Решение №86 Недостоверная реклама от 15 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии  - руководитель Управления,

члены Комиссии:  - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,  – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, рассмотрев 11 февраля 2019 года дело № 4/1-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по выявленному специалистами Мордовского УФАС России факту распространения в выпуске газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018 рекламы «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», содержащей признаки нарушения пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – Акционерное общество «Страховая компания «Астро-Волга» (ИНН/КПП/ОГРН 6315232133/631501001/1036300442045; дата присвоения ОГРН: 21.01.2003; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.12.1994; сокращенное наименование: АО «СК «Астро-Волга»; адрес (место нахождения): 443001, Самарская область, город Самара, улица Арцыбушевская, дом 167), интересы которого представляет Е... на основании доверенности № 550 от 29.12.2017г. (срок действия с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года);

заинтересованного лица – Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (ИНН/КПП/ОГРН 1323124397/132301001/1071300002795; дата регистрации: 03.12.2007; сокращенное наименование: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья»; адрес (место нахождения): 431350, Республика Мордовия, город Ковылкино, улица Пролетарская, дом 2 Б), интересы которой представляет главный редактор Л... на основании Устава АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (постоянно действующий единоличный орган Организации);

УСТАНОВИЛА:

Производство по делу № 4/1-Р возбуждено определением Мордовского УФАС России от 15.01.2019 № 6 о возбуждении дела № 4/1-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, предоставили документы и сведения по существу настоящего разбирательства: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» с письмом от 31.01.2019 № 70 (вх.№510 от 01.02.2019); АО «СК «Астро-Волга» с письмом от 07.02.2019 № 381 (вх.№624 от 08.02.2019).

На заседании Комиссии представитель АО «СК «Астро-Волга» Ежова А.Н. поддержала позицию Общества, изложенную в письме от 07.02.2019 № 381 (вх.№624 от 08.02.2019), и устно пояснила, что в Республике Мордовия нет филиалов Общества и в целях освоения страхового рынка в Ковылкинском районе была запущена рассматриваемая реклама, также содержащая предложение о наборе агентов, которой не нарушено рекламное законодательство, поскольку в такой рекламе имеется отметка «не является публичной офертой» и сообщается номер телефона горячей линии, по которому можно ознакомиться со всеми тонкостями формирования тарифа ОСАГО, при том, что в результате распространения такой рекламы не поступало заявок на оформление полисов ОСАГО.

Главный редактор АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» Л... пояснил, что рекламный модуль с предложением скидок по ОСАГО изготовлен на основании информации, предоставленной заказчиком - АО «СК «Астро-Волга», и им согласован, что подтверждается документами, приложенными к письму АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» от 31.01.2019 № 70 (вх.№510 от 01.02.2019), из которых также следует, что публикация рассматриваемой рекламы осуществлялась в двух выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018.

Комиссия, выслушав доводы стороны по делу, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.

При проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований рекламного законодательства подтвердились данные, сообщенные  в письме Филиала ПАО «Росгосстрах» в Республике Мордовия от 10.12.2018 №07-01/05/1628 (вх.№5396 от 11.12.2018), о публикации в выпуске газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018 объявления «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.».

Опубликованная информация о Страховой компании «Астро-Волга» (АО «СК «Астро-Волга», Лицензия ОС №2619-03), предлагающей под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» страховые услуги ОСАГО со скидкой до 10% - 5% КБМ и 5% снижение базового тарифа и сообщающей телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности страховой организации АО «СК «Астро-Волга», поддерживает интерес к такой страховой организации и предлагаемым страховым услугам по заключению договоров ОСАГО, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец страховых услуг - Страховая компания «Астро-Волга» (АО «СК «Астро-Волга», Лицензия ОС №2619-03), предлагающий под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» ОСАГО со скидкой до 10% (5% КБМ и 5% снижение базового тарифа).

Распространение рекламы Страховой компании «Астро-Волга» с предложением «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13» осуществлено в двух выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018, что подтверждается договором о предоставлении информационных услуг от 28.11.2018г., заключенным между АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья» и АО «СК «Астро-Волга», электронным письмом от 28.11.2018г., листом согласования, счетом № 462 от 28.11.2018, актом № 138 от 14 .12.2018г. на выполнение работ-услуг, платежным поручением № 38018 от 03.12.2018.

Сложившиеся договорные отношения свидетельствуют о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы выступило АО «СК «Астро-Волга», рекламораспространителем - АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Используемая для характеристики рекламируемых страховых услуг аббревиатура ОСАГО является общеизвестной, под которой подразумевается обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Нормы статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяют, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

 В силу принятого Центральным банком Российской Федерации Указания от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер базовой ставки страхового тарифа (далее – ТБ), в пределах  минимальных и максимальных значений, установленных в Приложении 1,  определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства (далее – ТС) и по каждой территории преимущественного использования ТС, о чем страховая организация обязана уведомлять Банк России, а документ, устанавливающий такие размеры, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в сети «Интернет» (п.1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования названного Указания).

В сети «Интернет» на сайте astrovolga.ru Страховой компании Астро-Волга в разделе ОСАГО (обязат.АГО), по ссылке http://www.astrovolga.ru/insurance/strakhovanie-otvetstvennosti/osago-obyazat/, можно ознакомиться с базовыми тарифными ставками, среди которых  опубликованы: Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 06.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 05.12.2018г., приказ №1205/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 15.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 14.12.2018г., приказ №1214/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 21.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 20.12.2018г., приказ №1220/А-1); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» с 25.12.2018г. (утверждены приказом Генерального директора АО «СК «Астро-Волга» от 24.12.2018г., приказ №1224/А-1).

Утвержденные размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО «СК «Астро-Волга» в актуальный для рассматриваемых рекламных публикаций период (с даты публикации – 07 декабря 2018 и до срока действия рекламного предложения – до 31 декабря 2018), являются фиксированными значениями (в рублях), которыми не предусматриваются изменяющие такие значения скидки.

Вместе с тем, в Приложении 2 к Указанию ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены коэффициенты страховых тарифов и, в частности, коэффициент КБМ, значение которого должно применяться в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, и законодательно установленное значение коэффициента КБМ обязательно для применения страховщиками.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что страховщики обязаны применять строго фиксированные размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО, а также законодательно установленные значения коэффициентов, и в частности, значения КБМ, относительно которых не допускаются произвольные скидки.

Между тем, содержащиеся в рекламе сведения «…ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа…» под лозунгом «НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!» формируют мнение потребителей о том, что Страховая компания «Астро-Волга» предлагает по сравнению с другими страховщиками более привлекательные страховые тарифы, сниженные скидкой, и тем самым указывает на ценовое преимущество страховых тарифов, что не соответствует действительности, поскольку размеры страховых тарифов, состоящих из базовых ставок и коэффициентов, не могут быть изменены (снижены или завышены) страховщиком произвольно по отношению законодательно установленным размерам страховых тарифов, которые обязательны для применения любыми страховщиками в отношении каждого страхователя.

Совокупность содержащихся в рекламе сведений о скидках и их ценовых преимуществах формирует желание потребителей воспользоваться страховыми услугами АО «СК «Астро-Волга», однако из-за недостоверности таких сведений и при отсутствии в рекламе существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО искажается смысл рекламного предложения и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение, что не допустимо.

Реклама не должна обманывать ожидания потребителей рекламы.

 Наличие в рекламе ссылки на телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13, по которому предоставляется потенциальная возможность получить информацию о действительных размерах страховых тарифов, не заменяет обязанности сообщать в рекламе сведения, способные формировать правильное, достоверное представление потребителей об объекте рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

При установленных обстоятельствах Комиссия отклоняет позицию АО «СК «Астро-Волга», выраженную в письменных объяснениях Общества и поддержанную его представителем Е...., об отсутствии со стороны Общества нарушения рекламного законодательства как несостоятельную, не подтвержденную документально.

Таким образом, распространенная на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018 реклама «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», в которой, при отсутствии части  существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО, сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках, указывающих на ценовое преимущество ОСАГО в компании «Астро-Волга», нарушает требования пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является АО «СК «Астро-Волга», чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

Комиссия учитывает, что страховщик - АО «СК «Астро-Волга», несмотря на окончание срока действия договора о предоставлении информационных услуг от 28.11.2018г., может инициировать дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы с предложением скидок по ОСАГО, в связи с чем усматривает необходимость выдавать рекламодателю как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, и рекламораспространителю как лицу, способному устранить распространение ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5,  частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространенную на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «Голос Примокшанья» №49 (12885) от 07.12.2018, №50 (12886) от 14.12.2018 рекламу «Страховая компания «Астро-Волга» НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО «СК «Астро-Волга». Лицензия ОС №2619-03.», в которой, при отсутствии части существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО, сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках, указывающих на ценовое преимущество ОСАГО в компании «Астро-Волга», что нарушает требования пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» (ИНН/КПП/ОГРН 6315232133/631501001/1036300442045; дата присвоения ОГРН: 21.01.2003; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.12.1994; сокращенное наименование: АО «СК «Астро-Волга»; адрес (место нахождения): 443001, Самарская область, город Самара, улица Арцыбушевская, дом 167) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать рекламораспространителю - Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Голос Примокшанья» (ИНН/КПП/ОГРН 1323124397/132301001/1071300002795; дата регистрации: 03.12.2007; сокращенное наименование: АНО «Редакция газеты «Голос Примокшанья»; адрес (место нахождения): 431350, Республика Мордовия, город Ковылкино, улица Пролетарская, дом 2 Б) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

 

Председатель Комиссии: 

Члены Комиссии:  

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны