Решение №328 по жалобе АО "ЩЛЗ" от 18 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/10/18.1-314/2021

                                                                                                                              г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» июня 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» июня 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – Врио руководителя Управления Мордовского УФАС России,

члены Комиссии: <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителя Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд, Заказчик) – <...> (доверенность от 26.05.2021 б/н),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей Заявителя – Акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» (далее – АО «ЩЛЗ», Заявитель) – <...> (доверенность от 17.03.2021 № 88), <...> (доверенность от 08.09.2020 № 295), <...> (доверенность от 03.06.2021 № 168), <...> (доверенность от 15.07.2020 № 210),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу АО «ЩЛЗ» (вх. № 3028 от 07.06.2021, № 3067 от 09.06.2021, перенаправленная по подведомственности из ФАС России) на действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении аукциона на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №200970000012100107),

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба АО «ЩЛЗ» (вх. № 3028 от 07.06.2021, № 3067 от 09.06.2021, перенаправленная по подведомственности из ФАС России) на действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении аукциона на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №200970000012100107).

Уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 08.06.2021 г. № 1367 рассмотрение жалобы было назначено на 15 июня 2021 года на 11 часов 00 минут.

Для получения дополнительной информации Комиссией Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы АО «ЩЛЗ» (вх. № 3028 от 07.06.2021, № 3067 от 09.06.2021, перенаправленная по подведомственности из ФАС России) было перенесено на 14 часов 30 минут 16 июня 2021 года.

Заявитель в жалобе (вх. № 3028 от 07.06.2021) указывает, что Заказчиком в отношении АО «ЩЛЗ» неправомерно составлен акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора от 04.06.2021 года.

В дополнении к жалобе (вх. № 3116 от 10.06.2021) Заявитель указывает на наличие согласованных действий между Некоммерческой организацией «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и ООО «Трансэнерго» в ходе проведения аукциона на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №200970000012100107).

15.06.2021 Заявитель представил пояснения (вх. № 3166 от 15.06.2021), в которых описывает хронологию событий.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив пояснения от 21.04.2021 № 702-2622 (вх. № 2062 от 21.04.2021), в которых указывает, что акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора от 04.06.2021 года в отношении АО «ЩЛЗ» составлен правомерно.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 01.07.2013 № 327-р Фонд в соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно части 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).

29.04.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе (далее – ЕИС) Извещение № 200970000012100107 и Документацию о проведении аукциона ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.05.2021 23:59.

Дата окончания срока рассмотрения заявок: 21.05.2021.

Дата проведения электронного аукциона: 24.05.2021.

Наименование закупки: Выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов.

Заявки на участие в электронном аукционе поступили от следующих участников: АО «ЩЛЗ», ООО Производственное объединение «Евролифтмаш», ООО «Трансэнерго», ПАО «Карачаровский механический завод».

Согласно протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок от 21.05.2021 (размещен в ЕИС 24.05.2021) все заявки признаны соответствующими требованиям и допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.05.2021 (размещен в ЕИС 24.05.2021) победителем было признано АО «ЩЛЗ», участнику ООО «Трансэнерго» было присвоено второе место.

В связи с поступлением жалобы ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. № 2650), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в адрес Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 25.05.2021 № 1225.

На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 25.05.2021 № 1225 им было получено 25.05.2021 года.

26.05.2021 Заказчик, используя функционал электронной площадки АО «ЕЭТП» направил для подписания АО «ЩЛЗ» проект договора ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1.

Решением Комиссии Мордовского УФАС России по делу № 013/10/18.1-279/2021 жалоба ООО «КУРС» (от 24.05.2021 вх. № 2650) была признана необоснованной, резолютивная часть решения оглашена 02.06.2021, решение в полном объеме изготовлено 04.06.2021.

04.06.2021 Заказчик составил в отношении АО «ЩЛЗ» акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора, направил его Заявителю и разместил в ЕИС 04.09.2021 в 10:09.

07.06.2021 АО «ЩЛЗ» направило подписанный электронной подписью проект договора и банковскую гарантию на официальный сайт электронной почты Заказчика <...>

В соответствии с пунктом 185 Положения 615 Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки.

Согласно пункту 197 Положения 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи заключения договора о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.

В соответствии с пунктом 25 раздела 8 Документации об аукционе ЭА-ПСД-КРЛО-2021-1 победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор, должен подписать договор и передать его Заказчику в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора.

Согласно пункту 199 Положения 615 в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185, 187 и 189 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.

В акте об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора от 04.06.2021 Заказчик указывает, что АО «ЩЛЗ» не предоставил в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе (5 календарных дней с даты получения проекта договора), то есть до 31.05.2021, подписанный договор о проведении капитального ремонта, в связи с чем на основании пункта 199 Положения 615 признается уклонившимся от заключения договора.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

На заседании Комиссии представитель Заказчика настаивал на правомерности своих действий, ссылаясь на то, что был вправе совершать подготовительные действия по согласованию договора, но не имел право заключать договор с победителем аукциона до вынесения антимонопольным органом решения по жалобе. Заказчик полагает, что в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» торги приостанавливаются только в части заключения договора.

Данный довод Комиссией Мордовского УФАС России отклоняется, так как Заказчиком было допущено неверное толкование положений статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», приостановление процедуры торгов подразумевает под собой приостановление всех действий, совершаемых в рамках закупки.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № АКПИ20-161, Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 18.08.2020 № АПЛ20-190.

Аукцион на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №200970000012100107) был приостановлен антимонопольным органом уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 25.05.2021 № 1225 на стадии заключения договора.

26.05.2021 Заказчиком в период приостановления торгов были неправомерно совершены действия, выразившиеся в направлении Заявителю проекта договора.

Заявитель добросовестно исполнял положения частей 18, 19 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» и уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 25.05.2021 № 1225, не совершая действий по согласованию условий договора и его подписанию.

После рассмотрения жалобы по существу указанная процедура была возобновлена на той же стадии, однако в связи с тем, что Заказчик направил для подписания проект договора в период приостановления закупки, Заявитель, действуя в рамках законодательства, не мог подписать договор в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в отношении АО «ЩЛЗ» неправомерно составлен акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора от 04.06.2021 года, является обоснованным.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Мордовского УФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

Заявителем в дополнении к жалобе (вх. № 3116 от 10.06.2021) указывается на наличие согласованных действий между Некоммерческой организацией «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и ООО «Трансэнерго» в ходе проведения аукциона на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №200970000012100107).

В соответствии с разъяснениями ФАС России, данными в письме от 22.12.2011 № ИА/47880, рассмотрение жалобы по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 «О защите конкуренции», не является рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 «О защите конкуренции». При рассмотрении такой жалобы для квалификации нарушения порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров не требуется оценка влияния действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.

Вместе с тем, Мордовское УФАС России сообщает, что в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, Заявитель имеет возможность обращения в антимонопольный орган в соответствии с главой 9 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ЩЛЗ» (вх. № 3028 от 07.06.2021, № 3067 от 09.06.2021, перенаправленная по подведомственности из ФАС России) на действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении аукциона на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107) обоснованной.

2. Признать действия Заказчика – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 200970000012100107), нарушением пункта 199 Положения № 615, выразившимся в неправомерном признании АО «ЩЛЗ» уклонившимся от заключения договора.

3. Выдать Заказчику – Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны