Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 19/5-Р от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии .. – руководитель Управления,

члены Комиссии: .. - заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, .. – заместитель руководителя Управления, .. - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, .. – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,

рассмотрев 16 марта 2018 года дело № 19/5-Р  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по электронному обращению гр. У... (г.Москва) от 18.12.2017 ВХ030545 (вх.№5816 от 19.12.2017), поступившему из Федеральной антимонопольной службы, относительно доставленного 18.12.2017 в 12:45 на его абонентский номер <...> от имени Butik.ru sms-сообщения рекламного характера «Старт SALE до -50%! купите лучшее на новогодней распродаже butik.ru» без предварительного согласия абонента на получение такой sms-рассылки, что содержит  признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

            Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от них не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

            Гр. У... в поступившем от него электронном обращении от 18.12.2017 ВХ030545 (вх.№5816 от 19.12.2017) выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

            АО «Загрузка» предоставило ходатайство от 02.03.2018 № 76 (вх.№839 от 02.03.2018) о рассмотрении дела № 19/5-Р  в отсутствие его представителя, которое подлежит удовлетворению.

            ООО «БУТИК» в письме от 14.02.2018 б/н (вх.№741 от 22.02.2018) также ходатайствовало о рассмотрении дела № 19/5-Р  в отсутствие его представителя, которое подлежит удовлетворению.

            Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела № 19/5-Р.

 

            В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. У...(г.Москва) от 18.12.2017 ВХ030545 (вх.№5816 от 19.12.2017), в котором сообщается о факте получения 18.12.2017 в 12:45 на его абонентский номер <...> ... без предварительного согласия  абонента от имени Butik.ru sms-сообщения рекламного характера «Старт SALE до -50%! купите лучшее на новогодней распродаже butik.ru».

            Такое обращение перенаправлено в Мордовское УФАС России Федеральной антимонопольной службой, что согласуется с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в силу которого Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы. Тем самым Мордовскому УФАС России поручено возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по заявленным гр. У.... претензиям к вышеназванной sms-рассылке.

            Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 22.01.2018 № 24 о возбуждении дела № 19/5-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            Определением Мордовского УФАС России от 16.02.2018 № 107 об отложении рассмотрения дела № 19/5-Р рассмотрение дела откладывалось и продлевался срок его рассмотрения до 23 апреля 2018 года.

            Распространенная информация по своему содержанию не носит персонифицированного характера и привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности Интернет-магазина butik.ru, предлагающего скидки до -50% на товары, стимулирует интерес к такому продавцу и реализуемым им товарам, и тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец - Интернет-магазин butik.ru, предлагающий скидки до -50% на реализуемые им товары.

            Распространение рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться при условии предварительного согласия абонента на её получение.

            В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

            Гр. У..., обратившийся в антимонопольный орган, в своем заявлении указал, что он не давал предварительного согласия на получение вышеприведенного рекламного sms-сообщения.

            В процессе рассмотрения дела № 19/5-Р установлено, что доставка 18.12.2017 в 12:45 от имени Butik.ru рекламного sms-сообщения «Старт SALE до -50%! купите лучшее на новогодней распродаже butik.ru» на абонентский номер <...> ..... (оператор сотовой связи Tele2), портированный от ПАО «МТС» и выделенный в пользование гр. У......, осуществлена последовательными действиями ООО «Бутик», ООО «ИнфоБип» и АО «Загрузка», чье оборудование имеет доступ к SMS-центру оператора подвижной радиотелефонной связи ООО «Т2 Мобайл», по каналу связи которого отправлена такая sms-рассылка его абоненту сотовой связи Tele2, что обеспечено наличием следующих договорных отношений: договором оказания услуг № 22072014-234 от 22.07.2014г., заключенным между ООО «ИнфоБип» и ООО «Бутик», договором № А-58/14р оказания услуг предоставления доступа к Системе и обработки данных от 01.08.2014г., заключенным между ООО «ИнфоБип» и ЗАО «Связной Загрузка» (в настоящее время - АО «Загрузка»), договором № 217/SMS-BULK от 01.06.2015г., заключенным между группой лиц, правопреемниками которых является ООО «Т2 Мобайл», и ЗАО «Связной Загрузка» (в настоящее время - АО «Загрузка»).

