Решение №287 Решение от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии: *** – Врио руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: *** – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, *** – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, *** – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

при участии посредством подключения по видеоконференцсвязи представителя Общества с ограниченной ответственностью «КУРС» (далее – ООО «КУРС», Заявитель) – *** (доверенность от 25.01.2021 №7, личность удостоверена паспортом), представителя заинтересованного лица – Акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» - *** (доверенность от 28.05.2021 №166, личность удостоверена паспортом),

в присутствии представителей организатора торгов (Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов») (далее – Организатор торгов, Заказчик) – *** (доверенность от 26.05.2021 №б/н), *** (доверенность от 31.05.2021 №б/н),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу подведомственности из ФАС России ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. № 2650) на действия организатора торгов – Некоммерческая организация «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. №2650) на действия Организатора торгов – Некоммерческая организация «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107).

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.

В связи с поступлением жалобы ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. № 2650), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 25.05.2021 исх. №1225).

Для получения дополнительной информации по рассмотрению жалобы ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. №2650), заседание Комиссии Мордовского УФАС России было перенесено до 1 июня 2021 г. 12 час. 00 мин., до 2 июня 2021 г. 10 час. 15 мин.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что действия Организатора торгов по формальному «укрупнению» лота, которые повлекли за собой «искусственное отсеивание» более 80 % потенциальных участников (38 организаций из 47 возможных) приводит к нарушению статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также нарушают принципы, установленные в подпунктах б, в, д части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Постановление №615).

Заявитель, считает, что организатором торгов при проведении аукциона были созданы неравные условия для участников аукциона. 

Заявитель представил уточнения к жалобе (вх. №2882 от 02.06.2021 г. ) поясняя, «согласно Краткосрочному плану реализации на 2020-20222 годы Республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия», который утвержден распоряжением правительства Республики Мордовия от 24.05.20211 №287-Р к ремонту замене подлежат 239 единиц лифтового оборудования на общую сумму – 543 091 757 рублей (без учета затрат на проектировании).

При этом в аукционной Документации указано, что замене подлежат 404 единицы лифтового оборудования.

Согласно Приложения №3 к Документации об аукционе – «График выполнения работ» Региональным оператором установлено, что работы по замене лифтового оборудования должны быть выполнены до 31 октября 2022 года.

Заявителю не понятно, почему Фонд капитального ремонта установил срок оплаты выполненных работ по договору ноябрь 2028 года, когда работы должны быть выполнены в соответствии с краткосрочным планом, который формируется исходя из принципов использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году.

Заявитель настаивает на своей позиции, что невозможность принятия участия в закупке выразилось именно в отсутствии конкретизации по оплате работ, в нарушение подпункта в пункта 135 Постановления №615, так как установленный Заказчиком срок оплаты выполненных работ до 30 ноября 2028 года можно трактовать по-разному.         

ООО «КУРС» просит признать в действиях организатора торгов нарушение норм Закона о защите конкуренции и Постановления №615.

Организатор торгов - Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не согласилась с доводами жалобы и представила возражения на жалобу (вх. № 2769 от 27.05.2021 г., вх. №2883 от 02.06.2021 г.), в которых указывает, что при проведении аукциона нормы Закона о защите конкуренции и  Постановления №615 не нарушались. 

На заседании Комиссии Мордовского УФАС, организатор торгов пояснил, что АО «Щербинский лифтостроительный завод» обращался за разъяснениями положений документации об электронном аукционе, в части разъяснения пункта 2.6.6 проекта договора, заключаемого по результата электронного аукциона.

Организатором торгов был дан письменный ответ, размещенный на официальном сайте НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - https://kaprm.ru/index.html и на сайте электронной площадки https://www.roseltorg.ru/, в свободном доступе): «В соответствии с требования подпункта ж пункта 129 и подпункта в пункта 135 Постановления №615, документация об электронном аукционе должна содержать: форму, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ, а также условия оплаты выполненных работ (услуг).

Документацией об электронном аукционе установлено:

-форма оплаты – безналичное перечисление;

-сроки оплаты – не позднее 30 ноября 2028 года;

-порядок и условия оплаты – на основании предоставленных подрядчиком и подписанных заказчиком актов КС-2 и Справок КС-3 по каждому объекту, а также исполнительной документации, за вычетом средств (в случае их использования). Направленных на исполнение гарантийных обязательств.

Данные условия и порядок оплаты установлены заказчиком, исходя из прогнозируемого финансового обеспечения региональной программы капитального ремонта с учетом требований о соблюдении финансовой устойчивости регионального оператора и наличия обязательств по оплате кредиторской задолженности в будущих периодах. Данные условия не противоречат действующему законодательству и не содержат неопределённостей».

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения, направленные на привлечение подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля, регулируются Положением №615.

В соответствии с Положением №615 региональный оператор определяет подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения аукциона в электронной форме, являющегося конкурентным способом определения подрядной организации, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Согласно пункту 2.6 Документации об электронном аукционе на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту )замене, модернизации) лифтов №ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 в электронном аукционе может принять участие лицо, включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету электронного аукциона и прошедшее регистрацию на электронной площадке.  

Под реестром квалифицированных подрядных организаций понимается сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная Положением №615 информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона (пункт 2 Положения №615).

В силу абзаца 7 пункта 78 (1) Положения №615 участник закупки, предмет которой объединяет оказание услуг и (или) выполнение работ, указанных в абзацах втором и третьем указанного пункта, должен быть включен в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующим предметам электронного аукциона.

Согласно доводам жалобы Заявителя, ООО «КУРС» включено одновременно в реестр квалифицированных подрядных организаций, предметом которого является:

 - оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

- оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.   

В соответствии с пунктом 103 Положения №615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Таким образом, потенциальный участник аукциона, проводимого региональным оператором субъекта РФ в рамках Положения №615, должен обладать специальной правоспособностью - быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ по предмету, соответствующему предмету проводимого региональным оператором аукциона, а так же иметь предельный размер обязательств по соответствующим договорам не ниже, чем начальная (максимальная) цена договора по аукциону.

Лица, не обладающие указанной правоспособностью и не имеющие соответствующего уровня финансовой ответственности, не могут являться участниками закупок, проводимых в соответствии с Положением №615.

 На заседаниях комиссии Мордовского УФАС, Заявитель неоднократно утверждал, что ООО «КУРС» является потенциальными участником данной закупки. Заявителем изучалась аукционная документация и прорабатывались механизмы привлечения кредитных денежных средств для выполнения обязательств по договору. В части несоответствия СРО предельному уровню обязательств, Заявитель  пояснил, что ООО «КУРС» требуется 4 дня для обращения в СРО, по поводу увеличения ответственности по договору до 3 млд. рублей и возможности участия в аукционе.

Извещение о проведении электронного аукциона о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107) опубликовано 29.04.2021.

В соответствии с пунктом 19 Положения №615, Извещение о проведении предварительного отбора размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе.  

Согласно Извещению о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107) срок подачи заявок – 19.05.2021 г.

Жалоба на действия Организатора торгов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107) поступила в ФАС России 18.05.2021 г. (вх. №81330-ЭП/21).

По подведомственности из ФАС России жалоба ООО «КУРС» в Мордовское УФАС России поступила 24.05.2021 г. (вх. №2650).

Согласно письму Ассоциации «Саморегулируемой организации «Объединение строителей Подмосковья» (в материалах уточнения к жалобе (вх. №2882 от 02.06.2021 г.), рассмотрев обращение ООО «КУРС» от 25.05.2021 №02-6 (вх. №944-ОСП от 01.06.2021) по вопросу срока повышения уровня ответственности по заявлению члена Ассоциации и сообщает следующее: «Уровень ответственности члена Ассоциации на основании его заявления может быть повышен решением Совета Ассоциации в порядке исключения в кратчайший срок. При этом на момент принятия такого решения член Ассоциации обязан внести в полном объеме взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств согласно запрашиваемым уровням».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье -заявитель).

По смыслу приведенной нормы возможность подачи в антимонопольный орган жалобы определяется наличием реального нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов.

Из содержания жалобы, поданной ООО «КУРС» следует, что заявитель обращает внимание на недостатки Документации об электронном аукционе.

Исследовав и оценив доводы жалобы, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае законные права и интересы Заявителя не могут быть ущемлены в результате размещения Организатором торгов документации об электронном аукционе, поскольку ООО «КУРС» обладало информацией об организации и проведении процедуры в полном объеме. 

Так как ООО «КУРС» не подавало заявку на участие в аукционе, доводы жалобы в части обжалования содержания Документации об электронном аукционе, с учетом требований части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией не рассматриваются.

Права и законные интересы лица, не подавшего заявку на участие в торгах, могут быть ущемлены как в результате нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, так и в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах.

Вместе с тем, подателем жалобы не доказан довод о нарушении прав и законных интересов заявителя вследствие совершения организатором торгов обжалуемых действий.

Названные обстоятельства свидетельствуют о непроявлении заинтересованности заявителя в участии в торгах, и, как следствие, невозможности нарушения каких-либо прав и интересов подателя жалобы действиями (бездействием) организатора торгов при проведении публичного предложения, что является самостоятельным основанием для признания жалобы необоснованной.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган является уполномоченным органом по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, при этом указанная функция не во всяком случае преследует цель установления нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с разъяснениями ФАС России, данными в письме от 22.12.2011 № ИА/47880, рассмотрение жалобы по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 «О защите конкуренции», не является рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 «О защите конкуренции». При рассмотрении такой жалобы для квалификации нарушения порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров не требуется оценка влияния действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.

Вместе с тем, Мордовское УФАС России сообщает, что в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, Заявитель имеет возможность обращения в антимонопольный орган в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, ввиду того, что Заявитель в жалобе оспаривает положения аукционной Документации, не являясь потенциальным участником закупки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «КУРС» не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, вследствие чего у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы ООО «КУРС» по существу.

Следовательно, жалоба Заявителя признается необоснованной.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КУРС» (от 24.05.2021 вх. № 2650) на действия организатора торгов – Некоммерческая организация «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов № ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны