Решение №ЛА/1863/23 Решение от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 013/07/3-303/2023

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» мая 2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России);

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии:

представителя заказчика ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» – <...> (доверенность от 09.01.2023 № б/н);

при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителя заявителя ООО «Стройтехлогистика» – <...> (доверенность от 18.05.2023 года № 9/23-СТЛ);

представителя победителя конкурса ООО «Федераль» – <...> (доверенность от 17.05.2023 № 3);

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройтехлогистика» № 76 от 10.05.2023 г. (вх. № 2276-ЭП/23 от 15.05.2023) о нарушении антимонопольного законодательства Государственным автономным учреждением Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба ООО «Стройтехлогистика» (вх. № 2276-ЭП/23 от 15.05.2023) на действия Организатора торгов – Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32312253700) (далее – Конкурс).

Сторонам по делу на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» направлено уведомление № ЛА/1686/23 от 16.05.2023 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 23 мая 2023 года на 11 часов 30 минут.

Как следует из жалобы Заявителя (вх. № 2276-ЭП/23 от 15.05.2023), 04.04.2023 Заказчик объявил конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32312253700).

В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком неверно определен код ОКПД2 группы «32: Изделия готовые прочие», а именно «32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки» при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, техническое задание и конкурсная документация подразумевают производство изделий, чему соответствует код ОКПД2 «16.23.19.000: Изделия деревянные строительные и столярные, не включенные в другие группировки». В случае определения Заказчиком кода ОКПД2 «16.23.19.000» Конкурс не мог проводиться только среди участников, являющихся субъектами МСП. В связи с этим Заявитель полагает, что данный Конкурс ограничивает права участников рынка.

Заказчик не согласился с доводами жалобы, считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, представил возражения на жалобу (вх № 2428/23 от 19.05.2023).

Финансирование закупки осуществляется в соответствии с Соглашением о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 20-2023-067859 от 22.02.2023 (далее – Соглашение), предметом которого является предоставление из бюджета Республики Мордовия в 2023 году/2024-2025 годах Субсидии в целях, предусмотренных перечнем Субсидий согласно приложению 1 к данному Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения, для достижения результата проведения мероприятий в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Требования к комплектам оборудования и работам утверждены приказом Минспорта России от 31.01.2019 № 59 «Об утверждении требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации».

Для целей проведения Конкурса был установлен код «32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки». При проставлении кодов Заказчик ориентировался на опыт других Заказчиков при проведении закупок идентичных товаров, чьи закупки не были обжалованы и отменены.

Код ОКПД 2 «32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки» содержится в Перечне товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

Конкурс проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» (утверждено 28.12.2018, размещено в ЕИС 05.04.2023 с изменениями от 30.03.2023), Извещения о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312253700 (далее – Извещение) и Конкурсной документации для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» (далее – Конкурсная документация).

Частью 3.1 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (части 16 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

04.04.2023 г. Заказчиком в ЕИС опубликовано Извещение о проведении Конкурса в электронной форме, а также Конкурсная документация.

Дата начала срока подачи заявок: 04.04.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок: 02.05.2023 г. в 09 час. 00 мин.

Предмет лота: поставка комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б».

Начальная (максимальная) цена договора: 32 641 166 руб. 67 коп.

Согласно Протоколу оценки заявок и подведения итогов конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» № б/н от 04.05.2023 на участие в Конкурсе было подано четыре заявки в электронной форме от: ООО «ПРОМАЛЬПСЕРВИС» № 7000; ООО «АППАЛТО ГРУП» № 4457; ООО «ФЕДЕРАЛЬ» № 1031; ООО №ЭФКЕЙ-РАМПС» № 5110. По результатам рассмотрения первых частей заявок (Протокол № б/н от 02.05.2023) Комиссия по осуществлению закупок признала соответствующими требованиям, установленным Документацией о закупке, и допустила все заявки. По результатам рассмотрения вторых частей заявок (Протокол № б/н от 02.05.2023) Комиссия по осуществлению закупок признала соответствующими требованиям, установленным Документацией о закупке, и допустила следующие заявки и участников: ООО «ПРОМАЛЬПСЕРВИС» № 7000, ООО «ФЕДЕРАЛЬ» № 1031, ООО №ЭФКЕЙ-РАМПС» № 5110; признала несоответствующими требованиям, установленным Документацией о закупке, и отклонила заявку ООО «АППАЛТО ГРУП» № 4457. Комиссией принято решение о признании победителем Конкурса участника с наибольшим итоговым рейтингом: ООО «ФЕДЕРАЛЬ» № 1031 и заключении с ним договора по цене 27 744 935 руб. 00 коп.

Изучив представленные материалы, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Конкурсная документация о закупке составлена Заказчиком в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 31.01.2019 № 59 «Об утверждении требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» (далее – Приказ Министерства спорта) и заключенным на основании него Соглашением.

Требования к техническим характеристикам универсального комплекта оборудования для скейт-парка предусмотрены пунктами 51-56 Приказа Министерства спорта. Идентичные требования Заказчик включил в Техническое задание и Конкурсную документацию.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы относительно того, что Техническое задание подразумевает производство изделий, чему соответствует код ОКПД2 «16.23.19.000: Изделия деревянные строительные и столярные, не включенные в другие группировки».

Необходимо отметить, что финансирование в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. предоставлено на мероприятие «Поставка комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» и предполагает именно поставку, а не производство изделий, что предусмотрено Техническим заданием и Конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ № 1352) для осуществления закупок в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения (закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства) заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение требований пункта 8 Постановления Правительства РФ № 1352 Заказчиком утвержден 31.03.2023 (приказ временно исполняющего обязанности директора ГАУ РМ «РСТЦ» Старт» № 3103003 от 31.03.2023) и размещен 31.03.2023 в единой информационной сети Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства на 2022-2025 г.

Указанный Перечень под № 16 содержит код ОКПД2 «32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки».

Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) (пункт 9 Постановления Правительства РФ № 1352).

В свою очередь Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1352 позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что отсутствие кодов, необходимых для проведения торгов, в Перечне привело бы к невозможности опубликования Плана закупок, содержащего позицию по данному конкурсу, поскольку документ не прошел бы этап оценки соответствия, осуществляемый в отношении Заказчика на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.

Пунктом 9(6) распоряжения Правительства РФ от 19.04.2016 № 717-р Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» (г. Саранск) включено в Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

Комиссия также считает необходимым отметить, что использование Заказчиком кодов, включенных в Перечень, не привело к неправильному выбору способа закупки или к нарушению прав и законных интересов Заявителя, не препятствовало реализации права Заявителя на участие в конкурсе, так как согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 22.05.2023 общество с ограниченной ответственностью «Стройтехлогистика» с 10.11.2021 относится к категории малого предприятия.

Таким образом, в действиях ГАУ РМ «РСТЦ «Старт», выразившихся в определении такого кода ОКПД2 Конкурса как «32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки», не усматривается нарушений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «Стройтехлогистика».

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройтехлогистика» (вх. № 2276-ЭП/23 от 15.05.2023) на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку комплекта оборудования для устройства скейт-парка для объекта «Реконструкция тренировочной площадки на стадионе футбольного клуба «Мордовия», г. Саранск, ул. Пионерская, д. 2б» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32312253700) необоснованной.

Председатель комиссии

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

<...>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

ГАУ РМ «РСТЦ «Старт»
ИНН 1326175167, ОГРН 1021300978346
ООО "Стройтехлогистика"
ИНН 1656056827, ОГРН 1101690058051