Решение №288 Решение по делу № 013/05/28-85/2021 от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/28-85/2021

04 июня 2021 года                                                                  г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 31 мая 2021 года дело № 013/05/28-85/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62) о привлечении денежных средств (сбережений) под проценты, размещаемой с сентября 2020 года в транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия региональных рекламных блоках телеканала «Первый», в которой усматриваются признаки нарушения требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...>, интересы которого представляет <...> по доверенности <...>,

заинтересованных лиц:

Общества с ограниченной ответственностью «Медиа Галерея» <...>, интересы которого представляют генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...>, действующая на основании Устава Общества, и <...> по доверенности <...>,

Общества с ограниченной ответственностью «Региональная Медиа Группа» <...>, интересы которого представляет <...> по доверенности <...>,

Общества с ограниченной ответственностью «Старт Маркетинг – Центр» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляет <...> по доверенности <...>,

Общества с ограниченной ответственностью «Телебегун.ру» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляет <...> по доверенности <...>,

УСТАНОВИЛА:

От ООО «Национальный рекламный альянс» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя <...>, которое подлежит удовлетворению.

ООО «Регион Медиа», привлеченному к участию в рассмотрении дела № 013/05/28-7/2021 в качестве заинтересованного лица, на основании поступившего от него ходатайства <...> на дистанционное участие в рассмотрении дела № 013/05/28-85/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предоставлена возможность участия в рассмотрении настоящего дела путем присоединения к сеансу видео-конференц-связи по ссылке <...>, о чем ООО «Регион Медиа» уведомлено письмом Мордовского УФАС России от 28.05.2021 № 1256. Однако ООО «Регион Медиа», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения настоящего дела и не ходатайствовавшее об отложении рассмотрения дела, которому предоставлена возможность дистанционного участия в рассмотрении настоящего дела, не обеспечило явку своего представителя и не присоединилось к сеансу видео-конференц-связи в назначенные дату и время.

Я<...>, АО «Первый канал», КПК «Народный капитал», привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/28-85/2021, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии ООО «Национальный рекламный альянс», ООО «Регион Медиа», Я<...>, АО «Первый канал», КПК «Народный капитал».

Производство по делу № 013/05/28-85/2021 возбуждено определением Мордовского УФАС России от 05.03.2021 № 129 о выделении дела в отдельное производство. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 02.04.2021 № 228 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-85/2021, а также определением Мордовского УФАС России от 12.05.2021 № 328 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-85/2021. Названными документами от лиц, участвующих в деле, затребована информация по существу настоящего разбирательства.

ПК «Народный капитал» предоставил документы и сведения с письмом <...>, с письмом <...>, а также распечатку электронной переписки, касающейся рекламной кампании на телевидении.

АО «Первый канал» предоставило документы и сведения с письмом <...>, с письмом <...>.

ООО «Медиа Галерея» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

ООО «Региональная Медиа Группа» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

ООО «Национальный рекламный альянс» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

ООО «СМ-Центр» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

ООО «Телебегун.ру» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

ООО «Регион Медиа» предоставило документы и сведения с письмом <...>.

Со стороны Я<...> затребованная информация не поступала, однако данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению настоящего дела по существу.

Наряду с этим, при рассмотрении настоящего дела учитываются материалы дела № 013/05/28-7/2021, из которого выделены в отдельное производство по делу № 013/05/28-85/2021 обстоятельства распространения с сентября 2020 года на телевидении рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, ул. Полежаева, 62) о привлечении денежных средств (сбережений) под проценты, а именно, в транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия региональных рекламных блоках в эфирном вещании телеканала «Первый».

Федеральная антимонопольная служба письмом <...> наделила полномочиями Мордовское УФАС России по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения такой рекламы на телеканале «Первый».

На заседании Комиссии заслушано мнение лиц, участвующих в деле:

представитель ПК «Народный капитал» <...> поддержал письменную позицию, изложенную в письме ПК «Народный капитал» <...>, а также подтвердил распространение на телевидении с сентября 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», сюжеты видеороликов с которой менялись под проводимые кооперативом социальные программы, а также устно пояснил, что такая реклама в период с сентября 2020 года по март 2021 года размещалась на основании договора, заключенного ПК «Народный капитал» с ООО «Старт Маркетинг – Центр», а с апреля 2021 года новый ролик с программой «Весенняя» размещается на телеканалах «Первый» и «НТВ» в рамках другого договора и через другое рекламное агентство - ООО «НРА», однако при этом не предоставил такой договор и образец обновленного рекламного материала;

 представитель ООО «СМ – Центр» и ООО «Телебегун.ру» <...> устно пояснила, что представляемые ею Общества являются посредниками между рекламодателем и телеканалом, на которых законом не возлагается ответственность за несоблюдение в распространяемой рекламе требований рекламного законодательства, а также сообщила, что Общества в настоящее время не работают с заказчиком рассматриваемой рекламы;

генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...> подтвердила, что видеоролики с рекламой ПК «Народный капитал» размещались при посредничестве агентских услуг Общества на телеканале «Первый» в периоды, указанные в письме ООО «Медиа Галерея» <...>, а именно, с сентября 2020 года по март 2021 года, и с 1 апреля текущего года размещение такой рекламы осуществляется через иное юридическое лицо;

представитель ООО «Региональная Медиа Группа» <...> подтвердила, что видеоролики с рекламой ПК «Народный капитал» размещались при посредничестве агентских услуг Общества на телеканале «Первый» в периоды, о которых сообщила генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...>. 

Комиссия, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Дело № 013/05/28-85/2021 выделено в отдельное производство из дела № 013/05/28-7/2021, основанием для возбуждения которого стало поступившее в Мордовское УФАС России обращение КПК «Народный капитал» <...>, и поступившее в последующем аналогичное обращение КПК «Народный капитал» <...>, направленное из Прокуратуры Ленинского района г. Саранска с письмом <...>, с претензиями к размещаемым в месте нахождения ПК «Народный капитал» <...> рекламным табличкам с предложением финансовых услуг по размещению сбережений пайщиков по ставке 11,9% годовых, в которых, по мнению заявителя, сообщаются не соответствуют действительности сведения. При исследовании заявленных обстоятельств в рамках рассмотрения дела № 013/05/28-7/2021 от ПК «Народный капитал» с письмом <...> получены документы и сведения, свидетельствующие о распространении рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» на телевидении, в последующем подтвержденные материалами настоящего дела.

Из материалов настоящего дела следует, что на телеканале «Первый» осуществлена рекламная кампания в интересах ПК «Народный капитал» цепочкой договорных отношений, в рамках которых при посредничестве ряда лиц организовано размещение рекламных видеороликов на телеканале «Первый», о чем свидетельствуют: договор <...>, заключенный между ООО «Старт Маркетинг – Центр» (Исполнитель) и ПК «Народный капитал» (Заказчик); договор <...>, заключенный между ООО «Старт Маркетинг – Центр» (Заказчик) и ООО «Медиа Галерея» (Исполнитель); договор <...>, заключенный между ООО «Телебегун.ру» (Исполнитель) и Я<...> (Заказчик); договор <...>, заключенный между ООО «Телебегун.ру» (Исполнитель) и А<...> (Заказчик); договор <...>, заключенный между ООО «Телебегун.ру» (Заказчик) и ООО «Медиа Галерея» (Исполнитель); дилерский договор <...>, заключенный между ООО «Региональная Медиа Группа» (Агентство) и ООО «Медиа Галерея» (Дилер); договор <...>, заключенный между АО «Регион Медиа» (Агентство) и ООО «Региональная Медиа Группа» (Компания); субагентский договор <...>, заключенный между ООО «Национальный рекламный альянс» (Агент) и АО «Регион Медиа» (Субагент); договор <...>, заключенный между ООО «Национальный рекламный альянс» (Агентство) и ООО «Региональная Медиа Группа» (Компания); агентский договор <...>, заключенный между АО «Первый канал» (Принципал) и ООО «Национальный рекламный альянс» (Агент). В подтверждение размещения рекламных видеороликов в рамках таких договоров предоставлены видеозаписи таких роликов, электронная переписка по их согласованию, эфирные справки, акты выполненных работ, счета на оплату.

Совокупность имеющихся в материалах настоящего дела документов и сведений свидетельствует о том, что на телеканале «Первый», в транслируемых на территории г. Саранска региональных рекламных блоках, осуществлено вариативное размещение рекламных роликов:

- в период с 01.09.2020 по 11.11.2020: 1) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Потребительский кооператив «Народный капитал». Приумножьте ваши сбережения по ставке до одиннадцати целых девяти десятых годовых. Ваши сбережения застрахованы. Узнайте подробнее по адресу Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, далее со второй секунды на фоне визуального ряда, внизу кадра, появляется первый дисклеймер (демонстрируется 4 секунды), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сберегательная программа: минимальная сумма сбережения 10000 (десять тысяч) рублей; ставка до 11,9% годовых. Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Частичное и полное снятие денежных средств не предусмотрено. Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в размере 13%.», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Юридический адрес: <...>», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Юридический адрес: <...>»; 2) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Потребительский кооператив «Народный капитал». Приумножьте ваши сбережения по ставке до одиннадцати целых девяти десятых годовых. Ваши сбережения застрахованы. Узнайте подробнее по адресу Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, далее со второй секунды на фоне визуального ряда, внизу кадра, появляется первый дисклеймер (демонстрируется 4 секунды), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». Минимальная сумма взноса 100000 рублей, максимальная сумма не ограничена; При ежемесячной выплате процента ставка 10,9%. При выплате процента по окончании срока действия договора 11,9% годовых;», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (зеленый фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 11,9% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сроки размещения от 6 до 36 месяцев; возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей, размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено.», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством в размере 13% годовых. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (Межрегиональное общество взаимного страхования).»;

- в период с 17.11.2020 по 13.12.2020: 3) сюжетный видеоролик продолжительностью 14 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Золотой листопад». Приумножьте ваши сбережения по ставке до тринадцати целых пяти десятых процентов годовых», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – жёлтые кленовые листочки, на фоне которых в левом верхнем углу кадра логотип «Золотой листопад!», мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, жёлтые листья на деревьях, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется дисклеймер (10 секунд), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «сберегательная программа: минимальная сумма сбережения 10000 (десять тысяч) рублей; ставка до 13,5% годовых. Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Частичное и полное снятие денежных средств не предусмотрено. Рекламируемое предложение – только для действительных членов кооператива. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в размере 13%», затем с одиннадцатой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (4 секунды) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Золотой листопад! <...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования). НКО «МОВС» осуществляет свою деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банк России) ВС №4349 от 24.09.2019г. Полное наименование организации: Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» юридический адрес: <...>»; 4) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Золотой листопад». Приумножьте ваши сбережения по ставке до тринадцати целых пяти десятых процентов годовых», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – жёлтые кленовые листочки, на фоне которых в левом верхнем углу кадра логотип «Золотой листопад!», мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, жёлтые листья на деревьях, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 4 секунды), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». «Золотой листопад»: минимальная сумма не ограничена. При ежемесячной выплате процента ставка 13,0%. При выплате процента по окончании срока действия договора 13,5% годовых; сроки размещения от 6 до 36 месяцев.», далее демонстрируется второй дисклеймер (продолжительностью 5 секунд), первая часть которого (жёлтый фон фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 13,5% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Размер минимального паевого взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено. Рекламируемой предложение – только для действительных членов кооператива.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...> Золотой листопад! <...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования).»;

- в период с 11.12.2020 по 28.02.2021: 5) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении первых десяти секунд видео-показа «Хотите, чтобы ваши сбережения росли? Специально для вас сезонное предложение от Потребительского кооператива «Народный капитал». Сберегательная программа «Зимняя сказка», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина сидят рядом, мужчина и женщина, обнявшись, танцуют, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 4 секунды), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 14% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал». «Зимняя сказка». Минимальная сумма взноса 150000 рублей. Максимальная сумма не ограничена. При ежемесячной выплате процента ставка 13,5%. При выплате процента по окончании срока действия договора 14,0% годовых. Сроки размещения от 6 до 36 месяцев.», далее появляется второй дисклеймер (демонстрируется 5 секунд), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «<...> !  ПРЕУМНОЖЬТЕ ВАШИ СБЕРЕЖЕНИЯ ПО СТАВКЕ ДО 14% ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «Возможность получать проценты ежемесячно или в конце срока договора. Размер вступительного взноса 1000 (одна тысяча) рублей. Возможно досрочное полное снятие по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие не предусмотрено. Рекламируемой предложение – только для действительных членов кооператива.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...>», а также с более мелкой надписью в нижней части модуля «кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%. Риски компании застрахованы в НКО «МОВС» (межрегиональное общество взаимного страхования).», и такой модуль на протяжении его видео-показа озвучен звуковым рядом «Приумножьте ваши сбережения по ставке до четырнадцати процентов годовых»;

- в период с 05.03.2021 по 31.03.2021: 6) сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд содержит визуальную, звуковую и текстовую информацию следующего содержания: звуковой ряд на протяжении всего видео-показа «Станьте пайщиком Потребительского кооператива «Народный капитал». Ставка до двенадцати с половиной процентов годовых. Возможность получать доход ежемесячно. Деятельность кооператива застрахована. Подробности по адресу: улица Полежаева шестьдесят два», который с первых секунд видео-показа сопровождается визуальным рядом со сменой сюжета – мужчина и женщина обнявшись, танцуют, мужчина и женщина стоят рядом с качелями, на которых сидит мальчик, мужчина и женщина кружатся на фоне моря, при этом на фоне визуального ряда, внизу кадра, демонстрируется первый дисклеймер (продолжительностью 3 секунды), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «<...> !  ПОЛУЧАЙТЕ ДОХОД ДО 12,5% ГОДОВЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВА ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «только для членов Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» (ПК «Народный капитал»). ОГРН 120500069713. Членство в ПК может повлечь дополнительные расходы. Страхование осуществляет НКО «МОВС» по договору №ПР КПО_00050 от 03.09.2020г. с условиями членства можно ознакомиться у консультантов по адресу: <...>», далее заменяется вторым дисклеймером (продолжительностью 6 секунд), первая часть которого (синий фон) содержит надписи «<...> !  ПОЛУЧАЙТЕ ДОХОД ДО 12,5% ГОДОВЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВА ЗАСТРАХОВАНА», вторая часть (белый фон) содержит надписи более мелким шрифтом «доходная программа: сумма первоначального взноса от 100000 рублей. Ставка доходности на денежные средства, внесенные в кооператив в качестве обязательного и добровольного паевого взноса до 12,5% годовых. Срок размещения: от 6 месяцев. Выплата процентов ежемесячно или в конце срока договора. При получении процентов ежемесячно ставка 12,0% годовых. При получении в конце срока – 12,5% годовых. Автопролонгация есть. Капитализации нет. Сумма дополнительного взноса от 100000 рублей. Досрочное расторжение предусмотрено по ставке 0,1% годовых. Частичное снятие денежных средств не предусмотрено. Кооператив удерживает НДФЛ с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 13%.», затем с десятой секунды видеосюжет заменяется текстовым модулем (5 секунд) с логотипом «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и надписью «<...>».

Комиссия отмечает, что присутствующие в видеороликах поясняющие надписи, выполненные мелким шрифтом во второй части дисклеймеров, а также в нижней части текстовых модулей, из-за массива их информационного наполнения и демонстрации в несколько секунд невозможно воспринять обычным образом и осмыслить обычным человеком при телесмотрении. При этом поясняющие надписи первой части дисклеймеров, равно как и основная часть надписей текстовых модулей с изображением логотипа «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и с информацией об адресе и номере телефона, выполнены достаточно крупным, выделяющимся шрифтом, что делает их заметными и запоминающимися, и тем самым прочитываются без затруднения.

Содержащаяся в транслируемых в эфире телеканала «Первый» вариативных сюжетных видеороликах звуковая информация в совокупности с заметной и запоминающейся текстовой информацией направленно привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ»), предлагающего свои услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, поддерживает интерес к деятельности такого кооператива и предлагаемым им услугам, тем самым способствует продвижению такой деятельности и предлагаемых услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является Потребительский кооператив «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, <...>), предлагающий услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых.

Из вышеприведенных договоров, в рамках которых организовано размещение рассматриваемой рекламы в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», следует, что рекламодателем выступил Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» (ПК «Народный капитал»), а рекламораспространителем - Акционерное общество «Первый канал» (АО «Первый канал»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вариативные рекламные предложения ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») мотивируют потребителей рекламы обращаться к такому продавцу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты, и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В данном случае финансовые услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых посредством распространяемой рекламы на телеканале «Первый» предлагает Потребительский кооператив «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ»), обращаться к которому можно по адресу: г. Саранск, <...>, а также по телефону <...>.

Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка выписки из Единого государственного реестра юридических лиц <...> приобщена к материалам настоящего дела), и основным видом деятельности которого является деятельность по финансовой взаимопомощи (ОКВЭД 64.99.6), дополнительными видами деятельности – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг (ОКВЭД 63.99.1), капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний (ОКВЭД 64.99.3), деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка (ОКВЭД 73.20.1).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Тем самым основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узконаправленный характер, то есть осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом о потребительской кооперации, которым не предусмотрена возможность размещения потребительским кооперативом денежных средств под проценты.

Соответственно, ПК «Народный капитал» вправе лишь привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Народный капитал», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и поэтому не правомочен предоставлять финансовые услуги путем привлечения денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений.

Между тем, распространяемая в эфире телеканала «Первый» реклама ПК «Народный капитал» с утверждениями, что сбережения застрахованы, деятельность кооператива застрахована, напрямую указывает на осуществление таким кооперативом деятельности по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, и такое содержание рекламы создаёт у потребителей впечатление, что объектом рекламирования выступают именно финансовые услуги по привлечению денежных средств путем передачи сбережений потребительскому кооперативу на хранение под привлекательные проценты.

Поскольку ПК «Народный капитал» не состоит государственном реестре кредитных кооперативов и не правомочен осуществлять финансовую деятельность по привлечению денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, распространяемая в его интересах реклама ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») с предложением услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, не допустима.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил формуляры договоров, на основании которых, по мнению Потребительского кооператива, им правомерно принимаются сбережения по разработанным для пайщиков программам с выплатой процентов за пользование денежными средствами.

Из предоставленных образцов договоров следует, что Пайщик в соответствии с Уставом Общества и Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» передает в пользование Кооперативу добровольный паевой взнос по определенной в договоре программе приема сбережений, а Кооператив обязуется начислить на переданный паевой взнос в качестве платы (компенсации) за пользование денежными средствами проценты.

Уставом Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» определено, что минимальные паевые и добровольные паевые взносы членов кооператива являются одним из источников имущества и формируют собственность Кооператива (п. 23.1 Устава), паевой фонд Кооператива состоит из минимальных паевых и добровольных паевых взносов членов Кооператива, являющихся одним из основных источников формирования имущества Кооператива (п. 26.1 Устава).

Тем самым ПК «Народный капитал» для достижения своих уставных целей в действительности принимает добровольные паевые взносы своих пайщиков в качестве источника формирования имущества Кооператива.

Однако, из буквального восприятия текстов рассматриваемой рекламы ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может счесть, что в ней предлагается не только пайщикам, но и широкому кругу лиц, разместить свои сбережения в ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») под привлекательные проценты - по ставке до 11,9%, до 13,5%, до 14%, до 12,5% годовых, что однозначно воспринимается как предложение воспользоваться именно финансовыми услугами по хранению денежных средств, которые продавец, в силу требований действующего законодательства, не вправе предоставлять.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе и качестве оказываемых им услуг.

Рассматриваемая реклама, сообщающая о привлечении денежных средств (сбережений) под привлекательные проценты, создаёт неверное представление о фактически осуществляемой деятельности ПК «Народный капитал», не наделенного правом специализированного кредитного кооператива предоставлять такие финансовые услуги. Соответственно, сообщаемые в такой рекламе сведения о ПК «Народный капитал» как о продавце финансовых услуг по приему денежных средств (сбережений) под проценты и о вариативном ассортименте финансовых услуг, от пользования которыми в рекламе обещается доход и приумножение сбережений до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, которые можно было бы приобрести в месте нахождения такого продавца, не соответствуют действительности, что не допустимо.

Наряду с этим, рассматриваемая реклама ПК «Народный капитал» содержит утверждения того, что сбережения застрахованы (видеоролик 1), деятельность компании 9кооператива) застрахована (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5, 6), и такие утверждения могут ассоциироваться у потребителей как гарантия страхования денежных средств (сбережений), переданных на хранение кооперативу.

ПК «Народный капитал» с письмом <...>, <...>предоставил копию договора <...> страхования предпринимательских рисков, заключенного между НКО «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (Страховщик) и ПК «Народный капитал» (Страхователь), по которому Страховщик принимает на себя обязательство за плату (страховую премию) в пределах страховой суммы возместить убытки Страхователя, дополнительные расходы (а также, если это отдельно будет оговорено настоящим договором – неполученные ожидаемые доходы) от предпринимательской деятельности (выплатить страховое возмещение), причиненные вследствие: нарушения контрагентом Страхователя обязательств по заключенной сделке, выразившемся в не поставке (недопоставке) товаров, невыполнении (ненадлежащем выполнении) работ или неоказании (ненадлежащем оказании) услуг контрагентом Страхователя по сравнению с условиями заключенной сделки вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя; нарушения контрагентом Страхователя своих финансовых обязательств по сделке, заключенной со Страхователем, по которой контрагент Страхователя является должником вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя.

Тем самым объектом страхования являются предпринимательские риски ПК «Народный капитал» в случаях возникновения убытков из-за последствий несостоятельности (банкротства) его контрагентов в рамках заключаемых с ними сделок при осуществлении Кооперативом торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности.

При данных обстоятельствах следует признать, что риск утраты имущества ПК «Народный капитал», в том числе риск ответственности за нарушение договоров внесения добровольного паевого взноса с начислением доходности, не относится к страховым случаям, предусмотренным договором <...> страхования предпринимательских рисков.

Соответственно, сообщаемые в рекламе ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») сведения о том, что сбережения застрахованы, деятельность компании (кооператива) застрахована, в контексте со сведениями о финансовых услугах по приему денежных средств (сбережений) под проценты, направлены лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и такие гарантии не соответствуют действительности, что не допустимо.

В соответствии с пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.      

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Форма и условия размещения рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты, активно распространявшаяся с сентября 2020 года по март 2021 года в региональном эфире телеканала «Первый», не позволяют потребителям рекламы при обычном телесмотрении (на расстоянии 1,5 – 2 м от экрана телевизора) воспринять (прочитать) приведенные в нижней части рекламного поля поясняющие надписи, выполненные мелким шрифтом во второй части дисклеймеров, а также в нижней части текстовых модулей, при том, что одна надпись быстро заменяется другой надписью, и тем самым время для их считывания ограничивается несколькими секундами для каждой надписи, тогда как, в отличие от трудно поддающихся восприятию поясняющих надписей, привлекательная для потребителей информация, в том числе о процентных ставках по сбережениям, озвучена и визуализирована так, что  концентрирует внимание потребителей именно на такой информации и отвлекает от возможности рассмотреть поясняющие надписи. Соответственно, потребители не получают демонстрируемую информацию в полном объеме рекламного сюжета, а ассоциативно запоминают лишь привлекающую их внимание, выделенную в рекламе, информацию о ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») как о продавце финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых, утверждающем, что сбережения, деятельность компании (кооператива) застрахована, а также о месте его нахождения и контактном телефоне.

Следовательно, приведенные в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом поясняющие надписи не доводят до потребителей рекламы суть излагаемой в них информации надлежащим образом, в связи с чем потребители такую информацию фактически не получают.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В силу требований части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Учитывая изложенное, следует признать, что подача рассматриваемой рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться финансовыми услугами ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») на предлагаемых условиях процентных ставок, поэтому существенной является не только привлекательная информация, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие каких-либо сведений о продавце рекламируемых услуг и о действительном характере осуществляемой им деятельности может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предлагаемыми в рекламе финансовыми услугами.

Поскольку в деятельности ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») могут принимать только его пайщики, то отсутствие в рекламе такой части существенной информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5), равно как и информации о действительно осуществляемой кооперативом деятельности, не являющимся кредитным потребительским кооперативом и поэтому не имеющим права принимать сбережения (денежные средства) под проценты, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, при распространении с сентября 2020 года по март 2021 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», эфирное вещание которых осуществляется на территории г. Саранск Республики Мордовия, рекламы Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых,  в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, о гарантии страхования сбережений и деятельности кооператива, связанной с приемом таких сбережений, при отсутствии существенной части информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5) о том, что в деятельности кооператива могут принимать участие только пайщики, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, нарушены требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы является ПК «Народный капитал» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил сведения, из которых следует, что рекламный ролик под названием «Народный_капитал_Саранск_Весенняя» размещался и в апреле текущего года на телеканалах «Первый» и НТВ через посреднические услуги ООО «НРА», однако образец  такого видеоролика и копии договора с названным агентством в материалы дела не предоставлены.

Комиссия, учитывая данные сведения, расценивает их как обстоятельства, указывающие на продолжающееся распространение на телевидении рекламы ПК «Народный капитал» с предложением финансовых услуг по обновленному сценарию.

Поскольку распространение ненадлежащей рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, <...>)  с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты продолжается, усматривается необходимость выдавать рекламодателю - ПК «Народный капитал» как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, и рекламораспространителю – АО «Первый канал» как лицу, способному устранить распространение ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространенную в период с сентября 2020 года по март 2021 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый», эфирное вещание которых осуществляется на территории г. Саранск Республики Мордовия, рекламу Потребительского кооператива «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», г. Саранск, <...>) с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9% годовых, до 13,5% годовых, до 14% годовых, до 12,5% годовых,  в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, о гарантии страхования сбережений и деятельности кооператива, связанной с приемом таких сбережений, при отсутствии существенной части информации (видеоролики 1, 2, 3, 4, 5) о том, что в деятельности кооператива могут принимать участие только пайщики, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, что является нарушением требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю - Потребительскому кооперативу по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать рекламораспространителю – Акционерному обществу «Первый канал» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела № 013/05/28-85/2021 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России, рассматривающему дело об административном правонарушении № 013/04/14.3-193/2021, возбужденное по месту проведения административного расследования в отношении ПК «Народный капитал», в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                                       <...>

Члены Комиссии:    

                                                                                                               <...>

                                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны