Письмо №ЕЛ/2206/24 Предупреждение в отношении АО "ТФ "Ватт" от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В Управление Федеральной антимонопольный службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ООО «МагнитЭнерго» (далее – Заявитель) (вх. № 1204/24 от 07.03.2024), указывающее на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Техническая фирма «Ватт» (далее – Сетевая организация), выразившегося в навязывании услуги технологического присоединения внешнего передающего устройства к приборам учета потребителя.

Мордовским УФАС России в целях установления наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ТФ «Ватт» направлены соответствующие запросы.

По результатам анализа полученных сведений от АО «ТФ «Ватт», ООО «МагнитЭнерго», Волжско-Окского Управления Ростехнадзора г. Саранска, Мордовским УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абзаца 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно абз. 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение рассматривается в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии в связи с тем, что без технологического присоединения фактически невозможна купля-продажа электроэнергии между производителями и покупателями. Самостоятельного рынка услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям не существует: передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии, возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ от 03.06.2024 № ЮЭ9965-24-70765981 основным видом деятельности АО «ТФ «Ватт» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Технологическое присоединение, в том числе в рассматриваемом случае, является одним из этапов оказания услуги по передаче электрической энергии, которое влечет за собой непосредственную передачу электроэнергии.

Таким образом, АО «ТФ «Ватт» является субъектом естественной монополии и, следовательно, подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 указанного Закона.

Согласно поступившему заявлению (вх. № 1204/24 от 07.03.2024) между ООО «МагнитЭнерго» и АО «ТФ «Ватт» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 17 июля 2014 года № 159/17/04/14.

Основным видом деятельности Заявителя является торговля электроэнергией в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.02.2024 № ЮЭ9965-24-19958049. Согласно материалам заявления (вх. № 1204/24 от 07.03.2024) Заявитель осуществляет оптовую реализацию электроэнергии.

Так, между ООО «МагнитЭнерго» и индивидуальным предпринимателем Куприной И.В. (далее – Потребитель) заключен договор энергоснабжения от 1 июня 2016 года № 3/13/02 с дополнительным соглашением от 1 сентября 2021 года б/н.

Потребитель обратился к ООО «МагнитЭнерго» письмом от 11.01.2024 г. б/н с просьбой об организации сбора данных с расчетных приборов учета электроэнергии Меркурий 234 ARTM-00 PB.G № 29123137 и Меркурий 234 ARTM-00 PB.G № 24384044, установленных в РУ-10 кВ РП-808 и зафиксированных как расчетные приборы учета, путем установки внешнего модема.

Действуя в интересах Потребителя, Заявитель обратился к АО «ТФ «Ватт» с просьбой установить и подключить внешнее передающее устройство (GSM-модем типа IRZ ATM 21.В) либо аттестовать систему учета сетевой организации совместно с ООО «МагнитЭнерго» в АО «АТС» г. Москва после предварительного присвоения оригинального ГРСИ во ФГБУ ВНИИМС (исх. № К-149/24 от 15.01.2024).

Заявитель указал в обращении (вх. № 1204/24 от 07.03.2024), что на расчетных приборах учета электрической энергии, являющихся расчетными как на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и при расчетах с Потребителем, программное обеспечение встроенного GSM-модема перестало обновляться, что, в свою очередь, привело к регулярным сбоям при опросе приборов учета и невозможности удаленного получения данных расчетных приборов учета.

В письменных пояснениях от 17.05.2024 № К-3173/24 (вх. № 2664-ЭП/24 от 21.05.2024 г.) ООО «МагнитЭнерго» указало на обязанность Сетевой организации осуществить установку и подключение внешнего передающего устройства GSM-модема в связи со следующим.

Согласно абз. 1, 3-4, 7 пункта 145 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения) для учета электрической энергии (мощности) в отношении точек поставки розничных рынков электрической энергии, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям Правил оптового рынка для субъектов оптового рынка.

Начиная с 1 января 2025 г. собственник (владелец) энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности) и (или) энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, осуществляющая в отношении точки (точек) поставки розничного рынка, совпадающей с точкой (точками) поставки (входящей в состав группы точек поставки) на оптовом рынке, куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении соответствующего энергопринимающего оборудования (объекта по производству электрической энергии (мощности), в случае принятия решения об отказе в дальнейшем осуществлять приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении таких точек поставки, обязан уведомить сетевую организацию, в границах балансовой принадлежности которой расположены такие точки поставки, об отказе в дальнейшем осуществлять приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности). При этом предусмотренное настоящим абзацем уведомление должно быть направлено указанными лицами в адрес сетевой организации не позднее 6 месяцев до истечения срока межповерочного интервала прибора учета или срока его эксплуатации и не позднее 5 рабочих дней с даты возникновения иных оснований для установки (замены) прибора учета, предусмотренных пунктом 136 настоящего документа.

После получения соответствующего уведомления сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки поставки розничного рынка, совпадающие с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке соответствующего потребителя, обязана обеспечить оснащение таких точек поставки приборами учета в случаях, предусмотренных пунктом 136 настоящего документа, и сроки, указанные в настоящем пункте, а также присоединить установленный прибор учета электрической энергии (измерительный комплекс) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в сроки, указанные в правилах предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевая организация за неисполнение обязательств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, несет перед собственником (владельцем) энергопринимающего оборудования и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, осуществляющей в отношении точки (точек) поставки розничного рынка, совпадающей с точкой (точками) поставки (входящей в состав группы точек поставки) на оптовом рынке, куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении соответствующего энергопринимающего оборудования, ответственность за невыполнение указанной обязанности и должна возместить собственнику (владельцу) энергопринимающего оборудования и (или) соответствующей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации расходы, понесенные на оптовом рынке в связи с невыполнением ею указанной обязанности.

Согласно абз. 1-2 пункта 136 Основных положений гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Как следует из пункта 152 Основных положений, в случаях, предусмотренных пунктом 145 настоящего документа, собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить либо заменить прибор учета электрической энергии, направляет запрос на установку (замену) прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт получения такого запроса, в том числе в адрес сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности).

Таким образом, обязанность сетевой организации по оснащению групп точек поставки электрической энергии (мощности), в том числе устройствами, предназначенными для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающими информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, прямо предусмотрена вышеприведенными положениями.

АО «ТФ «Ватт» с указанием на принадлежность GSM-модема к энергопринимающим устройствам ответило, что такое оборудование подлежит технологическому присоединению, о чем ООО «МагнитЭнерго» необходимо обратиться к АО «ТФ «Ватт» с соответствующей заявкой (исх. № 06/25-5700 от 01.02.2024).

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 1 Правил № 861 настоящие Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Таким образом, технологическое присоединение предусматривает присоединение именно энергопринимающих устройств потребителя.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике под энергопринимающей установкой, энергопринимающим устройством понимается аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 под энергопринимающими устройствами потребителя понимются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

ООО «МагнитЭнерго» представлен паспорт на GSM/GPRS-модем iRZ ATM21.A/iRZ ATM21.B (вх. № 2664-ЭП/24 от 21.05.2024 г.).

В соответствии с паспортом iRZ ATM21.A/iRZ ATM21.B является промышленным модемом, предназначенным для передачи данных по сетям сотовой связи.

Паспорт и руководство по эксплуатации GSM-модема типа iRZ ATM21.B направлены Мордовским УФАС России письмом от 21.05.2024 № ДМ/1964/24 в адрес Волжско-Окского Управления Ростехнадзора г. Саранска в целях получения пояснений по вопросу правомерности отнесения Сетевой организацией GSM-модема к энергопринимающим устройствам.

Как указало в своих пояснениях Волжско-Окское Управление Ростехнадзора г. Саранска (вх. № 2880-ЭП/24 от 31.05.2024 г.) по результатам изучения документации о модеме, GSM/GPRS-модем является изделием, предназначенным для передачи данных по сетям сотовой связи, которое подключается к электрической сети с напряжением в 220В и с максимальным током потребления в режиме GPRS – 250мА.

Также из письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора г. Саранска следует, что если в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 Правил № 861 включение в схему расчетных приборов учета электроэнергии внешнего передающего устройства (GSM-модема) не влечет за собой увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также не изменяет категорию надежности электроснабжения, точку присоединения, виды производственной деятельности, схему внешнего электроснабжения, то такое подключение не может являться технологическим присоединением.

Таким образом, предназначением внешнего передающего устройства является передача сведений о количестве потребляемой электроэнергии Потребителю, а не преобразование электрической энергии в другой вид энергии, в связи с чем GSM-модем не может являться энергопринимающим устройством.

Исходя из изложенного, процесс подключения модема к существующему прибору учета не является технологическим присоединением.

Навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу (абз. 2 пункта 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Таким образом, АО «ТФ «Ватт» в своем письме от 01 февраля 2024 г. № 06/25-5700 неправомерно указало ООО «МагнитЭнерго» на необходимость технологического присоединения GSM-модема, не являющегося энергопринимающим устройством, что, в свою очередь, является навязываем невыгодных условий для Заявителя, так как технологическое присоединение предусматривает оплату потребителем оказываемой Сетевой организацией услуги.

На основании изложенного, в действиях АО «ТФ «Ватт» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании услуги технологического присоединения внешнего передающего устройства (GSM-модема) к приборам учета потребителя.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях акционерного общества «Техническая фирма «Ватт» (ИНН 1325002676, ОГРН 1021301112546) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости в срок до 5 августа 2024 года прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем установки GSM-модема для удаленного получения данных систем учета Меркурий 234 ARTM-00 PB.G № 29123137 и Меркурий 234 ARTM-00 PB.G № 24384044.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Мордовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание: При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Связанные организации

АО ТФ "Ватт"
ИНН 1325002676, ОГРН 1021301112546