            Соответственно, рекламораспространителями рассматриваемой sms-рекламы выступили ООО «Бутик», ООО «ИнфоБип» и АО «Загрузка», взаимосвязанностью своего оборудования имеющие доступ к каналу связи ООО «Т2 Мобайл».

            В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

            Из условий вышеназванных договоров следует, что отправка sms-сообщений должна осуществляться с предварительного согласия абонента, которому предназначается такая sms-рассылка.

            В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

            Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

            При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

            Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гр. У...., проживающего в г.Москве и сообщившего антимонопольному органу о том, что он  не давал согласия на получение вышеприведенного рекламного sms-сообщения.

            От рекламораспространителя - ООО «Бутик» с письмом от 14.02.2018 б/н (вх.№741 от 22.02.2018) поступили пояснения по обстоятельствам отправки рассматриваемой sms-рекламы, которая осуществлена пользователю Интернет-магазина www.butik.ru, зарегистрировавшемуся под именем Максим и указавшему при авторизации на сайте Интернет-магазина адрес своей электронной почты uvarov.max@gmail.com и номер телефона +7....., в процессе которой такому пользователю предоставлен доступ к сервису дистанционной покупки товаров, предусматривающему принятие условий оферты (публичного предложения ООО «Бутик» как розничного продавца), опубликованных на странице Интернет-магазина http://www.butik.ru/page/offer/. При этом к таким пояснениям приложена распечатка скриншота с данными названного пользователя.

            Из условий оферты, опубликованных на странице Интернет-магазина http://www.butik.ru/page/offer/сайте с очевидностью следует, что при регистрации Пользователь, оставивший свои данные, согласился на обработку Продавцом переданных персональных данных (в том числе на передачу третьим лицам) в целях исполнения Продавцом обязательств по исполнению настоящего Договора оферты перед Покупателем, а так же в целях продвижения новых Товаров и услуг (п.5.4 Оферты), при том, что Продавец имеет право направлять Пользователю рекламные или информационные сообщения. Покупатель имеет право отказаться от рекламно-информационных сообщений, написав запрос через форму обратной связи, размещенную на сайте или изменив настройки в персональном разделе Сайта «Вход в интернет-магазин» (п.5.4 Оферты).

            Сведения о том, что пользователь, при авторизации на сайте  Интернет-магазина www.butik.ru оставивший данные своей электронной почты и номера телефона, отказался от рекламно-информационных сообщений продавца - ООО «Бутик», в материалах дела отсутствуют.

            Учитывая фактически установленные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что предоставленные ООО «Бутик» данные свидетельствуют о том, что пользователем  Интернет-магазина www.butik.ru, зарегистрировавшимся под именем Максим, а также указавшим адрес своей электронной почты uvarov.max@gmail.com и номер телефона +7....., является  гр. У...., предоставивший в антимонопольный орган идентичные данные, и тем самым являются достаточным доказательством того, что рассматриваемая sms-реклама поступила на абонентский номер <...> ...с предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений от Интернет-продавца ООО «Бутик» при том, что такая sms-рассылка обеспечена последовательным взаимодействием рекламораспространителей - ООО «Бутик»,  ООО «ИнфоБип», АО «Загрузка», и доставлена конечному получателю оператором связи ООО «Т2 Мобайл».

            Таким образом, реклама «Старт SALE до -50%! купите лучшее на новогодней распродаже butik.ru», доставленная в г.Москву от имени Butik.ru 18 декабря 2017 года в 12:45 на абонентский номер <...> .... (оператор сотовой связи Tele2), находящийся в пользовании гр. У...., распространена при наличии предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, что указывает на отсутствие нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

            Руководствуясь подпунктом а пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

            Производство по делу № 19/5-Р прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны