Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 3/3-Р от 20 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии  – руководитель Управления,

члены Комиссии: – заместитель руководителя Управления,  - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, рассмотрев 12 марта 2018 года дело № 3/3-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по инициативе Мордовского УФАС России на основании материалов наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л... …………..8927-187-26-29», размещенной в выпуске газеты «PRO ГОРОД Саранск» №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, в которой содержатся признаки нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

            От Индивидуального предпринимателя А.... (Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск») поступило ходатайство б/н, б/д (вх.№897 от 12.03.2018) о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя, которое подлежит удовлетворению. От ООО «Про Город 13», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, представитель не явился и от Общества не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам. В этой связи дело № 3/3-Р рассматривается в отсутствие ИП А.... и ООО «Про Город 13».

 

            Производство по делу № 3/3-Р возбуждено определением Мордовского УФАС России от 09.01.2018 № 3 о возбуждении дела № 3/3-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поводом для вынесения которого послужило распространение рекламы «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л.... …………..8927-187-26-29», размещенной в выпуске газеты «PRO ГОРОД Саранск» №20 (193) 27 мая 2017, стр.10.

            Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 29.01.2018 № 53 об отложении рассмотрения дела № 3/3-Р и определением Мордовского УФАС России от 21.02.2018 № 121 об отложении рассмотрения дела № 3/3-Р.

            Комиссия, исследовав собранные по делу № 3/3-Р документы и материалы в их совокупности, пришла к следующим выводам.

            Публикация сообщения рекламного характера «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л.... …………..8927-187-26-29» в выпуске газеты «PRO ГОРОД Саранск» №20 (193) 27 мая 2017, стр.10 (раздел «ПРО ОБЪЯВЛЕНИЯ», рубрика «ФИНАНСОВЫЕ») выявлена при проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

            Распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам финансового характера, предлагаемым ИП Л..... в виде помощи в получении денег, то есть потребительских займов, под залог и с низким процентом, побуждает потребителей обратиться за такими услугами по телефону 8927-187-26-29, способствует продвижению таких услуг на рынке, и тем самым такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются услуги финансового характера, предлагаемые ИП Логиновой О.Г., в виде помощи в получении денег, то есть потребительских займов, под залог и с низким процентом, побуждает потребителей обратиться за такими услугами по телефону 8927-187-26-29.

            Рассматриваемая реклама размещена в газете «PRO ГОРОД Саранск», производство и выпуск которой на территории Республики Мордовия осуществляет Индивидуальный предприниматель А.... (Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск»), что подтверждается Уставом Редакции средства массовой информации газеты «PRO ГОРОД Саранск» («ПРО ГОРОД Саранск»), утвержденным ООО «Про Город 13» - учредителем такого СМИ, которому выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ .г.

            ИП А.... в письме б/н от 26.01.2018г. (вх.№316 от 29.01.2018) пояснил, что размещение рассматриваемой рекламы в газете «PRO ГОРОД Саранск» осуществлено без оформления документов с рекламодателем.

            Наряду с этим, ИП А.... в письме б/н от 16.02.2018г. (вх.№700 от 20.02.2018) дополнительно сообщил, что рассматриваемая реклама напечатана в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» при непосредственном участии ООО «Про Город 13», принимающего через сайт https://pg13.ru/ к публикации в газете частные объявления, в подтверждение чего приложен скрин-шот, свидетельствующий о приёмке и оплате объявления 1385 на четыре выпуска от Л..... При этом ИП А..... также предоставил копии газетных страниц, из которых следует, что рекламные объявления заказчика - Л.... размещены в четырех выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, стр.14, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №21 (194) 3 июня 2017, стр.10, №22 (195) 10 июня 2017, стр.14 в виде следующего текста: «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л..... …………..8927-187-26-29».

             ООО «Про Город 13» в письме б/н от 06.03.2018г. (вх.№891 от 07.03.2018) подтвердило, что рассматриваемая реклама принята к размещению через Интернет-сайт Общества и в последующем размещена в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск». При этом сведений, идентифицирующих заказчика рекламы (ИНН, ОГРНИП, адрес регистрации), Обществом не предоставлено.

            Поиск сведений об ИП Л... на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru по критериям «Л....» с указанием региона «13- Мордовия респ» (скрин-шот от 20.02.2018 приложен к материалам настоящего дела) не принес положительных результатов.

            При таких обстоятельствах не представляется возможным идентифицировать конкретное лицо, которое выступило рекламодателем, однако такие обстоятельства не препятствуют установлению лица, непосредственно распространившего рассматриваемую рекламу.

            В данном случае Индивидуальный предприниматель А.... (Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск») выступил в качестве рекламораспространителя, который в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, №20 (193) 27 мая 2017, №21 (194) 3 июня 2017, №22 (195) 10 июня 2017 осуществил размещение рекламы услуг ИП Л...., предлагающей финансовую помощь в получении денег под залог и с низким процентом для закрытия микрозаймов, просрочек, кредитов, воспользоваться которой могут заемщики с любой кредитной историей, обратившись по телефону 8927-187-26-29.

            В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

            Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № . территорией распространения печатного СМИ – газеты «PRO ГОРОД Саранск» является Республика Мордовия.

            Поскольку на территории Республики Мордовия рекламораспространителем до неопределенного круга лиц доведена реклама, направленная на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами ИП Л.... в виде финансовой помощи в получении денег под залог и с низким процентом, то есть воспользоваться потребительскими займами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

            В рассматриваемых рекламных публикациях сообщаются краткие сведения о продавце финансовых услуг – «ИП Л....», соответственно такая реклама распространена в интересах ИП Л....., чьи идентификационные данные (ИНН, ОГРНИП, адрес (место нахождения)) не установлены.

            К рекламе услуг по предоставлению потребительских займов предъявляются специальные требования.

            В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

            Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

   В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

            В силу части 2.1 статьи 3 Федерального закона 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

            Согласно статье 5 Федерального закона 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» приобретение статуса микрофинансовой организации допустимо для зарегистрированного в установленном порядке юридического лица со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

            В силу части 15 статьи 40.1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственный кооператив – это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив)

            В силу части 2 статьи 4 Федерального закона 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

            Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кредитным кооперативом является добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

            В силу части 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

            Из приведенных норм следует, что профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов вправе осуществлять микрофинансовые организации и ломбарды, которыми могут быть только юридические лица, а также кредитные кооперативы, которыми могут быть добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства, наделенные действующим законодательством правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

            Следовательно, индивидуальные предприниматели не относятся к числу некредитных финансовых организаций - микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных кооперативов, и поэтому их деятельность не является профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», реклама которых, в силу требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не допускается.

            Таким образом, распространенная на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, стр.14, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №21 (194) 3 июня 2017, стр.10, №22 (195) 10 июня 2017, стр.14 реклама «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л.... …………..8927-187-26-29», посредством которой рекламируются услуги по предоставлению займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», нарушает требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

            Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28  настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Рекламораспространителем рассматриваемой ненадлежащей рекламы является Индивидуальный предприниматель А.... (ИНН .; ОГРНИП .), выступающий в статусе Редакции газеты «PRO ГОРОД Саранск», предметом деятельности которой является производство и выпуск такой газеты на основании Устава редакции средства массовой информации и свидетельства о регистрации средства массовой информации от .., серия ..

            ИП А... распространяет рассматриваемую ненадлежащую рекламу на основании электронных заявок, передаваемых для размещения на бездоговорной основе от учредителя газеты ООО «Про Город 13», в связи с чем усматривается  необходимость выдать рекламораспространителю как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

            Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Руководствуясь частью 13 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать ненадлежащей распространенную на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, стр.14, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №21 (194) 3 июня 2017, стр.10, №22 (195) 10 июня 2017, стр.14 рекламу «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л... …………..8927-187-26-29», посредством которой рекламируются услуги по предоставлению займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», что нарушает требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

            2. Выдать рекламораспространителю – Индивидуальному предпринимателю А.... (ИНН .; ОГРНИП .; Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск» («ПРО ГОРОД Саранск»); адрес регистрации: .; почтовый адрес редакции газеты: .) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

20 марта 2018 года                                                                    г.Саранск, проспект Ленина, 14

 

            Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии.- руководитель Управления,

члены Комиссии: .– заместитель руководителя Управления, . - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, .– старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, на основании своего решения № 159 от 20 марта 2018 года (резолютивная часть оглашена 12 марта 2018 года) по делу № 3/3-Р о признании ненадлежащей распространенной на территории Республики Мордовия в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, стр.14, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №21 (194) 3 июня 2017, стр.10, №22 (195) 10 июня 2017, стр.14 рекламы «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л.... …………..8927-187-26-29», посредством которой рекламируются услуги по предоставлению займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», что нарушает требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Рекламораспространителю – Индивидуальному предпринимателю А... (ИНН .; ОГРНИП .; Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск» («ПРО ГОРОД Саранск»); дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: .; адрес регистрации: .; почтовый адрес редакции газеты: 430005, . в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении на территории Республики Мордовия в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №19 (192) 20 мая 2017, стр.14, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №21 (194) 3 июня 2017, стр.10, №22 (195) 10 июня 2017, стр.14 рекламы «Помощь в получении денег под залог! На закрытие микрозаймов, просрочек, кредитов. С любой кредитной историей! Низкий % Быстрое решение! ИП Л...…………..8927-187-26-29», посредством которой рекламируются услуги по предоставлению займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», а именно:

            не допускать размещение в газете «PRO ГОРОД Саранск» рекламы, продвигающей услуги финансовой помощи ИП Л... (телефон 8.) по получению денег под залог и с низким процентом, а также иных лиц, не наделенных правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

            2. ИП А... (Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск» («ПРО ГОРОД Саранск»)) предоставить в Мордовское УФАС России письменные доказательства (в частности, образцы рекламы либо отсутствие таковой в газете «PRO ГОРОД Саранск») исполнения пункта 1 настоящего предписания до 11 апреля 2018 года.

           

            В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Мордовское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

            Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны