Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 198/12-Р от 18 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии . – руководитель Управления,

члены Комиссии:  - заместитель руководителя Управления, . - заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,  - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,  – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, рассмотрев 15 июня 2018 года дело № 198/12-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в феврале 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ рекламы «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно» в виде баннера с отметкой Яндекс.Директ,  включающего в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), которая носит признаки нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Яндекс», привлеченное к участию в рассмотрении дела № 198/12-Р, в письме б/н, б/д (вх.№2442 от 13.06.2018) ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

ООО «Стимул» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России его представитель не явился и от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие ООО «Стимул», ООО «Яндекс».

 

Производство по делу № 198/12-Р возбуждено определением Мордовского УФАС России от 06.04.2018 № 265 о возбуждении дела № 198/12-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Определением Мордовского УФАС России от 04.05.2018 № 346 рассмотрение дела № 198/12-Р откладывалось и продлевался срок его рассмотрения до 06 июля 2018 года.

От лиц, участвующих в деле, затребованы документы и сведения по существу настоящего разбирательства.

ООО «Яндекс» с письмом от 04.05.2018 № 12780 (вх.№1775 от 04.05.2018) предоставило подневную статистику, свидетельствующую о демонстрации в сети Интернет рассматриваемой рекламы ООО «Стимул» в период с 20 по 26 февраля 2018 года.

ООО «Стимул» не предоставило документов и сведений по существу настоящего разбирательства.

Комиссия, исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.

26 февраля 2018 года при проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ выявлено размещение баннера с отметкой Яндекс.Директ, содержащего графическое изображение и текстовую информацию «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», а также включающего в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9).

Распространяемая информация формирует интерес к деятельности ООО «Стимул» (г.Саранск, ул.Советская, 9), предлагающего услуги адвоката в Саранске на условии первой консультации бесплатно, побуждает потребителей обратиться за такими услугами к конкретному продавцу - ООО «Стимул», и тем самым способствует продвижению деятельности ООО «Стимул» и оказываемых им услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность ООО «Стимул» (г.Саранск, ул.Советская, 9), предлагающего услуги адвоката в Саранске на условии первой консультации бесплатно.

В данном случае продавцом предлагаемых услуг адвоката является ООО «Стимул», чей адрес сайта stimul-rm.ru сообщается в рекламе, включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт такого продавца, и чье место нахождения указано на сайте - г.Саранск, ул.Советская, 9.

Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.10.2014 с присвоением основного государственного регистрационного номера , что подтверждается сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц и опубликованными на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка по состоянию на 06.04.2018 имеется в материалах настоящего дела), из которых следует, что основным видом деятельности Общества является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), дополнительными видами деятельности - торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.41), торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.59), торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.62), виды издательской деятельности прочие (ОКВЭД 58.19),  деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (ОКВЭД 69.20), деятельность по проведению финансового аудита (ОКВЭД 69.20.1), деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (ОКВЭД 69.20.2), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), деятельность рекламных агентств (ОКВЭД 73.11).

Соответственно, рассматриваемая реклама, размещенная  в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/, распространена в предпринимательских интересах ООО «Стимул».

Лицом, осуществившим распространение рассматриваемой рекламы с пометкой «Яндекс.Директ», является ООО «Яндекс», оказывающее рекламодателям возмездные услуги «Яндекс.Директ» на условиях Оферты, опубликованной в сети Интернет http://yandex.ru/legal/oferta_drect/.  При этом условиями Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» закреплена обязанность рекламодателя самостоятельно подготовить Рекламную кампанию, в том числе привести рекламные объявления в готовую для распространения форму (п.5.1 Оферты).

Согласно письму ООО «Яндекс» от 04.05.2018 № 12780 (вх.№1775 от 04.05.2018), рассматриваемая реклама была размещена в результате акцепта Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», принятой ООО «Стимул», с длительностью показа такой рекламы в сети Интернет в период с 20.02.2018 по 26.02.2018.

Следовательно, в рассматриваемом случае рекламодателем является ООО «Стимул», инициировавшее распространение рассматриваемой рекламы в своих предпринимательских интересах со сведениями об услугах адвоката, а рекламораспространителем - ООО «Яндекс», оказавшее услуги по размещению такой рекламы с использованием информационных Интернет-ресурсов Яндекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность сообщать в рекламе сведения, способные формировать правильное, достоверное представление потребителей об объекте рекламирования. Реклама не должна обманывать ожидания потребителей рекламы.

В распространявшейся в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ рекламе «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), используемая формулировка «Адвокат в Саранске…» давала основание полагать, что такой продавец услуг обладает статусом адвоката.

Однако ООО «Стимул» не относится к организациям, наделенным правом осуществлять адвокатскую деятельность.

В силу положений Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью вправе заниматься лица, получившие в установленном порядке статус адвоката, и организация такой деятельности может осуществляться в форме адвокатского кабинета, не являющегося юридическим лицом, а также в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро, юридической консультации, являющимися некоммерческими организациями.

Следовательно, сообщаемые в рассматриваемой рекламе сведения о продавце – ООО «Стимул» как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, являются недостоверными, вводящими потребителей рекламы в заблуждение относительно действительного статуса такого продавца.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, распространявшаяся в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ реклама «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающая в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Как установлено выше, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Стимул», и такая реклама в настоящее время названным лицом не распространяется, что следует из письма рекламораспространителя - ООО «Яндекс» от 04.05.2018 № 12780 (вх.№1775 от 04.05.2018).

Поскольку распространение ненадлежащей рекламы с формулировкой «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно» прекращено, не усматривается необходимости выдавать рекламодателю - ООО «Стимул» как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, и рекламораспространителю - ООО «Яндекс» как лицу, способному прекратить распространение ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 20 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространенную в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ рекламу «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающую в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, что нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» (ИНН/КПП 1326229207/132601001;  ОГРН 1141326003070; сокращенное наименование – ООО «Стимул»; дата регистрации в качестве юридического лица: 02.10.2014; адрес (место нахождения): 430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Советская, д.9, офис 6) и рекламораспространителю – Обществу с ограниченной ответственностью «Яндекс» (ИНН/КПП 7736207543/770401001; ОГРН 1027700229193; сокращенное наименование – ООО «Яндекс»; дата регистрации в качестве юридического лица: 18.09.2002; адрес (место нахождения): 119021, г.Москва, ул.Льва Толстого, д.16) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

 

Председатель Комиссии:                                                                  

 

Члены Комиссии:   

Связанные организации

Связанные организации не указаны