Решение №ЛА/1875/23 Решение от 29 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №013/07/3-317/2023

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» мая 2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

- <...> – заместитель руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

- <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

- <...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

- <...> – специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителей Заказчика – АО «103 арсенал» - <...> (доверенность от 22.05.2023 №9), <...> (доверенность от 22.05.2023 №8), <...> (доверенность от 22.05.2023 №7),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Интер СБ» – <...> (доверенность от 23.03.2023 г.),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «О защите конкуренции») жалобу ООО «Интер СБ» (вх. №2353-ЭП/23 от 16.05.2023, №2411-ЭП/23 от 19.05.2023) на действия Организатора торгов – АО «103 арсенал» при проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32312306496),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Интер СБ» (вх. №2353- ЭП/23 от 16.05.2023, №2411-ЭП/23 от 19.05.2023) на действия Организатора торгов – АО «103 арсенал» при проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32312306496).

В связи с поступлением жалобы ООО «Интер СБ» (вх. №2353-ЭП/23 от 16.05.2023, №2411-ЭП/23 от 19.05.2023) Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в адрес Заявителя, Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 19.05.2023 № ЛА/1753/23.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 24 мая 2023 года на 11 часов 00 минут. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

По мнению Заявителя, Заказчиком были допущены нарушения при проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно, Заказчиком не проводилась проверка достоверности информации и документов в части лицензируемых видов деятельности, а также Заявитель указывает, что у победителя в лицензии отсутствует один из требуемых в документации видов работ. Заказчик с доводами

Заявителя не согласился и представил письменные пояснения (вх. №2470/23 от 22.05.2023 г.).

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (с изменениями от 20.07.2021 № 1223 (ред. 30.11.2021), от 30.11.2021 № 2107, от 20.12.2022 № 2356).

Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем  (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

19.04.2023 года Заказчиком размещено извещение № 32312306496(120) о проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Начальная (максимальная) цена договора: 9 510 226 рублей 46 копеек.

Согласно приложению 1 к Информационной карте обязательным требованием к участникам закупки является предоставление в составе заявки специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора.

Установлено, что Информационной картой, специальными допусками и разрешениями, установленными в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора являются:

- копия действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- информация из реестра лицензий на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Копия действующей лицензии и/или выписка из реестра лицензий и/или информация из реестра лицензий на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с Федеральным законом №99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 г. №1128 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», должна содержать следующие виды работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; 

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Комиссия Мордовского УФАС России обращает внимание, что одним из требований к участникам закупки является наличие специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора. Данное требование установлено для всех потенциальных участников закупки.

Обязанность в предоставлении подтверждающих документов, разрешающих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в составе заявки лежит на потенциальном участнике запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что ООО «ЦОПБ» в составе заявки представлена лицензия от 27 декабря 2019 г. №13-Б/00100 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой предусмотрены 2 из требуемых Заказчиком видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

Лицензия ООО «ЦОПБ» от 27 декабря 2019 г. №13-Б/00100 переоформлена на основании решения лицензирующего органа – приказ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 21 апреля 2020 г. №262, в связи с внесением изменений.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что ООО «Интер СБ» в составе заявки представлена лицензия от 2 июня 2011 г. №52-Б/00217 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой также предусмотрены 2 из требуемых Заказчиком видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Также в составе заявки ООО «Интер СБ» представило выписку из реестра лицензий по состоянию на 24 июня 2022 г., в которой предусмотрены 2 из требуемых Заказчиком видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Лицензия ООО «Интер СБ» от 2 июня 2011 г. №52-Б/00217 переоформлена на основании решения лицензирующего органа – приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области от 22 января 2016 г. №31, в связи с внесением изменений.

Как установлено, участники закупки представили в составе заявок копии документов, подтверждающих право осуществления лицензируемого вида деятельности, в которых отсутствует требуемый Заказчиком вид деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав представленные документы в составе заявки, выявила, что участники закупки не проявили должную осмотрительность, имея заинтересованность в участии в закупке, не приложили документы в действующей редакции.

Вместе с тем, у заказчика отсутствует обязанность дополнительно из иных источников устанавливать наличие требуемой лицензии.

Таким образом, при рассмотрении заявок на участие в закупке на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре подлежали отклонению обе заявки.

На основании изложенного, рассматриваемый довод Заявителя признан Комиссией Мордовского УФАС необоснованным.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика обосновал допуск обоих участников тем, что фактически проведение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ при выполнении работ по автоматической установки пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ему не требовался.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в Извещении об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Заказчиком установлены требование о наличии в лицензии/выписки из реестра лицензий/информации из реестра лицензий разрешения на в том числе следующий вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Вместе с тем, как пояснил представитель Заказчика и указано в Техническом задании работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ Заказчику не требуются.

Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при формировании документации должны таким образом определить требования к участникам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара либо услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что работ ы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ ему не требуется, были ошибочно указаны в требованиях к лицензии, указанных в Извещении об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии и/или выписки из реестра лицензий и/или информацию из реестра лицензий на вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, является избыточным, и необоснованно указано заказчиком в Извещении об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

При этом следует отметить, что по своей сути данные требования фактически устанавливают барьер не только непосредственно среди лиц, которые подали заявки на участие в закупке, но и для тех лиц, которые, обладая специальными разрешительными документами, отказываются от намерения участвовать в закупке.

Установление вышеуказанных документов в качестве обязательных к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие ограничивает количество участников закупки и является неправомерным, так как в Техническом задании на проведение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ отсутствуют.

Указанные требования являются неправомерными, так как не обоснованы объективными потребностями Заказчика, ограничивают конкуренцию и не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Извещении об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования о представлении лицензии на вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Интер СБ» (вх. №2353-ЭП/23 от 16.05.2023, №2411- ЭП/23 от 19.05.2023) на действия Заказчика – АО «103 арсенал» при проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установки пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре необоснованной.

2. Признать действия Заказчика - АО «103 арсенал», выразившиеся в установлении в составе Извещения об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на выполнение работ по автоматической установке пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требований к участникам запроса котировок, сведений, которые вводят в заблуждение участников закупки, не отвечающими принципу информационной открытости закупки, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику - АО «103 арсенал» обязательное для исполнения предписание. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны