данных обстоятельствах следует признать, что ООО «Привет, Интернет», использовавшее выделенный ему абонентский номер <...> для распространения рассматриваемой несанкционированной рекламы по сетям электросвязи путем автоматического дозванивания, выступило рекламораспространителем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 013/05/18-273/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель — гр. Р<...> (адрес (место жительства): г. Санкт-Петербург);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общество с ограниченной ответственностью «Привет, Интернет» <...>;

заинтересованные лица:

Открытое акционерное общество «Межрегиональный ТранзитТелеком» <...>;

Общество с ограниченной ответственностью «Тинькофф Мобайл» <...>.

3. Назначить дело № 013/05/18-273/2021 к рассмотрению на 18 июня 2021 года в 12.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал); контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта: <...>.

4. ООО «Привет, Интернет» представить в адрес Мордовского УФАС России в срок до 17 июня 2021 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения по поводу обстоятельств распространения 15.03.2021 в 14:39 вышеназванной рекламы с номера <...> (МТТ) на абонентский номер <...> (Тинькофф Мобайл) без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы и с применением автоматического дозванивания, а также без сведений о наименовании или имени лица, оказывающего финансовые услуги по карте Финансовый помощник» или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

2) копии документов, которыми ООО «Привет, Интернет» регламентирует порядок и условия организации телефонного обзвона абонентов с предложением рекламируемых услуг. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо предоставить письменное мотивированное обоснование таких обстоятельств;

3) сведения (в письменном виде) о процедуре получения предварительного согласия абонента номера <...> (Тинькофф Мобайл), выразившего своё волеизъявление получать сообщения с рекламой финансовых услуг по карте от «Финансовый помощник» (представить доказательства, подтверждающие предварительное согласие) до момента осуществления дозвона. В случае, если такие доказательства отсутствуют, необходимо предоставить письменное мотивированное обоснование таких обстоятельств;

4) сведения (в письменном виде) о наличии договорных отношений ООО «Привет, Интернет» с другими организациями, причастными к распространению вышеназванной рекламы, в том числе с рекламодателем, с приложением копий договоров, заявок, согласованного сторонами текста (сценария) рекламы, актов выполненных работ, платежных документов и др., подтверждающих такие отношения. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо предоставить письменное мотивированное обоснование таких обстоятельств.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (при наличии).

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ООО «Привет, Интернет», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, вправе участвовать в дистанционном режиме рассмотрения дела, для чего им необходимо в срок до 15 июня 2021 года направить в адрес территориального антимонопольного органа соответствующее ходатайство, указав при этом адрес своей электронной почты для оперативного обмена информацией.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.

В соответствии с пунктом 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Председатель Комиссии                               <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны