Решение №807 по жалобе от 3 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Саранск
Резолютивная часть решения оглашена «30» ноября 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено «03» декабря 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель Комиссии: <...> – Заместитель руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, <...> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
в присутствии (в режиме видеоконференцсвязи):
от Организатора торгов - Конкурсного управляющего К. А.Н., представителя по доверенности <...> (доверенность от 06.02.2020),
в отсутствии Заявителя – К., надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу К. (от 19.11.2020 вх. № 7075) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего К. А.Н. при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества Сельскохозяйственного производственного кооператива «ДЕЛЬТА» (извещение в ЕФРСБ № 5721951, Лот № 1, Лот № 2),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба К. (ранее и далее – Заявитель) (от 19.11.2020 вх. № 7075) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего К. А.Н. (ранее и далее – Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества Сельскохозяйственного производственного кооператива «ДЕЛЬТА» (извещение в ЕФРСБ № 5721951, Лот № 1, Лот № 2).
Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.
В связи с поступлением жалобы К.(от 19.11.2020 вх. № 7075), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 23.11.2020 исх. № 3072).
Рассмотрение жалобы было назначено на 10 часов 30 минут 26.11.2020.
В связи с поступлением ходатайств Заявителя (от 25.11.2020 вх. №7208) и Организатора торгов (от 25.11.2020 вх. № 7215) в рассмотрении жалобы К. (от 19.11.2020 вх. № 7075) (далее – Жалоба) объявлялся перерыв до 16 часов 15 минут 30.11.2020.
В адрес Мордовского УФАС России 30.11.2020 поступило ходатайство Организатора торгов (от 30.11.2020 вх. №7324) о привлечении к участию в рассмотрении Жалобы третьего лица – Акционерное общество «Р банк» (г. Москва) в лице Мордовского регионального филиала АО «Р» г. Саранск (4300005, Республика Мордовия, г. Саранск, у<...>).
Также в адрес Мордовского УФАС России 30.11.2020 поступило ходатайство Организатора торгов (от 30.11.2020 вх. №7325) об отложении рассмотрения жалобы.
Согласно части 14 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Организатором торгов нарушена процедура проведения торгов, а именно: установлена неизменная величина размера задатка на всех периодах публичного предложения.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представив письменные пояснения (от 30.11.2020 вх. № 7283), в которых указывает, что начальная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества. АО «Р.» разработало и представило конкурсному управляющему Положение о продаже имущества посредством публичного предложения. Согласно п. 3.2 указанного Положения для участия в торгах заявитель должен внести задаток в размере 10 % от начальной цены продажи Имущества в счет обеспечения оплаты имущества Должника на счет, определенный Организатором торгов и указанный в информационном сообщении. Согласно п. 8 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) размер задатка для участия в торгах не должен превышать 20 % начальной цены продажи предприятия. Таким образом, по утверждению Организатора торгов, торги были объявлены в точном соответствии с представленным Положением и соблюдением требований закона, в том числе в части установления размера задатка. Более того, установленный размер задатка не превышал 20 % даже на периоде действия цены отсечения.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
Правила проведения торгов по продаже имущества организаций, признанных банкротами, регламентированы статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве и Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2015 г. № 495.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.10.2014 по делу А39-6313/2013 Сельскохозяйственный производственный кооператив «ДЕЛЬТА» (430034, Республика Мордовия, город Саранск, улица Пролетарская, дом 143, ОГРН 1111327002390, ИНН 1327014638) (далее – СПК «Дельта») признан банкротом и введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Д. (ИНН <...>, СНИЛС <...>) - член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих» (ИНН 6315944042, ГРН 1026300003751, 443072, г. Самара, Московское шоссе, 18 км).
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.10.2016 по делу А39-6313/2013 с 05 октября 2015 года конкурсным управляющим СПК «Дельта» утвержден К. А.Н. (ИНН <...>, СНИЛС <...>, адрес для корреспонденции: 430005, РМ г. Саранск, <...>), являющий членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Континент».
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
10.11.2020 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru Организатором торгов размещено сообщение о проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества СПК «Дельта» (извещение в ЕФРСБ № 5721951, Лот № 1, Лот № 2) в форме публичного предложения (далее – Тоги).
Объявление в газете «Коммерсантъ» - № 52030369305.
Торги проводились на Электронной торговой площадке «Новые информационные сервисы» (http://www.nistp.ru), идентификационный № 15002-ОТПП.
Согласно извещению ЕФРСБ № 5721951 (далее – Извещение) предметом Торгов по Лоту №1 выставлено имущество должника единым лотом, которое реализуется в виде предприятия: Адм.здание, пл.871,9 кв. м. (инв. ном. 16428 лит. А, усл. номер <...> :23:1458:0:1029:0:А:0), Здание крытой стоянки, пл. 326,4 кв.м. (инв. ном. 1801, лит. Е, усл. номер <...> :23:1458:0:1029:0:А3:0), Здание оздоровительного комплекса, пл. 2075,7 кв.м. (инв. ном. 1802, лит. Д, усл. номер <...> :23:1458:0:1029:0:А4:0), Здание по ремонту моторов, пл. 867,0 кв.м. (инв. ном. 1799, лит. Б, усл. номер <...> :23:1458:0:1029:0:А1:0), Здание стоянки, пл. 2441,2 кв. м. (инв. ном. 1800, лит. В, усл. номер <...> :23:1458:0:1029:0:А2:0), Зем.участок, пл. 1609 кв.м. (кад. номер <...> :23:1009039:20), Зем.участок, пл. 1973 кв.м. (кад. номер <...> :23:1009039:18), Зем.участок, пл. 23011 кв.м. (кад. номер <...> :23:1009039:19), Трансф.подстанция (КТП 6/0,4 кВ). Адрес нахождения имущества: РМ, г. Саранск, ул. Пролетарская д. 143;
По условиям публичного предложения начальная продажная цена имущества по Лоту № 1 составляет 28 144 549,25 руб., шаг – 7,00 %, задаток - 10,00 %.
Предусмотрено 9 интервалов снижения цены:
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Цена на интервале, руб. |
Задаток на интервале, руб. |
16.11.2020 - 12:00 20.11.2020 - 12:00 28 144 549,25 2 814 454,93
23.11.2020 - 12:00 27.11.2020 - 12:00 26 174 430,80 2 814 454,93
30.11.2020 - 12:00 04.12.2020 - 12:00 24 204 312,35 2 814 454,93
07.12.2020 - 12:00 11.12.2020 - 12:00 22 234 193,90 2 814 454,93
14.12.2020 - 12:00 18.12.2020 - 12:00 20 264 075,45 2 814 454,93
21.12.2020 - 12:00 25.12.2020 - 12:00 18 293 957,00 2 814 454,93
28.12.2020 - 12:00 11.01.2021 - 12:00 16 323 838,55 2 814 454,93
12.01.2021 - 12:00 18.01.2021 - 12:00 14 353 720,10 2 814 454,93
19.01.2021 - 12:00 25.01.2021 - 12:00 14 072 274,63 2 814 454,93
Предметом Торгов по Лоту № 2 является здание гаража, 1981 г.п., общая площадь 51, 5 кв.м., назначение: нежилое, 1-этажное, инвентарный номер <...> , усл.номер <...> :13:01/228/2012-027, литер Ж, адрес: РМ, г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 143, свидетельство о государственной регистрации права 13 ГА 718122 от 29.12.2012г.
По условиям публичного предложения начальная продажная цена имущества по Лоту № 2 составляет 207 991,40 руб., шаг – 7,00 %, задаток - 10,00 %.
Предусмотрено 9 интервалов снижения цены:
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Цена на интервале, руб. |
Задаток на интервале, руб. |
16.11.2020 - 12:00 20.11.2020 - 12:00 207 991,40 20 799,14
23.11.2020 - 12:00 27.11.2020 - 12:00 197 591,83 20 799,14
30.11.2020 - 12:00 04.12.2020 - 12:00 187 192,26 20 799,14
07.12.2020 - 12:00 11.12.2020 - 12:00 176 792,69 20 799,14
14.12.2020 - 12:00 18.12.2020 - 12:00 166 393,12 20 799,14
21.12.2020 - 12:00 25.12.2020 - 12:00 155 993,55 20 799,14
28.12.2020 - 12:00 11.01.2021 - 12:00 145 593,98 20 799,14
12.01.2021 - 12:00 18.01.2021 - 12:00 135 194,41 20 799,14
19.01.2021 - 12:00 25.01.2021 - 12:00 124 794,84 20 799,14
Согласно пункту 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов выполняет следующие функции:
опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
определяет участников торгов;
осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
В силу пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должника должны содержаться, в том числе, сведения о размере задатка, сроке и порядке внесения задатка, реквизитов счетов, на которые вносится задаток.
Исходя из содержания Извещения, Комиссией установлено, что размер задатка при продаже имущества СПК «Дельта» посредством публичного предложения был установлен в неизменном размере для каждого из Лотов №№1,2 на всех интервалах действия публичного предложения.
Между тем Организатором торгов не учтено следующее.
В рассматриваемом случае продажа имущества общества осуществлялась посредством публичного предложения, к которому в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве применяются общие правила о продаже имущества должника.
Особенность публичного предложения как формы реализации имущества должника состоит в том, что снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой указана цена приобретения, равная цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающая ее.
По смыслу пунктов 8 - 10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.
Помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 ГК РФ), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Организатором торгов задатка в размере, не соответствующем требованиям законодательства о банкротстве, является обоснованным.
На дату оглашения резолютивной части решения Организатором торгов в Мордовское УФАС России не представлена информация о составлении протоколов об определении участников и результатов открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества СПК «Дельта».
Сообщения о составлении протоколов и сами протоколы об определении участников и результатов открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества СПК «Дельта» в соответствии с извещением № 5721951 на сайтах https://bankrot.fedresurs.ru и http://www.nistp.ru на дату оглашения резолютивной части решения не размещены.
Комиссия Мордовского УФАС России в действиях Организатора торгов, выразившихся в установлении суммы задатка, превышающего 10% от начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода снижения цены, усматривает нарушение абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу К. (от 19.11.2020 вх. № 7075) обоснованной.
- Признать действия организатора торгов – Конкурсного управляющего К. А.Н. при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества Сельскохозяйственного производственного кооператива «ДЕЛЬТА» (извещение в ЕФРСБ № 5721951, Лот № 1, Лот № 2), выразившиеся в установлении суммы задатка, превышающего 10% от начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода снижения цены, нарушением абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
- Выдать Организатору торгов обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.