Постановление №ЛА/1683/22 Постановление о назначении административного наказания в вид... от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-599/2022 об административном правонарушении 

12 октября 2022 года                                                                 г. Саранск, проспект Ленина, 14 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) А<...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. и материалы дела № 013/04/14.3-599/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – Председателя правления Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» Ш<...> <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/5-43/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с марта 2021 года по январь 2022 года ненадлежащей рекламы «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. Лицензия Банка России ВС№4349 от 24.09.2019 года. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», размещавшейся на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окон помещения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск, проспект Ленина, 41), посредством которой продвигалась финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения и не допустимые для потребительского кооператива финансовые услуги в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная». Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 25.03.2022 № 209 по делу № 013/05/5-43/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Данный факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя и рекламораспространителя – Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г., согласно которому названному должностному лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. составлен в отсутствие Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, в установленном порядке извещенного о времени и месте составления такого протокола об административном правонарушении. Копия составленного протокола об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. вместе с копией определения Мордовского УФАС России от 12.09.2022 № ЛА/1200/22 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в установленные сроки по адресу регистрации и по месту работы Ш<...> заказными письмами через Почту России (штриховой почтовый идентификатор <...>; неудачная попытка вручения).

При изложенных обстоятельствах, в силу положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в данном случае следует считать, что Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрение дела № 013/04/14.3-599/2022 об административном правонарушении состоялось в назначенное время, к которому также приобщены материалы дела № 013/05/5-43/2022.

Содержание протокола об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 1199/22 от 12.09.2022г. рассматривает заместитель руководителя Мордовского УФАС России А<...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

20 января 2022 года при проведении специалистами Мордовского УФАС России на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, проспект Ленина, дом 41, осмотра наружного оформления окон помещения, в котором под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» расположен офис Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>, выявлено зафиксированное фотоотчетом от 20.01.2022 размещение:

на оконном остеклении, справа от входной группы в помещение под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», плаката (1) с текстовой информацией «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», сопровождаемой фотоизображением улыбающегося мужчины с ноутбуком;

на оконном остеклении, слева от входной группы в помещение под вывеской «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», плаката (2) с текстовой информацией «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. Лицензия Банка России ВС№4349 от 24.09.2019 года. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», сопровождаемой фотоизображением девочки и женщины, которую девочка угощает ягодами.

Посредством двух плакатов, используемых в наружном оформлении офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», демонстрируется информация, направленная на привлечение внимания неопределенного круга лиц к финансовой деятельности организации - «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив», предлагающей финансовые услуги по предоставлению займов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также доход 13,76% годовых от участия в целевой потребительской программе «Пенсионная», потребительские риски по которой застрахованы, поддерживает интерес к финансовой деятельности такой организации и предлагаемым ею финансовым услугам, тем самым способствует продвижению финансовой деятельности такого потребительского кооператива и предлагаемых им финансовых услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламные плакаты мотивируют потребителей стать пайщиками Потребительского кооператива «Пенсионный доход» с целью получения займов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также передачи Кооперативу физическими лицами денежных средств путем оформления договора займа с доходностью 13,76% годовых в рамках целевой потребительской программы «Пенсионная», и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с предоставлением Кооперативом займов, а также с привлечением и (или) размещением денежных средств в Кооператив, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг, исходящее от Кооператива, на постоянной основе занимающегося финансовой деятельностью.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Соответственно, в данном случае объектом рекламирования является финансовая деятельность и финансовые услуги Потребительского кооператива «Пенсионный доход» <...>, сведения о которых сообщаются в такой рекламе.

Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка выписки из Единого государственного реестра юридических лиц <...>), и основным видом деятельности которого является покупка и продажа собственного недвижимого имущества (ОКВЭД 68.10), дополнительными видами деятельности – аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20), деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Однако, такое правомочие должно осуществляться в соответствии с гражданским законодательством, которым установлено ограничение на массовые сделки по привлечению денежных средств граждан на заемной основе.

В силу части 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик – юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

С учетом приведенных законоположений следует признать, что юридические лица, в силу закона не наделенные специальным статусом, могут лишь заключать индивидуальные договоры займа с гражданами, и при этом не могут делать публичное предложение неопределенному кругу лиц предоставить им заемное финансирование под проценты.

Соответственно, потребительские кооперативы, основная цель деятельности которых носит узконаправленный характер, а именно, осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в рамках которого не предусмотрена возможность предоставления займов, а также привлечения и (или) размещения денежных средств под проценты, не вправе выдавать займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и не вправе привлекать денежные средства граждан по договорам займа путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту.

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами, и договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами, правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Пенсионный доход», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, и поэтому не правомочен осуществлять массовые сделки по привлечению денежных средств своих пайщиков (граждан) на основании договоров займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, а также по предоставлению займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на основании договоров займа при том, что такая финансовая деятельность не соответствует заявленным при государственной регистрации ПК «Пенсионный доход» видам предпринимательской деятельности.

Несмотря на отсутствие специальных правомочий, в рассматриваемой рекламе продвигается финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» по оказанию финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты, что противоречит требованиям действующего законодательства и создает у потребителей рекламы неверное представление о статусе ПК «Пенсионный доход», существе и качестве оказываемых им услуг.

Так, из текста рекламы (плакат 1) «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>» с очевидностью следует, что ПК «Пенсионный доход» предлагает воспользоваться его финансовыми услугами по предоставлению займов.

Вместе с тем, реклама (плакат 2) «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. Лицензия Банка России ВС№4349 от 24.09.2019 года. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», направленная неопределенному кругу лиц и содержащая все существенные условия договора займа у граждан (физических лиц) под проценты по целевой потребительской программе «Пенсионная», на которых Кооператив готов с любым, кто отзовется, заключить указанный договор, является в данном случае публичной офертой, при том, что такая квазифинансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» не предусмотрена частью 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассматриваемая реклама (плакат 1, плакат 2), в совокупности сообщающая о финансовой деятельности ПК «Пенсионный доход» по оказанию финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты, позиционирует ПК «Пенсионный доход» в качестве профессионального участника на рынке финансовых услуг, каковым он в действительности не является из-за отсутствия у него специального разрешения, и тем самым вводит потребителей в заблуждение относительно природы и характера видов предпринимательской деятельности, которые Кооператив имеет право реально осуществлять.

Одновременно в рекламе (плакат 2), акцентирующей внимание на доход 13,76% годовых по целевой потребительской программе «Пенсионная», сообщается о том, что предпринимательские риски застрахованы, и тем самым создается впечатление гарантированной страховой защиты переданных Кооперативу заёмных средств и надёжности таких вложений.

В адрес Мордовского УФАС России поступило письмо НКО «МОВС» <...>, к которому приложена копия договора <...> страхования предпринимательских рисков <...>, заключенного между НКО «МОВС» и ПК «Пенсионный доход», а также выписка из протокола <...>, свидетельствующая о выходе и прекращении членства ПК «Пенсионный доход» в названной некоммерческой организации взаимного страхования с 13.01.2022г.

Договор <...> страхования предпринимательских рисков <...> свидетельствует о том, что на момент действия такого договора были застрахованы исключительно интересы ПК «Пенсионный доход» в связи с возможным неисполнением контрагентами Кооператива принятых на себя обязательств по заключенной сделке по причине банкротства контрагентов, а никак не ответственность Кооператива, как заемщика денежных средств своих пайщиков.

Тем самым создающее аллюзию гарантированного страхования обязательств Кооператива за пользование заемными средствами своих пайщиков рекламное утверждение «предпринимательские риски застрахованы» направлено лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и не соответствует действительности.

Рассматриваемая реклама с неправомерной характеристикой деятельности ПК «Пенсионный доход», не наделенного статусом финансовой организации из-за отсутствия специального разрешения, однако предлагающего займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также заемное финансирование у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная», не допустима.

Реклама должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 2 и 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Из письма ПК «Пенсионный доход» <...> следует, что никаких видов рекламы (печатные, электронные СМИ и др.) ПК «Пенсионный доход» не осуществляет. При этом в письме ПК «Пенсионный доход» <...> сообщается о том, что в настоящее время Кооператив осуществляет расчет с контрагентами для дальнейшей ликвидации юридического лица, обособленное подразделение ПК «Пенсионный доход» (г. Саранск<...>) закрыто и снято с учета с 11 марта 2022 года, элементы наружного оформления офиса которого, в том числе рекламные плакаты, удалены еще в конце января 2022 года, и такие рекламные материалы  размещались в рамках договора <...> на изготовление и(или) монтаж продукции <...>.

Отсутствие рекламных плакатов (1, 2) подтверждает фотоотчет от 01.03.2022, оформленный специалистами Мордовского УФАС России в результате дополнительно проведенного осмотра наружного оформления офиса ПК «Пенсионный доход» (г. Саранск<...>). 

Учитывая предоставленные ПК «Пенсионный доход» документы и сведения, а также фотоотчеты Мордовского УФАС России от 20.01.2022, от 01.03.2022, следует признать, что ПК «Пенсионный доход» осуществляло распространение рассматриваемой рекламы в период с марта 2021 года по январь 2022 года путем размещения рекламного плаката 1 и рекламного плаката 2, используемых только в наружном оформлении своего офиса, находящегося по адресу: г. Саранск<...>.

Следовательно, при распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с марта 2021 года по январь 2022 года рекламы «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив ЗАЙМЫ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>», «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив Целевая потребительская программа «Пенсионная» доход 13,76% годовых «предпринимательские риски застрахованы*» Целевая потребительская программа «Пенсионная». Ставка 13,76% годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов в конце срока договора. Минимальная сумма – 1000 руб., максимальная – не более 3,5 млн.руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 5% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб. Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 50 руб., минимальный паевой взнос 50 руб. Для оформления программы «Пенсионная» необходим документ, подтверждающий статус пенсионера. С пайщиком кооператива заключается договор займа, где кооператив является заёмщиком. Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» <...>. Условия действительны на момент выхода рекламы. *Предпринимательские риски кооператива застрахованы в НКО «МОВС». <...>. Лицензия Банка России ВС№4349 от 24.09.2019 года. С договором страхования возмещения убытков кооператива можно ознакомиться в офисе кооператива.», размещавшейся на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окон помещения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск<...>), посредством которой продвигается финансовая деятельность ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения и не допустимые для потребительского кооператива финансовые услуги в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная», нарушены требования пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7, статьей 28 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Тем самым административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит как юридическое лицо – ПК «Пенсионный доход», в интересах которого распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама, так и конкретное должностное лицо ПК «Пенсионный доход», по вине которого оно было совершено.

ПК Пенсионный доход» в своем письме <...> ссылается на договор, на основании которого изготовлены и размещены рекламные материалы с рассматриваемой ненадлежащей рекламой, и копия которого прилагается к названному письму. Из приложенного договора <...> на изготовление и(или) монтаж продукции <...> следует, что такой договор заключен Председателем правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> с ИП <...>.

Из Устава Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» (сокращенное наименование – ПК «Пенсионный доход») следует, что единоличным исполнительным органом, имеющим право без доверенности действовать от имени потребительского кооператива, является председатель правления.

Председателем правления ПК «Пенсионный доход» с 27.01.2021 является Ш<...> (ИНН <...>), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <...>, сформированной с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: https://egrul.nalog.ru.

При таких обстоятельствах Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, наделенный правом единоличного исполнительного органа потребительского кооператива, является должностным лицом, непосредственно осуществившим организационно-распорядительные действия по изготовлению и размещению рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, в силу возложенных на него обязанностей, при выполнении организационно-распорядительных функций по распространению рекламных материалов ПК «Пенсионный доход» должен знать требования законодательства о рекламе и соблюдать их.

Однако, Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, имея правовую и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, не принял все зависящие от него меры для соблюдения требований пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, в действиях должностного лица - Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> <...>, организовавшего распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы в месте нахождения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск<...>), и в данном случае выступившего рекламодателем и рекламораспространителем, присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы финансовой деятельности ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения и не допустимых для потребительского кооператива финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная».

Субъектом правонарушения в данном случае является должностное лицо – Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае при реализации рекламодателем и рекламораспространителем - Председателем правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> организационно-распорядительных функций по распространению рассматриваемой рекламы не установлены обстоятельства, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе, либо вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости.

Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, выступая в качестве рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой рекламы, обязан был руководствоваться требованиями пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и при этом имел возможность не нарушать законодательно установленные требования, однако не проявил необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнесся к исполнению возложенных на него Законом обязанностей, вследствие чего распространил ненадлежащую рекламу, чем нарушил права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнул на установленный, регламентированный государством порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту финансовой безопасности и информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина должностного лица – Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, Председатель правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> <...>, при попустительстве которого в нарушение требований пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на территории городского округа Саранск Республики Мордовия распространена ненадлежащая реклама финансовой деятельности ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у потребительского кооператива специального разрешения и не допустимых для потребительского кооператива финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная», размещавшаяся с марта 2021 года по январь 2022 года на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окон помещения офиса «ПЕНСИОННЫЙ ДОХОД потребительский кооператив» (г. Саранск<...>), виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 01 марта 2021 года по 31 января 2022 года в Республике Мордовия, г. Саранск.

В процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2021 года и за истекший период 2022 года Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено. Такие обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа, учитывая общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ, также исходит из того, что установленное административное правонарушение совершено должностным лицом впервые.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Тем самым правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением, применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, находит, что в отношении Председателя правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...>, виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к должностному лицу, впервые совершившему административное правонарушение в области рекламы, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к Председателю правления ПК «Пенсионный доход» Ш<...> административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктами 3, 6 части 3 статьи 5, пунктом 7 статьи 7, частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – Председателя правления Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» Ш<...> <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить должностному лицу – Председателю правления Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» Ш<...> <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить должностное лицо – Председателя правления Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный доход» Ш<...> <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Управления                                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны