Решение №386 Решение о прекращении рассмотрения дела № 013/01/10-94/2019 ... от 25 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «19» июля 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» июля 2019 г.

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-94/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 013/01/10-94/2019 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» (юридический адрес: 143421, РФ, Московская область, Красногорский район, автодорога «Балтия», тер. Бизнес-центр «Рига Ленд», стр.№3; 430006, РМ, г. Саранск, Александровское шоссе, д.13) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии <...> – представителя АО «Саранскхимчистка» по доверенности (доверенность от 05.03.2019 б/н), <...> – представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности (доверенность от 29.03.2019 № 7L00-05/2019), <...> – представителя РСТ РМ по доверенности (доверенность от 09.01.2019 б/н),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление Акционерного общества «Саранскхимчистка» (далее также – АО «Саранскхимчистка», Заявитель) на действия ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс», выразившиеся в намерении повысить цену на услуги теплоснабжения в 2019 году с 1 554 руб. 19 коп. за 1 Гкал (без учета НДС) до 38 258 руб. 16 коп. за 1 Гкал (без учета НДС).

Согласно заявлению АО «Саранскхимчистка» (вх. № 5237 от 30.11.2018), ПАО «Т Плюс» направило в адрес Заявителя письмо от 28.09.2018 № 50600-08-02551/1 «О направлении дополнительного соглашения к Договору теплоснабжения № 47 (снабжение тепловой энергией в паре) от 31.07.2012 г.» и проект Дополнительного соглашения к договору теплоснабжения
№ 47 (снабжение тепловой энергией в паре) от 31.07.2012 г.

В последующем АО «Саранскхимчистка» дополнительно представило в адрес Мордовского УФАС России (вх. № 5724 от 29.12.2018) копию письма ПАО «Т Плюс» от 24.12.2018 № 70600-04-00827 «О стоимости тепловой энергии в паре», согласно которому стоимость тепловой энергии в паре, поставляемой ПАО «Т Плюс» Заявителю, с 01.01.2019 составит 7 745,03/Гкал (без учета НДС).

Вместе с тем, обращаясь с заявлением в Мордовское УФАС России, АО «Саранскхимчистка» полагало, что у ПАО «Т Плюс» отсутствуют объективные основания для повышения стоимости поставки тепловой энергии в паре.

В ходе рассмотрения данного обращения, на сновании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях принятия решения о наличии (отсутствии) в действиях ПАО «Т Плюс» признаков злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке услуг теплоснабжения по поставке тепловой энергии в паре (признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона – установление монопольно высокой цены товара) при формировании ценовой политики в отношении Заявителя по запросу Мордовского УФАС России от ПАО «Т Плюс» получены следующие сведения.

Описание продуктовых границ товарного рынка «услуги теплоснабжения по поставке тепловой энергии в паре» в терминах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) – 35.30.1;

- торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) – 35.30.6.

Описание географических границ указанного товарного рынка: отпуск тепловой энергии в паре осуществляется филиалом «Мордовский ПАО «Т Плюс» через магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Северный промышленный район» трем хозяйствующим субъектам, расположенным в границах Северного промышленного района г.о. Саранск, а именно: АО «Саранскхимчистка», АО «Железобетон» и МП г.о. Саранск «Городские бани». Это полный перечень хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке в качестве покупателей.

Указанным потребителям на рассматриваемом товарном рынке сделаны следующие ценовые предложения на 2019 год: 38 258 руб. 16 коп./1 Гкал (без учета НДС) для АО «Саранскхимчистка» и МП г.о. Саранск «Городские бани» (письма от 28.09.2018 № 50600-08-02551/1, № 50600-08-02551 соответственно), 7 745 руб. 03 коп. (без учета НДС) для АО «Железобетон» (письмо от 28.09.2018 № 50600-08-02551/5).

Учитывая изложенное, в действиях ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» усматриваются признаки выставления дискриминационных условий потребителям, действующим на одном товарном рынке.

Совокупный объем поставки тепловой энергии в паре потребителям, расположенным в границах Северного промышленного района г.о. Саранск, в 2017 году составил 5,55 тыс. Гкал.

Общая сумма выручки филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» от реализации тепловой энергии (в паре и горячей воде) в 2017 году составила 2 214 564,82 тыс. руб. без НДС.

Сумма выручки ПАО «Т Плюс» от реализации пара потребителям, расположенным в границах Северного промышленного района г.о. Саранск, в 2017 году составила 9 661,372 тыс. руб.

Конкуренты филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» на рассматриваемом товарном рынке отсутствуют.

Доминирование ПАО «Т Плюс» на данном товарном рынке очевидно. 

Имеющиеся материалы свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» после отмены государственного ценового регулирования, выразившихся в резком повышении  цены товара, на который имеется спрос, признаков злоупотребления доминирующим положением, а именно: нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, в действиях ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс», выразившихся в намерении повысить цену на услуги теплоснабжения (поставка тепловой энергии в паре) для АО «Саранскхимчистка» в 2019 году с 1 554 руб. 19 коп. за 1 Гкал (без учета НДС) (тариф, установленный последним тарифным решением РСТ РМ от 15.12.2017) первоначально до 38 258 руб. 16 коп. за 1 Гкал (без учета НДС), а затем до 7 745 руб. 03 коп. (без учета НДС) путем направления в адрес Заявителя проекта Дополнительного соглашения в Договору теплоснабжения изменяющего, в частности, цену и порядок расчетов по Договору.

В этой связи 19.02.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия возбуждено дело № 013/01/10-94/2019 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский ПАО «Т Плюс» (143421, РФ, Московская область, Красногорский район, автодорога «Балтия», тер. Бизнес-центр «Рига Ленд», стр.№3; 430006, РМ, г. Саранск, Александровское шоссе, д.13) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

31.07.2012 между АО «Саранскхимчистка» (Потребитель) и ПАО «Т Плюс» (Теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения № 47 (снабжение тепловой энергией в паре), в соответствии с которым Теплоснабжающая организация осуществляет подачу Потребителю через присоединенную сеть – магистральный паропровод «ТЭЦ-2 – Северный промышленный район тепловую энергию в паре.

В связи с переходом с 01.01.2019 на нерегулируемые цены на тепловую энергию, поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» 28.09.2018 подготовило и направило в адрес АО «Саранскхимчистка» дополнительное соглашение к договору теплоснабжения № 47 (снабжение тепловой энергией в паре) от 31.07.2012 с предложением установить договорную цену на тепловую энергию в размере 38 258, 16 руб. (без НДС) за 1 Гкал.

Не согласившись с таким предложением ПАО «Т Плюс», АО «Саранскхимчистка», полагая, что Теплоснабжающая организация, не имеющая конкурентов на рынке тепловой энергии в паре на территории городского округа Саранск в целях извлечения дополнительной прибыли предлагает АО «Саранскхимчистка» несоизмеримо высокую цену на тепловую энергию в паре, обратилось с заявлением в Мордовское УФАС России.

В последующем в АО «Саранскхимчистка» поступило еще одно письмо от Теплоснабжающей организации (№ 70600-04-00827 от 24.12.2018), согласно которому в период с 01.01.2019 по 01.04.2019 Покупателю была предложена цена в размере 7 745,03 руб. (без НДС) за 1 Гкал.

В ходе рассмотрения представленных документов и материалов установлено следующее.

Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 № 165 «О внесении изменений в приказ от 30 ноября 2015 г. № 145 «О долгосрочных параметрах регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую филиалом «Мордовский» ПАО «И Плюс» потребителям на 2016-2018 годы» были утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом «Мордовский» ПАО «Т Плюс» потребителям (без учета НДС), в том числе тарифы на отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/см2.в следующем размере:

– с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 1 504,37;

– с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 1 554,19.

Таким образом, с 01.01.2019 цена на тепловую энергию в паре, предложенная Заявителю филиалом «Мордовский» ПАО «И Плюс», по сравнению с тарифом, действовавшем во втором полугодии 2018 года, увеличилась в 4, 98 раза (с 1 554,19/Гкал до 7 745,03 руб./Гкал.

Федеральным законом от 01.12.2014 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» внесены изменения, касающиеся регулирования цен (тарифов)в теплоснабжении. Согласно частям 2.1, 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно пункту 5.5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования) с 01.01.2019 производство тепловой энергии (мощности) , теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал данные цены не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с Письмом ФАС России от 10.07.2018 № АГ/52788/18 принятые тарифные решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 01.01.2019 переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются соглашением сторон и не подлежат регулированию.

С момента окончания государственного регулирования антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию. При этом в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом № 135-ФЗ установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Учитывая вышеизложенное, в случае если организация, осуществляющая продажу тепловой энергии (мощности) при заключении договоров (дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам) по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), проводится экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар.

В связи с изложенным, Мордовским УФАС России были направлены запросы, призванные способствовать всестороннему и объективному рассмотрению дела, проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг теплоснабжения конечного потребителя в 2018 году.  

Установлено, что ни тарифы, устанавливаемые Министерства экономики и тарифной политики Республики Мордовия приказом от 30.11.2015 № 145 «О долгосрочных параметрах регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую филиалом «Мордовский» ПАО «Т Плюс», ни последнее тарифное решение Министерства экономики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.12.2017 № 145 теплоснабжающей организацией в судебном порядке не обжаловалось и до 01.01.2019 исполнялось в полном объеме.

Согласно пояснениям филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» причиной повышения нерегулируемой с 01.01.2019 цены на тепловую энергию, поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, является тот факт, что продолжая поставлять тепловую энергию потребителям по ценам, соизмеримым с последним тарифным решением Министерства экономики и тарифной политики Республики Мордовия, теплоснабжающая организация работала бы в убыток, хотя не может быть лишена возможности при осуществлении предпринимательской деятельности  предложить пользователю цену тепловой энергии, которая не подлежит государственному регулированию при условии ее экономической обоснованности. Увеличение стоимости тепловой энергии в паре обусловлено техническими особенностями тепловой сети, через которую осуществляется подача тепловой энергии АО «Саранскхимчистка».

Учитывая изложенное, в предложенную АО «Саранскхимчистка» цену за тепловую энергию в паре были включены затраты на ее производство и передачу без учета так называемого финансового результата, то есть она представляет собой цену без убытков и без прибыли. В подтверждение этого теплоснабжающей организацией в Мордовское УФАС России был представлен расчет стоимости тепловой энергии в паре.

Снизить стоимость тепловой энергии в паре с первоначально предложенных потребителю, АО «Саранскхимчистка», 38 258,16 рублей за 1 Гкал до 7 745,03 рублей за 1 Гкал стало возможным, согласно сведениям, представленным в материалы рассмотрения дела, благодаря тому, что переход одного из потребителей, АО «Железобетон», на собственный источник тепловой энергии был отложен с 01.01.2019 до 01.04.2019.

Более того, в целях урегулирования разногласий, возникших между филиалом  «Мордовский» ПАО «Т Плюс» и АО «Саранскхимчистка», сторонами было заключено Дополнительное соглашение от 27.03.2019 № 1 к Договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в паре) № 47 от 31.07.2012 в соответствии с которым цена на тепловую энергию (мощность) установлена в размере 1 631,90 рубля за 1 Гкал (без учета НДС).

В результате АО «Саранскхимчистка» отказалось от ранее заявленных претензий, сообщив, что, ознакомившись с материалами дела № 013/01/10-94/2019 и расчетом стоимости тепловой энергии в паре, представленным Теплоснабжающей организацией, признает предложенную цену за тепловую энергию в паре экономически обоснованной.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время Комиссия не усматривает в действиях Теплоснабжающей организации, предпринявшей все меры, предусмотренные действующим законодательством, для заключения с АО «Саранскхимчистка» дополнительного соглашения к Договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в паре) № 47 от 31.07.2012, признаки пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частями 1-2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», Комиссия

решила:

рассмотрение дела № 013/01/10-94/2019 прекратить в связи с отсутствием в действиях
ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс», выразившихся в намерении повысить тариф на услуги теплоснабжения в 2019 году, нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <...>

 

Члены Комиссии:

                                                                                                                                      <...>

                                                                                                                                       <...>

                                                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны