Решение №609 по жалобе от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/01/16-104/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена: «12» ноября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено: «26» ноября 2021 г.

 

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/16-104/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <...> – Врио руководителя Управления Мордовского УФАС России;

члены Комиссии: <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителя ООО «Теплостандарт» – <...> (доверенность б/н от 02.04.2021),

представителя ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» – <...> (доверенность б/н от 12.04.2021),

представителя ООО «Тепло-Инвест» – <...> (доверенность б/н от 12.04.2021),

представителя Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) – <...> (доверенность б/н от 25.10.2021),

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (далее – МинЖКХ РМ) подключился представитель без доверенности, подтверждающей полномочия для участия в рассматриваемом деле.

рассмотрев дело № 013/01/16-104/2021 по признакам нарушения Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Мордовского УФАС России поступило заявление ООО «Теплостандарт» от 15.12.2020 № 2020-12/52 (вх. № 7630 от 15.12.2020) о нарушении Администрацией Зубово-Полянского муниципального района антимонопольного законодательства, выразившемся в необъявлении конкурса в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения от 02.07.2020 г. № 02-07-01 в отношении объектов теплоснабжения: Котельная №1 г.п. Явас, Котельная №2 г.п. Явас, Котельная №3 п. Озерный, Котельная №4 п. Парца, Котельная №5 п. Леплей, Котельная ул. Дзержинского, а также тепловые сети в г.п. Явас, п. Озерный, п. Парца, п. Леплей в связи с поступлением заявок от иных лиц, отвечающих требованиям части 4.1 статьи 4.1 Федерального закона от 21.07.2015 № 135-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) с дополнением от 13.01.2021 № 2021-01/62 (вх. № 90 от 14.01.2021).

По результатам рассмотрения заявления издан приказ Мордовского УФАС России от 15.03.2021 № 36-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 013/01/16-104/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.03.2021 года № 217 рассмотрение дела назначено на 13.04.2021 года.

13.04.2021 года Комиссией Мордовского УФАС России в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 20 апреля 2021 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 20.04.2021 года № 274 рассмотрение дела назначено на 25.05.2021 года, у Администрации запрошена необходимая информация.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 25.05.2021 года № 371 рассмотрение дела назначено на 17.06.2021 года, у ООО «Теплостандарт», ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест», Администрации запрошена необходимая информация.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 17.06.2021 года № 427 рассмотрение дела назначено на 01.07.2021 года, у Администрации запрошена необходимая информация.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 17.06.2021 года № 427/1 рассмотрение дела продлено до 30.12.2021.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 01.07.2021 года № 453 рассмотрение дела назначено на 20.07.2021 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 20.07.2021 года № 486 рассмотрение дела назначено на 25.08.2021 года.

Приказом Мордовского УФАС России от 24.08.2021 года № 130-од в состав Комиссии внесены изменения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 25.08.2021 года № 559 рассмотрение дела назначено на 02.09.2021 года, у Администрации запрошена необходимая информация.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

Приказом Мордовского УФАС России от 30.08.2021 года № 131-од в состав Комиссии внесены изменения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 02.09.2021 года № 570 рассмотрение дела назначено на 20.10.2021 года.

Приказом Мордовского УФАС России от 11.10.2021 года № 162-од в состав Комиссии внесены изменения.

Определением о привлечении заинтересованного лица к рассмотрению дела № 013/01/16-104/2021 от 20.10.2021 № 680 к рассмотрению дела в качество заинтересованного лица привлечено Мин ЖКХ РМ.

20.10.2021 года Комиссией Мордовского УФАС России в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 26 октября 2021 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 013/01/16-104/2021 от 26.10.2021 года № 690 рассмотрение дела назначено на 10.11.2021 года, у Администрации и Мин ЖКХ РМ запрошена необходимая информация.

Запрашиваемые документы представлены в полном объеме.

26.10.2021 года Комиссией Мордовского УФАС России в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 12 ноября 2021 года.

Изучив материалы дела, письменные пояснения и выслушав устные пояснения ответчика по делу, Комиссия установила следующее.

В Администрацию Зубово-Полянского муниципального района поступило предложение ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» о заключении концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения от 02.07.2020 г. № 02-07-01 в отношении объектов теплоснабжения: Котельная №1 г.п. Явас, Котельная №2 г.п. Явас, Котельная №3 п. Озерный, Котельная №4 п. Парца, Котельная №5 п. Леплей, Котельная ул. Дзержинского, а также тепловые сети в г.п. Явас, п. Озерный, п. Парца, п. Леплей.

Постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 10.07.2020 года № 419 принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» условиях о заключении концессионного соглашения и размещении на сайте https://torgi.gov.ru/ предложения ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» о заключении концессионного соглашения, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц.

10.07.2020 на сайте https://torgi.gov.ru/ предложение инвестора №100720/5279120/01.

Дата и время начала подачи заявок: 11.07.2020 09:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 25.08.2020 11:00.

Дата подведения итогов: 26.08.2020.

ООО «Теплостандарт» была подана заявка на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 24.08.2020 № 4026.

АО «Мордовская электросетевая компания» была подана заявка на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 24.08.2020 № 4027.

Вследствие этого Постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 26.08.2020 года № 521 принято решение о невозможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в порядке частной инициативы ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» без проведения конкурса.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Тепло-Инвест» обратилось в Администрацию Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о прекращении права аренды на земельные участки с КН 13:08:0406001:5078, 13:08:0406001:5084, 13:08:0434004:916, 13:08:0434003:576 в связи с окончанием срока действия договоров, а также о предоставлении указанных участков в аренду сроком на 11 месяцев (вх. № 189 от 17.08.2020).

Постановлением Администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 20.08.2020 № 433 «О предоставлении земельных участков с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание в аренду» земельные участки с КН 13:08:0406001:5078, 13:08:0406001:5084, 13:08:0434004:916, 13:08:0434003:576 переданы в аренду ООО «Тепло-Инвест» без проведения торгов на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Заключены договоры аренды от 20.08.2020 № 205 в отношении земельного участка с КН 13:08:0406001:5078, № 206 в отношении земельного участка с КН 13:08:0434003:576, № 207 в отношении земельного участка с КН 13:08:0406001:5084, № 208 в отношении земельного участка с КН 13:08:0434004:916, сроком с 20.08.2020 по 20.07.2021.

ООО «Тепло-Инвест» обратилось в Администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о прекращении права аренды на земельный участок с КН 13:08:0417001:1100 в связи с окончанием срока действия договора от 18.09.2019 № 2119, а также о предоставлении указанного участка в аренду сроком на 11 месяцев (вх. № 3933 от 17.08.2020).

Постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 02.09.2020 № 540 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Тепло-Инвест» земельный участок с КН 13:08:0417001:1100 передан в аренду ООО «Тепло-Инвест» без проведения торгов на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Заключен договор аренды от 02.09.2020 № 2162 в отношении земельного участка с КН 13:08:0417001:1100, сроком со 02.09.2020 по 02.08.2021.

В приложении № 8 к проекту концессионного соглашения содержится перечень земельных участков для создания имущества в составе объекта соглашения:

1)        Земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:08:0406001:5078, площадью 301,0 кв.м., с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, городское поселение Явасское, Явас рабочий поселок, Дзержинского улица, 39б;

2)        Земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:08:0406001:5084, площадью 217,0 кв.м., с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, городское поселение Явасское, Явас рабочий поселок, Чернореченская улица, 2б;

3)        Земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:08:0434004:916, площадью 366,0 кв.м., с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, городское поселение Явасское, Парца (явасское с/п) поселок, Комсомольская улица, 19б;

4)        Земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:08:0434003:576, площадью 202,0 кв.м., с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, городское поселение Явасское, Озерный поселок, Лесная улица, 7б;

5)        Земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:08:0417001:1100, площадью 200,0 кв.м., с разрешенным использованием: для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, Леплейское сельское поселение, п. Леплей, улица Советская, 3в.

Таким образом, 20.08.2020 и 02.09.2020 на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов ООО «Тепло-Инвест» были переданы все земельные участки, указанные в приложении № 8 к проекту концессионного соглашения как необходимые для создания имущества в составе объекта соглашения, то есть фактически в период подачи заявок на участие в конкурсе №100720/5279120/01 и через 6 дней после подведения его итогов.

Кроме того, ООО «Тепло-Инвест» обратилось в ООО «Электротеплосеть» с заявками на технологическое присоединение в связи со строительством новых блочно-модульных котельных на земельных участках с КН 13:08:0406001:5078, 13:08:0406001:5084, 13:08:0434004:916, 13:08:0434003:576.

Заключен договор от 24.07.2020 № 54 об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения объекта: ВРУ-0,38 кВ блочно-модульной котельной, расположенной на земельном участке с КН 13:08:0406001:5078, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, находящийся по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Дзержинского, 39б, а также получены технические условия для присоединения к электрическим сетям для указанного в договоре объекта.

Заключен договор от 10.08.2020 № 66 об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения объекта: ВРУ-0,38 кВ блочно-модульной котельной, расположенной на земельном участке с КН 13:08:0406001:5084, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, находящийся по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Чернореченская, 2б, а также получены технические условия для присоединения к электрическим сетям для указанного в договоре объекта.

Заключен договор от 10.08.2020 № 64 об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения объекта: ВРУ-0,38 кВ блочно-модульной котельной, расположенной на земельном участке с КН 13:08:0434003:576, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, находящийся по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Озерный, ул. Лесная, 7б, а также получены технические условия для присоединения к электрическим сетям для указанного в договоре объекта.

Заключен договор от 10.08.2020 № 65 об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения объекта: ВРУ-0,38 кВ блочно-модульной котельной, расположенной на земельном участке с КН 13:08:0434004:916, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание, находящийся по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Парца, ул. Комсомольская, 19б, а также получены технические условия для присоединения к электрическим сетям для указанного в договоре объекта.

Также ООО «Тепло-Инвест» обратилось в АО «Газораспределение Саранск» с запросом о предоставлении технических условий для подключения котельных, расположенных по адресам: РМ, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Дзержинского, 39б; РМ, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Чернореченская, 2б; РМ, Зубово-Полянский район, п. Озерный, ул. Лесная, 7б; РМ, Зубово-Полянский район, п. Парца, ул. Комсомольская, 19б.

Заключен договор от 26.06.2020 № 20-2/02-ТП-30 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО «Газораспределение Саранск» в пределах границ земельного участка с КН 13:08:0406001:5078 по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, ул. Дзержинского, 39б, а также получены технические условия для подключения к сетям газораспределения от 15.06.2020 № 77-1, 77-2.

Заключен договор от 26.06.2020 № 20-2/02-ТП-31 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО «Газораспределение Саранск» в пределах границ земельного участка с КН 13:08:0406001:5084 по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, ул. Чернореченская, 2б, а также получены технические условия для подключения к сетям газораспределения от 15.06.2020 № 78-1, 78-2.

Заключен договор от 26.06.2020 № 20-2/02-ТП-32 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО «Газораспределение Саранск» в пределах границ земельного участка с КН 13:08:0434004:916 по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Парца, ул. Комсомольская, 19б, а также получены технические условия для подключения к сетям газораспределения от 15.06.2020 № 79-1, 79-2.

Заключен договор от 26.06.2020 № 20-2/02-ТП-33 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО «Газораспределение Саранск» в пределах границ земельного участка с КН 13:08:0434003:576 по адресу: РМ, Зубово-Полянский район, п. Озерный, ул. Лесная, 7б, а также получены технические условия для подключения к сетям газораспределения от 15.06.2020 № 80-1, 80-2.

Таким образом, в период с 26.06.2020 по 10.08.2020 ООО «Тепло-Инвест» заключило договоры технологического присоединения к сетям электроснабжения и газоснабжения в связи со строительством блочно-модульных котельных, расположенных на земельных участках, которые указаны в приложении № 8 к проекту концессионного соглашения как необходимые для создания имущества в составе объекта соглашения, то есть фактически до подачи  ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» предложения о заключении концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения от 02.07.2020 г. № 02-07-01 в отношении объектов теплоснабжения: Котельная №1 г.п. Явас, Котельная №2 г.п. Явас, Котельная №3 п. Озерный, Котельная №4 п. Парца, Котельная №5 п. Леплей, Котельная ул. Дзержинского, а также тепловые сети в г.п. Явас, п. Озерный, п. Парца, п. Леплей.

Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно приложению № 8 к проекту концессионного соглашения земельные участки с КН 13:08:0406001:5078, 13:08:0406001:5084, 13:08:0434004:916, 13:08:0434003:576 включены в перечень земельных участков, необходимых для создания объекта соглашения, а также в приложении № 7 к проекту концессионного соглашения предусмотрено создание (строительство) новых источников тепловой энергии – котельная № 1, п. Явас, котельная № 2, п. Явас, котельная № 3, п. Озерный, котельная № 4, п. Парца.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18.01.2021 директором ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» (ИНН 1327035211, ОГРН 1191326006255), выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, являлся <...>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19.01.2021 директором ООО «Тепло-Инвест» (ИНН 1327033415, ОГРН 1181326006597) также являлся <...>.

ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» с вменяемым нарушением не согласно, на заседаниях Комиссии и в своих пояснениях указывает, что на основании части 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2015 № 135-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» выступило с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения с приложением предусмотренных законодательством документов. Постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 10.07.2020 № 419 было принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» условиях, в связи с чем на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено предложение инвестора № 100720/5279120/01. В предусмотренный законодательством срок поступили заявки на участие в конкурсе от ООО «Теплостандарт» и АО «Мордовская электросетевая компания», в связи с этим 26.08.2020 г. Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия было принято решение о невозможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения без проведения конкурса. В настоящий момент между ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино» и Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия каких-либо соглашений в отношении объектов теплоснабжения не заключено.

ООО «Тепло-Инвест» на заседаниях Комиссии и в своих пояснениях указывает, что предоставление в аренду ООО «Тепло-Инвест» земельных участков с КН 13:08:0406001:5078, 13:08:0406001:5084, 13:08:0434004:916, 13:08:0434003:576, 13:08:0417001:1100 не свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения или согласованных действий с Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Вышеуказанные земельные участки в аренде у ООО «Тепло-Инвест» с 18.09.2019, основной целью использования вышеуказанных земельных участков являлось строительство новых источников теплоснабжения, но в связи с возникшими проблемами в финансировании указанных мероприятий, строительство котельных в 2019 году не было реализовано и было принято решение о переносе сроков реализации мероприятий по строительству на 2020 г. В настоящее время в строительстве объектов теплоснабжения на указанных земельных участках ООО «Тепло-Инвест» не заинтересовано в связи с отсутствием финансирования.

Администрация указывает, что конкурс на право заключения концессионного соглашения до настоящего момента не был объявлен в связи с тем, что срок проведения конкурсной процедуры составляет не менее 90 рабочих дней, концессионное соглашение было бы заключено не ранее января 2021 года, однако проект концессионного соглашения предусматривает план мероприятий, запланированных на 2020 год, вследствие этого, проведение конкурса на предложенных условиях в настоящий момент невозможно. Также в декабре 2020 года произошли аварии на тепловых сетях, в связи с этим необходима переработка условий концессионного соглашения в части мероприятий по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, что повлекло, в том числе, и существенное изменение инвестиций.

Кроме того, Администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия указывает, что нормы действующего законодательства РФ не содержат сроки, в течение которых должен быть объявлен конкурс при получении заявок о готовности к участию в конкурсе от заинтересованных лиц, а также необходимость использования показателей частной концессионной инициативы при подготовке конкурсной документации.

В настоящий момент объекты теплоснабжения, являющиеся объектом концессионного соглашения, в соответствии с постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 17.06.2021 № 344 переданы в хозяйственное ведение Муниципальному предприятию Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети», которое заключает договоры на их обслуживание в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Мин ЖКХ РМ в своих пояснениях (вх. 5783 от 09.11.2021) указывает, что услуги теплоснабжения на территории п. Явас Зубово-Полянского муниципального района в настоящее время оказывает Муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети».

Согласно части 4.7 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

Согласно части 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном статьями 21-36 Закона о концессионных соглашениях.

Из совокупного толкования указанных выше норм следует, что в случае поступления в установленном порядке заявок от иных лиц проводится конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, предусмотренных в предложении потенциального инвестора.

Однако, до настоящего времени конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения: Котельная №1 г.п. Явас, Котельная №2 г.п. Явас, Котельная №3 п. Озерный, Котельная №4 п. Парца, Котельная №5 п. Леплей, Котельная ул. Дзержинского, а также тепловые сети в г.п. Явас, п. Озерный, п. Парца, п. Леплей Администрацией Зубово-Полянского муниципального района не проводился, мероприятий, направленных на подготовку проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения в соответствии с Законом о концессионных соглашениях не предпринято.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, в бездействии Администрации, выразившемся в необъявлении конкурса в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, в случае поступления от иных лиц заявок о готовности к участию в конкурсе, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, ООО «Теплостандарт» направило в адрес Мордовского УФАС России дополнительные пояснения (вх. № 5225 от 05.10.2021), согласно которым ООО «Теплостандарт» дважды направляло запрос в Администрацию о предоставлении сведений о составе теплоснабжающего оборудования в Зубово-Полянском муниципальном районе и его описании. Администрацией запрашиваемые сведения не представлены, но указан источник опубликования перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения (официальный сайт https://torgi.gov.ru/).

Согласно сведениям, представленным в материалы дела, ООО «Теплостандарт» обратилось в Администрацию (исх. № 2021-08/170 от 26.08.2021) с письмом, в котором информирует о своей готовности заключить концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов теплоснабжения, расположенных на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, а также просит представить сведения о составе имущества, а именно технико-экономические показатели объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (место расположения объектов теплоснабжения, технические характеристики (протяженность, площадь), год ввода в эксплуатацию, кадастровый или условный номер (при наличии) состав и описание входящего в состав оборудования).

Письмом от 09.09.2021 № 3497 Администрация проинформировала ООО «Теплостандарт», что согласно Закону о концессионных соглашениях, было вынесено постановление Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 05.11.2020 № 741 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в собственности Зубово-Полянского муниципального района РМ, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения». Информация о характеристиках объектов, указанных в вышеуказанном постановлении опубликована на официальном сайте https://torgi.gov.ru/.

10.09.2021 ООО «Теплостандарт» направило в Администрацию письмо (б/н от 10.09.2021), в котором повторно просит представить информацию о технико-экономических показателях объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.

Письмом от 17.09.2021 № 3584 Администрация проинформировала ООО «Теплостандарт», что постановление Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 05.11.2020 № 741 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в собственности Зубово-Полянского муниципального района РМ, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения» опубликовано на официальном сайте https://torgi.gov.ru/.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ в разделе «перечни муниципальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» размещено постановление Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 05.11.2020 № 741 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в собственности Зубово-Полянского муниципального района РМ, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения».

Указанным постановлением утвержден перечень объектов, находящихся в собственности Зубово-Полянского муниципального района РМ, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения и представлены сведения об указанных объектах, а именно: наименование объекта, технические характеристики объекта (площадь, длина), кадастровый номер, год ввода в эксплуатацию.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием, обязан представить в течение тридцати календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 46 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию помимо условий, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона, также включаются:

1) минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

4) объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения;

5) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения;

6) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения (по каждому виду используемого энергетического ресурса);

7) величина неподконтрольных расходов, определяемая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением расходов на энергетические ресурсы, концессионной платы и налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций);

8) один из предусмотренных частью 2 настоящей статьи методов регулирования тарифов;

10) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году;

11) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения;

12) копия подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

13) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

14) размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений. Указанные в пунктах 1, 4 - 7, 9 - 11 настоящей части цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, представляет по запросу концедента в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 1, 4 - 7, 9 - 11 настоящей части;

Таким образом, часть 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях устанавливает обязанность собственника муниципального имущества, которым применительно к фактическим обстоятельствам дела является Администрация, представить по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, соответствующую информацию для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения.

Вместе с тем, ООО «Теплостандарт» как инициатору заключения концессионного соглашения документы и материалы, предусмотренные частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, Администрацией представлены не были.

В постановлении Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 05.11.2020 № 741 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в собственности Зубово-Полянского муниципального района РМ, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения», на которое Администрация в своих письмах от 09.09.2021 № 3497, от 17.09.2021 № 3584 делает отсылку, также сведения, предусмотренные частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях не содержатся.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в результате осуществленных Администрацией действий, ООО «Теплостандарт» лишено возможности разработать предложение о заключении концессионного соглашения, и, тем самым, возможности последующей эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, в действиях Администрации, выразившихся в ограничении (создании препятствий) доступа на рынок оказания услуг по теплоснабжению путем нарушения порядка, предусмотренного частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, при рассмотрении запросов ООО Теплостандарт» (исх. № 2021-08/170 от 26.08.2021, б/н от 10.09.2021) о предоставлении материалов и документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае, если в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией по рассмотрению дела установлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела, осуществляется выдача предупреждения.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции Комиссией Мордовского УФАС России принято решение о выдаче Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия предупреждений об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Как следует из Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен антимонопольным органом на основании прямых доказательств и (или) совокупности косвенных доказательств.

Таким образом, доказательствами наличия антиконкурентного соглашения между субъектом может являться определенная совокупность доказательств, подтверждающая их взаимодействие, которое привело или могло привести к определенным в статье 16 Закона о защите конкуренции негативным последствиям.

Между тем, материалы настоящего дела не содержат достаточных данных, свидетельствующих о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения. По результатам рассмотрения указанных материалов, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих наличие договоренностей между Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест», которые привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.

Принимая во внимание указанное обстоятельство и наличие в действиях Администрации признаков нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест» не могут быть квалифицированы по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить производство по делу № 013/01/16-104/2021 в связи с отсутствием в действиях Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ООО «Тепло-Инвест-Ковылкино», ООО «Тепло-Инвест» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать Администрации Зубово-Полянского муниципального района предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны