Решение №199 О признании рекламы ненадлежащей от 29 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/18-10/2019

29 марта 2019 года                                                                        г.Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:  руководитель Управления,

члены Комиссии: главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,

рассмотрев 18 марта 2019 года дело № 013/05/18-10/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по электронному обращению гр. С. (г.Москва) от 14.12.2018 ВХ034345 (вх.№5477 от 14.12.2018), поступившему из Федеральной антимонопольной службы, относительно доставленного 13.12.2018 в 15:49 на его абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) от имени UniCredit sms-сообщения рекламного характера «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636» без предварительного согласия абонента на получение такой sms-рассылки и с отсутствующей в рекламе существенной информацией обо всех условиях кредита, определяющих его полную стоимость, что содержит  признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

Гр. С. в поступившем от него электронном обращении от 14.12.2018 ВХ034345 (вх.№5477 от 14.12.2018) выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/18-10/2019, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от них не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела № 013/05/18-10/2019.

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. С. (г.Москва) от 14.12.2018 ВХ034345 (вх.№5477 от 14.12.2018), в котором сообщается о факте получения 13.12.2018 в 15:49 на его абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) без предварительного согласия  абонента от имени UniCredit sms-сообщения «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636».

Такое обращение перенаправлено в Мордовское УФАС России Федеральной антимонопольной службой, что согласуется с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в силу которого Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы. Тем самым Мордовскому УФАС России поручено возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по заявленным гр. С.  претензиям к вышеназванной sms-рассылке.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 17.01.2019 № 13 о возбуждении дела № 013/05/18-10/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Определением Мордовского УФАС России от 15.02.2019 № 110 рассмотрение дела № 013/05/18-10/2019 откладывалось и продлевался срок его рассмотрения до 17 апреля 2019 года.

Исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, Комиссия установила следующее.

Из скриншота, приложенного к электронному обращению гр. С... следует, что на телефон заявителя +7XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) через SMS-центр +7XXXXXXXXXX от имени UniCredit 13.12.2018 в 15:49 поступило sms-сообщение «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636».

Содержащееся в sms-сообщении предложение об объединении кредитов других банков для оформления кредита по ставке 11,9% годовых в АО ЮниКредит Банк, несмотря на личное обращение в сообщении, носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемые сведения об оказываемой банком услуге кредитования по ставке 11,9% годовых формируют интерес к АО ЮниКредит Банк и предлагаемому кредиту, способствуют их продвижению на рынке, в связи с чем такие сведения по всем признакам соответствуют понятию рекламы (статья 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является банковская деятельность АО ЮниКредит Банк по предоставлению финансовых услуг по потребительскому кредитованию на условии рефинансирования от 1 до 5 кредитов других банков и оформления кредита в АО ЮниКредит Банк по ставке 11,9% годовых.

Рассматриваемая реклама доставлена абоненту номера +7XXXXXXXX77 (оператор связи Yota)  по сетям подвижной радиотелефонной связи, и к такому способу распространения рекламы действующим законодательством предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Гр. С. в электронном обращении от 14.12.2018 ВХ034345 (вх.№5477 от 14.12.2018) сообщил, что рассматриваемая sms-реклама доставлена ему на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) без его предварительного согласия.

Согласно Реестру Российской системы нумерации, SMS-центр +7XXXXXXXXXX, через который на абонентский номер <...> XXXXXXXX77(оператор связи Yota) доставлена рассматриваемая sms-реклама, принадлежит оператору связи – ПАО «МегаФон».

Согласно пункту 22.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 2 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Приведенные нормы Федерального закона «О связи» корреспондируются с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Оператор подвижной радиотелефонной связи - ПАО «МегаФон» с письмом от 16.01.2019 № 5/701СЕОИсх-00012/19 (вх.№148 от 16.01.2019) предоставило документы и сведения, из которых следует, что заказчиком рассматриваемой sms-рассылки с идентификационным обозначением UniCredit является агрегатор ООО «ОСК», осуществивший отправку sms-сообщения через интерфейс АО «МегаЛабс», которому, в свою очередь, предоставлен доступ к сервисному центру ПАО «МегаФон». В подтверждение таких сведений предоставлены договор № <...>, заключенный между АО «МегаЛабс» (Партнер) и ПАО «МегаФон» (Оператор), и договор № <...>, заключенный между ООО «ОСК» (Заказчик) и АО «МегаЛабс» (Исполнитель).

АО «МегаЛабс» в письме от 11.02.2019 №6984 (вх.№699 от 11.02.2019) подтвердило наличие договорных отношений с ООО «ОСК», в рамках которых осуществлена рассматриваемая sms-рассылка, однако в своих пояснениях ссылается на то, что направление рассматриваемой sms-рассылки технологически происходит с аппаратно-программного комплекса ООО «ОСК», подключенного к специальной платформе ООО «Скартел» (оператор связи Yota), с СМС-центра которого абонент получил рассматриваемую sms-рассылку.

Пояснения АО «МегаЛабс» в части доставки рассматриваемой sms-рассылки с SMS-центра ООО «Скартел» (оператор связи Yota) представляются несостоятельными, поскольку в данном случае sms-реклама доставлена с номера SMS-центра +7XXXXXXXXX1, принадлежащего оператору связи – ПАО «МегаФон».

ООО «ОСК» с письмом от 15.02.2019 № 60 (вх.№812 от 15.02.2019) предоставило документы и сведения, указывающие на то, что распространение рассматриваемого sms-сообщения осуществлялось АО ЮниКредит Банк самостоятельно на основании договора № sms  оказания услуг от г., заключенного между ООО «ОСК» и АО ЮниКредит Банк.

В свою очередь, АО ЮниКредит Банк с письмом от 13.02.2019 № 160-5985 (вх.№846 от 18.02.2019) предоставило документы и сведения, указывающие на то, что sms-рассылка осуществлялась АО ЮниКредит Банк в партнерстве с ООО «ОСК» на основании договора № <...> оказания услуг от <...>, в подтверждение чего также предоставлены акты выполненных работ и счетов на оплату услуг по такому договору.

Сопоставление сведений, предоставленных ООО «ОСК» и АО ЮниКредит Банк, показывает, что отношения названных лиц по договору № <...> оказания услуг от <...> актуализированы договором  № <...> оказания услуг от <...>, согласно которому условия его действия распространяются на отношения сторон по договору с 1 марта 2018 года.

Анализ совокупности предоставленных в материалы дела договоров показывает их взаимосвязанность, обеспечившую доставку рассматриваемой sms-рекламы по сетям подвижной радиотелефонной связи на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota).

В силу договора № <...>, заключенного между АО «МегаЛабс» (Партнер) и ПАО «МегаФон» (Оператор), Оператор обязуется предоставить Партнеру доступ к Интерфейсу (программным средствам Оператора, используемым для управления услугой) для размещения рекламно-информационных материалов (РИМ) Партнера среди абонентов – пользователей услугами связи (п.п.1.1, 3.1 договора). При этом п.3.6 такого договора определено, что в случае размещения РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера Партнер обязуется до размещения РИМ получить согласие Абонентов на получение рекламы, использование их номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ).

Согласно договору № <...>, заключенному между ООО «ОСК» (Заказчик) и АО «МегаЛабс» (Исполнитель), Исполнитель предоставляет Заказчику услуги доступа к Интерфейсу для размещения РИМ Заказчика среди абонентов (п.3.1 договора) при том, что Заказчик при размещении РИМ среди абонентов из Базы Абонентов Заказчика гарантирует наличие надлежащим образом оформленных согласий таких Абонентов на получение рекламы (п.4.8 договора),  также Заказчик обязуется в Интерфейсе использовать только те абонентские номера, по которым заказчиком получено предварительное согласие Абонентов на получение рекламы. В случае неподтверждения либо отзыва согласия Абонента на получение РИМ от Заказчика Заказчик обязуется незамедлительно прекратить размещение SMS-сообщений посредством Интерфейса, в том числе при поступлении сведений об отсутствии либо отзыве согласия от Исполнителя (п.4.11 договора).

В свою очередь, договором № <...>, заключенным между ООО «ОСК» (Исполнитель) и АО ЮниКредит Банк (Заказчик), которым продолжены отношения сторон, действовавших ранее по договору № <...> оказания услуг от <...>, определено оказание услуг по предоставлению доступа к системе Исполнителя, позволяющей Заказчику формировать и отправлять SMS-сообщения, а также получать отчеты о доставке отправленных сообщений. При этом правилами предоставления услуг, являющимися неотъемлемой частью такого договора, специально оговорено, что Заказчик обязуется не использовать Услуги для распространения ненужной получателю, незапрошенной последним информации, информации вида СПАМ; зона ответственности Исполнителя по передаче Сообщения – участок от Заказчика до SMS-центра Оператора; Заказчик обязуется получить согласие у абонентов, которым предполагается рассылка SMS-сообщений, на использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их упоминания в тексте Сообщений), и такое письменное согласие должно в обязательном порядке содержать абонентский номер <...> по которому Абонент дал согласие на получение Сообщений, а также сведения, однозначно идентифицирующие этого абонента и позволяющие достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки; Заказчик гарантирует полученное и надлежащим образом оформленное согласие Абонентов-адресатов на получение Сообщений; Заказчик обязуется использовать в Системе только те абонентские номера, по которым Заказчиком получено предварительное согласие Абонентов на такую рассылку.

Взаимосвязанность сложившихся договорных отношений свидетельствует о том, что ПАО «МегаФон» предоставляет услуги связи для передачи рекламно-информационных материалов (РИМ) АО «МегаЛабс» и его клиентов, в данном случае, ООО «ОСК» при том, что АО «МегаЛабс» и ООО «ОСК» в рамках заключенных договоров обязуются до размещения РИМ получить согласие абонентов на получение рекламы, использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ). В свою очередь, ООО «ОСК» (Исполнитель) предоставляет АО ЮниКредит Банк (Заказчик) услуги по формированию и отправке его адресатам sms-сообщений через систему («Платформа MFMS») ООО «ОСК» на условии получения Заказчиком предварительного согласия на получение отсылаемых сообщений.

Следовательно, последовательными действиями АО ЮниКредит Банк, ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс», которые в данном случае выступили рекламораспространителями, обеспечено направление рассматриваемой sms-рекламы через SMS-центр ПАО «МегаФон» +7XXXXXXXXXX в сеть подвижной радиотелефонной связи ООО «Скартел» (Yota) на абонентский номер <...> XXXXXXXX77, выделенный в пользование гр. С. (г.Москва).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вместе с тем, АО ЮниКредит Банк, сведения о котором содержатся в рассматриваемой sms-рекламе, в рамках сложившихся договорных отношений сформировало текст рассматриваемой sms-рекламы для её дальнейшей отправки через систему ООО «ОСК» и тем самым выступило одновременно рекламодателем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространители - АО «МегаЛабс» и ООО «ОСК», полагая, что ими предоставлялись лишь посреднические услуги технического доступа к программному обеспечению, не предоставили предварительного согласия абонента номера +7XXXXXXXX77 на получение рассматриваемой sms-рекламы, сославшись на то, что такое согласие должен получать заказчик рассылки, сформировавший содержание самого рекламного сообщения и  определивший его адресатов (письмо АО «МегаЛабс» от 11.02.2019 №6984 (вх.№699 от 11.02.2019); письмо ООО «ОСК» от 15.02.2019 № 60 (вх.№812 от 15.02.2019)).

Рекламодатель и рекламораспространитель - АО ЮниКредит Банк,  сославшись на ошибочность направления рассматриваемой sms-рекламы, признал отсутствие предварительного согласия абонента номера +7XXXXXXXX77 на получение рекламных сообщений от имени Банка (письмо АО ЮниКредит Банк от 13.02.2019 № 160-5985 (вх.№846 от 18.02.2019)).

При установленных обстоятельствах следует признать, что sms-рассылка с рассматриваемой рекламой доставлена на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы.

Комиссия, оценив выше приведенные условия договорных обязательств между  АО ЮниКредит Банк и ООО «ОСК», ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс», АО «МегаЛабс» и ПАО «МегаФон», пришла к выводу, что каждый из рекламораспространителей - АО ЮниКредит Банк, ООО «ОСК», АО «МегаЛабс» в рамках достигнутых ими соглашений осуществили sms-рассылку с рассматриваемой рекламой со своего оборудования при том, что договорные обязательства каждого из названных лиц, не являющихся операторами подвижной радиотелефонной связи, предусматривают обязанность осуществлять такую sms-рассылку со своего оборудования на оборудование партнера только таким абонентам - пользователям услуг подвижной радиотелефонной связи операторов подвижной радиотелефонной связи, от которых получено предварительное согласие на получение рекламы.

Несоблюдение таких договорных обязательств со стороны каждого из рекламораспространителей - АО ЮниКредит Банк, ООО «ОСК», АО «МегаЛабс» привело к нарушению требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, доводы АО «МегаЛабс» и ООО «ОСК» отклоняются как несостоятельные, не нашедшие своего фактического подтверждения.

Вместе с тем, рассматриваемая sms-реклама «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», отправленная 13.12.2018 в 15:49 от имени UniCredit через SMS-центр оператора связи ПАО «МегаФон» +7XXXXXXXXXX на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota) без предварительного согласия абонента - гр. С. на получение такой рекламы, по своему содержанию формирует у потребителей желание воспользоваться услугами банковского кредита АО ЮниКредит Банк по ставке 11,9% годовых.

В такой рекламе существенной является не только информация о привлекательном условии процентной ставки по кредиту, но и информация, способная обмануть ожидания потребителей, сформированные такой рекламой. Отсутствие  каких-либо сведений об иных условиях рекламируемого кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предлагаемой в рекламе банковской услугой.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования. При этом к рекламе банковских услуг предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в состав которых входят общие и индивидуальные условия. В силу названной статьи к условиям, определяющим полную стоимость займа, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения; иные платежи заемщика, обязанность осуществления которых заемщиком следует из условий договора потребительского кредита (займа).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Следовательно, сообщаемая в sms-рекламе привлекательная ставка по кредиту 11,9% годовых, предлагаемая  АО ЮниКредит Банк для рефинансирования от 1 до 5 кредитов других банков, относится к одному из условий потребительского кредита.

Основными условиями потребительского кредита,  опубликованными в сети Интернет на официальном сайте ЮниКредит Банк по адресу www.unicreditbank.ru в разделе «Кредиты» (распечатка скрин-шотов с сайта от 15.03.2019), определены: размер кредита до 3000000 рублей, процентная ставка от 12,9% годовых в рублях (рефинансирование – от 11,9%), срок кредита 24, 36, 48, 60, 72, 84 месяца.

Наряду с этим, АО ЮниКредит Банк с письмом от 13.02.2019 № 160-5985 (вх.№846 от 18.02.2019) предоставило рекламные макеты, в которых Банком определены такие условия предоставления кредита при рефинансировании:  сумма кредита от 100000 до 3000000 руб. для зарплатных клиентов ЮниКредит Банка, до 1500000 руб. для остальных категорий клиентов, максимальный размер суммы, не предназначенной для погашения рефинансируемых кредитов (дополнительной суммы) 1000000 руб., процентные ставки при оформлении полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика 11,9% годовых на срок от 24 до 60 мес., без оформления полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика 15,9% годовых на срок от 24 до 84 месяцев, действие программы не распространяется на кредиты, выданные микрофинансовыми организациями.

Тем самым в распространенной sms-рекламе, сообщающей потребителям лишь одно привлекательное условие о размере процентной ставки по кредиту 11,9% годовых, влияющее на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся кредитными услугами лица, отсутствует существенная информация об условиях использования такой процентной ставки, доступной только при оформлении полиса добровольного страхования жизни и здоровья заемщика на срок от 24 до 60 мес., и такое кредитование не распространяется на рефинансирование кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, а также умалчиваются все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее, такие как предельные (минимальные и максимальные) значения размеры суммы кредита с учетом условий их применения для конкретной категории клиентов и предназначения для погашения рефинансируемых кредитов, сроки предоставления кредита с учетом условий их применения для конкретной категории клиентов.

Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 38 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, доставленная от имени UniCredit по сети радиотелефонной связи 13.12.2018 в 15:49 на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota)  гр. С... (г.) sms-реклама «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», которая распространена без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы и в которой сообщается только привлекательное условие кредитования по ставке 11,9% годовых, влияющей на окончательную сумму расходов заемщиков по кредиту, и при этом замалчиваются иные условия кредита, определяющие его полную стоимость, нарушает  требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5, статьей 28  настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.

Материалами настоящего дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено в действиях рекламодателя и рекламораспространителя – АО ЮниКредит Банк, а также в  действиях рекламораспространителей - ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс».

АО ЮниКредит Банк в письме от 13.02.2019 № 160-5985 (вх.№846 от 18.02.2019) сообщило об отключении абонентского номера +7XXXXXXXX77 от каких-либо рассылок, однако не предоставило доказательств (в частности, распечатки стоп-листа) такого отключения, а также не предоставило доказательств прекращения передачи сообщений с ненадлежащей рекламой, замалчивающей условия потребительского кредита АО ЮниКредит Банк.

При установленных обстоятельствах усматривается необходимость выдать лицам, распространившим ненадлежащую рекламу, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела по месту совершения административного правонарушения (г.Москва) для рассмотрения вопроса о привлечении рекламораспространителей - ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении рекламодателя и рекламораспространителя – АО ЮниКредит Банк нет необходимости передавать материалы дела по месту совершения административного правонарушения (г.Москва), поскольку в отношении названного лица по подведомственности Мордовского УФАС России уже возбуждено административное производство и проведено административное расследование по части 1 и части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 18, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «<...>, объединить от 1 до 5 кредитов других банков и снизить общий платеж легко! Получите ставку 11.9% годовых, оформление по паспорту и справке о доходах до 31.12.18! АО ЮниКредит Банк 88007002636», распространенную от имени UniCredit посредством sms-сообщения, доставленного в г.Москву 13 декабря 2018 года в 15:49 по сети подвижной радиотелефонной связи через SMS-центр оператора связи ПАО «МегаФон» +7XXXXXXXXXX на абонентский номер <...> XXXXXXXX77 (оператор связи Yota), находящийся в пользовании гр. С., без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, в которой сообщается только привлекательное условие кредитования по ставке 11,9% годовых, влияющей на окончательную сумму расходов заемщиков по кредиту, и при этом замалчиваются иные условия кредита, определяющие его полную стоимость, что нарушает  требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Акционерному обществу «ЮниКредит Банк» (ИНН/КПП/ОГРН 7710030411/770401001/1027739082106; сокращенное наименование: АО ЮниКредит Банк; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 15.11.1991; дата присвоения ОГРН: 19.08.2002; адрес (место нахождения): 119034, г.Москва, набережная Пречистенская, д.9) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «ОСК» (ИНН/КПП/ОГРН 7705658056/770501001/1057746705631; сокращенное наименование: ООО «ОСК»; дата регистрации юридического лица: 18.04.2005; адрес (место нахождения): 115114, г.Москва, ул.Летниковская, д.10, стр.1) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Выдать рекламораспространителю – Акционерному обществу «МегаЛабс» (ИНН/КПП/ОГРН 7713556058/770701001/1057747083767; сокращенное наименование: АО «МегаЛабс»; дата регистрации в качестве юридического лица: 25.05.2005; адрес (место нахождения): 127006, г.Москва, переулок Оружейный, д.41, оф.157) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения (г.Москва) в отношении рекламораспространителей - ООО «ОСК» и АО «МегаЛабс», в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны