Решение №420 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 199/13-Р от 9 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <...> - руководитель Управления,

члены Комиссии: <...> - заместитель руководителя Управления, <...> – заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, <.... - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, <...> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, рассмотрев 04 июля 2018 года дело № 199/13-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению гр. <...> относительно распространяемой на территории города Саранска Республики Мордовия рекламы Теле2 с предложением тарифа «Мой онлайн+» за 300 руб./мес., размещенной в марте 2018 года в региональном эфире радиоканала «Европа плюс» 102,0, а также на рекламной конструкции, установленной на проспекте Ленина, рядом с домом 23, в которой до сведения потребителей рекламы не доводится существенная информация о том, что рекламируемые условия оплаты услуг связи по такому тарифу доступны только новым абонентам Теле2, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» <...>, интересы которого представляет <...> на основании доверенности <...>,

заявитель - <...> не явилась, надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела,

заинтересованные лица - ООО «МедиаКом», ООО «Инишитив Рус», ООО «Мульти Технологии», ООО «Сити Медиа» <...> уведомило о невозможности обеспечить явку представителя), ООО «ГрупЭм Аутдор», ООО «Свежий ветер. Саранск», ООО «Радио Плюс» (до 21.05.2018 - ООО «Хит ФМ Саранск») - представители не явились, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Производство по делу № 199/13-Р возбуждено определением Мордовского УФАС России от 09.04.2018 № 266 о возбуждении дела № 199/13-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 07.05.2018 № 356 об отложении рассмотрения дела № 199/13-Р, а также определением Мордовского УФАС России от 09.06.2018 № 444 об отложении рассмотрения дела № 199/13-Р.

Поводом для возбуждения дела № 199/13-Р послужило заявление гр. <...> относительно распространяемой в городе Саранске в марте 2018 года в региональном эфире радиоканала «Европа плюс» 102,0, а также на рекламной конструкции, установленной на проспекте Ленина, рядом с домом 23, рекламе тарифа Теле2 «Мой онлайн+» по цене 300 рублей в месяц, тогда как, по мнению заявителя, такое ценовое предложение доступно только новым абонентам Теле2, а абонентам, уже пользующимся услугами оператора связи Теле2, подключение к такому тарифу предлагается за абонентскую плату 490 рублей в месяц, что вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно всех условий приобретения услуг связи Теле2 по указанному тарифу.

От ООО «Т2 Мобайл», инициировавшего в своих интересах распространение рассматриваемой рекламы, а также от ООО «МедиаКом», ООО «Инишитив Рус», ООО «Сити Медиа», ООО «Свежий ветер. Саранск», ООО «Хит ФМ Саранск» (с 21.05.2018 переименовано в ООО «Радио Плюс»), оказавших рекламные услуги, предоставлены документы и сведения по существу настоящего разбирательства.

Вместе с тем, к материалам дела приобщены распечатки фотофиксации рекламной конструкции (г.Саранск, проспект Ленина, рядом с домом 23) за 16.03.2018г., на одной из двух поверхности которой размещена наружная реклама Tele2.

На заседании Комиссии представитель ООО «Т2 Мобайл» <...> поддержала письменные пояснения ООО «Т2 Мобайл» <...>, дополнения к таким пояснениям <...>, а также устно настаивала на том, что во всех форматах рекламы, распространявшейся на территории Республики Мордовия, использовалось слово «подключайтесь», дающее возможность потребителям рекламы понять, что тариф «Мой онлайн+» за 300 руб./мес. предлагается для новых абонентов, а не для тех, кто уже подключен к услугам связи Теле2, при том, что наличие в рекламе текстовой отсылки к сайту оператора связи, где размещена подробная информация о тарифных планах Теле2, позволяет ознакомиться со всеми условиями тарифного плана «Мой онлайн+», и тем самым в рассматриваемой рекламе соблюдаются требования рекламного законодательства, поскольку в ней, по мнению ООО «Т2 Мобайл», содержатся все существенные условия рекламируемого тарифа.

Комиссия, выслушав доводы стороны по делу, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.

Распространение рекламы оператора связи Теле2 с предложением тарифа «Мой онлайн+» на условиях 600 минут и 20 Гигабайт за 300 рублей в месяц осуществлялось только на территории Республики Мордовия, что следует из писем ООО «Т2 Мобайл» <...>, к которым приложены образцы рекламы, а также документы, на основании которых осуществлялось размещение таких рекламных материалов. При этом актуальность рекламного предложения для конкретного региона Российской Федерации – Республики Мордовия подтверждается предоставленными приказом ООО «Т2 Мобайл» <...>, Приложением 3 к которому утверждены параметры тарифных планов «Мой разговор» (Саранск), «Мой Tele2» (Саранск), «Мой онлайн» (Саранск), «Мой онлайн+» (Саранск), а также приказом ООО «Т2 Мобайл» <...>, согласно п.1 которого с 01 февраля по 01 апреля 2018 года для новых абонентов установлена абонентская плата за тарифный план «Мой онлайн+ (Саранск NEW)» равной 300 рублей в месяц.

Так, реклама оператора связи Теле2 с предложением тарифа «Мой онлайн+» на условиях 600 минут и 20 Гигабайт за 300 рублей в месяц размещалась:

- с 01 по 16 марта 2018 года в региональных эфирах радиоканалов «Европа плюс Саранск», «ДЭНС-Динамит-Саранск» («Ди ФМ»), «Русское радио Саранск», что подтверждается договором <...>, заключенным между ООО «Т2 Мобайл» и ООО «Эффект Медиа» (с 07.02.2018г. - ООО «Инишитив РУС»), Приложением <...> к такому договору, агентским отчетом <...>, актом сдачи-приемки <....> выполненных работ/услуг по счету <...>, детализацией к акту <...>, договором <...>, заключенным между ООО «Эффект Медиа» и ЗАО «Интерпроект», приложением № 8г. к такому договору, актом <...>, договором <...>, заключенным между ЗАО «Интерпроект» и ООО «Рекламное агентство «НЭЙМ», поручением <...> на размещение рекламно-информационных материалов к такому договору, актом <...>, агентским договором <...>, заключенным между ООО «Сити Медиа» и ООО «Рекламное агентство «НЭЙМ», Отчетом Агента на размещение рекламно-информационных материалов к такому договору, актом <...> , договором <...>, заключенным между ООО «Свежий ветер. Саранск» и ООО «Сити Медиа», приложениями <...>, эфирными справками и актами выполненных работ, договором <...>, заключенным между ООО «Хит ФМ Саранск» (с 21.05.2018 - ООО «Радио Плюс») и ООО «Свежий ветер. Саранск», договором <...>, заключенным между ООО «Талина Радиосеть» и ООО «Свежий ветер. Саранск», приложением <...>, эфирной справкой;

- с 01 по 31 марта 2018 года на наружных рекламных конструкциях (Ардатов, Большие Березники, Инсар, Ковылкино, Кочкурово, Краснослободск, Рузаевка, Саранск, Торбеево, Чамзинка), что подтверждается договором <...>, заключенным между ООО «Т2 Мобайл» и ООО «МедиаКом», приложением <...> , актом <...>, счетом <...>, договором <...> на размещение Рекламы на наружных рекламных конструкциях <...>, заключенным между ООО «МедиаКом» и ООО «Кинетик» (с 03.02.2011г. – ООО «ГрупЭм Аутдор»), приложением <...> к такому договору;

- с 01 по 31 марта 2018 года в региональных эфирах телеканалов  «Первый», «Россия 1», «НТВ», что подтверждается договором <...>, заключенным между ООО «Т2 Мобайл» и ООО «Мульти Технологии», приложением <...> к такому договору.

Демонстрируемый на радио рекламный материал (аудиоролик, озвученный женским голосом), содержал следующую информацию: «Подключайтесь к Теле2! Ведь за деньги, которые вы привыкли платить, у нас можно больше получить – 20 гигабайт и 600 минут всего за 300 рублей в месяц на тарифе «Мой онлайн+». Наш тариф может больше! Теле2 – другие правила».

Демонстрируемый на рекламных конструкциях рекламный материал содержал изображения мужчины и женщины, сопровождаемые текстовой информацией «НАШ ТАРИФ МОЖЕТ БОЛЬШЕ 20 ГБ и 600 минут 300 руб./мес. TELE2 Тариф «Мой онлайн+»|tele2.ru».

Демонстрируемый на телевидении рекламный материал, выполненный в виде сюжетного видеоролика продолжительностью 30 секунд, содержал следующую звуковую и текстовую информацию:

- звуковое сопровождение в виде диалогов персонажей видеоролика: «Значит больше других удалось получить – шестьсот минут и двадцать гигабайт всего за триста рублей», «Не слишком ли хорошо устроился, эй?», «Это наш абонент! А у Теле два другие правила», «За деньги, которые каждый привык платить…», «…у нас можно больше получить», «Ни в чём себе не отказывайте!», «Шестьсот минут и двадцать гигабайт за триста рублей в месяц», «Наш тариф может больше!», «Теле два другие правила»;

- текстовое сопровождение: «tele2.ru», «TELE2», «tele2.ru НАШ ТАРИФ МОЖЕТ БОЛЬШЕ 20 ГБ + 600 минут 300 руб./мес. Тариф «Мой онлайн+» TELE.

Распространенная на радио, на рекламных конструкциях, на телевидении информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности оператора связи Теле2, предлагающего воспользоваться его услугами связи по тарифу «Мой онлайн+» на условиях 20 ГБ и 600 минут за 300 рублей в месяц, такая информация поддерживает интерес к деятельности такого продавца и реализуемым им услугам на предлагаемых условиях, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность оператора связи Теле2, предлагающего воспользоваться услугами связи по тарифу «Мой онлайн+» на условиях 20 ГБ и 600 минут за 300 рублей в месяц.

В данном случае продавцом услуг связи Теле2 является ООО «Т2 Мобайл», в чьих в предпринимательских интересах распространена рассматриваемая реклама.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность сообщать в рекламе сведения, способные формировать правильное, достоверное представление потребителей об объекте рекламирования. Реклама не должна обманывать ожидания потребителей рекламы.

Однако заявление, поступившее в антимонопольный орган от гр. <...>, указывает на то, что посредством распространенной рекламы у названного потребителя сформировалось представление о ценовом предложении по тарифу «Мой онлайн+», обманувшее её ожидания, поскольку в действительности абонентская плата в размере 300 рублей в месяц предназначалась только новым абонентам Теле2, а абонентам, уже пользующимся услугами оператора связи Теле2, переход на тарифный план «Мой онлайн+» предлагался с абонентской платой в размере 490 рублей в месяц.

В пункте 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из рассматриваемых рекламных сообщений чётко прослеживается их направленность на привлечение внимания к тарифу Теле2 «Мой онлайн+» и условиям его использования - 20 ГБ и 600 минут за 300 рублей в месяц, и из их содержания не следует, что такие условия доступны только тем абонентам, которые в определенные сроки впервые намереваются заключить договор на оказание услуг связи Теле2, то есть такая реклама не информирует потребителей о возможных ограничениях использования рекламируемых условий тарифа «Мой онлайн+».

Так, звучащая в радиорекламе фраза «Подключайтесь к Теле2!» в контексте с информацией о привлекательных условиях «на тарифе «Мой онлайн+», охарактеризованном как «Наш тариф может больше!», без каких-либо иных сведений, поясняющих особенность подключения к такому тарифу, воспринимается как очевидность рекламируемых условий для любых абонентов Теле2, то есть равно для тех, кто может подключиться к услугам Теле2, и для тех, кто уже пользуется такими услугами, которым предлагается возможность получить «20 гигабайт и 600 минут всего за 300 рублей в месяц».

Подаваемая посредством наружной рекламы информация «НАШ ТАРИФ МОЖЕТ БОЛЬШЕ 20 ГБ и 600 минут 300 руб./мес. TELE2 Тариф «Мой онлайн+»|tele2.ru» однозначно воспринимается как возможность без каких-либо ограничений воспользоваться услугами связи TELE2 с абонентской платой 300 рублей в месяц по тарифу «Мой онлайн+».

Используемые в телерекламе сюжетные образы и выражения «Значит больше других удалось получить – шестьсот минут и двадцать гигабайт всего за триста рублей», «Это наш абонент!», «За деньги, которые каждый привык платить…», «…у нас можно больше получить», «Ни в чём себе не отказывайте!», «Наш тариф может больше!» с акцентированием внимания на наименование тарифа «Мой онлайн+» также формирует мнение потребителей рекламы, что рекламируемые условия по такому тарифу доступны всем абонентам «TELE без ограничений.

Между тем, приказом ООО «Т2 Мобайл» <...> внесены изменения в условия тарифного плана «Мой онлайн+», утвержденного приказом ООО «Т2 Мобайл» <...>. Согласно таким изменениям абонентская плата по тарифу «Мой онлайн+ (Саранск NEW)» с 01 февраля по 01 апреля 2018 года для новых абонентов установлена равной 300 рублей в месяц, и тем самым для действующих абонентов Теле2, которые пожелают подключиться к такому тарифу, абонентская плата составит 490 рублей в месяц.

Следовательно, рассматриваемая реклама, направленная на привлечение внимания потребителей к ценовому предложению за услуги связи Теле2 по тарифу «Мой онлайн+» 300 рублей в месяц в отсутствие существенного уточнения о том, что такая абонентская плата доступна только новым абонентам в городе Саранске Республики Мордовия с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, исключает возможность получить полные и достаточные сведения для формирования правильного восприятия всей информации об объекте рекламирования, что приводит к искажению рекламы и способствует введению потребителей рекламы в заблуждение в части ценового условия приобретения предлагаемых услуг, поскольку потребители рекламы, рассчитывая на одну абонентскую плату, в действительности могут столкнуться с другой абонентской платой, вариативно зависимой от категории абонентов и периода, в течение которого действует ценовое предложение по тарифу «Мой онлайн+», и тем самым могут обмануться в своих ожиданиях.

Вместе с тем, приведенная в наружной рекламе и в телерекламе ссылка на адрес Интернет-сайта tele2.ru, при посещении которого имеется возможность получить информацию об условиях всех тарифных планов оператора связи Теле2, в момент ознакомления с распространяемой рекламой не восполняет отсутствия части существенной информации о  доступности рекламируемого тарифа за 300 рублей в месяц  только новым абонентам в городе Саранске Республики Мордовия с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, и тем самым не способствует правильному потребительскому выбору и реализации потребителями права на получение достаточных и неискаженных сведений об объекте рекламирования при том, что при непосредственном, буквальном восприятии рекламы потребители, исходя из самой запоминающейся рекламной информации, не обязаны проводить дополнительный анализ и прикладывать специальные усилия либо обладать специальными познаниями, чтобы однозначно понять сообщаемую в рекламе информацию.

В этой связи представляется необходимым отметить, что наличие ссылки на адрес сайта tele2.ru существенно влияет на содержание рекламы тарифного плана «Мой онлайн+», сведения о размещении которой в сети Интернет предоставлены в материалы настоящего дела, поскольку форма подачи такой рекламы в момент ознакомления с ней позволяет через функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт оператора связи Теле2, получить информацию об условиях всех тарифных планов, тогда как при других формах распространения рекламы, рассмотренных выше, такая информация в момент ознакомления с рекламой недоступна.

Комиссия, учитывая выше изложенное, признаёт, что рассматриваемая радио-, теле- реклама и наружная реклама создаёт неверное, искаженное представление об абонентской плате по тарифу Теле2 «Мой онлайн+» за 300 рублей в месяц из-за отсутствия в такой рекламе части существенной информации о том, что рекламируемое ценовое предложение доступно только новым абонентам в городе Саранске Республики Мордовия с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, и такая завуалированная форма рекламирования ценового условия тарифа не допустима.

При установленных обстоятельствах Комиссия отклоняет позицию ООО «Т2 Мобайл», выраженную в письменных объяснениях Общества и поддержанную его представителем <...>, об отсутствии со стороны Общества нарушения рекламного законодательства как несостоятельную, не подтвержденную документально.

Таким образом, распространенная на территории Республики Мордовия в марте 2018 года в региональных эфирах радиоканалов «Европа плюс Саранск», «ДЭНС-Динамит-Саранск» («Ди ФМ»), «Русское радио Саранск», телеканалов «Первый», «Россия 1», «НТВ», а также на рекламных конструкциях (Ардатов, Большие Березники, Инсар, Ковылкино, Кочкурово, Краснослободск, Рузаевка, Саранск, Торбеево, Чамзинка) реклама услуг оператора связи Теле2 по тарифу «Мой онлайн+» на условиях 20 ГБ и 600 минут за 300 руб./мес., в которой отсутствует часть существенной информации о том, что предлагаемая абонентская плата доступна в городе Саранске Республики Мордовия только новым абонентам, подключившимся к такому тарифу с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО «Т2 Мобайл», чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

Комиссия учитывает, что с истечением срока предоставления скидки по тарифу «Мой онлайн+ (Саранск NEW)», действовавшей в период с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, установленного  приказом ООО «Т2 Мобайл» <...>, реклама такого тарифа с ценовым предложением 300 рублей в месяц стала неактуальной и тем самым в настоящее время рассматриваемая ненадлежащая реклама не распространяется, в связи с чем не усматривается необходимости выдавать рекламодателю предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространенную на территории Республики Мордовия в марте 2018 года в региональных эфирах радиоканалов «Европа плюс Саранск», «ДЭНС-Динамит-Саранск» («Ди ФМ»), «Русское радио Саранск», телеканалов «Первый», «Россия 1», «НТВ», а также на рекламных конструкциях (Ардатов, Большие Березники, Инсар, Ковылкино, Кочкурово, Краснослободск, Рузаевка, Саранск, Торбеево, Чамзинка) рекламу услуг оператора связи Теле2 по тарифу «Мой онлайн+» на условиях 20 ГБ и 600 минут за 300 руб./мес., в которой отсутствует часть существенной информации о том, что предлагаемая абонентская плата доступна в городе Саранске Республики Мордовия только новым абонентам, подключившимся к такому тарифу с 01 февраля по 01 апреля 2018 года, что способствует введению потребителей рекламы в заблуждение относительно параметров абонентской платы по тарифу «Мой онлайн+», и тем самым нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламодателю – Обществу с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                                                            <...>                                                       

Члены Комиссии:    

                                                                                                                       <...>   

                                                                                                                       <...>

                                                                                                                       <...>

                                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны