Решение №86 Недостоверная реклама от 15 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Управления,
члены Комиссии: - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, рассмотрев 11 февраля 2019 года дело № 4/1-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по выявленному специалистами Мордовского УФАС России факту распространения в выпуске газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018 рекламы «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», содержащей признаки нарушения пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – Акционерное общество «Страховая компания «Астро-Волга» (ИНН/КПП/ОГРН 6315232133/631501001/1036300442045; дата присвоения ОГРН: 21.01.2003; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.12.1994; сокращенное наименование: АО «СК «Астро-Волга»; адрес (место нахождения): 443001, Самарская область, город Самара, улица Арцыбушевская, дом 167), интересы которого представляет Е... на основании доверенности № 550 от 29.12.2017г. (срок действия с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года);
заинтересованного лица – Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (ИНН/КПП/ОГРН 1323124397/132301001/1071300002795; дата регистрации: 03.12.2007; сокращенное наименование: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья»; адрес (место нахождения): 431350, Республика Мордовия, город Ковылкино, улица Пролетарская, дом 2 Б), интересы которой представляет главный редактор Л... на основании Устава АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (постоянно действующий единоличный орган Организации);
УСТАНОВИЛА:
Производство по делу № 4/1-Р возбуждено определением Мордовского УФАС России от 15.01.2019 № 6 о возбуждении дела № 4/1-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, предоставили документы и сведения по существу настоящего разбирательства: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» с письмом от 31.01.2019 № 70 (вх.№510 от 01.02.2019); АО «СК «Астро-Волга» с письмом от 07.02.2019 № 381 (вх.№624 от 08.02.2019).
На заседании Комиссии представитель АО «СК «Астро-Волга» Ежова А.Н. поддержала позицию Общества, изложенную в письме от 07.02.2019 № 381 (вх.№624 от 08.02.2019), и устно пояснила, что в Республике Мордовия нет филиалов Общества и в целях освоения страхового рынка в Ковылкинском районе была запущена рассматриваемая реклама, также содержащая предложение о наборе агентов, которой не нарушено рекламное законодательство, поскольку в такой рекламе имеется отметка «не является публичной офертой» и сообщается номер телефона горячей линии, по которому можно ознакомиться со всеми тонкостями формирования тарифа ОСАГО, при том, что в результате распространения такой рекламы не поступало заявок на оформление полисов ОСАГО.
Главный редактор АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» Л... пояснил, что рекламный модуль с предложением скидок по ОСАГО изготовлен на основании информации, предоставленной заказчиком - АО «СК «Астро-Волга», и им согласован, что подтверждается документами, приложенными к письму АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» от 31.01.2019 № 70 (вх.№510 от 01.02.2019), из которых также следует, что публикация рассматриваемой рекламы осуществлялась в двух выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018.
Комиссия, выслушав доводы стороны по делу, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.
При проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований рекламного законодательства подтвердились данные, сообщенные в письме Филиала ПАО «Росгосстрах» в Республике Мордовия от 10.12.2018 №07-01/05/1628 (вх.№5396 от 11.12.2018), о публикации в выпуске газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018 объявления «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.».
Опубликованная информация о Страховой компании «Астро-Волга» (АО «СК «Астро-Волга», Лицензия ОС №2619-03), предлагающей под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» страховые услуги ОСАГО со скидкой до 10% - 5% КБМ и 5% снижение базового тарифа и сообщающей телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности страховой организации АО «СК «Астро-Волга», поддерживает интерес к такой страховой организации и предлагаемым страховым услугам по заключению договоров ОСАГО, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец страховых услуг - Страховая компания «Астро-Волга» (АО «СК «Астро-Волга», Лицензия ОС №2619-03), предлагающий под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» ОСАГО со скидкой до 10% (5% КБМ и 5% снижение базового тарифа).
Распространение рекламы Страховой компании «Астро-Волга» с предложением «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13» осуществлено в двух выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018, что подтверждается договором о предоставлении информационных услуг от 28.11.2018г., заключенным между АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» и АО «СК «Астро-Волга», электронным письмом от 28.11.2018г., листом согласования, счетом № 462 от 28.11.2018, актом № 138 от 14 .12.2018г. на выполнение работ-услуг, платежным поручением № 38018 от 03.12.2018.
Сложившиеся договорные отношения свидетельствуют о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы выступило АО «СК «Астро-Волга», рекламораспространителем - АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Используемая для характеристики рекламируемых страховых услуг аббревиатура ОСАГО является общеизвестной, под которой подразумевается обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Нормы статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяют, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В силу принятого Центральным банком Российской Федерации Указания от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер базовой ставки страхового тарифа (далее – ТБ), в пределах минимальных и максимальных значений, установленных в Приложении 1, определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства (далее – ТС) и по каждой территории преимущественного использования ТС, о чем страховая организация обязана уведомлять Банк России, а документ, устанавливающий такие размеры, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в сети «Интернет» (п.1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования названного Указания).
В сети «Интернет» на сайте astrovolga.ru Страховой компании Астро-Волга в разделе ОСАГО (обязат.АГО), по ссылке http://www.astrovolga.ru/insurance/strakhovanie-otvetstvennosti/osago-obyazat/, можно ознакомиться с базовыми тарифными ставками, среди которых опубликованы: Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 06.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 05.12.2018г., приказ №1205/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 15.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 14.12.2018г., приказ №1214/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 21.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 20.12.2018г., приказ №1220/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 25.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 24.12.2018г., приказ №1224/А-1).
Утвержденные размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» в актуальный для рассматриваемых рекламных публикаций период (с даты публикации – 07 декабря 2018 и до срока действия рекламного предложения – до 31 декабря 2018), являются фиксированными значениями (в рублях), которыми не предусматриваются изменяющие такие значения скидки.
Вместе с тем, в Приложении 2 к Указанию ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены коэффициенты страховых тарифов и, в частности, коэффициент КБМ, значение которого должно применяться в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, и законодательно установленное значение коэффициента КБМ обязательно для применения страховщиками.
Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что страховщики обязаны применять строго фиксированные размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО, а также законодательно установленные значения коэффициентов, и в частности, значения КБМ, относительно которых не допускаются произвольные скидки.
Между тем, содержащиеся в рекламе сведения «…ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа…» под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» формируют мнение потребителей о том, что Страховая компания «Астро-Волга» предлагает по сравнению с другими страховщиками более привлекательные страховые тарифы, сниженные скидкой, и тем самым указывает на ценовое преимущество страховых тарифов, что не соответствует действительности, поскольку размеры страховых тарифов, состоящих из базовых ставок и коэффициентов, не могут быть изменены (снижены или завышены) страховщиком произвольно по отношению законодательно установленным размерам страховых тарифов, которые обязательны для применения любыми страховщиками в отношении каждого страхователя.
Совокупность содержащихся в рекламе сведений о скидках и их ценовых преимуществах формирует желание потребителей воспользоваться страховыми услугами АО «СК «Астро-Волга», однако из-за недостоверности таких сведений и при отсутствии в рекламе существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО искажается смысл рекламного предложения и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение, что не допустимо.
Реклама не должна обманывать ожидания потребителей рекламы.
Наличие в рекламе ссылки на телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13, по которому предоставляется потенциальная возможность получить информацию о действительных размерах страховых тарифов, не заменяет обязанности сообщать в рекламе сведения, способные формировать правильное, достоверное представление потребителей об объекте рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В пункте 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
При установленных обстоятельствах Комиссия отклоняет позицию АО «СК «Астро-Волга», выраженную в письменных объяснениях Общества и поддержанную его представителем Е...., об отсутствии со стороны Общества нарушения рекламного законодательства как несостоятельную, не подтвержденную документально.
Таким образом, распространенная на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018 реклама «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», в которой, при отсутствии части существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО, сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках, указывающих на ценовое преимущество ОСАГО в компании «Астро-Волга», нарушает требования пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае рекламодателем является АО «СК «Астро-Волга», чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.
Комиссия учитывает, что страховщик - АО «СК «Астро-Волга», несмотря на окончание срока действия договора о предоставлении информационных услуг от 28.11.2018г., может инициировать дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы с предложением скидок по ОСАГО, в связи с чем усматривает необходимость выдавать рекламодателю как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, и рекламораспространителю как лицу, способному устранить распространение ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространенную на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018 рекламу «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», в которой, при отсутствии части существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО, сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках, указывающих на ценовое преимущество ОСАГО в компании «Астро-Волга», что нарушает требования пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» (ИНН/КПП/ОГРН 6315232133/631501001/1036300442045; дата присвоения ОГРН: 21.01.2003; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.12.1994; сокращенное наименование: АО «СК «Астро-Волга»; адрес (место нахождения): 443001, Самарская область, город Самара, улица Арцыбушевская, дом 167) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать рекламораспространителю - Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (ИНН/КПП/ОГРН 1323124397/132301001/1071300002795; дата регистрации: 03.12.2007; сокращенное наименование: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья»; адрес (место нахождения): 431350, Республика Мордовия, город Ковылкино, улица Пролетарская, дом 2 Б) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: