Решение №ДМ/1484/24 Решение по делу № 013/05/18-62/2024 от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/18-62/2024

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года                              г. Саранск

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 04 апреля 2024 года дело № 013/05/18-62/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению гр. К<...> <...>, поступившему с письмом Федеральной антимонопольной службы <...>, относительно нежелательного телефонного звонка с информацией рекламного характера об оформлении заявки на предоставление денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей,  осуществленного 10.12.2023 в 16:50 с номера <...> (МегаФон) на его абонентский номер <...> (Теле2) без предварительного согласия, в которой усматриваются признаки нарушения части 1 и части 2 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

 Гр. К<...> в поступившем от него заявлении <...> выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.

ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела № 013/05/18-62/2024, явку своих представителей не обеспечили, и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии гр. К<...>, ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл».

В Мордовское УФАС России поступило заявление гр. К<...> <...> , перенаправленное письмом Федеральной антимонопольной службы <...>, с данными о факте дозвона 10.12.2023 в 16:50 с номера <...> (МегаФон) на его абонентский номер <...> (Теле2), посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера в виде автоматизированной аудиозаписи (озвучена женским голосом): «Здравствуйте! Сегодня вам доступно от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей. Чтобы перейти к оформлению заявки, нажмите цифру один. Если в данный момент вам не нужны деньги, нажмите ноль» (файл с аудиозаписью звонка продолжительностью 26 секунд предоставлен с заявлением). При этом гр. К<...> в своем заявлении указал в качестве места своего нахождения г. Саранск. Однако в последующем от гр. К<...> по электронной почте поступила дополнительная информация о том, что местом его регистрации является г. Новочеркасск Ростовской области.

Федеральная антимонопольная служба письмом <...> наделила Мордовское УФАС России полномочиями возбудить и рассмотреть дело по заявленным гр. К<...> претензиям к вышеназванному телефонному звонку.

Руководствуясь пунктами 4 - 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело возбуждено и рассматривается по подведомственности Мордовского УФАС России.

Заявленные гр. К<...> данные послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 12.02.2024 № ДМ/553/24 о возбуждении дела № 013/05/18-62/2024 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела также откладывалось определением Мордовского УФАС России от 12.03.2024 № ЕЛ/933/24 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № 013/05/18-62/2024. Названными документами от лиц, привлеченных к участию в деле, затребована информация по существу настоящего разбирательства.

Со стороны ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» истребованная информация не поступала.

Со стороны гр. К<...> электронным письмом <...> предоставлены дополнительные сведения.

К материалам настоящего дела также приобщены письмо ПАО «МегаФон» <...>, письмо ООО «Т2 Мобайл» <...>), распечатка Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон» (размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте МегаФон http://www.megafon.ru).

Исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из заявления гр. К<...> <...>, поступившего с письмом Федеральной антимонопольной службы <...>, следует, что на его абонентский номер <...> (Теле2) 10.12.2023 в 16:50 поступил нежелательный звонок с номера <...>, посредством которого до сведения ответившего на входящий вызов абонента доведена информация следующего содержания: «Здравствуйте! Сегодня вам доступно от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей. Чтобы перейти к оформлению заявки, нажмите цифру один. Если в данный момент вам не нужны деньги, нажмите ноль». В качестве доказательства состоявшегося телефонного дозвона заявителем предоставлена аудиозапись с такой информацией.

Доведенная до сведения пользователя абонентского номера <...> (Теле2) информация об оформлении заявки на получение денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемая информация с предложением услуг финансового характера по предоставлению обозначенного лимита денежных средств формирует к ним интерес и способствует их продвижению на рынке, в связи с чем такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются финансовые услуги по предоставлению денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей, для получения которых предлагается оформить заявку путем нажатия цифры «один» либо отказаться путем нажатия цифры «ноль».

Распространенная реклама мотивирует потребителей обращаться к лицу, делающему заманчивое финансовое предложение оформить заявку от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей, что с очевидностью воспринимается как предложение финансовых услуг по предоставлению денежных средств с обозначенным лимитом в заем.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Рассматриваемая реклама с предложением финансовой услуги по оформлению заявки на получение денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей, в которой отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего такую услугу или осуществляющего указанную финансовую деятельность, распространена 10.12.2023 в 16:50 посредством телефонного звонка с номера <...> на абонентский номер <...>, находящийся в пользовании у гр. К<...>, который в своем заявлении утверждает, что такая реклама поступила без его предварительного согласия.

Согласно Реестру Российской системы нумерации, номер <...> входит в систему нумерации оператора связи ПАО «МегаФон» (МегаФон), номер <...> - оператора связи ООО «Т2 Мобайл» (Теле2).

Гр. К<...>, в пользовании которого находится абонентский номер <...> (Теле2), является абонентом ООО «Т2 Мобайл», что подтверждается письмом ООО «Т2 Мобайл» <...>, к которому также приложены данные биллинговой системы, свидетельствующие о заявленном входящем вызове (соединении) абонентского номера <...> (Теле2) с номером <...> (МегаФон).

ПАО «МегаФон» с письмом <...> предоставило документы и сведения, подтверждающие совершение 10.12.2023 в 16:50 на абонентский номер <...> исходящего звонка с номера <...>, выделенного в пользование абоненту МегаФон – ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», который, в силу взятых на себя по договору об оказании услуг связи обязательств, обязуется не использовать услуги связи в целях проведения рекламных кампаний.

Тем самым материалами настоящего дела подтверждается заявленный дозвон 10.12.2023 в 16:50 с номера <...>, выделенного в пользование абоненту МегаФон - ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», на номер <...>, находящийся в пользовании абонента Теле2 – К<...>.

Распространение рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться с соблюдением обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Из обращения гр. К<...> следует, что рассматриваемая реклама распространена путем дозвона на принадлежащий ему телефон без его предварительного согласия и является для него нежелательной.

Прослушивание предоставленной гр. К<...> аудиозаписи с рассматриваемой рекламой показывает, что при совершении телефонного дозвона абоненту, ответившему на входящий вызов, транслировалась только аудиозапись голоса, содержащая текст рекламного сообщения, без непосредственного общения звонившего с ответившим на звонок абонентом, в заключение которого вариативно предлагалось для оформления заявки нажать цифру «один» либо, если в данный момент не нужны деньги, нажать «ноль».

Тем самым распространение озвученной гр. К<...> рекламы, предварительно записанной либо созданной с помощью компьютерных программ, представляет собой предварительно заготовленное аудиосообщение, то есть осуществлено без участия человека с применением средств автоматического дозванивания.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Материалами настоящего дела установлено, что распространение рассматриваемой рекламы по сетям подвижной радиотелефонной связи путем автоматического дозванивания на номер <...> (Теле2), абонент которого утверждает, что он не выражал своего предварительного согласия на получение такой рекламы, осуществлено с номера <...> (МегаФон), находящегося в пользовании ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК».

Общество с ограниченной ответственностью «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» <...> с 16.07.2021 зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором включены Единый государственный реестр юридических лиц <...>.

ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», в пользовании которого находится абонентский номер <...> (МегаФон) и с которого осуществлено автоматическое дозванивание на абонентский номер <...> (Теле2) без предварительного согласия абонента на получение рассматриваемой рекламы, тем самым выступило рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Со стороны ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на заседание Комиссии не предоставлены документы и сведения, которые запрашивались у названного лица п.4 определения Мордовского УФАС России от 12.02.2024 № ДМ/553/24 о возбуждении дела № 013/05/18-62/2024 и назначении дела к рассмотрению, и повторно п.5 определения Мордовского УФАС России от 12.03.2024 № ЕЛ/933/24 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № 013/05/18-62/2024, направленных заказными письмами через Почту России по адресу (месту нахождения) ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка от 08.02.2024 № ЮЭ9965-24-14071086, выписка от 04.04.2024 № ЮЭ9965-24-39443204 – содержат отметки о недостоверности сведений об адресе юридического лица и о решении налогового органа о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ).

Учитывая положения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Соответственно, антимонопольный орган предпринял достаточные и необходимые меры для истребования от ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» документов и сведений по существу настоящего разбирательства, в том числе истребования доказательств предварительного согласия абонента на получение рассматриваемой рекламы, доставленной по сетям электросвязи, которые названным лицом не предоставлены при том, что такие обстоятельства не препятствуют рассмотрению настоящего дела по существу.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гр. К<...>, в момент получения рассматриваемой рекламы находившегося в г. Саранске Республики Мордовия и проживающего в г. Новочеркасске Ростовской области, который сообщил антимонопольному органу о том, что он не давал согласия на получение вышеприведенного рекламного звонка. Поскольку от рекламораспространителя - ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» в адрес антимонопольного органа не поступало доказательств получения от абонента – гр. К<...> предварительного согласия на распространение рассматриваемой рекламы, следует признать, что в данном случае согласие абонента на получение рекламы отсутствует.

Разделом V Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон», с которыми ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» как Абонент согласилось, подписав соответствующий договор с оператором связи МегаФон, определены обязанности и права сторон, в том числе Абонента, в силу которых Абонент обязан не использовать Услуги, оказываемые Оператором, для проведения Рассылок по сети связи, каких-либо рекламных компаний, конкурсов, концертов, викторин, опросов, массовых рассылок, организации Автоматизированных центров, шлюзов, а также для осуществления иных действий, направленных на извлечение прибыли, без письменного согласования с Оператором (п.14.11 таких Условий), и при этом препятствовать распространению спама и вредоносного программного обеспечения со своего Абонентского устройства, в том числе, не использовать Услуги для массовой или одиночной рассылки, не согласованных предварительно с адресатом электронных писем, рекламного, коммерческого или агитационного характера (п.14.12.2 таких Условий).

Учитывая изложенное, Комиссия признаёт, что рекламораспространитель - ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», проигнорировав взятые на себя договорные обязательства перед оператором связи ПАО «МегаФон», вопреки законодательно установленным требованиям осуществило распространение рассматриваемой рекламы путем использования телефонного номера <...> (МегаФон), с которого осуществлено автоматическое дозванивание на абонентский номер <...> (Теле2) гр. К<...>, не выражавшего предварительного согласия на получение такой реклам.

Вместе с тем материалами настоящего дела установлено, что распространенной по сетям электросвязи путем автоматического дозванивания рекламой продвигается финансовая услуга по предоставлению денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей, и к такой рекламе также предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Однако в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего предлагаемую финансовую услугу, и при указании в рекламе такого условия, как сумма от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, оформить заявку в пределах лимита которой предлагается в рекламе, умалчиваются иные условия финансовой услуги, способные повлиять на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся такой услугой лица.

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2 статьи 1473 ГК РФ). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

В рассматриваемом случае при доведении путём телефонного дозвона до сведения абонента номера <...> (Теле2) рекламы финансовой услуги по предоставлению денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей информация о лице, оказывающем такую финансовую услугу, не сообщалась, то есть отсутствует, чем не соблюдаются требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем рассматриваемая реклама, не раскрывающая наименование или имя лица, оказывающего предлагаемую финансовую услугу, буквально воспринимается как предложение денежного займа в пределах суммы от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, для перехода к оформлению заявки на который нужно нажать цифру «один».

Согласно части 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.

Согласно части 1 статьи 809 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Согласно части 3 статьи 809 ГК РФ при отсутствии иного соглашения проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа включительно.

Согласно части 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

В силу приведенных законоположений следует признать, что к условиям, влияющим на сумму расходов, которые понесут лица, воспользовавшиеся заемными денежными средствами, относятся сумма займа, срок предоставления суммы займа, проценты за пользование суммой займа, а также иные условия, если их включение в договор займа может повлиять на сумму денежных средств, которую займодавец должен получить по договору.

 Между тем в рассматриваемой рекламе финансовой услуги сообщается только сумма займа «от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей» и замалчиваются иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся такой услугой лица.

Несоблюдение в рассматриваемой рекламе требований о полноте рекламируемых условий финансовой услуги способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о фактической стоимости предлагаемых в заем денежных средств и обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Тем самым в рассматриваемой рекламе финансовой услуги по предоставлению денежных средств от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей, в которой умалчиваются иные условия оказания такой услуги, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, не соблюдаются требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, распространение по сети подвижной радиотелефонной связи рекламы «Здравствуйте! Сегодня вам доступно от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей. Чтобы перейти к оформлению заявки, нажмите цифру один. Если в данный момент вам не нужны деньги, нажмите ноль», осуществленное 10.12.2023 в 16:50 путем автоматического дозванивания с номера <...> (МегаФон), находящегося в пользовании ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», на абонентский номер <...> (Теле2), находящийся в пользовании гр. К<...>, без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, в которой отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего предлагаемую финансовую услугу, и при указании в рекламе такого условия, как сумма от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, оформить заявку в пределах лимита которой предлагается в рекламе, умалчиваются иные условия финансовой услуги, способные повлиять на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся такой услугой лица, нарушает требования части 1 и части 2 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18, частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рамках настоящего разбирательства рекламодатель рассматриваемой рекламы не установлен.

Несмотря на данные обстоятельства, материалами настоящего дела установлено, что рекламораспространителем, действиями которого в данном случае опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, выступило ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» <...>, использовавшее для осуществления рекламного звонка выделенный ему номер <...>.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», реализуя свое право на распространение рекламы, обязано соблюдать обязательные требования, предъявляемые к рекламе, для реализации которых Общество могло проявить должные осмотрительность и осторожность, и воспользоваться правом, предусмотренным статьей 13 Федерального закона «О рекламе», требовать от рекламодателя предоставления подтверждающей информации о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, непредставление которой могло бы послужить основанием для Общества, как рекламораспространителя, не вступать в гражданско-правовые отношения по распространению рекламы с рекламодателем, не сообщающем в рекламе сведений о себе, как о лице, на законных основаниях осуществляющем рекламируемую финансовую деятельность, и обо всех условиях рекламируемой финансовой услуги.

Комиссия, учитывая обстоятельства того, что поступление рассматриваемого рекламного звонка с принадлежащего ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» номера <...> (МегаФон) на номер заявителя - гр. К<...> <...> (Теле2) носило разовый характер и на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют доказательства обратного, при том, что ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» находится в стадии исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по предстоящему решению налогового органа, приходит к выводу о нецелесообразности выдачи рекламораспространителю - ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем усматривается необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лица, допустившего нарушение законодательства о рекламе, к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 1 и частью 2 статьи 18, частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Здравствуйте! Сегодня вам доступно от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей с любой кредитной историей. Чтобы перейти к оформлению заявки, нажмите цифру один. Если в данный момент вам не нужны деньги, нажмите ноль», распространенную по сети подвижной радиотелефонной связи 10.12.2023 в 16:50 путем автоматического дозванивания с номера <...> (МегаФон), находящегося в пользовании ООО «КРЕПЁЖЛОГИСТИК», на абонентский номер <...> (Теле2), находящийся в пользовании гр. К<...>, без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, в которой отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего предлагаемую финансовую услугу, и при указании в рекламе такого условия, как сумма от пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, оформить заявку в пределах лимита которой предлагается в рекламе, умалчиваются иные условия финансовой услуги, способные повлиять на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся такой услугой лица, поскольку такая реклама нарушает требования части 1 и части 2 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать рекламораспространителю - Обществу с ограниченной ответственностью «КРЕПЁЖЛОГИСТИК» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Председатель Комиссии:                                                                 <...>

Члены Комиссии:  

                                                                                                            <...>

                                                                                                             <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны