Решение (комиссия) №ЛА/2664/22 Решение от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по делу № 013/07/3-811/2022

г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: [.........] – заместитель руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: [.........] – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [.........] – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [.........] - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии:

представителя заказчика ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - [.........] (доверенность от 20.12.2022 года № б/н), [.........] (доверенность от 20.12.2022 г. б/н);

при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителя заявителя ООО «Охранное предприятие «Алексис» - [.........] (доверенность от 26.12.2022 г. № б/н), до перерыва [.........] (доверенность от 26.12.2022 г. № б/н),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Охранное предприятие «Алексис» (вх. № 3125-ИП/22 от 19.12.2022 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказания услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение в ЕИС № № 32211894233),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Охранное предприятие «Алексис» (далее –Заявитель) (вх. № 3125-ИП/22 от 19.12.2022 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказания услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение в ЕИС № № 32211894233) (далее – Конкурс).

Сторонам по делу направлено уведомление № ЛА/2549/22 от 20.12.2022 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 27 декабря 2022 года на 16 часов 30 минут. Впоследствии Комиссией рассмотрение жалобы было отложено до 28 декабря 2022 года до 16 часов 30 минут.

Как следует из жалобы Заявителя, Разделом 2.2 Технического задания Конкурсной документации ущемляются права Заявителя на возможность участия в закупке. Заказчик, устанавливая требования о получении лицензии Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в двухмесячный срок, делает для участника заведомо неисполнимым договор оказания услуг, что является дискриминацией такого участника и необоснованным ограничением конкуренции, так как не сказывается на качестве услуг.

По мнению Заявителя установление такого условие Закупочной документации является нарушением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 3265/22 от 23.12.2022 г.), в которой просил признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

Открытый конкурс проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт», Извещением о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году № 32211894233 (далее – Извещение) и Конкурсной документации для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (далее – Документация).

Частью 3.1 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Согласно части 2 статьи 3.4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

28.11.2022 г. Заказчиком в ЕИС опубликовано Извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация.

Дата начала срока подачи заявок: 28.11.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок: 19.12.2022 г. в 09 час. 00 мин.

Предмет договора: оказание услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году.

Начальная (максимальная) цена договора: 46 521 440 руб. 00 коп.

Согласно Итоговому протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» от 19.12.2022 года на участие в конкурсе была подана одна заявка ООО «ЧОО «Олимп». Заявка признана соответствующей требованиям Конкурсной документации. Закупка признан не состоявшейся, договор будет заключен с единственным участником по цене предложенной участником 40 593 840 руб. 00 коп.

Как следует из жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил Разделом 2.2 Технического задания Конкурсной документации требования о получении исполнителем по договору лицензии Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в двухмесячный срок, что делает для участника заведомо неисполнимым договор оказания услуг.

Согласно пункту 2.2. Технического задания Конкурсной документации 2.2 исполнитель должен получить в течение двух месяцев с даты начала оказания услуг по охране объекта лицензию Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

Заказчик в свою очередь пояснил, что установление данного условия исполнения договора является потребностью Заказчика, Стадион «Мордовия Арена» является объектом спорта первой категории опасности, то есть в отношении него установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности. Организации, оказывающие услуги охраны объектов, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе оказывать такие услуги только при наличии, в том числе лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. Учреждение обладает достаточными основаниями требовать от лица, с которым заключается договор, получения лицензии в максимально возможные короткие сроки.

Кроме того, Заказчик пояснил, что действующим законодательством предусмотрено получение лицензии Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в течении 15 рабочих дней.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдает лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Согласно пункту 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 784 срок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии не может превышать 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

При этом, с 01.09.2022 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 45, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее – Положение).

Пунктами 7, 8 Положения установлено, что заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы (сведения) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Возможность подачи заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) должна быть обеспечена соискателю лицензии (лицензиату) посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Из пункта 11 Положения следует, что в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений), лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Таким образом, победитель торгов не ограничен в праве подать заявление на выдачу лицензии посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и получить лицензию установленный Положением срок.

На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали свою позицию и пояснили, что сроки, указанные в пунктах 11, 12, 13 Положения подлежат сложению, следовательно, срок получения лицензии Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения составляет 45 рабочих дней.

При этом, выводы Заявителя не подтверждаются нормами, установленными Положением.

Так, согласно пункту 12 Положения внесение изменений в реестр лицензий в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов (сведений).

В соответствии с пунктом 13 Положения в случае заявления соискателем лицензии (лицензиатом) 5 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности срок предоставления лицензии, внесения изменений в реестр лицензий в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней.

Следовательно, сроки, указанные в пункте 11, 12 Положения не подлежат суммированию, так как являются взаимоисключающими (первичное получение лицензии и внесение изменений в действующую), а сроки, указанные в пункте 13 Положения в данном случае не применимы, поскольку согласно Конкурсной документацией услуги будут оказываться по одному адресу места осуществления лицензированной деятельности, а не на 5 и более.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии противоречий между требованием Заказчика о получении лицензии Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в двухмесячный срок и действующим нормативно-правовым актом.

Стоит так же отметить, что Заказчик не устанавливает в Документации требование о наличии данной лицензии, что в свою очередь и являлось бы ограничением возможного количества участников, поскольку возлагало бы на участника дополнительные издержки.

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что положения Закупочной документации, устанавливающее обязанность победителя торгов получить в течение двух месяцев с даты начала оказания услуг по охране объекта, лицензию Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, не ограничивает круг потенциальных участников конкурентной процедуры.

Учитывая вышеуказанное, жалобу Заявителя нельзя признать обоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Охранное предприятие «Алексис» (вх. № 3125-ИП/22 от 19.12.2022 г.) на действия заказчика – ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказания услуг по охране и обеспечению безопасности объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение в ЕИС № № 32211894233) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии

[.........]

 

Члены Комиссии [.........]

 

[.........]

 

[.........]

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

2022-3280

 

 

Связанные организации

ГАУ РМ "РСТЦ "Старт"
ИНН 1326175167, ОГРН 1021300978346
ООО «Охранное предприятие «Алексис»
ИНН 4703175354, ОГРН 1204700008820