Решение №ДМ/3056/23 Решение от 18 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 013/07/3-495/2023
г. Саранск
Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено «18» августа 2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
председатель Комиссии: <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России,
члены Комиссии:
<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
в присутствии представителя Заказчика – Автономного учреждения «Технопарк-Мордовия» по доверенности – <...> (доверенность от 01.10.2022 г. № 19-д),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Общества с ограниченной ответственностью «КВИНТА» по доверенности – <...> (доверенность от 07.08.2023 г. № ВА-45),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КВИНТА» (далее – ООО «Квинта», Заявитель) от 07.08.2023 г. № 07/08 (вх. № 3824-ЭП/23 от 08.08.2023 г.) на действия Заказчика – Автономного учреждения «Технопарк-Мордовия» (далее – АУ «Технопарк-Мордовия», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по продвижению в социальной сети (извещение на сайте https://www.zakupki.gov.ru/ № 32312602187),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба ООО «Квинта» от 07.08.2023 г. № 07/08 (вх. № 3824-ЭП/23 от 08.08.2023 г.) на действия Заказчика – АУ «Технопарк-Мордовия» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по продвижению в социальной сети (извещение на сайте https://www.zakupki.gov.ru/ № 32312602187) (далее – запрос предложений).
Сторонам по делу направлено уведомление от 10.08.2023 г. № ДМ/2910/23 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы было назначено на 15 часов 00 минут 15 августа 2023 года.
Заявителем в представленной жалобе (вх. № 3824-ЭП/23 от 08.08.2023 г.) указано на нарушение действующего законодательства при проведении вышеуказанной закупки согласно следующим доводам:
-
Заказчиком в документации к закупке неправомерно установлен критерий: «Продолжительность времени с момента государственной регистрации участника закупки», не соответствующий предмету закупки, а также не позволяющий выявить квалификацию участников закупки.
-
Заказчиком не учтены документы, приложенные заявителем для подтверждения опыта участника закупки, результатом чего стало заниженное количество баллов, причитающихся участнику ООО «Квинта».
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.
Запрос предложений проводился Заказчиком в соответствии с Законом о закупках, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о закупках товаров, работ и услуг Автономного учреждения «Технопарк - Мордовия», утвержденным решением Наблюдательного совета АУ «Технопарк-Мордовия», протоколом от 29.09.2022 г. (далее – Положение о закупках), а также Извещением № 11/23 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по продвижению в социальной сети (далее – Извещение) и Документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по продвижению в социальной сети (далее – Документация о закупке), утвержденных приказом АУ «Технопарк-Мордовия» от 20.07.2023 г. № 128 «О проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по продвижению в социальной сети».
В соответствии со статьей 3 Положения о закупках, запрос предложений – форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 1.1.3. статьи 27 Положения о закупках, запрос предложений в электронной форме, участниками которого являются субъекты малого и среднего предпринимательства, относится к конкурентным закупкам.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 27 Положения о закупках, запрос предложений в электронной форме, участниками которого являются субъекты малого и среднего предпринимательства, проводится при соблюдении одновременно следующих условий:
2.3.1 Начальная (максимальная) цена договора не превышает пятнадцать миллионов рублей с учетом НДС;
2.3.2. Необходимо осуществить поиск наиболее предпочтительных предложений на функционирующем рынке по цене, характеристикам товаров (работ, услуг) и условиям исполнения договора;
2.3.3. Оценка производится по ценовым критериям и/или условиям исполнения договора, в том числе квалификации участников закупки.
20.07.2023 года Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru и на ЭТП АО «ТЭК-Торг» – https://www.tektorg.ru/ была размещена закупка № 32312602187, проводимая в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по продвижению в социальной сети.
Дата начала срока подачи заявок: 20.07.2023;
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 28.07.2023 09:00;
Дата рассмотрения первых частей заявок: 31.07.2023;
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 02.08.2023;
Дата подведения итогов: 02.08.2023.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление Заказчиком в Документации к закупке критерия оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: «Продолжительность времени с момента государственной регистрации участника закупки».
По мнению заявителя, факт существования хозяйствующего субъекта на рынке в течение длительного периода времени сам по себе не может гарантировать надлежащего исполнения обязательств по договору, а также не характеризует квалификационный уровень исполнителя, указанный порядок лишь определяет присваиваемое количество баллов на основании формального срока существования организации-участника без какой-либо связи с предметом договора или иных показателей, необходимых или имеющих значение для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках закупки.
Заявитель указал, что порядок оценки по указанному показателю не соответствует предмету Закупки, а также не позволяет выявить квалификацию участников закупки, вследствие чего установление указанных показателя и порядка оценки в рамках оценки по критерию «Квалификация участника конкурса» применено с нарушением части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в нарушении требований положения о закупках, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенных при организации и проведении Закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 28.07.2023 09:00, жалоба Заявителя поступила в Мордовское УФАС России 08.08.2023 года.
Принимая во внимание положения части 11 статьи 3 Закона о закупках, письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, Комиссия отмечает, что подача жалобы на положения Документации о закупке возможна только до истечения срока подачи заявок на участие в торгах.
Кроме того, подача Заявителем заявки для участия в Запросе предложений свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в Документации о закупке.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя относительно неправомерного включения Заказчиком в Документацию о закупке критерия оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: «Продолжительность времени с момента государственной регистрации участника закупки».
Заявитель в жалобе также указал, что Заказчиком при оценке его заявки не были учтены документы, приложенные заявителем для подтверждения опыта участника закупки, результатом чего стало заниженное количество баллов по установленному в Документации о закупке критерию: «Опыт оказания услуг аналогичных предмету закупки», причитающихся участнику ООО «Квинта».
Согласно пункту 19.7 Документации о закупке, Заказчиком были утверждены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
– Стоимость предложения;
– Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки;
– Продолжительность времени с момента государственной регистрации Участника закупки;
– Размер выручки за 2022 год.
Для оценки заявки по критерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки» рассматривается количество договоров/контрактов, по которым оказывались услуги в 2022 – 2023 гг., аналогичные предмету закупки. Опыт оказания услуг по предмету закупки подтверждается сведениями об опыте выполнения договоров/контрактов, аналогичных предмету закупки, (по форме №5 настоящей Документации), с приложением копий договоров/контрактов, актов выполненных работ/оказанных услуг.
Аналогичными признаются договоры/контракты на оказание услуг по продвижению в социальной сети.
Данный критерий Заказчиком оценивается следующим образом:
20 баллов – в составе заявки на участие в закупке представлена информация и подтверждающие документы о более 10 договорах/контрактах, по которым оказывались услуги, аналогичные предмету закупки, за 2022 – 2023 гг., с приложением копий договоров/контрактов, актов выполненных работ/оказанных услуг;
10 баллов – в составе заявки на участие в закупке представлена информация и подтверждающие документы о договорах/контрактах в количестве от 5 до 10 включительно, по которым оказывались услуги, аналогичные предмету закупки, за 2022 – 2023 гг., с приложением копий договоров/контрактов, актов выполненных работ/оказанных услуг;
0 баллов – в составе заявки на участие в закупке представлена информация и подтверждающие документы о договорах/контрактах в количестве менее 5, по которым оказывались услуги, аналогичные предмету закупки, за 2022 – 2023 гг., либо в составе заявки на участие в закупке информация, указанная в таблице (по форме №5 настоящей Документации), отсутствует и/или не подтверждена соответствующими документами (копиями документов).
В форме № 5 Документации о закупке указано, что участником закупки прилагаются подтверждающие документы о наличии у Участника закупки опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки услуг (копии договоров/контрактов, актов сдачи выполненных работ/оказанных услуг).
Участник закупки указывает количество договоров, которое считает необходимым и достаточным.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В соответствии с Протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по продвижению в социальной сети от 02.08.2023 г. № 11/23-4 Закупочной комиссией Заказчика при оценке заявки Заявителя по критерию: «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки» указана следующая информация: «ООО «КВИНТА» – в справке об аналогичных договорах указана информация о наличии от 5 до 10 договоров/контрактов, по которым оказывались услуги, аналогичные предмету закупки. К указанной справке приложены копии менее 5 договоров/контрактов, актов выполненных работ/оказанных услуг, аналогичных предмету закупки за 2022-2023 гг. – 0 баллов».
При анализе заявки заявителя, представленной Заказчиком в материалы дела, Комиссией установлено наличие справки об опыте исполнения договоров 2022-2023 гг. с указанием пяти контрактов аналогичной закупке тематики на сумму 1 857 146 рублей 00 копеек. К указанной справке приложены пять договоров и акты выполненных работ/оказанных услуг к ним, однако, 3 представленных договора не подписаны (контракт от 23.05.2022 г. № 2482506454922000008, договоры № 23-3-306, № 32312072900), в актах выполненных работ/оказанных услуг к указанным неподписанным договорам установлено наличие электронных цифровых подписей сторон.
К поданной жалобе заявителем были представлены 5 договоров и акты выполненных работ/оказанных услуг к ним, три договора не подписаны (контракт от 23.05.2022 г. № 2482506454922000008, договоры № 23-3-306, № 32312072900).
На заседании Комиссии представителем Заказчика также был представлен компакт-диск DVD+RW с заявками участников оспариваемой закупки. При анализе информации, содержащейся на компакт-диске Комиссией Мордовского УФАС России установлено отсутствие подписей в трех договорах ООО «КВИНТА», а именно в контракте от 23.05.2022 г. № 2482506454922000008 и договорах № 23-3-306, № 32312072900.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу, что Заказчиком была правомерно оценена заявка заявителя по критерию: «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки», т.к. ООО «КВИНТА» в своей заявке представил 3 неподписанных договора, что в свою очередь является несоответствием, установленным Заказчиком в форме № 5 требованиям о представлении документов в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Следовательно, жалоба в данной части является необоснованной.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Квинта» (вх. № 3824-ЭП/23 от 08.08.2023 г.) на действия Заказчика – АУ «Технопарк-Мордовия» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по продвижению в социальной сети (извещение на сайте https://www.zakupki.gov.ru/ № 32312602187) необоснованной.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии: <...>
<...>
<...>
<...>
2023-3479