Постановление №ЛА/1568/22 Постановление о назначении административного наказания в вид... от 6 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-596/2022 об административном правонарушении 

06 октября 2022 года                                                                 г. Саранск, проспект Ленина, 14 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. и материалы дела № 013/04/14.3-596/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – директора Департамента маркетинга и коммуникаций Акционерного общества «Национальная система платежных карт» П<...><...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/5-131/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружной рекламы «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшейся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»). Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 23.05.2022 № 329 по делу № 013/05/5-131/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Данный факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя – директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г., согласно которому названному должностному лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. составлен в отсутствие директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, в установленном порядке извещенной о времени и месте составления такого протокола об административном правонарушении. Копия составленного протокола об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. вместе с копией определения Мордовского УФАС России от 08.09.2022 № ЛА/1162/22 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в установленные сроки по адресу регистрации и по фактическому адресу П<...> заказным письмом через Почту России (штриховой почтовый идентификатор (ШПИ) <...><...>), в ответ на которые от П<...> поступили объяснения по делу об административном правонарушении <...>.

При изложенных обстоятельствах следует считать, что директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения настоящего дела. При этом П<...> в своих объяснениях по делу об административном правонарушении <...> просит рассмотреть дело об административном правонарушении в её отсутствие.

Рассмотрение дела № 013/04/14.3-596/2022 об административном правонарушении состоялось в назначенное время, к которому также приобщены материалы дела № 013/05/5-131/2022.

Содержание протокола об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 1161/22 от 08.09.2022г. рассматривает временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, извещенной о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

При проведении наблюдения за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Мордовского УФАС России выявлено:

размещение информации «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, что подтверждается фотоотчетами от 21.01.2022, от 28.01.2022;

размещение информации «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), что подтверждается фотоотчетом от 16.02.2022.

Демонстрируемая с использованием рекламных конструкций информация направленно привлекает внимание неопределенного круга лиц к карте платежной системы «Мир», при бесконтактной оплате проезда по которой предлагается скидка 5 рублей, стимулирует к активному использованию карты «Мир», формирует и поддерживает к ней интерес, тем самым способствует ее продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является карта платежной системы «Мир», при бесконтактной оплате проезда по которой обещается скидка в размере 5 рублей.

Оказание услуг по переводу денежных средств по карте «Мир» осуществляет оператор платежной системы АО «НСПК», в интересах которого распространялась рассматриваемая наружная реклама.

АО «НСПК» с целью стимулирования потребителей к активному использованию карты «Мир» при оплате товаров (работ, услуг) проводило в Республике Мордовия с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года акцию на условиях публичной оферты, что подтверждается Правилами Акции «Выгодный проезд с бесконтактной картой «Мир» (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022).

Для продвижения такой акции АО «НСПК» инициировало размещение рассматриваемой наружной рекламы в рамках проведенной на территории г. Саранск Республики Мордовия масштабной рекламной кампании, обеспеченной агентскими услугами АО «Медиа Инстинкт», а также рекламными услугами ООО «Приоритет», осуществляющего обслуживание рекламных конструкций ООО «АутдорСервис», ООО «РА «Цвет» и ИП Н<...>, что подтверждается взаимосвязанностью гражданско-правовых договоров (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022).

Владельцем рекламной конструкции (1), установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, является ООО «АутдорСервис», которому Администрацией городского округа Саранск выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции <...> (сроком на 5 лет).

Владельцем рекламной конструкции (2), установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), является ИП Н<...>, которому Администрацией городского округа Саранск выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции <...> (сроком на 7 лет).

В данном случае рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы выступило АО «НСПК», а рекламораспространителями - ООО «АутдорСервис» (рекламная конструкция 1) и ИП Н<...> (рекламная конструкция 2).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

С письмом ООО «Приоритет» <...> предоставлен фотоотчет от 03.02.2022, свидетельствующий об отсутствии баннера с рассматриваемой наружной рекламой на рекламной конструкции (1), принадлежащей ООО «АутдорСервис».

В письме АО «НСПК» <...>, а также в письме АО «Медиа Инстинкт» <...> сообщается о том, что баннер с рассматриваемой наружной рекламой на рекламной конструкции (2), принадлежащей ИП Н<...> демонтирован 03.01.2022, в обоснование чего предоставлен скриншот наряда на монтажные работы с фотоотчетами.

Однако, сведения о демонтаже баннера с рекламной конструкции (2) опровергает фотоотчет от 16.02.2022, которым зафиксировано продолжающееся распространение рассматриваемой наружной рекламы.

С учетом фактической фото-фиксации рассматриваемой наружной рекламы 21.01.2022, 28.01.2022, 03.02.2022, 16.02.2022, а также адресной программы по размещению РИМ на наружных рекламных конструкциях, электронной переписки, отчетов агента, актов выполненных работ, счетов, платежных документов (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022), следует признать, что рассматриваемая наружная реклама распространялась с использованием рекламной конструкции (1) в период с октября 2021 года по январь 2022 года, и с использованием рекламной конструкции (2) в период с октября 2021 года по февраль 2022 года.

Из фотоматериалов, которыми в январе и феврале 2022 года зафиксированы факты распространения рассматриваемой наружной рекламы карты «Мир», следует, что размещенные на рекламных конструкциях баннеры представляют собой две цветовые части:

в основной, большей части рекламного поля на ярком, зеленом фоне нанесены крупные, контрастные текстовые надписи «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир», стилистически оформленные изображениями автобуса и банковской карты с логотипом МИР;

в нижней, меньшей части рекламного поля на белом фоне, слева нанесены текстовые надписи «МИР крутится вокруг тебя», выполненные крупным шрифтом зеленого цвета, контрастно выделяющимся на белом фоне, а справа нанесены поясняющие надписи «ИМЕЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ АО «НСПК». ВЫГОДА ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ УМЕНЬШЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА, ОПЛАЧЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСКОНТАКТНОЙ КАРТЫ “МИР”. СКИДКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К БЕЗНАЛИЧНОЙ СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ. АКТУАЛЬНЫЙ СПИСОК ПЕРЕВОЗЧИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В АКЦИИ, РАЗМЕЩЕН В ПРАВИЛАХ АКЦИИ НА САЙТЕ PRIVETMIR.RU. СПИСОК МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ – С 01.07.2021 ПО 31.12.2021 СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, ПРАВИЛАХ И УСЛОВИЯХ АКЦИИ РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТЕ PRIVETMIR.RU В РАЗДЕЛЕ “ВСЕ АКЦИИ” КАТЕГОРИЯ “ТРАНСПОРТ”. ПО ВОПРОСАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАШЕЙ КАРТЫ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАЩАЙТЕСЬ В БАНК, ВЫПУСТИВШИЙ ВАШУ КАРТУ., выполненные мелким шрифтом серого цвета, затрудняющим восприятие таких надписей на белом фоне.

Рассматриваемая рекламная информация размещена на поверхностях (сторона В) рекламных конструкций площадью 3 х 6 м с высотой стойки от уровня грунта до низа панели от 3,5 м (рекламная конструкция (1); разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции <...>) и от 4,5 м (рекламная конструкция (2); разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции <...>), и такие отдельно стоящие щитовые установки расположены на земельных участках, прилегающих к полосе дорог, рядом с которыми не предусмотрены пешеходные зоны (тротуары), о чем свидетельствуют фотоотчеты от 21.01.2022, от 28.01.2022, от 16.02.2022.

Тем самым размещенная на рекламных конструкциях информация обозревается с проезжей части автомобильных дорог участниками дорожного движения и является видимой по ходу движения транспорта, находящегося через полосу со встречным автомобильным потоком, поскольку размещена на стороне В рекламных конструкций. При этом участники дорожного движения, находящиеся на дорожной полосе, рядом с которой расположены рекламные конструкции, не могут воспринимать рекламную информацию, поскольку она остается сзади.

Исходя из ориентированности рекламной информации на транспортные потоки автомобильных дорог, следует признать, что в процессе движения транспортных средств, когда время для считывания ограничено, и возможна вероятность помех из-за встречного движения транспорта, в результате хорошо прочитываются лишь крупные, контрастные рекламные надписи «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» и внимание потребителей привлекается именно к данной части наружной рекламы, тогда как сноску с поясняющими надписями, занимающими значительно меньшую площадь по сравнению с хорошо прочитываемым текстом и выполненными мелким, блеклым шрифтом на светлом фоне, не представляется возможным прочитать не только в процессе движения транспорта, но и при его остановке.

Следует отметить, что содержащаяся в наружной рекламе сноска с поясняющими надписями доступна к прочтению только при фотографировании с использованием увеличения фокусного расстояния объектива фотоаппарата и при рассмотрении полученного фотоизображения наружной рекламы на компьютере, в том числе посредством увеличения масштаба.

Тем самым в распространяемой в придорожной полосе на высоте не менее 3,5 м в одном случае и на высоте не менее 4,5 и в другом случае наружной рекламе, размещенной с использованием рекламных конструкций, доступным для восприятия является только крупно выполненный текст «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», а мелко выполненная сноска остаётся нераспознаваемой, в связи с чем потребители фактически не получали сообщаемые в такой сноске сведения о том, что скидка 5 рублей предоставляется при оплате проезда с использованием бесконтактной карты «Мир» в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, действие которой ограничивается сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021.

Фактически отсутствующие в наружной рекламе сведения об ограничениях и особенностях предоставления рекламируемой скидки в определенные сроки являются существенной информацией, невозможность прочтения которой способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о том, что скидкой в размере 5 рублей при оплате проезда по бесконтактной карте «Мир» можно безусловно воспользоваться у любых перевозчиков и в неограниченные сроки.

Поскольку подача рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой скидкой 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир», поэтому существенной является не только информация о привлекательных условиях, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (неискаженное и относительно полное) представление об объекте рекламирования.

Размещение привлекательной для потребителей информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, не допустимо.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена рекламная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку сообщаемые в рекламе сведения должны восприниматься обычным человеком обычным образом.

Сообщаемая в рекламе информация в полной мере должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Следовательно, распространенная на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружная реклама «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшаяся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), в которой из-за нечитаемости поясняющих надписей фактически отсутствовала существенная часть информации о том, что рекламируемая скидка ограничивалась сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021 и предоставлялась при оплате проезда в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В письме АО «НСПК» <...> сообщается о том, что должностным лицом АО «НСПК», ответственным за содержание всех рекламных материалов, является директор Департамента маркетинга и коммуникаций  П<...>, в подтверждение чего к письму приложены приказ (распоряжение) АО «НСПК» о приеме работника на работу <...>, приказ АО «НСПК» <...>, должностная инструкция <...>, утвержденная генеральным директором АО «НСПК», и паспортные данные П<...>.

Должностной инструкцией <...>, среди прочего, закреплены следующие должностные обязанности директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК»: согласование всех рекламных материалов, анализ отчета по проведению рекламной кампании, разработка и согласование макетов информационно-рекламных материалов для обеспечения банков, торгово-сервисных предприятий, согласование и разработка презентационных и рекламных материалов для каждого мероприятия, планирование деятельности подразделения, организация выполнения планов подразделения, контроль выполнения поставленных задач.

При таких обстоятельствах директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> является должностным лицом, ответственным за проведение рекламных кампаний АО «НСПК», и в её должностные обязанности входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе при распространении рекламы АО «НСПК».

Действия АО «НСПК», выразившиеся в распространении рассматриваемой ненадлежащей рекламы, совершены под руководством директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>.

Директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, в силу возложенных на неё обязанностей, при выполнении организационно-распорядительных функций по распространению рекламных материалов АО «НСПК» должна знать требования законодательства о рекламе и соблюдать их.

Однако, директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, имея правовую и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, не проявила разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, в действиях должностного лица - директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, под руководством которой распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, и которая в данном случае выступила рекламодателем, присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> в своих объяснениях по делу об административном правонарушении <...> просит прекратить производство по настоящему делу в связи с малозначительностью. Такое требование отклоняется по основаниям, изложенным ниже.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в распространении ненадлежащей наружной рекламы «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» с нечитаемыми поясняющими надписями, из-за чего потребителям фактически не сообщалась существенная часть информации о том, что рекламируемая скидка ограничивалась сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021 и предоставлялась при оплате проезда в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты.

Субъектом правонарушения в данном случае является должностное лицо – директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае при реализации рекламодателем - директором Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> организационно-распорядительных функций по распространению рассматриваемой рекламы не установлены обстоятельства, находящиеся вне её контроля и препятствующие исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе, либо вынуждающие её действовать в состоянии крайней необходимости.

Директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, выступая в качестве рекламодателя рассматриваемой рекламы, обязана была руководствоваться требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и при этом имела возможность не нарушать законодательно установленные требования, однако не проявила необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилась от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнеслась к исполнению возложенных на неё Законом обязанностей, вследствие чего распространила ненадлежащую рекламу, чем нарушила права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнула на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина должностного лица – директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> заключается в непринятии ею исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, директор Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> <...>, при попустительстве которой в нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на территории городского округа Саранск Республики Мордовия распространена наружная реклама «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшаяся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), в которой из-за нечитаемости поясняющих надписей фактически отсутствовала существенная часть информации о том, что рекламируемая скидка ограничивалась сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021 и предоставлялась при оплате проезда в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, виновна в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 01 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года в Республике Мордовия, г. Саранск.

В процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2021 года и за истекший период 2022 года директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено. Такие обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа, учитывая общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ, также исходит из того, что установленное административное правонарушение совершено впервые.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Тем самым правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением, применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, находит, что в отношении директора Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...>, виновной в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к должностному лицу, впервые совершившей административное правонарушение в области рекламы, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к директору Департамента маркетинга и коммуникаций АО «НСПК» П<...> административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – директора Департамента маркетинга и коммуникаций Акционерного общества «Национальная система платежных карт» П<...> <...> нарушившей часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ею не соблюдены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить должностному лицу – директору Департамента маркетинга и коммуникаций Акционерного общества «Национальная система платежных карт» П<...> <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить должностное лицо – директора Департамента маркетинга и коммуникаций Акционерного общества «Национальная система платежных карт» П<...> <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны