Решение б/н по делу от 7 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «24» марта 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» апреля 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(....), рассмотрев дело № 013/01/10-641/2019 по признакам нарушения ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр», Администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольный службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее – РСТ Республики Мордовия) № 02-33- от 06.08.2019 г. (вх. № 3921 от 05.08.2019 г.).

РСТ Республики Мордовия в обращении указывает, что Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 28.12.2016 г. № 156 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Сервис-Центр» и ООО «ИнКомСистемы-Мордовия» потребителям на 2017-2019 годы» для ООО «Сервис-Центр» на 2017-2019 гг. были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей следующих населенных пунктов:

  • г.п. Ковылкино (котельная 1-го микрорайона по ул. Щорса, котельная 3-го микрорайона по ул. Рабочая, котельная средней школы № 1 по ул. Пионерская, котельная средней школы № 3 по ул. Гагарина, котельная МСО Авангард по ул. Свободы, котельная ветлечебницы по ул. Мичурина, котельная по ул. Есенина), Троицкое сельское поселение (котельная с. Троицк по ул. Красноярская), Курнинское сельское поселение (котельная с. Курнино по ул. Мелиораторов), Русско-Лашминское сельское поселение (котельная Запищиково разъезд Запищиково), всего 10 котельных;
  • г.п. Ковылкино (котельная г. Ковылкино по ул. Заповедная стр. 1, котельная по ул. Заповедная стр. 5), Примокшанское сельское поселение (котельная пос. Примокшанский по ул. Гидростроителей, д. 23А), Шингаринское сельское поселение (котельная пос. Силикатный по ул. Луговая), Краснопресненское сельское поселение (котельная пос. Зеленая Роща по ул. Центральная, д. 6А), всего 5 котельных;

- «Большеазяськая СОШ», «Вечкенинская СОШ», «Краснопресненская СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Мамолаевская СОШ», «Коломасовская СОШ», «Парапинская СОШ», «Польцовская СОШ», «Рыбкинская СОШ», «Самаевская СОШ», «Пшеневская СОШ», «Токмовская СОШ», «Волгапинская СОШ», «Первомайская СОШ», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Улыбка», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Сказка», с. Кочелаево д/сад и дом культуры, ФОК г. Ковылкино, ФОК с. Кочелаево, АСК), всего 20 котельных.

В апреле 2018 г. ООО «Сервис-Центр» предоставило материалы и документы с целью корректировки тарифов на тепловую энергию на 2019 г., при этом информации об изменении состава и количества объектов теплоснабжения от ООО «Сервис-Центр» в РСТ Республики Мордовия не поступало.

В марте 2019 г. ООО «Сервис-Центр» письмом от 05.03.2019 г. № 107 уведомило РСТ Республики Мордовия о том, что с МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа» заключен договор теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон от 25.02.2019 г. № 55/2019-ТС. Уровень цены, определенной по соглашению сторон, составляет 2681,27 руб./Гкал (с НДС). Дата начала исполнения обязательств по указанному договору - 1 января 2019 года.

Федеральным законом № 190-ФЗ за регулируемыми организациями закреплена обязанность передачи отчетности по форме № 46-ТЭ, утверждённой приказом Росстата от 23.12.2016 г. № 848.

Переход на дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не предусматривает отмены обязанности по передаче отчетности по форме № 46-ТЭ, сбор и обработка данных по которой, осуществляются в системе ФГИС ЕИАС ФАС России.

До мая 2019 г. отчетность по форме № 46-ТЭ в систему ФГИС ЕИАС ФАС России по всем вышеуказанным объектам направлялась ООО «Сервис- Центр».

Однако, РСТ Республики Мордовия располагает сведениями, что с февраля 2019 г. тепловую энергию МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа» поставляло ООО «Теплоснаб» по тарифу 3076,62 руб./Гкал (с НДС).

Официальной информации о том, что данные объекты эксплуатируются ООО «Теплоснаб» в РСТ Республики Мордовия не поступало.

Тарифы для потребителей ООО «Сервис-Центр» потребляющих тепловую энергию от 20 котельных установлены в размере: с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. - 2681,27 руб./Гкал (с НДС); с 01.07. 2019 г. по 31.12.2019 г. - 2681,28 руб./Гкал (с НДС). Тарифы для потребителей ООО «Теплоснаб» установлены в размере: с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. - 3076,62 руб./Гкал (с НДС); с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. -3136,32 руб./Гкал (с НДС).

Эта ситуация (по мнению РСТ Республики Мордовия) так же касается следующих потребителей Ковылкинского муниципального района: «Болыиеазяськая СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Мамолаевская СОШ», «Пшеневская СОШ», «Волгапинская СОШ», «Первомайская СОШ», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Улыбка», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Сказка», с. Кочелаево д/сад и дом культуры, ФОК с. Кочелаево.

Для решения вопроса о наличии или отсутствия в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, Мордовским УФАС России были направлены соответствующие запросы (№№ 2008 от 16.08.2019 г., 2009 от 16.08.2019 г., 2338 от 09.09.2019 г., 2339 от 09.09.2019 г., 2756 от 14.10.2019 г., 3107 от 15.11.2019 г.).

На основании анализа поступивших документов и сведений в действиях ООО «Теплоснаб» установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Мордовским УФАС России на основании Приказа от 05.11.2019 г. № 149-од возбуждено дело № 013/01/10-641/2019.

Определением от 31.12.2019 № 826 дело № 013/01/10-641/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было переквалифицировано с пункта 10 части 1 статьи 10 на пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, к участию в рассмотрении дела № 013/01/10-641/2019 в качестве ответчиков привлечены Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (431350, Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Большевистская, д.23), ООО «Сервис-Центр» (431350, Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. 40 Лет Октября, 10).

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации, ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр» признаков достижения и реализации антиконкурентного соглашения.

Данный факт подтверждают следующие обстоятельства.

Мордовским УФАС России был направлен запрос № 2756 от 14.10.2019 г. в Администрацию о предоставлении сведений:

- об организациях, осуществляющих на территории Ковылкинского муниципального района деятельность по оказанию услуг по поставке тепловой энергии;

- о муниципальном имуществе (объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), находящемся на балансе Администрации (в том числе бесхозяйное имущество);

- о передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) хозяйствующим субъектам (с приложением подтверждающих документов и указанием правовых оснований передачи).

Согласно полученному ответу (вх. № 5607 от 30.10.2019 г.) на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по поставке тепловой энергии: ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр».

Муниципальное имущество (объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) находящееся на балансе Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия:

    1. блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино ул. Заповедная строение 1, кадастровый номер <...> :24:0110099:543, площадью 19,8 кв.м.;
    2. блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино ул. Заповедная строение 5, кадастровый номер <...> :24:0110099:544, площадью 34,6 кв.м.;
    3. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район с.Кочелаево ул. Ковылкинская д.1, кадастровый номер <...> :24:0104083:90, площадью 19,8 кв.м.;
    4. здание котельной физкультурно-спортивного комплекса, расположенное по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Королева, д.2, кадастровый номер <...> :24:0110088:1193, площадью 15,9 кв.м.;
    5. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, п. Примокшанский, ул. Гидростроителей Д.23А, кадастровый номер <...> :12:0124001:251, площадью 203,0 кв.м.
    6. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, п. Силикатный ул. Луговая д.26, кадастровый номер <...> :12:0136001:179, площадью 177,7 кв.м.
    7. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, п. Зеленая Роща, ул. Центральная, д. 6А, кадастровый номер <...> :12:0638005:158, площадью 34,1 кв.м.
    8. Блочно-модульная котельная мощностью 0,9 МВт для детского сада и культурно-досугового центра в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Кочелаево, ул. Школьная, д.1а, сооружение 1, кадастровый номер <...> :12:0110001:2840, площадью 26,40 кв.м.

Перечень переданного хозяйствующим субъектам муниципального имущества (объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения):

1. Находящееся в концессионном соглашении № 1 от 22.06.2016 г. в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с ООО «Сервис Центр»:

      1. Котельная 1-го микрорайона, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Щорса, строение 15А, кадастровый номер <...> :24:0102057:2383, площадью 147,0 кв.м.;
      2. Котельная 1-го микрорайона, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Щорса, кадастровый номер <...> :24:0102057:367, площадью 606,2 кв.м.;
      3. Котельная средней школы №1, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул.Пионерская, кадастровый номер <...> :24:0101074:378, площадью 355,9 кв.м.;
      4. Здание: котельная школы №3, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Гагарина, кадастровый номер <...> :24:0105036:103, площадью 307,0 кв.м.;
      5. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Курнино, ул.Мелиораторов, кадастровый номер <...> :12:0113001:559, площадью 154,5 кв.м.;
      6. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, п. Запищиково, кадастровый номер <...> :12:0325007:32, площадью 205,0 кв.м.;
      7. котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул.Мичурина, кадастровый номер <...> :24:0103072:45, площадью 287,2 кв.м.;
      8. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с.Троицк, ул.Красноярская, кадастровый номер <...> :12:0132001:2106, площадью 197,6 кв.м.;
      9. Здание теплообменного пункта № 1, расположенное по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Есенина, кадастровый номер <...> :24:0102061:2654, площадью 131,9 кв.м.;
      10. Здание теплового пункта 3-го микрорайона №2, расположенное по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Есенина, кадастровый номер <...> :24:0102061:2657, площадью 174,3 кв.м. и теплотрасса теплового пункта №2 3-го микрорайона, протяженностью 5407 м.;
      11. Здание теплопункта «Солнышко», расположенное по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул.Пролетарская, кадастровый номер <...> :24:0102056:887, площадью 147,7 кв.м.
  1. Находящееся по договору с ООО «Сервис Центр»:
    1. Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино ул. Заповедная строение 1, кадастровый номер <...> :24:0110099:543, площадью 19,8 кв.м.;
    2. Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино ул. Заповедная строение 5, кадастровый номер <...> :24:0110099:544, площадью 34,6 кв.м.;
    3. Здание котельной физкультурно-спортивного комплекса, расположенное по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Королева, д.2, кадастровый номер <...> :24:0110088:1193, площадью 15,9 кв.м.;
  2. Находятся по договору с ООО «Теплоснаб»:
    1. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, п.Красная Пресня, ул.Победы, д.14, кадастровый номер <...> :12:0211001:286, площадью 39,0 кв.м.;
    2. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Мамолаево, ул. Советская, д.2, кадастровый номер <...> :12:0614001:992, площадью 24,5 кв.м., вид права - оперативное управление за МБОУ «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа».
    3. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Старое Пшенево, ул. Школьная, д.18, кадастровый номер <...> :12:0234001:682, площадью 36 кв.м., вид права - оперативное управление за МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа»;
    4. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, РМ, Ковылкинский район, с. Волгапино, ул. Советская, д.1, кадастровый номер <...> :12:0305001:321, площадью 131,4 кв.м вид права - оперативное управление за МБОУ «Волгапинская средняя общеобразовательная школа», № 13-13- 03/027/2010-019 от 17.04.2010 г.;
    5. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, РМ, Ковылкинский район, п. Первомайский, ул. Приовражная, д.21, кадастровый номер <...> :12:0211002:415, площадью 51,9 кв.м., вид права - оперативное управление за МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа», № 13:12:0211002:415-13/003/2017-1 от 02.11.2017;
    6. котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Королева 2В, кадастровый номер <...> :24:0110088:1526, площадью 24,5 кв.м., вид права - оперативное управление за МБДОУ Центр развития ребенка детский сад Сказка, № 13-13/003-13/003/001/2016-1045/1 от 08.04.2016 г.;
    7. котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Фролова, д. 28, кадастровый номер <...> :24:0102062:391, площадью 26,4 кв.м., вид права - оперативное управление за МБДОУ Центр развития ребенка детский сад Сказка, № 13-13/003-13/003/001/2016-948/1 от 05.04.2016 г.
  3. Находящиеся в фактическом пользовании на бездоговорной основе с ООО «Теплоснаб»:
      1. котельная, расположенная по адресу: РМ, г. Ковылкинский район, с. Кочелаево ул. Школьная 2Б, кадастровый номер <...> :12:0110001:2820, площадью 34,0 кв.м., оперативное управление за МБУ "Центр физической культуры, спорта и молодежной политики" № 13:12:0110001:2820-13/036/2019- 3 от 29.0.1.2019 г.
      2. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Б.Азясь, ул. Молодежная, д.35, кадастровый номер <...> :12:0303001:313, площадью 111,7 кв.м., вид права - оперативное управление за МБОУ «Большеазясьская средняя общеобразовательная школа», № 13-13-03/051/2010- 123 от 28.05.2010 г.;
      3. котельная, расположенная по адресу: РМ, Ковылкинский район, с. Кочелаево, ул. Школьная,- д.2Г, кадастровый номер <...> :12:0110001:1514, площадью 40,8 кв.м., вид права - оперативное управление за МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа», № 13-13-03/041/2010-301 от 20.07.2010 г.

Муниципальное предприятие, осуществляющее функции по производству, реализации тепловой энергии потребителям в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, отсутствует.

Мордовским УФАС России были получены сведения от образовательных учреждений о заключенных договорах теплоснабжения (вх. №№ 4207 от 22.08.2019 г., 4211 от 23.08.2019 г., 4350 от 30.08.2019 г., 4370 от 30.08.2019 г.).

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» сообщает (вх. №4207 от 22.08.2019 г.), что в 2019 г. было заключено два договора на отпуск тепловой энергии с ООО «Сервис-Центр»: Договор № 46/2019-ТС от 21.02.2019 г., Договор № 14-АБН от 23.04.2019 г.

В соответствии с Договором № 46/2019-ТС от 21.02.2019 г. данный договор действует с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. Применяется тариф, установленный Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия № 198 от 14.12.2018 г.

Границами балансовой принадлежности и оперативного обслуживания являются места ввода теплотрасс в следующие здания потребителя:

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка»;

Обособленное подразделение «Примокшанский детский сад»;

Обособленное подразделение «Шингаринский детский сад»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Теремок» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Центр развития ребенка детский сад «Росинка».

Договор № 14-АБН от 23.04.2019 г. действует с 25.02.2019 г. по 31.10.2019 г. Применяется тариф, установленный Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия № 198 от 14.12.2018 г.

Границами балансовой принадлежности и оперативного обслуживания являются места ввода теплотрасс в следующие здания потребителя:

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка»;

Обособленное подразделение «Примокшанский детский сад»;

Обособленное подразделение «Шингаринский детский сад»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Теремок» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»;

Обособленное подразделение «Центр развития ребенка детский сад «Росинка».

МБОУ «Краснопресненская СОШ» сообщает (вх. №4211 от 23.08.2019 г.), что в 2018 г. в МБОУ «Краснопресненская СОШ» и ее филиалы «Первомайская ООШ» и «Ст.-Пшеневская СОШ» поставляло тепловую энергию ООО «Сервис-Центр» на основании договоров № 119/2018-ТС от 09.01.2018 г., №119/2018/2-ТС от 01.03.2018 г., №423/2018-ТС от 28.02.2018 г., №119/2018/2-ТС от 20.12.2018 г. В январе 2019 г. поставку тепловой энергии в образовательные учреждения также осуществляло ООО «Сервис-Центр» по цене 2681,28руб./Гкал на основании договора №55/2019-ТС от 09.01.2019 г. С 1 апреля 2019 г. по 30.04.2019 г. в образовательные учреждения тепловую энергию поставляло ООО «Теплоснаб». Договор с ООО «Теплоснаб» не был заключен, так как ООО «Теплоснаб» предъявило цену за 1 Гкал – 3076,62 руб. Данный тариф для МБОУ «Краснопресненская СОШ» и ее филиалы не был утвержден РСТ Республики Мордовия.

В соответствии с Договором № 55/2019-ТС от 09.01.2018 г. данный договор действует с 01.01.2019 г. по 31.01.2019 г. Цена за Гкал 2 234,39 р. (Приложение № 3 к договору).

Филиал «Большеазясьская СОШ» МБОУ «Рыбкинская СОШ» сообщает (вх. №4350 от 30.08.2019 г.), что в 2018 г. поставку тепловой энергии осуществляло ООО «Сервис-Центр», на 2019 г. ООО «Сервис-Центр» согласилось заключить договор только на один месяц – январь 2019 г. по тарифу 2681,27 руб/Гкал. С февраля 2019 г. услуги по поставке тепловой энергии предложило ООО «Теплоснаб» по тарифу 3076,62 руб/Гкал, однако МБОУ «Большеазясьская СОШ» сочло такой тариф экономически необоснованным и отказалось от заключения договора. Тепловая энергия поставляется без договора. ООО «Теплоснаб» обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском за бездоговорное потребление тепловой энергии за период февраль-апрель 2019 г. (дело А39-6229/2019).

В соответствии с Договором № 42/2019-ТС от 01.01.2019 г. данный договор действует с 01.01.2019 г. по 31.01.2019 г. Цена за Гкал 2 234,39 р. (Приложение № 3 к договору).

МБОУ «Мамолаевская СОШ» представила договор с ООО «Сервис-Центр» №56/2019-ТС от 12.02.2019 г. и сообщило, что с ООО «Теплоснаб» договор не был заключен, так как не был утвержден тариф на тепловую энергию (вх. №4370 от 30.08.2019 г.).

В соответствии с Договором №56/2019-ТС от 12.02.2019 г. данный договор действует с 01.01.2019 г. по 31.01.2019 г. Цена за Гкал 2 234,39 р. (Приложение № 3 к договору).

В Мордовское УФАС России поступили запрашиваемые документы и сведения от РСТ Республики Мордовия (вх. № 4210 от 23.08.2019 г.), ООО «Теплоснаб» (вх. № 4708 от 17.09.2019 г.), ООО «Сервис-Центр» (вх. № 4711 от 17.09.2019 г.), в соответствии с которыми установлено следующее.

На основании Приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия № 156 от 28.12.2016 г. установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

По 22 котельным: «Большеазяськая СОШ», «Вечкенинская СОШ», «Краснопресненская СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Мамолаевская СОШ», «Коломасовская СОШ», «Парапинская СОШ», «Польцовская СОШ», «Рыбкинская СОШ», «Самаевская СОШ», «Дракинская СОШ», «Пшеневская СОШ», «Токмовская СОШ», «Волгапинская СОШ», «Изосимовская СОШ», «Первомайская СОШ», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Улыбка», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Сказка», дома интернет с. Кочелаево, ФОК г. Ковылкино, ФОК с. Кочелаево, котельной АСК) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Сервис-Центр», установлены следующие:

С 01.01.2017 по 30.06.2017 – 2700

С 01.07.2017 по 31.12.2017 – 2778,29

С 01.01.2018 по 30.06.2018 – 2778,29.

Приказом №198 от 14.12.2018 г. в Приказ № 156 от 28.12.2016 г. были внесены изменения:

По 20 котельным: «Большеазяськая СОШ», «Вечкенинская СОШ», «Краснопресненская СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Мамолаевская СОШ», «Коломасовская СОШ», «Парапинская СОШ», «Польцовская СОШ», «Рыбкинская СОШ», «Самаевская СОШ», «Пшеневская СОШ», «Токмовская СОШ», «Волгапинская СОШ», «Первомайская СОШ», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Улыбка», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Сказка», с. Кочелаево д/сад и дом культуры, ФОК с. Кочелаево, АСК Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Сервис-Центр», установлены следующие:

С 01.07.2017 по 31.12.2017 – 2537,05

С 01.01.2018 по 30.106.2018 – 2537,05

С 01.07.2018 по 31.12.2018 – 2554,75

С 01.01.2019 по 30.06.2019 – 2234,39

С 01.07.2019 по 31.12.2019 – 2234,40.

На основании Приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия № 171 от 15.12.2017 г. установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Для потребителей с. Ельники Ельниковского муниципального района, с. Изосимовка, с. Старое Дракино, г. Ковылкино (ул. Фролова, д. 7А) Ковылкинского муниципального района, д. Красная Подгора Краснослободского муниципального района тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Теплоснаб», установлены следующие:

С 01.01.2018 по 30.06.2018 – 2763,38

С 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3076,62

С 01.01.2019 по 30.06.2019 – 2926,17

С 01.07.2019 по 31.12.2019 – 2926,17

С 01.01.2020 по 30.06.2020 – 2926,17

С 01.07.2020 по 31.12.2020 – 3034,44

Приказом №195 от 14.12.2018 г. в Приказ № 171 от 15.12.2017 г. были внесены изменения: Для потребителей Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района, Изосимовского сельского поселения, Казенно-Майданского сельского поселения, г. Ковылкино (ул. Фролова, д. 7А) Ковылкинского муниципального района, Красноподгорного сельского поселения Краснослободского муниципального района тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Теплоснаб», установлены следующие:

С 01.01.2018 по 30.06.2018 – 2763,38

С 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3076,62

С 01.01.2019 по 30.06.2019 – 3076,62

С 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3076,71

С 01.01.2020 по 30.06.2020 – 3076,71

С 01.07.2020 по 31.12.2020 – 3151,72

Приказом №27 от 26.04.2019 г. в Приказ № 171 от 15.12.2017 г. были внесены изменения: Для потребителей Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, Изосимовского сельского поселения, Казенно- Майданского сельского поселения, Парапинского сельского поселения, Мордовско-Вечкенинского сельского поселения, Клиновского сельского поселения, Токмовского сельского поселения, Мордовско-Коломасовского сельского поселения, Рыбкинского сельского поселения, Ковылкинского городского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Красноподгорного сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Теплоснаб», установлены следующие:

С 01.01.2018 по 30.06.2018 – 2763,38

С 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3076,62

С 01.01.2019 по 30.06.2019 – 3076,71

С 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3136,32

С 01.01.2020 по 30.06.2020 – 3136,32

С 01.07.2020 по 31.12.2020 – 3132,60.

27.12.2018 г. ООО «Сервис-Центр» уведомляет Администрацию о прекращении деятельности по теплоснабжению и расторжению договоров безвозмездного пользования с 01.01.2019 г. в связи с неустановлением на 2019 г. необходимого уровня тарифа, позволяющего без убытков эксплуатировать котельные, переданные на основании договоров безвозмездного пользования по следующим объектам:

1) котельная МБОУ «Большеазясьская СОШ»

2) котельная МБОУ «Краснопресненская СОШ»

3) котельная МБОУ «Кочелаевская СОШ»

4) котельная МБОУ «Мамолаевская СОШ»

5) котельная МБОУ «Ст.-Пшеневская СОШ»

6) котельная МБОУ «Волгапинская СОШ»

7) котельная МБОУ «Первомайская СОШ»

8) МБДОУ «ЦРР-д сад «Улыбка»

9) МБДОУ «ЦРР-д сад «Сказка»

10) котельная Кочелаевского детского сада

11) котельная ФОК г. Кочелаево

12) Котельная п. Зеленая Роща

13) Котельная п. Примокшаньский

14) Котельная пос. Селикатный

15) Котельная по ул. Заповедная, 1

16) Котельная по ул. Заповедная, 5 (исх. № 523 от 27.12.2018 г.).

29.12.2018 г. Администрация обратилась в ООО «Теплоснаб» с просьбой о принятии в эксплуатацию котельных на территории Ковылкинского муниципального района по перечню:

1) котельная МБОУ «Большеазясьская СОШ»

2) котельная МБОУ «Краснопресненская СОШ»

3) котельная МБОУ «Кочелаевская СОШ»

4) котельная МБОУ «Мамолаевская СОШ»

5) котельная МБОУ «Ст.-Пшеневская СОШ»

6) котельная МБОУ «Первомайская СОШ»

7) МБДОУ «ЦРР-д сад «Улыбка»

9) МБДОУ «ЦРР-д сад «Сказка»

10) котельная Кочелаевского детского сада

11) котельная ФОК г. Кочелаево,

в целях недопущения перерывов в подаче тепловой энергии просит принять вышеуказанные котельные с 01 января 2019 г. на основании договора безвозмездного пользования (исх. № 4075 от 29.12.2018 г.).

14.02.2019 г. ООО «Теплоснаб» сообщает Администраци, что котельные были фактически переданы в пользование ООО «Теплоснаб». Просит принять постановление о согласовании передачи в безвозмездное пользование в отношении котельных (Исх. № 19 от 14.02.2019 г.).

20.02.2019 г. Администрация сообщает ООО «Теплоснаб», что передача в безвозмездное пользование котельных не согласована Прокуратурой Ковылкинского района РМ. Администрацией принято решение в кратчайшие сроки осуществить отчуждение объектов теплоснабжения посредством проведения конкурсной процедуры. Просит ООО «Теплоснаб» осуществлять эксплуатацию котельных на бездоговорной основе, гарантирует компенсацию затрат (Исх. № 528 от 20.02.2019 г.).

05.03.2019 г. ООО «Сервис-Центр» уведомляет РСТ Республики Мордовия о заключении договоров теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон, а именно:

Дополнительное соглашение № 1 от 05.02.2019 г. к Государственному контракту № 5/2019-ТС от 23.11.2018 г. с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ;

Договор № 42/2019 на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 г. с МБОУ «Большеазяськая СОШ»;

Договор № 49/2019-ТС на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 с МБОУ «Изосимовская СОШ»;

Договор № 54/2019-ТС на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 г. с МБОУ «Кочелаевская СОШ»;

Договор № 55/2019-ТС на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 г. с МБОУ «Краснопресненская СОШ»;

Договор № 56/2019-ТС на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 г. с МБОУ «Мамолаевская СОШ»;

Договор № 62/2019-ТС на отпуск тепловой энергии от 25.02.2019 г. с МБУ «Центр физической культуры, спорта и молодежной политики Ковылкинского муниципального района» (исх. № 107 от 05.03.2019 г.).

В рассматриваемом случае тарифы на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую котельными (в том числе котельными «Большеазяськая СОШ», «Вечкенинская СОШ», «Краснопресненская СОШ», «Кочелаевская СОШ», «Мамолаевская СОШ», «Коломасовская СОШ», «Парапинская СОШ», «Польцовская СОШ», «Рыбкинская СОШ», «Самаевская СОШ», «Пшеневская СОШ», «Токмовская СОШ», «Волгапинская СОШ», «Первомайская СОШ», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Улыбка», «МБДОУ «ЦРР д/сад «Сказка», с. Кочелаево д/сад и дом культуры, ФОК с. Кочелаево, АСК Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия) были установлены РСТ по Республики Мордовия Приказом от 28.12.2016 г. №156 (с изм. от 12.12.2017 г. № 2179, от 14.12.2018 г. № 198, от 31.01.2019 г. № 3) для теплоснабжающей организации – ООО «Сервис-Центр».

Фактические поставки тепловой энергии потребителям осуществляет ООО «Теплоснаб» (вх. № 4708 от 17.09.2019 г.):

- ЦФКС и МП МБУ (Котельная ФОК с. Кочелаево) с января 2019 г.;

- ЦРР-дс «Сказка» (Котельная Кочелаевского детского сада) с января 2019 г.;

- МБОУ «Большеазясьская СОШ» (котельная Большеазясьская СОШ) с февраля 2019 г.;

- МБОУ «Мамолаевская СОШ» (котельная Мамолаевская СОШ) с февраля 2019 г.;

- УФК МБОУ «Краснопресненская СОШ» (котельная Краснопресненская СОШ) с февраля 2019 г.;

- МБОУ «Кочелаевская СОШ» (котельная Кочелаевская СОШ) с февраля 2019 г.;

- УФК МБОУ «Краснопресненская СОШ» (котельная Первомайская СОШ) с февраля 2019 г.;

- УФК МБОУ «Краснопресненская СОШ» (котельная Ст.-Пшеневская СОШ) с февраля 2019 г.;

- ЦРР-д сад «Сказка» (котельная детский сад «Улыбка») с января 2019 г.;

- ЦРР-д сад «Улыбка» (котельная детский сад «Сказка») с января 2019 г.,

по тарифу 3076,62 Гкал. (счет на оплату МБОУ «Краснопресненская СОШ» № 151 от 26.02.2019 г., № 220 от 25.03.2019 г.; сведения, полученные от образовательных учреждений (МБОУ «Мамолаевская СОШ» (вх. №4370 от 30.08.2019 г.), Филиал «Большеазясьская СОШ» МБОУ «Рыбкинская СОШ» (вх. №4350 от 30.08.2019 г.), МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» (вх. №4207 от 22.08.2019 г.), МБОУ «Краснопресненская СОШ» (вх. №4211 от 23.08.2019 г.).

Таким образом, установлено, что на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия объекты теплоснабжения переданы ООО «Сервис-Центр» на основании концессионного соглашения № 1 от 22.06.2016 г., ООО «Сервис-Центр» на основании договора безвозмездного пользования от 16.09.2016 г., договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями № 41 от 24.12.2018 г., ООО «Теплоснаб» в фактическое пользование на бездоговорной основе, а также на основании договоров безвозмездного пользования имуществом от 01.02.2019 г. №№ 2, 6, 7, 8, 9, 10.

В соответствии с пояснениями Администрации № 3354 от 29.10.2019 г. (вх. № 5607 от 30.10.2019 г.), № 255 от 23.01.2020 г. (вх. № 340 от 27.01.2020 г.), в связи с отсутствием потенциальных поставщиков тепловой энергии социальных объектов Администрация была вынуждена предоставить котельные ООО «Сервис-Центр» и ООО «Теплоснаб» в начале отопительного периода с целью недопущения чрезвычайной ситуации и срыва отопительного сезона.

ООО «Сервис-Центр» на основании Постановления Администрации № 1362 от 13.09.2016 г. является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по теплоснабжению на территории Ковылкинского муниципального района.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О местном самоуправлении»).

Согласно пункту 2 статьи 51 ФЗ «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии пунктом 4.2 части 1 статьи 17 ФЗ «О местном самоуправлении» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 1 Положения об Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (утв. Решением Совета депутатов 27.03.2015 г. № 7) (далее – Положение) Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ковылкинского муниципального района, осуществляет свои полномочия в пределах компетенции, установленной настоящим положением.

На основании пункта 11 Положения к функциям Администрации относится организация теплоснабжения.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Законом о теплоснабжении.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6).

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 1 статьи 28.1).

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Администрация не лишена возможности осуществлять возложенные полномочия в соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении.

Действующее законодательство не предполагает императивной обязанности публичных органов в случаях угрозы наступления неблагоприятных последствий злоупотреблять нормами законодательства.

Довод Администрации о предоставлении объектов теплоснабжения ООО «Теплоснаб» с целью недопущения чрезвычайной ситуации и срыва отопительного сезона и проведении в настоящее время работ по привлечению инвесторов для заключения концессионного соглашения, не нашла подтверждения согласно представленным сторонами документами.

Сведения об отказе ООО «Сервис-Центр» о прекращении деятельности по теплоснабжению и расторжению договоров безвозмездного пользования с 01.01.2019 г. имелись у Администрации с декабря 2018 г.

Сведений о принятии с указанного периода Администрацией мер по организации теплоснабжения и передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Передача органом местного самоуправления имущества конкретному хозяйствующему субъекту в отсутствие правовых оснований такой передачи создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование, что свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Теплоснаб» как субъекту предпринимательской деятельности ввиду предоставления ему доступа на рынок теплоснабжения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в приоритетном порядке, а значит и получении необоснованного дохода от деятельности, связанной с эксплуатацией вышеуказанной объектов теплоснабжения.

Кроме того, такими действиями Администрации ограничена возможность доступа на рынок теплоснабжения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия иных субъектов.

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808) (далее – Правила № 808) устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

В соответствии с нормами указанных Правил № 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения.

Согласно пункту 12 Правил № 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:

- заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;

- заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

- заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Согласно пункту 12(1) Правил № 808 в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - ценовые зоны теплоснабжения), единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности, кроме обязанностей, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, также обязана:

- до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - переходный период) разработать и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, а также направить эти стандарты в территориальный антимонопольный орган;

- реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения;

- обеспечивать соблюдение значений параметров качества теплоснабжения потребителей и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с настоящими Правилами;

- исполнять стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

- размещать информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 13 Правил № 808 предусмотрены случаи, при наступлении которых организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации, а именно:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;

- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;

- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;

- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;

- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации

На основании пункта 14 Правил № 808 уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 настоящих Правил фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия в установленном порядке решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.

Пунктом 16 Правил № 808 предусмотрено, что уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 Правил.

Согласно пункту 18 Правил № 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил.

Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района от 13.09.2016 г. № 1362 в качестве единой теплоснабжающей организации определено ООО «Сервис-Центр» (зона деятельности определена как территория Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от всех источников тепловой энергии).

Документов, подтверждающих в соответствии с пунктом 16 Правил № 808 утрату организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в материалы дела не представлено.

В Мордовское УФАС России в рамках исполнения примечаний 1 и 5 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ООО «Сервис-Центр» (вх. № 440 от 30.01.2020 г.) поступили пояснения по делу. В пояснениях ООО «Сервис-Центр» признало факт заключения антиконкурентного соглашения и участия в нём, а также представило необходимые доказательства (копия письма ООО «Сервис-Центр» № 217/1 от 16.05.2018 г.; копия письма ООО «Сервис-Центр» № 341/1 от 20.08.2018 г.; копия письма ООО «Сервис-Центр» № 523 от 27.12.2018 г.) в антимонопольный орган.

В частности, в заявлении ООО «Сервис-Центр» указало следующие обстоятельства.

13.09.2016 г. постановлением Администрации № 1362 ООО «Сервис-Центр» признано единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по теплоснабжению потребителей на территории Ковылкинского муниципального района от всех источников тепловой энергии.

В период с 2016 г. по 2019 г. Администрацией проводились мероприятия по подготовке конкурсной документации с целью проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, переданных по договорам безвозмездного пользования. Однако до настоящего времени конкурс на право заключения концессионного соглашения не проводился.

В указанный период эксплуатацию котельных осуществляло ООО «Сервис-центр», по установленному органом регулирования тарифу.

Поскольку в срок до 01.05.2018 г. котельные, переданные по договорам безвозмездного пользования так и не были переданы на законных основаниях, у ООО «Сервис-центр» отсутствовали правовые основания для получения тарифа на тепловую энергию с 01.01.2019 г. и дальнейшую их эксплуатацию.

Учитывая указанные обстоятельства, ООО «Сервис-центр» письмом от 16.05.2018 г. № 217/1 проинформировал Администрацию Ковылкинского муниципального района РМ о необходимости решения вопроса о передаче на законных основаниях ООО «Сервис-центр» котельных, эксплуатируемых по договорам безвозмездного пользования.

Повторное письмо с аналогичными требования было направлено в адрес Администрации Ковылкинского муниципального района РМ 20.08.2018 г. (исх. № 341/1).

Однако, никаких действий предпринято не было. При таких обстоятельствах ООО «Сервис-Центр» было вынуждено отказаться от дальнейшей эксплуатации котельных, полученных по договорам безвозмездного пользования.

В связи со сложившейся ситуацией в конце декабря 2018 г. представители Администрации Ковылкинского муниципального района, ООО «Сервис-Центр» и ООО «Теплоснаб» устно договорились о том, что ООО «Сервис-Центр» откажется от дальнейшей эксплуатации котельных, Администрации Ковылкинского муниципального района передаст данные котельные в безвозмездное пользование ООО «Теплоснаб», а ООО «Теплоснаб» примет их в эксплуатацию в целях осуществления теплоснабжения потребителей.

Таким образом, Администрации Ковылкинского муниципального района, ООО «Сервис-Центр» и ООО «Теплоснаб» в конце декабря фактически заключили ограничивающие конкуренцию соглашение, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок теплоснабжения в Ковылкинском муниципальном районе иных хозяйствующих субъектов (теплоснабжающих организаций).

Данные обстоятельства подтверждаются письмом исх. №523 от 27.12.2018 г., которым «Сервис-Центр» сообщает Администрации Ковылкинского муниципального района о своем отказе от дальнейшей эксплуатации котельных и просит расторгнуть заключенные договоры безвозмездного пользования на указанные котельные, а также определить иную эксплуатирующую котельные теплоснабжающую организацию в целях недопущения срыва отопительного сезона.

На основании данного письма Администрация Ковылкинского муниципального района подготовила соглашения о расторжении договоров безвозмездного пользования № б/н от 16.09.2016 г. на вышеуказанные котельные с 01.01.2019 г. и с 31.01.2019 г. (на ряд котельных), а также акты возврата котельных обратно Ссудодателям.

Данные соглашения о расторжении были подписаны Администрацией, бюджетными учреждениями, владеющими котельными на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и ООО «Сервис-Центр» 29.12.2018 г. и 31.01.2019 г. (на ряд котельных), котельные были возвращены Ссудодателям по подписанным сторонами актам возврата 31.12.2018 г. и 31.01.2019 г. соответственно.

После возврата Ссудодателям вышеуказанных котельных по актам возврата 31.12.2018 г. и 31.01.2019 г. ООО «Сервис-Центр» в дальнейшем больше не участвовал в ограничивающем конкуренцию соглашении и каких-либо согласованных с Администрацией Ковылкинского муниципального района и ООО «Теплоснаб» действий не осуществлял.

Кроме того, ООО «Сервис-Центр» в материалы дела представлены: копия Соглашения о прекращении договора безвозмездного пользования имуществом от 31.01.2019 г. и акт возврата имущества (в отношении котельной МБОУ «Болынеазясьская СОШ»); копия Соглашения о прекращении договора безвозмездного пользования имуществом от 31.01.2019 г. и акт возврата имущества (в отношении котельной МБОУ «Краснопресненская СОШ»); копия Соглашения о прекращении договора безвозмездного пользования имуществом от 31.01.2019 г. и акт возврата имущества (в отношении котельной МБОУ «Мамолаевская СОШ»); копия Соглашения о прекращении договора безвозмездного пользования имуществом от 31.01.2019 г. и акт возврата имущества (в отношении котельной МБОУ «Ст.-Пшеневская СОШ»); копия Соглашения о прекращении договора безвозмездного пользования имуществом от 31.01.2019 г. и акт возврата имущества (в отношении котельной МБОУ «Волгапинская ООШ»).

В Мордовское УФАС России в рамках исполнения примечаний 1 и 5 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ООО «Теплоснаб» (вх. № 596 от 04.02.2020 г.) поступили пояснения по делу. В пояснениях ООО «Теплоснаб» признало факт заключения антиконкурентного соглашения и участия в нём, а также представило необходимые доказательства (копия письма № 4075 от 29.12.2018 г.; копия письма № 265 от 03.12.2019 г.) в антимонопольный орган.

В частности, в заявлении ООО «Теплоснаб» указало следующие обстоятельства.

Между ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-центр» и Администрацией Ковылкинского муниципального района РМ была достигнута устная договоренность о том, что после отказа от котельных, принадлежащих ООО «Сервис-центр» по договорам безвозмездного пользования, ООО «Теплоснаб» примет их для дальнейшей эксплуатации и осуществления теплоснабжения.

Для реализации указанных договоренностей, в адрес ООО «Теплоснаб» от Администрации направлено письмо № 4075 от 29.12.2018 г. о принятии с 01.01.2019 г. на основании договоров безвозмездного пользования в эксплуатацию ряд котельных, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений.

ООО «Теплоснаб» удовлетворило просьбу Администрации - приняло в эксплуатацию котельные и начало производить и поставлять тепловую энергию потребителям, технологически подсоединенным к данным котельным.

В дальнейшем ООО «Теплоснаб» отказался от участия в антиконкурентном соглашении, направив в адрес главы Ковылкинского муниципального района РМ уведомление от 03.12.2019 г. № 265 о намерении расторгнуть договоры безвозмездного пользования и прекратить деятельность по теплоснабжению вышеуказанных объектов.

Договора безвозмездного пользования были расторгнуты, деятельность по теплоснабжению прекращена с 01.01.2020 г.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Теплоснаб» признает факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении, но просит принять во внимание дальнейший отказ от участия в нем. В материалы дела представлены: копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом № 2 от 01.02.2019 г. с МБОУ «Мамолаевская СОШ»; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 2 от 01.02.2019 г.; копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом № 6 от 01.02.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 6 от 01.02.2019 г.; копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом № 9 от 01.02.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 9 от 01.02.2019 г.; копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования № 10 от 01.02.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 10 от 01.02.2019 г.; копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования № 8 от 01.02.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 8 от 01.02.2019 г.; копия соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования № 7 от 01.01.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 7 от 01.01.2019 г.; копия акта приема-передачи имущества к договору безвозмездного пользования имуществом № 1 от 01.01.2019 г.

Мордовским УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Анализ состояния конкурентной среды проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Установлено, что для целей исследования анализ характеристик товарного рынка проведен в рестроспективном периоде времени, временной интервал исследования товарного рынка в аналитическом отчете принят 2018, 2019 годы.

Учитывая, что тепловая энергия не взаимозаменяема с другими товарами, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу и реализацию тепловой энергии ОКВЭД - 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

Принимая во внимание, что ООО «Сервис-Центр», ООО «Теплоснаб» осуществляют деятельность на рынке услуг теплоснабжения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, антиконкурентное соглашение заключено с целью осуществления поставки тепловой энергии для потребителей в Ковылкинском муниципальном районе, а также тот факт, что тепловая энергия – это такой товар, который может быть доставлен потребителю только по тепловым трубопроводным сетям, следует, что покупатели, находящиеся в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия могут получать услугу по теплоснабжению только в пределах территории пролегания сетей теплоснабжения в границах конкретного муниципального образования Республики Мордовия - на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 28.02.2020 г. № 05, принятом Комиссией и направленном участникам дела. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации, ООО «Сервис-Центр», ООО «Теплоснаб» по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо пояснений, доводов и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении от 28.02.2020 г. № 05, в Мордовское УФАС России не поступало.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу условий пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Вывод о наличии (отсутствии) в действиях хозяйствующих субъектов нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение и реализацию антиконкурентных соглашений, можно сделать исходя из оценки группового поведения хозяйствующих субъектов, в том числе, из косвенных доказательств, свидетельствующих о неразумности (не типичности) действий каждого из сторон соглашения.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 ФЗ «О защите конкуренции»), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Таким образом, для вывода о наличии между участниками согласованных действий значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно Разъяснениям Президиума ФАС России № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, не соблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности доказательств.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-641/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе:

устойчивая модель поведения ответчиков, направленная на преднамеренный уход от проведения установленной законодательством Российской Федерации порядка организации теплоснабжения в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия;

- хронология последовательных действий Администрации, ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр»;

- добровольное признание ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр» факта заключения и участия в антиконкурентном соглашении,

пришла к выводу, что Администрацией, ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр» нарушены требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Взаимосвязанные действия были направлены на обход установленной законодательством Российской Федерации порядка организации теплоснабжения с целью недопуска на этот рынок иных теплоснабжающих организаций и привели к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

Основания для выдачи Ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения и участия в нём отсутствуют в связи с завершением реализации соглашения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрацией ООО «Теплоснаб», ООО «Сервис-Центр», выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на обход установленной законодательством Российской Федерации порядка организации теплоснабжения с целью недопуска на этот рынок иных теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны