Определение №ДМ/416/24 Определение о возбуждении дела № 013/05/21-44/2024 и назначе... от 2 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 013/05/21-44/2024 и назначении дела к рассмотрению

02 февраля 2024 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления, рассмотрев материалы наблюдения (акт Мордовского УФАС России от 31.01.2024 проведения наблюдения обязательных требований в сфере рекламы) с данными о распространении рекламы вина АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ по скидкам с приложением Smart с 22 января по 04 февраля, размещенной с использованием двух плакатов, закрепленных на остеклении входной группы торгового центра «Арена» (г. Саранск, <...>), в которой усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,   

УСТАНОВИЛ:

Специалистом Мордовского УФАС России в ходе осуществления наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе зафиксирован факт распространения 30 - 31 января 2024 года в помещении тамбура на остеклении входной группы торгового центра «Арена» (г. Саранск, <...>) рекламы вина АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ по скидкам с приложением Smart с 22 января по 04 февраля, в связи с чем 31.01.2024 составлен акт проведения наблюдения обязательных требований в сфере рекламы (имеется в материалах настоящего дела), который свидетельствует о следующем.

На остеклении входной группы торгового центра «Арена» (г. Саранск, <...>), просматриваемом изнутри помещения тамбура, слева при движении на выход из торгового центра закреплены два плаката, содержащих информацию:

1) «Скидки с приложением Smart от 65990 ВИНО АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА 7,5% белое брют, сладкое, Италия 0,75 л с 22 января по 04 февраля низкие цены для лучшей жизни smart ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» с изображениями двух бутылок с этикетками «ASTI» «PROSECCO», экрана мобильного телефона с QR-кодом, сообщением «Скачайте Smart» и логотипами «GooglePlay» «AppStore» «AppGallery»;

2) «Скидки с приложением Smart 46990 39990 ВИНО ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ белое, красное сухое Испания 0,75 л с 22 января по 04 февраля низкие цены для лучшей жизни smart ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» с изображениями двух бутылок с этикетками «GENTE CORRYENTE» «GENTE CORRYENTE», экрана мобильного телефона с QR-кодом, сообщением «Скачайте Smart» и логотипами «GooglePlay» «AppStore» «AppGallery».

Распространяемая информация о конкретном товаре - «от 65990 ВИНО АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА 7,5% белое брют, сладкое, Италия 0,75 л», «46990 39990 ВИНО ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ белое, красное сухое Испания 0,75 л» с демонстрацией образцов такого вина направлена на привлечение внимания потребителей к названному ассортименту алкогольной продукции, реализуемой по скидкам с приложением Smart с 22 января по 04 февраля, на формирование и поддержание интереса к алкогольной продукции и ее продавцу Smart, призвана способствовать реализации алкогольной продукции, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы являются вина АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ, предлагаемые по скидкам с приложением Smart с 22 января по 04 февраля.

В торговом центре «Арена» (г. Саранск, <...>) наряду с другими объектами торговли находится магазин «Smart», брендированная вывеска которого, среди прочих вывесок, размещена на фасаде названного торгового центра.

Магазин «Smart» является объектом торговли ООО «Сладкая Жизнь Плюс», в торговом зале которого, в секции «Алкогольные напитки», выставлены для продажи поименованные в рекламе вина с такими ценниками: вино АСТИ КОНТЕССА бел сладкое 7,5% 0,75л Италия, ПРОСЕККО КОНТЕССА бел брют 11% 0,75л Италия, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ айрен белое сухое 11% 0,75л Испания, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ темпранильо красное сухое 12,5% 0,75л Испания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Тем самым рассматриваемой рекламой продвигается вино АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ крепостью от 7,5% до 12,5%, то есть алкогольная продукция крепостью более 5%.

Действующим законодательством в отношении рекламы алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Из приведенных законоположений следует, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в зоне стационарного торгового объекта, где происходит розничная продажа алкогольной продукции.

Однако в рассматриваемом случае реклама вина АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА, ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ с крепостью более 5% распространяется вне зоны торгового помещения магазина «Smart», а именно, в тамбуре входной группы торгового центра «Арена», являющегося зоной интенсивного движения посетителей торгового центра, в котором находятся и другие торговые объекты, в частности, магазин «Детский мир».

Соответственно, распространяемая реклама алкогольной продукции направлена на потребителей, находящихся вне торговой зоны магазина «Smart», что недопустимо.

Учитывая установленные обстоятельства, следует признать, что распространение рекламы «Скидки с приложением Smart от 65990 ВИНО АСТИ, ПРОСЕККО КОНТЕССА 7,5% белое брют, сладкое, Италия 0,75 л с 22 января по 04 февраля низкие цены для лучшей жизни smart ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» с изображениями двух бутылок с этикетками «ASTI» «PROSECCO», экрана мобильного телефона с QR-кодом, сообщением «Скачайте Smart» и логотипами «GooglePlay» «AppStore» «AppGallery», а также рекламы «Скидки с приложением Smart 46990 39990 ВИНО ХЕНТЕ КОРРИЕНТЕ белое, красное сухое Испания 0,75 л с 22 января по 04 февраля низкие цены для лучшей жизни smart ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» с изображениями двух бутылок с этикетками «GENTE CORRYENTE» «GENTE CORRYENTE», экрана мобильного телефона с QR-кодом, сообщением «Скачайте Smart» и логотипами «GooglePlay» «AppStore» «AppGallery», размещенной на двух плакатах, закрепленных на остеклении входной группы торгового центра «Арена» (г. Саранск, ул. Богдана Хмельницкого, д.35) и просматриваемых изнутри помещения тамбура, слева при движении на выход из торгового центра, содержит признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данном случае рекламораспространителем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции выступило ООО «Сладкая Жизнь Плюс», осуществляющее предпринимательскую деятельность, в том числе по розничной продаже алкогольной продукции, в магазине «Smart», помещение которого расположено в торговом центре «Арена», и для привлечения интереса к осуществляемой им деятельности распространяющее такую рекламу за пределами помещения магазина.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 013/05/21-44/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общество с ограниченной ответственностью «Сладкая Жизнь Плюс» <...>.

3. Назначить дело № 013/05/21-44/2024 к рассмотрению на 20 февраля 2024 года в 12.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта: <...>.

4. ООО «Сладкая Жизнь Плюс» (магазин «Smart») представить в срок до 19 февраля 2024 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения по поводу предъявляемых претензий;

2) оригинал плакатов с рассматриваемой рекламой (на обозрение);

3) копии документов (договор, соглашение, в том числе акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг, и другие), на основании которых осуществлено изготовление и размещение плакатов с рассматриваемой рекламой. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

4) сведения (в письменном виде) о периоде, в течение которого демонстрируются плакаты с рассматриваемой рекламой в рассматриваемом месте;

5) сведения (в письменном виде) об адресном размещении аналогичной рекламы иными способами и с помощью иных средств (Интернет-реклама на иных информационных ресурсах с перечислением таковых, наружная реклама, печатные, электронные СМИ, и др.) с приложением копий подтверждающих документов. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

6) копии документов (договор, соглашение, в том числе акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг, и другие), на основании которых ООО «Сладкая Жизнь Плюс» владеет, пользуется, распоряжается специально отведенной частью торгового центра «Арена» (г. Саранск, <...>) для осуществления розничной торговли в магазине «Smart»;

7) письменное мотивированное обоснование использования ООО «Сладкая Жизнь Плюс» наименования «Smart» и сопровождающего его графического знака для обозначения объекта торговли;

8) копии лицензий (со всеми приложениями), на основании которых ООО «Сладкая Жизнь Плюс» наделено правом осуществлять розничную торговлю алкогольной продукции в магазине «Smart» (г. Саранск, <...>);

9) копии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота рекламируемой алкогольной продукции, в том числе содержащих в сопровождающих оборот алкогольной продукции документах сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии;

10) копии документов (приказ, распоряжение и др.), которыми определен порядок и условия предоставления скидок на рекламируемые вина. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо в письменном виде изложить порядок и условия проведения такой акции;

11) копию (распечатку) декларации об объеме розничной продажи в магазине «Smart» (г. Саранск, <...>) алкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2023 год.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя или иного лица, наделенного правом подписи от имени организации (с приложением подтверждающих документов), и печатью (при наличии) организации.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ООО «Сладкая Жизнь Плюс» (магазин «Smart»), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, вправе участвовать в дистанционном режиме рассмотрения дела, для чего им необходимо в срок до 16 февраля 2024 года направить в адрес территориального антимонопольного органа соответствующее ходатайство, указав при этом адрес своей электронной почты для оперативного обмена информацией.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.

В соответствии с пунктом 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Председатель Комиссии                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны