Постановление №ЕЛ/233/24 о прекращении производства по делу от 22 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 013/04/9.21-702/2023 об административном правонарушении

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена: 19.01.2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме: 22.01.2024 г.                         г. Саранск

 

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол № ЮМ/5070/23  от 12.12.2023 и материалы дела № 013/04/9.21-702/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» (ИНН 1300020747, КПП 132801001, ОГРН 1021300986640, место нахождения: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 115) (далее – АО «Газпром газораспределение Саранск», газораспределительная организация) по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии защитников АО «Газпром газораспределение Саранск» – <...> (доверенность от 18.01.2024 № 16), <...> (доверенность от 18.01.2024 № 17), в отсутствие потерпевшей <...> (направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие от 15.01.2024 б/н (вх. № 110-ЭП/24 от 15.01.2024),

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление <...> (далее – Заявитель) (вх. № 5302-ЭП/23 от 24.10.2023) по вопросу неправомерных действий АО «Газпром газораспределение Саранск» (далее – газораспределительная организация) при подключении объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, к сетям газораспределения.

На основании информации, полученной в рамках рассмотрения вышеуказанного заявления, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от 30.10.2023 № ЮМ/4267/23 в отношении АО «Газпром газораспределение Саранск» было возбуждено дело об административном правонарушении № 013/04/9.21-702/2023 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно протоколу № ЮМ/5070/23  от 12.12.2023 по делу № 013/04/9.21-702/2023 об административном правонарушении в действиях АО «Газпром газораспределение Саранск» были установлены  признаки нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно: нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, к сетям газораспределения.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено следующее.

31.01.2023 между АО «Газпром газораспределение Саранск» и <...> заключен договор № 23-08/05-ТП-11/0000000000010 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, к сетям газораспределения в рамках догазификации.

Разделом V договора от 31.01.2023 № 23-08/05-ТП-11/0000000000010 предусмотрен порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий.

Согласно пункту 21 Раздела V договора от 31.01.2023 № 23-08/05-ТП-11/0000000000010, для осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий заявитель не позднее 10 дней до дня окончания срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) представляет уполномоченной организации уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, предусмотренных пунктом 95 технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (в случае, если это предусмотрено техническим регламентом), а также копии сертификатов соответствия на газоиспользующее оборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации.

31.08.2023 года <...> уведомила АО «Газпром газораспределение Саранск» о выполнении технических условий, просила обеспечить выезд представителя для осуществления мониторинга (вх. № 4923 от 31.08.2023).

АО «Газпром газораспределение Саранск» были выявлены следующие замечания (письмо от 08.09.2023 № 2388, получено лично <...> 08.09.2023):

1. Не представлен паспорт изготовителя используемой при строительстве газопровода трубы стальной Ø15мм, Ø20 мм, Ø25мм, что является нарушением п. 7.2 СП 42-102-2004 и п. 20 «д» Договора на подключение (технологическое присоединение).

2. Монтаж стального газопровода произведен посредством стальных резьбовых фитингов (муфт, отводов, переходов), что является нарушением п. 7.4 СП 62.13330-2011. Соединения труб должны быть неразъемными.

3. Газовый котел установлен в помещении совмещенного санузла, что является нарушением п. 7.6 СП 62.13330-2011. Установка газоиспользующего оборудования в данных помещениях запрещена.

4. Футляр в месте прохождения газопровода через стену устроен с нарушением п. 7.5 СП 62.13330-2011 и п. 10.212 СП 42-101-2003. Футляр, заделываемый в стену, должен быть смонтирован заподлицо с обеих сторон стены.

11.09.2023 <...> письмом (вх. № 5225 от 12.09.2023) выразила несогласие с позицией АО «Газпром газораспределение Саранск» по пунктам 2, 3, 4, представила копию сертификата качества труб ВГП, используемых при строительстве сети газопотребления и копию сертификата соответствия труб ВГП. В указанном письме <...> также указала, что СП 62.13330-2011, СП 42-101-2003 не применимы в сложившихся правоотношениях.

Письмом от 15.09.2023 № 2597 АО «Газпром газораспределение Саранск» сообщило, что в ходе повторного мониторинга выполнения технических условий 15.09.2023 выявлены следующие замечания:

1. Монтаж стального газопровода произведен посредством стальных резьбовых фитингов (муфт, отводов, переходов), что является нарушением п. 7.4 СП 62.13330-2011. Соединения труб должны быть неразъемными.

2. Газовый котел установлен в помещении совмещенного санузла, что является нарушением п. 7.6 СП 62.13330-2011. Установка газоиспользующего оборудования в данных помещениях запрещена.

3. Футляр в месте прохождения газопровода через стену устроен с нарушением п. 7.5 СП 62.13330-2011 и п. 10.212 СП 42-101-2003. Футляр, заделываемый в стену, должен быть смонтирован заподлицо с обеих сторон стены.

4. Не представлена схема расположения сети газопотребления (с указанием длины, диаметра и материала трубы), а также размещение подключаемого газоиспользующего оборудования, в соответствии с п. 12 технических условий Ф-ТУ-ТП/0001 543-Д.

Нарушения, по мнению заявителя, выразились в навязывании Заявителю обязательств, которые не предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее также – Правила № 1547), техническими условиями; нарушении сроков выполнения мониторинга (первый мониторинг проведен спустя 6 дней вместо 3 дней, предусмотренных пунктом 26 договора, повторный мониторинг не проведен на момент подачи жалобы); отказе в подписании акта готовности сетей газопотребления без законных оснований; содержании в технических условиях требований, не предусмотренных Правилами № 1547.

Заявитель также указывает, что полностью выполнил возложенные на себя обязательства, в том числе построил сеть газопотребления в границах своего участка, о чем 31.08.2023 известил АО «Газпром газораспределение Саранск». АО «Газпром газораспределение Саранск» в лице главного инженера был произведен мониторинг выполнения технических условий, в том числе опрессовка труб.

По результатам мониторинга Заявителю были выданы замечания, состоящие из четырех пунктов. По мнению Заявителя, только один из пунктов касался выполнения технических условий (отсутствие паспорта трубы), остальные пункты не имели отношения к мониторингу и касались исполнения по технической части, что выходит за рамки компетенции АО «Газпром газораспределение Саранск».

15.09.2023 Заявитель посредством телефонного звонка был уведомлен о готовности АО «Газпром газораспределение Саранск» подписать акт готовности сети газопотребления к подключению.

19.09.2023 главным инженером АО «Газпром газораспределение Саранск» Заявителю было предложено подписать акт о готовности сети газопотребления к подключению, отличающийся от типовой формы, утвержденной Правилами № 1547, в части указания в акте «Сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование соответствуют требованиям Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547» вместо «Сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы».

Заявитель представленную ему форму акта не подписал.

Согласно положению части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку передача газа по трубопроводам неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи газа потребителю, услуги по осуществлению подключения к газораспределительной системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В связи с чем АО «Газпром газораспределение Саранск» как сетевая организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополий.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Саранск» является субъектом естественной монополии, на которого распространяются положения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Газораспределительная организация с предъявляемыми претензиями не согласилась, представила пояснения (вх. № 5746-ЭП/23 от 13.11.2023, 6525/23 от 14.12.2023, № 136-ЭП/24 от 16.01.2024), в которых указывает следующее.

Договором о подключении предусмотрен результат работ в виде технологического присоединения, который предполагает пуск газа во вновь присоединяемую сеть и газовое оборудование. В целях обеспечения безопасности фактического подключения газовой сети и газового оборудования <...> как лицо, осуществляющее строительство сети газопотребления, обязана была в силу технических норм обеспечить готовность сетей газопотребления к подключению, пуску газа и безопасной эксплуатации.

По результатам мониторингов исполнения технических условий готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению, АО «Газпром газораспределение Саранск» выявлены существенные нарушения, что свидетельствует о неготовности сетей газопотребления.

Строительство сети газопотребления в границах участка осуществлялось Заявителем без проекта с существенным нарушением действующих технических регламентов, строительных. В ответ на письмо Общества от 08.09.2023 г., в котором указаны выявленные нарушения, Заявитель в письме от 11.09.2023 заявил о том, что «строительные правила не являются обязательными для исполнения в РФ», полагая, что требование соблюдения действующих строительных правил в области газоснабжения при строительстве сети газопотребления приводит к нарушению АО «Газпром газораспределение Саранск» Правил.

По мнению АО «Газпром газораспределение Саранск», данный вывод является ошибочным, противоречащим действующему законодательству.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с требованиями к строительству, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.

Исключений в отношении указанных требований Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено, следовательно, они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Исходя из статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», добровольность применения стандартов и правил, включённых в перечень для добровольного применения, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения означает возможность применения других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

На момент строительства сети газопотребления Заявителем и дату рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении другие правила отсутствовали и отсутствуют, кроме тех, на которые Общество ссылалось при обследовании сети газопотребления в момент мониторинга:

- свод правил СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы». Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. № 780);

- свод правил по проектированию и строительству СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (одобренный постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 г. № 112).

Также в нарушение требований части 6 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Заявитель не обосновал соответствие построенной сети требованиям безопасности ни одним из способов, перечисленных в настоящей норме.

Требование соблюдения при строительстве вышеуказанных правил обусловлено повышенной опасностью объектов газоснабжения.

По мнению АО «Газпром газораспределение Саранск», Заявитель допустил грубейшие нарушения при строительстве сети газопотребления:

- произвел монтаж стального газопровода посредством резьбовых фитингов, не обеспечив при этом герметичность соединения - нарушены п. 5.1.4 и п. 7.4 СП 62.13330.2011. Большое количество резьбовых соединений внутри помещения может повлечь за собой утечку газа в результате рассыхания уплотнительных материалов, используемых в резьбовых соединениях, что может привести к удушью людей, находящихся в этих помещениях либо взрыву с разрушением несущих конструкций.

- действующим законодательством не предусмотрена установка газоиспользующего оборудования с отводом продуктов сгорания в вентканалы, а также размещение такого оборудования в ванных комнатах - нарушен п. 7.6 СП 62.13330.2011. Так как помещение ванной комнаты (санузла) является помещением с повышенной влажностью, существует опасность возникновения обратной тяги, когда угарные газы из газоиспользующего оборудования через корпус выходят в помещение, что может привести к отравлению. Кроме того, из-за повышенной влажности в помещении происходит окисление и коррозия всех элементов оборудования, в том числе датчиков. Таким образом, при выходе из строя датчика температуры на газовом котле, последний перестанет отключаться в результате перегрева теплоносителя, что приведет к росту давления пара в теплообменнике и взрыву котла.

Также АО «Газпром газораспределение Саранск» указало, что повторный мониторинг проводится после устранения замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению, в связи с чем проведение повторного мониторинга не требовалось, так как <...> замечания устранены не были. Первый мониторинг фактически произведен 07.09.2023, а не 08.09.2023, что подтверждается сводным отчетом в системе ГЛОНАСС.

<...> представила пояснения (вх. № 6735-ЭП/23 от 25.12.2023), в которых указывает, что задачей газораспределительной организации является проведение мониторинга, перечень мероприятий в рамках мониторинга определен Правилами № 1547 и среди этого перечня нет пункта о выявлении нарушений, не касающихся выполнения технических условий. <...> считает, что газораспределительная организация взяла на себя полномочия по осуществлению строительного контроля и технического надзора, которыми в силу законодательства она не наделена.

Также <...> указывает, что в силу пункта 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация для индивидуального жилищного строительства не требуется. Кроме обязанности в получении разрешения на строительство законодатель не предъявляет никаких других требований к индивидуальному жилищному строительству, перечисленных в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ).

По мнению Заявителя, обязательность исполнения технических регламентов предполагается только при условии включения их в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 (далее – Перечень № 815).

Кроме того, СП 62.13330-2011, СП 42-101-2003 не относятся к строительству сети газораспределения, данные нормы распространяются на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения.

Также <...> в рамках рассматриваемого дела направлено ходатайство (вх. № 109-ЭП/24 от 15.01.2024) о приобщении к материалам дела определения Конституционного Суда РФ № 1897-О от 28.09.2021, определения Конституционного Суда РФ № 2886-О от 28.12.2021, указывая, что данные акты опровергают большинство доводов АО «Газпром газораспределение Саранск».

Должностное лицо Мордовского УФАС России, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив представленные пояснения и материалы дела об административном правонарушении, пришло к следующим выводам.

Пунктом 42 Правил № 1547 предусмотрено, что технические условия содержат следующую информацию:

а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

г) обязательства заявителя по подготовке сети газопотребления, обеспечению газоиспользующим оборудованием и его размещению, а также по обеспечению приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также по установке газоиспользующего оборудования и прибора учета газа;

д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой и второй категорий, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя);

е) срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства;

ж) срок действия технических условий;

з) обязательства исполнителя по выполнению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) (в том числе технических) в целях подключения объекта капитального строительства заявителя.

Согласно пункту 71 Правил № 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

б) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

в) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка);

г) подписание исполнителем и заявителем акта о готовности;

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Пунктом 74 Правил № 1547 установлены обязанности заявителя, в том числе выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Из содержания пункта 42 Правил № 1547 следует, что список требований Правил № 1547 к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2020 № Ф09-475/20 по делу № А47-6890/2019, постановлении Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу № А12-15107/2020).

В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

Таким образом, указанной статьей установлен приоритет норм специального законодательства по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности.

Только при отсутствии соответствующих норм в таком законодательстве (если данные отношения этим законодательством из-за наличия пробелов не урегулированы) к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 384-ФЗ объектом технического регулирования данного закона являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральный закон № 384-ФЗ устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4 части 6 статьи 3).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно пункту 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень № 687). СП 62.13330-2011 внесен в Перечень № 687.

В соответствии с разъяснениями ФАУ «ФЦЦС» к Перечню документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в перечень, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, довод <...> о том, что обязательность исполнения технических регламентов предполагается только при условии включения их в Перечень № 815, является несостоятельным и основан на ином толковании действующего законодательства в сфере технического регулирования.

Согласно письму Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2023 № 310-1649 (вх. № 6228-ЭП/23 от 29.11.2023) в соответствии с пунктом 92 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 (далее - Технический регламент), приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.

Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.

Управление принимает участие в приемочной комиссии на основании пункта 93 Технического регламента.

При этом, в соответствии с пунктом 4 Технического регламента, требования настоящего технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Таким образом, в отношении индивидуального жилищного строительства строительный контроль и технический надзор при строительстве сетей газопотребления не производится.

Действия же АО «Газпром газораспределение Саранск» в рассматриваемом случае не подменяют строительный контроль и технический надзор, а направлены, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности при газификации жилого дома, что отвечает интересам собственников.

При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность проверки фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности исключительно только при наличии проекта газоснабжения.

Ссылка <...> на судебный акт по иному делу не свидетельствует о незаконности действий АО «Газпром газораспределение Саранск», выразившихся в требования соответствии сети газопотребления заявителя СП 62.13330-2011, СП 42-101-2003.

Согласно пояснениям Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия от 29.12.2023 № 04.01-12/9625 (вх. № 6866-ЭП/23 от 29.12.2023), СП 62.13330-2011 распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно и сжиженными углеводородными газами давлением до 1,6 МПа включительно.

СП 42-101-2003 распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые газораспределительные системы, нормы и правила на проектирование и строительство которых регламентированы СНиП 42-01.

Таким образом, СП 62.13330-2011 и СП 42-101-2003 обязательны к применению в рамках выполнения строительно-монтажных работ сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома.

Пуск газа газораспределительной организацией в жилом доме при строительстве сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования в жилом доме при выявлении нарушений СП 62.13330-2011 и СП 42-101-2003 не допускается.

В соответствии с п. 7.6 СП 62.13330-2011 открытую транзитную прокладку газопроводов через ванную комнату (или душевую), уборную (или совмещенный санузел) в квартирах жилых зданий следует выполнять из медных и многослойных металлополимерных труб. Установка и эксплуатация газоиспользующего оборудования в этих помещениях запрещается.

Кроме того, АО «Газпром газораспределение Саранск» представлено письмо СУ СК России по Республике Мордовия от 06.09.2023 № 489-07-01-07-23/5121 о необходимости соблюдения газораспределительными организациями заявителя СП 62.13330-2011.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Саранск», выразившихся в требовании соответствия сети газопотребления заявителя СП 62.13330-2011, СП 42-101-2003, отсутствует нарушение требований Правил № 1547.

Вместе с тем, согласно пункту 26 договора от 31.01.2023 № 23-08/05-ТП-11/0000000000010, срок проведения мероприятий по мониторингу уполномоченной организацией выполнения заявителем технических условий не должен превышать 3 рабочих дней со дня получения уполномоченной организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

Согласно пункту 31 раздела V типовой формы договора о подключении (Приложение № 2 к Правилам № 1547) срок проведения исполнителем мероприятий по мониторингу выполнения заявителем технических условий не должен превышать 3 рабочих дней со дня получения исполнителем уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

31.08.2023 года <...> уведомила АО «Газпром газораспределение Саранск» о выполнении технических условий, просила обеспечить выезд представителя для осуществления мониторинга (вх. № 4923 от 31.08.2023).

АО «Газпром газораспределение Саранск» указало, что фактически мониторинг был проведен 07.09.2023 (что подтверждается сведениями ГЛОНАСС) (спустя 4 рабочих дня со дня получения уведомления), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 26 договора от 31.01.2023 № 23-08/05-ТП-11/0000000000010, пунктом 31 раздела V типовой формы договора о подключении (Приложение № 2 к Правилам № 1547).

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Саранск» содержится нарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Статьей 23.48 КоАП РФ определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, действия АО «Газпром газораспределение Саранск» образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

При рассмотрении данного административного дела установлено следующее обстоятельство, смягчающее административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в рассматриваемых действиях АО «Газпром газораспределение Саранск» не установлено.

Статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Из материалов административного дела установлено, что срок нарушения проведения мониторинга, установленный Правилами № 1547, нарушен на 1 рабочий день, что не свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям.

Оценив во взаимосвязи и в совокупности имеющиеся в деле доказательства, а также обстоятельства рассматриваемого дела, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствия вредных последствий, должностное лицо считает возможным охарактеризовать рассматриваемое нарушение как малозначительное и освободить АО «Газпром газораспределение Саранск» от административной ответственности, ограничившись в отношении указанного лица устным замечанием по ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 2.9, 4.2, 4.3, ч. 2 ст. 9.21, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать АО «Газпром газораспределение Саранск» (ИНН 1300020747, КПП 132801001, ОГРН 1021300986640, место нахождения: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 115) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Освободить АО «Газпром газораспределение Саранск» (ИНН 1300020747, КПП 132801001, ОГРН 1021300986640, место нахождения: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 115) от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного, объявить устное замечание.

3. Прекратить производство по делу № 013/04/9.21-702/2023 в отношении АО «Газпром газораспределение Саранск» (ИНН 1300020747, КПП 132801001, ОГРН 1021300986640, место нахождения: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 115).

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

Руководитель Управления                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны