Решение б/н Решение по делу №290 от 1 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» октября 2013г.

В полном объеме решение изготовлено «01» ноября 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: руководитель Управления - <…>; члены Комиссии: з<…>., в присутствии:

от ООО «Альбатрос» (заявитель) – <…> (доверенность №14 от 23.04.2013 года);

от Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту (ответчик)- <…>(доверенность №б/н от 14.10.2013 года);

от ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» - представитель не явился;

от ГУП Республики Мордовия «Мордовавтотранс» - представитель не явился,

рассмотрев дело №290 по признакам нарушения Государственным комитетом Республики Мордовия по транспорту (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовская УФАС России) поступило заявление ООО «Альбатрос» (вх. №2547 от 26.07.2013 года) о нарушении Государственным комитетом Республики Мордовия по транспорту (далее - Госкомтранс РМ) антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении Госкомтранс РМ порядка согласования открытия регулярного межсубъектного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск».

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу №290, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Мордовия №237 от 25.05.2009 года утверждено Положение о Государственном комитете Республики Мордовия по транспорту (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 главы 1 Положения Госкомтранс РМ является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области автомобильного, городского наземного электрического, железнодорожного и авиационного транспорта (далее - транспорт), а также функции по управлению, межотраслевому регулированию и координацию деятельности организаций всех видов транспорта в Республике Мордовия.

Согласно пункту 8 главы 2 Положения Госкомтранс РМ в пределах своей компетенции осуществляет функции по организации пассажирских перевозок транспортом.

Согласно пункту 11 главы 2 Положения Госкомтранс РМ принимает меры по совершенствованию схемы развития маршрутной транспортной сети и повышению качества предоставляемых услуг.

Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 года №178 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица.

ООО «Альбатрос» осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №АСС-21-011175 от 03.04.2009 года).

14 августа 2012 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики согласовало ООО «Альбатрос» открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск» (исх. №20-21/374 от 14.08.2012 года), настоящее согласование действовало до 10.10.2012 года. Кроме того, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики было подготовлено письмо (исх. №20-21/375 от 14.08.2012 года) в адрес Госкомтранс РМ о согласовании открытия регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск».

28 августа 2012 года ООО «Альбатрос» обратилось с письмом (исх. №62 от 28.08.2012 года) в Госкомтранс РМ с приложением пакета документов, предусмотренных пунктами 6, 7 Порядка.

В соответствии с пунктом 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:

- схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);

- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа;

- график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

Согласно пункту 7 Правил для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы:

- заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;

- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

- документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;

- документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка.

31 октября 2012 года Госкомтранс РМ направил ответ (исх. №04-03/1062 от 31.10.2012 года) ООО «Альбатрос», в котором указывал, что предложенный со стороны ООО «Альбатрос» вариант расписания движения автобусов ущемляет интересы других перевозчиков и снижает уровень пассажиропотока на существующих маршрутах, кроме того было предложено с целью решения вопроса об открытии указанного регулярного автобусного маршрута предварительно согласовать расписания движения автобусов с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» г. Саранск.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Устава ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее - Устав) главными целями деятельности Общества являются: обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров автомобильным транспортом по пригородным, междугородным и международным автобусным маршрутам, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также получение прибыли.

В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Устава основной задачей Общества является организация перевозки пассажиров, изучение пассажиропотоков, разработка и реализация предложений по развитию и совершенствованию сети автобусных перевозок.

09 ноября 2012 года ООО «Альбатрос» обратилось с письмом (исх. №75 от 07.11.2012 года) в ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» и направило проект расписания автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск». На сопроводительном письме имеется отметка ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о получении от 09.11.2012 года.

13 ноября 2012 года ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в своем письме (исх. №847 от 13.11.2012 года) предложило ООО «Альбатрос» откорректировать расписание движения автобусов с учетом времени отправления других перевозчиков.

03 декабря 2012 года ООО «Альбатрос» с учетом замечаний повторно обратилось в ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» (исх. №92 от 03.12.2012 года) с расписанием регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск».

09 января 2012 года ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» рекомендовало ООО «Альбатрос» откорректировать время отправления автобуса с учетом времени отправления других перевозчиков (исх. №3 от 09.01.2013 года). Аналогичное письмо было направлено ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» 27.02.2013 года (исх. №131 от 27.02.2013 года).

Таким образом, переписка ООО «Альбатроса» и ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» не привела к положительному результату, и спустя три месяца ООО «Альбатрос» письмом от 11.03.2013 года (исх. №18 от 11.03.2013 года) проинформировало Госкомтранс РМ о сложившейся ситуации и направило пакет документов для согласования открытия регулярного автобусного маршрута №754.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики неоднократно продлевало ООО «Альбатрос» согласование на открытие маршрута №754 «Алатырь - Саранск» (исх. №051/08-316 от 29.01.2013 года согласование было продлено до 27.04.2013 года, затем исх. №051/12-1720 от 24.05.2013 года продлено до 01.08.2013 года).

24 апреля 2013 года ООО «Альбатрос» повторно направило в Госкомтранс РМ пакет документов (исх. №39 от 24.04.2013 года) на открытие регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск». На сопроводительном письме имеется отметка Госкомтранс РМ о получении от 24.04.2013 года.

В своем заявлении (исх. №81 от 22.07.2013 года) ООО «Альбатрос» указало, что ответ на заявление №39 от 24.04.2013 года не был ими получен и 19.06.2013 года письмом №64 обратилось в Госкомтранс РМ с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения заявления №39 от 24.04.2013 года.

Согласно объяснениям Госкомтранс РМ (исх. №01-28/822 от 13.08.2013 года) ими было направлено письмо (исх. №04-03/681 от 26.06.2013 года) в адрес ООО «Альбатрос», в котором указывалось, что открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута возможно при согласовании расписания движения автобусов на маршруте с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций». Вместе с тем, представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих отправку указанного письма в адрес ООО «Альбатрос».

Пункт 8 Порядка устанавливает, что предварительные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при её положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.

Таким образом, Комиссией установлено, что заявления ООО «Альбатрос» (исх. №62 от 28.08.2012 года, №39 от 24.04.2013 года) не были рассмотрены Госкомтранс РМ в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года, так как данный Порядок не предусматривает процедуру предварительного согласования проекта расписания движения автобусов с автовокзалами.

Согласно объяснениям Госкомтранс РМ (исх. №01-28/1007 от 11.10.2013 года) экспертизу представленных ООО «Альбатрос» документов при решении вопроса об открытии межсубъектного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск» должна проводить ассоциация, союз, уполномоченный Российским автотранспортным союзом (далее - РАС), расположенный по месту регистрации инициатора (перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления (прибытия) автобуса. Госкомтранс РМ ссылается на письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 08.09.2003 года №АК-5/236-ис и Методические рекомендации по оформлению документов на открытие новых и переоформлению действующих автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, предназначенных для ассоциаций (союзов) - членов РАС от 16.10.2003 года (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 08.09.2003 года №АК-5/236-ис вся техническая работа по оформлению документации на открытие новых и переоформлению действующих автобусных маршрутов, а также согласование ее с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена Минтрансом России на Российский автотранспортный союз (РАС) и уполномоченные им организации (ассоциации, союзы - члены РАС).

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций ассоциация (союз) - член РАС, расположенная по месту регистрации инициатора (перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления (прибытия) автобуса, регистрирует заявку и в 10-дневный срок проводит экспертизу представленных документов.

В соответствии с пунктом 2.2 Методических рекомендаций по завершении предварительной проверки материалы, указанные в пунктах 6, 7 Порядка с сопроводительным письмом ассоциацией направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой начинается маршрут, для принятия им решения о возможности открытия (переоформления) маршрута.

Указанный довод Госкомтранс РМ Комиссией признается несостоятельным в связи с тем, что Методические рекомендации, на которые ссылается ответчик, не является нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер, поэтому порядок согласования регулярного автобусного маршрута №754 не должен в обязательном порядке соответствовать содержащимся в Методических рекомендациях требованиям. Кроме того, данные Методические рекомендации предназначены для ассоциаций (союзов) членов РАС. Чувашский автотранспортный союз является членом РАС с 2005 года. ООО «Альбатрос» представлена справка №14/13-50 от 15.10.2013 года, согласно которой ООО «Альбатрос» не является членом Чувашского автотранспортного союза. Таким образом, Методические рекомендации не распространяют свое действие на ООО «Альбатрос». Кроме того, Методические рекомендации в общем доступе отсутствуют и ООО «Альбатрос» не мог знать о Методических рекомендациях и получить их текст.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В своем заявлении ООО «Альбатрос» от 12.10.2013 года указало, что на 12.10.2013 года ответ от Госкомтранс РМ на заявление №39 от 24.04.2013 года ими не получен. Кроме того, представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих отправку письма (исх. №04-03/681 от 26.06.2013 года) в адрес ООО «Альбатрос». Таким образом, Госкомтранс РМ существенно нарушен установленный частью 1 статьи 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения ООО «Альбатрос».

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органом или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещаются принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Госкомтранс РМ более года (с 28.08.2012 по 12.10.2013 года) не согласовывает ООО «Альбатрос» открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», нарушает сроки рассмотрения заявлений, тем самым препятствует ООО «Альбатрос» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке междугородних автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту, выразившееся в нарушении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту предписание:

в срок до 18.11.2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», а именно:

рассмотреть заявление ООО «Альбатрос» от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута №754 «Алатырь-Саранск», в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации №178 от 14.08.2003 года).

4. Передать материалы дела №290 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны