Постановление №123 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.31-110/2021 об админи... от 25 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.31-110/2021

об административном правонарушении

 

«25» марта 2021 г.                                                                                                             г. Саранск

 

<...> – Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол № 28 от 16.03.2021 и материалы дела об административном правонарушении № 013/04/14.31-110/2021, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс»  <...> (далее – ООО «Энергоресурс») по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение № 155 от 16.03.2021), в присутствии директора ООО «Энергоресурс» - <...> (решение учредителя от 02.12.2020 № 1),

 

УСТАНОВИЛ:

 

26.06.2020 г. Мордовским УФАС России вынесено решение № 440, согласно которому действия (бездействие) ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании установленного факта нарушения законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в отношении юридического лица – ООО «Энергоресурс» был составлен протокол об административном правонарушении № 28 от 16.03.2021 г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 28 от 16.03.2021 г. составлен в присутствии в присутствии директора ООО «Энергоресурс» - <...> (решение учредителя от 02.12.2020 № 1).

Содержание протокола об административном правонарушении № 28 от 16.03.2021 г. соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Существо нарушения выразилось в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление председателя Товарищества собственников жилья «Красносельцовское» <...> (вх. № 2798 от 13.06.2019 года) (далее – ТСЖ «Красносельцовское», Заявитель) на неправомерные действия ООО «Энергоресурс», выраженные в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома № 6, 8, 10.

Согласно справке Администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (исх. № 183 от 31.10.2018 года) (далее – Администрация) в управлении ТСЖ «Красносельцовское» находятся многоквартирные дома, расположенные в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома № 6, 8, 10.

На основании приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия №140 от 16.12.2016 года установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Энергоресурс» потребителям на 2016-2018 года (с изменениями согласно приказа № 162 от 15.12.2017 года).

ООО «Энергоресурс» осуществляло в отопительном периоде 2017-2018 годов теплоснабжение жилых многоквартирных домов в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия на основании договора от 01.10.2017 года №15-ТС на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления (далее - договор №15- ТС от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» (энергоснабжающая организация) через присоединенную тепловую сеть подает ТСЖ «Красносельцовское» (абонент) тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления в размере 3968,12 Гкал за отопительный сезон 2017-2018 годов, а абонент принимает тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, соблюдая при этом установленный режим потребления, и обязуется оплачивать принятое количество тепловой энергии в размере 7 963 739,07 руб. (упрощенная система налогообложения) в сроки и порядке, установленные настоящим контрактом для потребителей.

Согласно пункту 3.4.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года абонент обязан производить оплату принятой тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период в сроки и порядке, указанные в настоящем договоре, по тарифам, установленным для энергоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В силу пункта 5.1 договора № 15-ТС от 01.10.2017 года при отсутствии приборов учета на тепловом вводе абонента количество отпускаемой тепловой энергии на отопление рассчитывается энергоснабжающей организацией согласно «Методике определения количеств теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года №105, и подпункту 3.1.1 настоящего договора.

Однако следует отметить, что включение указанного нормативного правового акта в договор неправомерно, поскольку он не регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ. Кроме того, приказ Госстроя России от 06.05.2000 года №105 признан утратившим силу в соответствии с приказом Минстроя России от 31.07.2014 №414/пр.

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» обязуется отпускать ТСЖ «Красносельцовское» с 01.10.2017 года тепловую энергию в горячей воде на отопление с максимумом тепловой нагрузки 1.636 Гкал/ч, в том числе на отопление 1.636 Гкал/час.

Подавать ТСЖ «Красносельцовское» тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленными настоящим договором максимальными часовыми нагрузками и прилагаемым температурным графиком регулирования (приложение №1 «температурный график регулирования отпуска тепловой энергии») для отопления по расчету в зависимости от средней температуры наружного воздуха за месяц согласно СНиП с разбивкой по месяцам (приложение № 2).

В соответствии с письмом Общества с ограниченной ответственностью «Технопарк» (исх. № 496/1 от 24.05.2018 года) установка общедомовых приборов учета энергии и теплоносителя в многоквартирных домах по адресам: Рузаевский район, п. Совхоз Красное Сельцо, ул. Садовая, д. 6, 8, 10 не была произведена в связи с отсутствием технической возможности, связанной с конструкцией домов (отсутствуют подвальные помещения). Таким образом, в спорный период в домах по ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, находившихся в управлении ТСЖ «Красносельцовское», отсутствовали надлежаще установленные общедомовые приборы учета энергоресурсов. Указанный факт сторонами не оспаривается.

При определении количества оказанных потребителям в п. Совхоз «Красное Сельцо» по ул. Садовой, дома № 6, 8, 10 в отопительном периоде 2017-2018 годов услуг теплоснабжения ООО «Энергоресурс» в отношении объектов потребления, в которых отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, был выполнен расчет платы за оказанные услуги исходя из тепловых нагрузок.

Исходя из совокупности норм частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, также определены следующие понятия:

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Мордовским УФАС России подготовлен аналитический отчет об анализе конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения в географических границах пос. Красное Сельцо Рузаевского района. Временной интервал исследования – отопительный сезон 2017-2018 года; продуктовые границы рынка – услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии. Проведенный обзор рынка услуг по теплоснабжению выявил, что ООО «Энергоресурс» осуществляет деятельность по теплоснабжению и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение. Доля ООО «Энергоресурс» на исследуемом товарном рынке в 2017-2018 годах составила 100%, Общество являлось единственным участником рынка. Следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По этой причине ООО «Энергоресурс» при оказании услуг по теплоснабжению обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно письму Администрации (вх. № 2713 от 04.05.2020 года) на территории Красносельцовского сельского поселения оказание услуг по теплоснабжению (поставке тепловой энергии) до конечного потребителя тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения в географических границах в период с 2017 года по настоящее время осуществляет ООО «Энергоресурс».

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2011 года № 13ГА 537700 за Администрацией зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве ½) блочной котельной жилого фонда (назначение: нежилое; 1-этажная, общая площадь 50,8 кв.м., инв. № 89:243:002:000251860, лит. А; адрес объекта: Республика Мордовия, Рузаевский район, поселок совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, д. 14 примерно в 30 м. от жилого дома № 14 по ул. Гагарина по направлению на север).

ООО «Энергоресурс» владеет тепловым источником и тепловыми сетями.

В материалы дела представлен договор аренды № 01/10/2017-КН от 01.08.2017 года между индивидуальным предпринимателем <...> и ООО «Энергоресурс» с актом приема-передачи ½ части нежилого помещения в аренду от 01.08.2017 года. Согласно указанному договору <...> (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурсу» (арендатору) во временное владение и пользование имущество (½ доли здания блочной котельной жилого фонда, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома № 14 по улице Гагарина по направлению на север). Указанное имущество принадлежит <...> на праве общей долевой собственности.

01 октября 2017 года Администрация и ООО «Энергоресурс» заключили договор аренды муниципального нежилого помещения № б/н (далее – договор аренды от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 01.10.2017 года Администрация (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурс» (арендатору) во временное владение и пользование ½ доли блочной котельной жилого фонда (нежилое помещение, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома №14 по ул. Гагарина по направлению на север).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны ООО «Энергоресурс», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положении при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных домов.

Определением от 17.10.2019 года к участию в деле привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Определением от 21.01.2020 года к участию в деле привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

В пункте 2 Правил № 354 определено, что норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Раздел VI Правил № 354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Так, абзац второй пункта 42(1) Правил № 354 детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Указанной правовой нормой предусмотрено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:

Pi = Si х NT х Тт,

где: Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Энергоресурс» в письме (вх. № 3414 от 05.07.2019 года) представлены объяснения, из которых следует, что Общество производило начисление за отопление в многоквартирных домах по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, исходя из формулы 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), в соответствии с которой часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:

(формула 20)

qmax = qуд. х S,

                                              

где: qУд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м). Таким образом, стоимость поставки тепловой энергии, рассчитанной ООО «Энергоресурс» за 7 месяцев, составила 575 647,73 руб.

Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).

Таким образом, законодательство обязывает ресурсоснабжающую организацию («ООО «Энергоресурс») принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Установленный законодательством порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка теплоснабжения предпринять меры по установлению указанных нормативов. В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять ООО «Энергоресурс» уклоняться от осуществления действий по установлению нормативов.

Ресурсоснабжающая организация - профессиональный участник рынка теплоснабжения, а потому, приняв на себя обязательства подавать тепловую энергию, при начислении платы за тепловую энергию за отопительный сезон 2017-2018 годов по многоквартирным домам, не оборудованным приборами учета, по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, должна нести определенные риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является товарищество.

Согласно письму Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28.01.2020 года № 07-20 (вх. № 394 от 28.01.2020 года) для многоквартирных жилых домов в с. Красное Сельцо Рузаевского района РМ указанные нормативы не устанавливались, так как вышеуказанные организации за установлением нормативов не обращались.

ООО «Энергоресурс» за установлением нормативов потребления в установленном порядке не обращалось и не оспаривает, что в период отопительного сезона 2017-2018 годов при расчетах с ТСЖ «Красносельцовское» расчеты производились в отсутствие надлежащим образом установленных нормативов. Такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке оказания услуг по отоплению, нарушают права потребителей, порядок формирования платы за коммунальную услугу и противоречит пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-570/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что действия ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с  собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, квалифицируются как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. При этом любое предписание должно быть не только законным, но и быть фактически исполненным.

Учитывая, что в период действия договора №15-ТС от 01.10.2017 года норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населения пос. Красное Сельцо утвержден не был, а обязанность по утверждению нормативов относится к полномочиям Республиканской службы по тарифам РМ, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела Комиссия направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела исх. № 10 от 09.06.2020 года. Ответчиком были представлены возражения вх. № 3769 от 22.06.2020 года в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Однако, доводы, изложенные в возражении вх. № 3769 от 22.06.2020 года, являлись предметом исследования Комиссии при рассмотрении дела № 013/01/10-570/2019 и не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии ответчик, участвующий в рассмотрении дела, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснил, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-570/2019 о нарушении антимонопольного законодательства признала действия ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, решением Мордовского УФАС России № 440 от 26.06.2020 г. установлено, что действия ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Ответственность за совершение вышеуказанных действий устанавливается частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП РФ определено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

ООО «Энергоресурс» имело возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, следствием чего стало противоправное и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действие (бездействие), выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10.

Местом совершения рассматриваемого правонарушения является место нахождения ООО «Энергоресурс (на момент совершения правонарушения): РМ, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 97, кв. 15.

Дата совершения административного правонарушения: 01.10.2018 г. (дата заключения договора № 15-ТС на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления).

Факт нарушения установлен решением Комиссии № 440 от 26.06.2020 г.

В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ не истек.

Основания для освобождения ООО «Энергоресурс» от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года
№ 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не может быть рассмотрено как малозначительное, поскольку действия (бездействие) ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома № 6, 8, 10, посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере антимонопольного регулирования и свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей.

Таким образом, ООО «Энергоресурс» является виновным в совершении действий (бездействии), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, что влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, уполномоченное должностное лицо пришло к выводу, что в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих ответственность обстоятельств возможно признать: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАПРФ отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

В соответствии с частью 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Учитывая, что административное правонарушение выявлено в 2020 году, административный штраф рассчитывается от суммы выручки правонарушителя за 2019 год, на рынке которого совершено административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ сумма штрафа, налагаемого на юридическое лицо за административное нарушение, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера (условие 1) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (условие 2).

В соответствии с частью 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в частности, настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф (Базовый штраф, Бш), налагаемый на юридическое лицо за административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), исчисляется по формуле:

 

 

Бш = 0,003*Q + (0,03*Q – 0,003*Q)/2 = (0,003 + (0,03-0,003)/2)*Q = 0,0165*Q,

0,003*Q ≤ Бш ≤ 0,03*Q, (условие 1)

100 000 руб. ≤ Бш ≤ 0,02*Qобщ ,(условие 2)

 

где Бш – базовый штраф;

Q - размер суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение за последний полный финансовый год,

Qобщ  - совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за последний полный финансовый год.

Согласно сведениям, представленным ООО «Энергоресурс» (вх. № 1395 от 22.03.2021, № 1436 от 24.03.2021) выручка ООО «Энергоресурс» всего в 2019 году составила 40 486 342,00 руб., выручка от реализации услуг по поставке тепловой энергии в границах пос. Красное сельцо в 2019 году составила 8 139 435,21 руб.

Таким образом в рассматриваемом случае Q = 8 139 435,21 руб., Qобщ  = 40 486 342,00 руб.

24 418,31 ≥ БШ ≤ 244 183,06 (по условию 1)

100 000 руб. ≤ БШ ≤ 809 726,84 (по условию 2)

С учетом того, что в рассматриваемом случае Q = 8 139 435,21 руб. базовая сумма штрафа (БШ) равна:

БШ = 0,0165*8 139 435, 21 руб. = 134 300,68 руб.

 

Ввиду того, что при рассмотрении административного дела установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ, сумма, на которую подлежит уменьшить размер базового штрафа в соответствии с частью 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, исчисляется следующим образом:

ОС = Q *(0,03-0,003)/8 = 0,003375*Q

где ОС – сумма уменьшения штрафа за одно смягчающее обстоятельство;

Q – сумма выручки хозяйствующего субъекта – нарушителя от реализации товаров (работ, услуг) на указанном рынке за последний полный финансовый год.

С учетом того, что в рассматриваемом случае Q = 8 139 435,21 руб. сумма уменьшения штрафа за одно смягчающее обстоятельство (ОС) равна:

ОС = 0,003375*8 139 435, 21 руб. = 27 470,59 руб.

 

Таким образом, с учетом того, что в рассматриваемом случае Q = 8 139 435,21 руб. и имеется одно смягчающее обстоятельство, итоговая сумма штрафа (ИШ) равна:

ИШ = БШ – ОС = 134 300,68 – 27 470,59 = 106 830,09 руб.

Таким образом, итоговая сумма штрафа за данное правонарушение составляет      106 830,09 руб.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» <...> нарушившим часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к юридическому лицу – Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере в размере 106 830 (сто шесть тысяч восемьсот тридцать) рублей 09 копеек.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 16111601141010031140, ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение – НБ Республика Мордовия Банка России, БИК 018952501 Расчётный счёт 40102810345370000076; УИН 16100500000000905595; Назначение платежа: Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны