Постановление №ЛА/2132/23 Постановление о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-360/2... от 21 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-360/2023

об административном правонарушении 

21 июня 2023 года                                                                        г. Саранск, проспект Ленина, 14

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 и материалы дела № 013/04/14.3-360/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...> <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/28-805/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружной рекламы «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется», размещавшейся в октябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Ботевградская, за пересечением с ул. Советской, в районе поликлиники №3 (сторона А, призматрон), а также наружной рекламы «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит», размещавшейся в ноябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Коммунистическая, 10, справа при движении из центра, к РТК «Сити-Парк», СК «Мордовия Арена» (сторона А, призматрон), в которой сообщалось одно условие кредитов – 5,5% годовых и из-за нечитаемости поясняющей надписи фактически отсутствовала существенная часть информации об иных условиях рекламируемых кредитов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 17.03.2023 № ЛА/898/23 по делу № 013/05/28-805/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Установленный решением Комиссии Мордовского УФАС России от 17.03.2023 № ЛА/898/23 по делу № 013/05/28-805/2022 факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя – главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...> <...> протокола об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023, согласно которому названному должностному лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 составлен в присутствии главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...>, копия которого вместе с копией определения № ЛА/2022/23 от 07.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены 07.06.2023 С<...> под личную подпись, о чем имеются соответствующие отметки в названных процессуальных документах. Тем самым главный специалист общественных связей МРФ АО «Россельхозбанк» С<...> надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрение дела № 013/04/14.3-360/2023 об административном правонарушении состоялось в назначенное время в присутствии главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...>.

С<...> разъяснены положения статей 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о праве знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать постановление по делу, а также иные процессуальные права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников.

Содержание протокола об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено. При этом к материалам дела № 013/04/14.3-360/2023 об административном правонарушении приобщены материалы дела № 013/05/28-805/2022.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 рассматривает заместитель руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии главного специалиста общественных связей МРФ АО «Россельхозбанк» С<...>.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа установило следующее.

В Мордовское УФАС России поступило электронное обращение Ш<...> <...>, в котором сообщается о распространении 22 октября 2022 года на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, улица Веселовского (в районе жилого дома № 31, напротив рынка «Ринг») наружной рекламы «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется»,  в подтверждение чего к обращению приложены четыре файла с фотографиями и один файл с видеозаписью.

Поступившие с электронным обращением Ш<...> <...> видео- и фото-материалы от 22.10.2022 свидетельствуют о факте размещения на рекламной конструкции (призматрон, сторона Б), установленной в г. Саранске на  улице Веселовского (в районе жилого дома № 31, напротив рынка «Ринг»), следующей информации: иллюстрация счастливой семьи (улыбающиеся молодые женщина и мужчина, а также мальчик-подросток) сопровождается поддающимся прочтению, выполненным крупным шрифтом текстом «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется».

Размещение такой информации осуществлялось в течение октября 2022 года, что подтверждают документы и материалы, предоставленные с письмом АО «Россельхозбанк» <...>, с письмом ООО Приоритет» <...>, с письмом ООО «Паритет Поволжья» <...>.

Вместе с тем, из фото-материалов, предоставленных с письмом АО «Россельхозбанк» <...>, с письмом ООО «Паритет Поволжья» <...>, следует, что осуществлена замена информации, которая в течение ноября 2022 года размещалась на рекламных конструкциях, в том числе в указанном заявителем месте, в следующем виде:  иллюстрация счастливой пары (улыбающиеся мужчина и женщина в возрасте) сопровождается поддающимся прочтению, выполненным крупным шрифтом текстом «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит».

Демонстрируемая для всеобщего обозрения информация направленно привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности РоссельхозБанка по предоставлению кредита «на всё, что хочется» и пенсионного кредита по ставке 5,5% годовых, формирует интерес к такой деятельности и услугам, способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются финансовая деятельность и финансовые услуги РоссельхозБанка по предоставлению кредита «на всё, что хочется» и пенсионного кредита на условии 5,5% годовых.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» определено, что потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В данном случае финансовые услуги по предоставлению кредита «на всё, что хочется» и пенсионного кредита на условии 5,5% годовых предлагаются от имени РоссельхозБанка, в интересах которого распространена рассматриваемая наружная реклама.

Акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (сокращенное наименование - АО «Россельхозбанк», основной вид деятельности - денежное посредничество прочее (ОКВЭД 64.19)) имеет лицензию <...>, выданную Центральным банком Российской Федерации, на осуществление банковских операций, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru, что подтверждается распечаткой выписки из Единого государственного реестра юридических лиц <...>.

Распространение рассматриваемой наружной рекламы с предложением финансовых услуг РоссельхозБанка по предоставлению кредита «на всё, что хочется» и пенсионного кредита на условии 5,5% годовых осуществлено в период с октября по ноябрь 2022 года на территории г. Саранск Республики Мордовия для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк», обеспеченное рекламными услугами ООО «Паритет Поволжья», а также услугами ООО «Приоритет», осуществляющего обслуживание рекламных конструкций ООО «АутдорСервис», что подтверждается взаимосвязанностью следующих гражданско-правовых договоров: договор <...> на выполнение работ по изготовлению и оказание услуг по размещению наружной рекламы для нужд Мордовского РФ АО «Россельхозбанк» <...>, заключенный между АО «Россельхозбанк» и  ООО «Паритет Поволжья»; договор <...>на размещение рекламы <...>, заключенный между ООО «Приоритет» и ООО «Паритет Поволжья»; агентский договор <...>, заключенный между ООО «АутдорСервис» и ООО «Приоритет».

В рамках таких договоров размещение наружной рекламы осуществлялось с использованием рекламных конструкций, установленных в городском округе Саранск по следующим адресам: в октябре - ноябре 2022 года: 1) ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг», сторона Б, призматрон; 2) р.п. Ялга, ул. Пионерская (район Мордовэкспоцентра), сторона А, баннер; 3) а/дорога на С-запад, поворот к ЦОП, сторона Б, баннер; 4) пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай, сторона Б, баннер; 5) ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный», сторона Б, призматрон; в октябре 2022 года: 6) ул. Ботевградская, за пересечением с ул. Советской, в районе поликлиники №3, сторона А, призматрон; в ноябре 2022 года: 7) ул. Коммунистическая, 10, справа при движении из центра, к РТК «Сити-Парк», СК «Мордовия Арена», сторона А, призматрон.

Владельцем рекламных конструкций является ООО «АутдорСервис», которому Администрацией городского округа Саранск выданы соответствующие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом ООО «АутдорСервис», владеющее рекламными конструкциями, поручило совершать все работы, связанные с эксплуатацией рекламных конструкций, ООО «Приоритет», которое, в свою очередь, выполнило работы по размещению (монтажу) рекламных материалов, предоставленных ООО «Паритет Поволжья», изготовившего такие рекламные материалы и обязавшегося их разместить с использованием рекламных конструкций на основании заданий АО «Россельхозбанк» в лице его Мордовского регионального филиала.

Исходя из содержания рассматриваемой наружной рекламы и существа договорных отношений, в рамках которых оказаны услуги по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Саранск, следует признать, что в данном случае рекламодателем выступило АО «Россельхозбанк», а рекламораспространителями - ООО «Паритет Поволжья», ООО «Приоритет», ООО «АутдорСервис».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Наружная реклама РоссельхозБанка с предложениями кредита «на всё, что хочется» и пенсионного кредита на условии 5,5% годовых размещалась на выше названных рекламных конструкциях только на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в период с 1 октября по 30 ноября 2022 года.

Поскольку рассматриваемая наружная реклама РоссельхозБанка мотивирует потребителей воспользоваться кредитом «на всё, что хочется» и пенсионным кредитом по процентной ставке 5,5% годовых, то такая реклама финансовых услуг должна соответствовать специально установленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Соответственно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано хотя бы одно условие таких услуг, то до потребителей рекламы должны быть доведены все остальные условия, влияющее на окончательную стоимость кредита, что следует из требований частей 2 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Такие требования установлены с той целью, чтобы потребители рекламы четко понимали, какие последствия для них имеют финансовые обязательства по кредиту. Только осведомленность потребителя обо всех условиях, влияющих на расходы при пользовании услугами кредита, позволяет ему сделать осознанный выбор. Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Вместе с тем, сообщаемая в рекламе услуг по предоставлению кредита информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В рассматриваемом случае наружная реклама РоссельхозБанка направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами кредитования («кредит на всё, что хочется», «пенсионный кредит») на условии «5.5% годовых», поэтому существенной является не только информация о привлекательном условии процентной ставки по кредитам, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие каких-либо сведений об иных условиях рекламируемых кредитов может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предлагаемыми в рекламе кредитами.

АО «Россельхозбанк» с письмом <...> предоставило копию приказа АО «Россельхозбанк» <...>, из приложения к которому следует, что банком установлены переменные процентные ставки по перечню потребительских кредитов, в частности, минимальная процентная ставка в размере 5,5% годовых применима: 1) к потребительскому кредиту для определенных сегмента/категории клиентов, а именно, физические лица/«надежные», «работники бюджетных организаций» с иным типом КИ/работники крупных системообразующих компаний с иным типом КИ, при сроке кредита 13 (вкл.) – 60 мес. (вкл.) и сумме кредита от 2,5 млн. рублей (вкл.) и более; 2) к кредиту пенсионный при сроке кредита 13 (вкл.) – 60 мес. (вкл.) и сумме кредита от 2,5 млн. рублей (вкл.) и более.

Наряду с этим, АО «Россельхозбанк» в своем объяснении <...> придерживается позиции того, что наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется» содержит всю необходимую информацию об услуге, в т.ч. содержит предупреждающие надписи о применяемых ограничениях и является воспринимаемой, и при этом приводит следующий текст предупреждающей надписи:

«Без обеспечения. Гражданство РФ. Возраст от 23 до 65 лет включительно, на момент возврата кредита до 75 лет для пенсионеров. Валюта – рубли РФ. Срок до 5 лет включительно, сумма от 30 тыс.руб. до 3 млн.руб. включительно. Для участников зарплатного проекта, «надежных» клиентов АО «Россельхозбанк» - до 5 млн.руб. включительно. Процентные ставки при условии страхования составляют от 5,5% до 16,5% годовых в зависимости от суммы кредита категории и кредитной истории клиента.

Ставка 5,5% годовых применяется при предоставлении продукта «кредит потребительский» на сумму от 2,5 млн.руб. работникам бюджетных организаций с хорошей кредитной историей, в случае выбора клиентом условий кредитования со страхованием жизни, здоровья, временной нетрудоспособности, либо потери работы, и, добровольного медицинского страхования («телемедицина»).

При отказе от договора страхования по указанному набору рисков применяется надбавка 5,5% годовых.

Реклама. Не является офертой. Информация действительна на 05.08.2022.

Подробности по телефону <...>, на сайте <...> и в офисах АО «Россельхозбанк».

Генеральная лицензия Банка России <...>».

Из предоставленных АО «Россельхозбанк» данных с очевидностью следует, что рекламируемая процентная ставка 5,5% годовых является лишь одним из условий кредитования в РоссельхозБанке по определенным продуктам «кредит потребительский» и «кредит пенсионный», применяемым для целевых сегмента/категории клиентов, и наряду с такими условиями, как сумма кредита, срок кредита, а также дополнительные расходы по страхованию влияет на расходы при пользовании кредитными услугами.

При визуализации фотоизображений (в том числе видеозаписи) мест размещения рассматриваемой наружной рекламы РоссельхозБанка доступными для восприятия являются иллюстрации изображений людей и выполненные крупным шрифтом текстовые надписи «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется», «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит». Иная информация не просматривается.

Аналогично визуализируется макет рекламы, предоставленный с письмом ООО Приоритет» <...>, на основании которого были изготовлены рекламные материалы для размещения на рекламных щитах формата 3х6 м в г. Саранск, с той лишь разницей, что в предоставленном макете дополнительно прочитывается информация <...>. При этом присутствующая в нижней правой части макета рекламы текстовая сноска выполнена очень мелким, размытым шрифтом, не поддающимся прочтению.

Наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется» была предметом обсуждения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России, заседание которого состоялось 15 ноября 2022 года. По результатам обсуждения члены Экспертного совета единогласно признали, что в распространяемой наружной рекламе, визуализация которой оценивалась по видео- и фото- материалам, поступившим с электронным обращением Ш<...> <...>, доступными для восприятия являются лишь наименование банка и процентная ставка по кредиту, при том, что из её содержания невозможно уяснить все условия кредитования (протокол Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России от 15.11.2022).

Учитывая мнение Экспертного совета, исходя из фактической фото-фиксации рассматриваемой наружной рекламы и локации её размещения на территории городского округа Саранск, распространенную наружную рекламу РоссельхозБанка следует оценивать настолько, насколько её может воспринять обычный потребитель обычным образом.

Форма и условия размещения наружной рекламы РоссельхозБанка на рассматриваемых рекламных конструкциях (рекламные щиты и призматроны размером рекламного поля 3х6 м) не позволяют потребителям воспринять (прочитать) рекламный текст в полном объеме.

Рекламное поле с рассматриваемой наружной рекламой графически разделено на несколько частей: левую половину рекламного поля занимает иллюстрация (в октябре 2022 - изображения счастливой семьи (улыбающиеся молодые женщина и мужчина, а также мальчик-подросток), в ноябре 2022 – изображения счастливой пары (улыбающиеся мужчина и женщина в возрасте); правая половина рекламного поля расцвечена темно-зеленым и светло-зеленым фоном и содержит текстовые надписи белого цвета, в массиве которых чётко выделяются расположенные по центру и выполненные крупным шрифтом надписи «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется» (в октябре 2022), «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит» (в ноябре 2022), остальные надписи расположены ниже и выполнены настолько мелко и размыто, что их невозможно распознать ввиду следующих особенностей.

Наружная реклама РоссельхозБанка размещалась в зонах городских автодорог на отдельно стоящих щитовых установках, в том числе призматронах (рекламных конструкциях), высота стойки которых от уровня грунта до низа панели рекламной поверхности составляет 3,5 м - 4,5 м, что следует из имеющихся в материалах дела разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу того, что рассматриваемая реклама является наружной, она направлена на импульсивное восприятие потребителями, которыми в данном случае являются как пешеходы, так и водители, и пассажиры транспортных средств, участвующие в дорожном движении по городским автодорогам, в зоне которых расположена наружная реклама.

На восприятие потребителями наружной рекламы также влияют особенности её размещения на определенной стороне (А, Б) рекламной конструкции и технологические особенности смены изображений рекламной конструкции (призматрон).

Тем самым демонстрируемая на высоте свыше 3,5 м рекламная информация при её размещении на стороне Б рекламных конструкций (1, 3, 4, 5) обозревается лишь с проезжей части автомобильных дорог участниками дорожного движения и является видимой по ходу движения транспорта, находящегося через полосу со встречным автомобильным потоком, а участники дорожного движения, находящиеся на дорожной полосе, рядом с которой расположены рекламные конструкции, не могут воспринимать рекламную информацию, поскольку она остается сзади, а при её размещении на призматроне (1, 5, 6, 7) с интенсивностью смены рекламных полей приблизительно 15 секунд и вовсе сокращается время обзора демонстрируемой информации.

Выбранное месторасположение наружной рекламы, ориентированность на транспортные потоки, ограниченное время считывания информации, использование в рекламе графических приёмов (различие в фоне, цвете, теме шрифта), позволяющих отображать часть рекламного текста менее заметно по сравнению с другими, и тем самым с высоты рекламной конструкции делающих не просматриваемой мелкую часть текста, которая отведена для поясняющей надписи, объективно влияют на непосредственное восприятие демонстрируемой рекламной информации.

При таких обстоятельствах очевидно, что в рассматриваемой наружной рекламе РоссельхозБанка хорошо прочитываются лишь крупные, контрастные рекламные надписи «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется» (в октябре 2022), «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит» (в ноябре 2022), сообщающие только одно условие по рекламируемым кредитам, тогда как расположенную в правом нижнем углу рекламного поля мелкую поясняющую надпись, выполненную нечетким, размытым, тусклым цветом, прочитать невозможно, и тем самым в такой рекламе фактически отсутствуют иные условия кредита, способные повлиять на окончательную стоимость кредита, что недопустимо.

Несоблюдение в рассматриваемой наружной рекламе требований о полноте рекламируемых условий кредитования в РоссельхозБанке, являющихся существенной информацией, способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о фактической стоимости предлагаемых кредитов и обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Следовательно, распространенная на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется», размещавшаяся в октябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Ботевградская, за пересечением с ул. Советской, в районе поликлиники №3 (сторона А, призматрон), а также наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит», размещавшаяся в ноябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Коммунистическая, 10, справа при движении из центра, к РТК «Сити-Парк», СК «Мордовия Арена» (сторона А, призматрон), в которой сообщалось одно условие кредитов – 5,5% годовых и из-за нечитаемости поясняющей надписи фактически отсутствовала существенная часть информации об иных условиях рекламируемых кредитов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Тем самым административной ответственности по части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит как юридическое лицо – АО «Россельхозбанк», в интересах которого распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама, так и конкретное должностное лицо АО «Россельхозбанк», по вине которого оно было совершено.

Распространение рассматриваемой наружной рекламы на территории городского округа Саранск Республики Мордовия инициировано АО «Россельхозбанк» в лице его Мордовского регионального филиала, что подтверждается договором <...> на выполнение работ по изготовлению и оказание услуг по размещению наружной рекламы для нужд Мордовского РФ АО «Россельхозбанк» <...>.

От АО «Россельхозбанк» поступило письмо <...>, в котором сообщается о том, что в соответствии с должностной инструкцией за рекламно-информационное сопровождение продуктов и услуг Банка в филиале отвечает главный специалист общественных связей С<...>, в подтверждение чего предоставлены копии должностной инструкции <...> и приказа <...>.

Согласно должностной инструкции, утвержденной директором Мордовского РФ АО «Россельхозбанк» <...> <...>, назначенный на должность главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» работник обязан своевременно и качественно осуществлять, среди прочего, организацию комплексного рекламно-информационного сопровождения продуктов и услуг Банка; участие в реализации коммуникационной и рекламной стратегии Банка на региональном уровне, представлять предложения в Головной офис по всем аспектам в области связей с общественностью, рекламы, корпоративных коммуникаций в целях укрепления имиджа банка, повышения привлекательности услуг Банка, минимизации возможных репутационных рисков; разработку, согласование с Головным офисом и реализацию плана рекламных мероприятий на региональном уровне на базе рекламной стратегии Банка; координацию работы ВСП по всем направлениям деятельности в области рекламы, корпоративных коммуникаций и связей с общественностью; контроль исполнения договоров, своевременного оформления отчетов, актов сдачи-приемки и счетов-фактур по информационному, рекламному, организационному обеспечению программ и мероприятий; согласовывать дизайн рекламных материалов и иных носителей фирменного стиля с департаментом; обеспечивать эффективность и контролировать расходование рекламных средств на региональном уровне; координировать работу ВСП по всем направлениям деятельности в области рекламы, корпоративных коммуникаций и связей с общественностью (п.п.5.1.2, 5.1.4, 5.1.8, 5.1.14, 5.1.15, 5.20, 5.27 должностной инструкции). При этом работник отвечает, среди прочего, за качественное и своевременное выполнение возложенных на него функциональных обязанностей в соответствии с настоящей должностной инструкцией (п.7.1 должностной инструкции). При невыполнении или нарушении своих обязанностей работник несет ответственность, в том числе в соответствии с административным законодательством Российской Федерации (п.7.6 должностной инструкции).

Соответственно, должностное лицо – главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...>, в силу своих должностных обязанностей, осуществила непосредственное организационное сопровождение по распространению рассматриваемой ненадлежащей рекламы, и, имея правовую и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, не приняла все зависящие от неё меры для соблюдения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем допустила нарушение законодательства о рекламе.

Фактически установленные данные свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае рекламодателем ненадлежащей рекламы является главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> <...>, действиями которой опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы кредитов РоссельхозБанка по ставке 5,5% годовых.

Таким образом, в действиях рекламодателя – главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> <...> присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выраженном в распространении вышеприведенной ненадлежащей рекламы.

Субъектом правонарушения в данном случае является должностное лицо –рекламодатель главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> <...>.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> в составленном в отношении неё протоколе об административном правонарушении № 2021/23 от 07.06.2023 указала, что с протоколом не согласна, поскольку информация, представленная на рекламном носителе, достаточна и соответствует требованиям ФЗ «О рекламе», а также сослалась на возражение, прилагаемое к такому протоколу. При этом С<...> в своем письменном возражении <...> настаивает на том, что в рассматриваемой наружной рекламе содержится вся необходимая информация о рекламируемых кредитных услугах, имеющиеся в такой рекламе предупреждающие надписи о применяемых ограничениях являются воспринимаемыми и соответствуют требованиям закона о рекламе при том, что законодательством о рекламе не предусмотрены требования к размеру применяемого шрифта, а также выражает суждение касательно обратившегося с заявлением в антимонопольный орган Ш<...>, который в прошлом был сотрудником антимонопольного органа и в настоящем является членом Экспертного совета по рекламе при Мордовском УФАС России, что вызывает у С<...> сомнение в беспристрастности Комиссии антимонопольного органа и, соответственно, в правомерности вынесенного решения Комиссии Мордовского УФАС России от 17.03.2023 № ЛА/898/23 по делу № 013/05/28-805/2022, которое вынесено, по её мнению, на ненадлежащих доказательствах – фотографиях, предоставленных Ш<...>, и на выводах, не учитывающих физиологические возможности человека различать шрифт определенного размера и цветовой гаммы с определенного расстояния, в связи с чем считает, что в рассматриваемом случае отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа отмечает несостоятельность позиции, выраженной главным специалистом общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...>, не соответствующей фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Реализация права на обращение в антимонопольный орган гр. Ш<...>, сообщившим о распространении рассматриваемой наружной рекламы, является его неотъемлемым конституционным правом на свободу мысли и слова при том, что его служебная деятельность в прошлом и общественная деятельность в настоящем не могут влиять на объективность работы  антимонопольного органа, осуществляющего функции государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, направленные на защиту права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также на пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей добросовестной и достоверной рекламой, которая не должна вводить их в заблуждение вне зависимости от выбранной рекламодателем формы, способа и средства рекламирования товара.

Тем самым в рассматриваемом случае размещенная в наружной рекламе информация должна четко осознаваться потребителями непосредственно в момент её восприятия, то есть пониматься и уясняться без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Между тем, в рассматриваемом случае фактически установленные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что наружная реклама, расположенная вблизи проезжей части, подступы к которой зачастую ограничены ограждением либо газоном, на значительной высоте от уровня земли и, в ряде случаев, в режиме смены рекламных полей (призматроны), рассчитана на водителей, пассажиров автотранспорта, проезжающего мимо, и пешеходов, которые способны импульсивно воспринимать выполненные крупным, выделяющимся шрифтом основные надписи «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется», «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит». Такими надписями, заметными издали и поддающимися прочтению, достигается эффект их важности и привлекается внимание потребителей рекламы именно к ним. Остальная часть рекламных надписей, выполненных мелким, блеклым шрифтом и значительно отличающихся от основных (крупных) надписей, в своем массиве создает лишь фон («размытое пятно») рекламной поверхности, поэтому для нормального восприятия (с точки зрения простоты восприятия) потребителям недоступна.

Примечательно, что С<...> в своем письменном возражении <...> приводит расшифровку содержания поясняющих надписей, из которой следует, что в октябре 2022 года при размещении наружной рекламы в контексте поясняющих надписей, среди прочих, сообщались сведения «Реклама. Не является офертой. Информация действительна на 05.08.2022.», в ноябре 2022 года – «Реклама. Не является офертой. Информация действительна на 27.09.2022.», то есть указывающие на неактуальность информации, утратившей своё значение, в период распространения в наружной рекламы. Такие обстоятельства дополнительно свидетельствуют о формальном использовании в рассматриваемой наружной рекламе неразборчивых поясняющих надписей, нечитабельность которых признана их фактическим отсутствием.

В данном случае при реализации главным специалистом общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> организационных функций по распространению рассматриваемой рекламы не установлены обстоятельства, находящиеся вне её контроля и препятствующие исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе, либо вынуждающие её действовать в состоянии крайней необходимости.

Соответственно, неисполнение со стороны главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...>  требований законодательства о рекламе не вызвано чрезвычайными событиями и обстоятельствами, которые названное должностное лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности.

Должностное лицо – главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> при реализации возложенных на неё функциональных обязанностей по организации рекламного сопровождения продуктов и услуг Банка, координации работы рекламного процесса, согласования дизайна рекламных материалов при распространении рассматриваемой наружной рекламы обязана была обеспечить соблюдение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и при должной внимательности и осмотрительности имела возможность выполнить возложенную на неё обязанность соблюдать обязательные требования в сфере рекламы, могла предвидеть последствия нарушения законодательства о рекламе и предотвратить совершение административного правонарушения, однако не проявила необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилась от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, тем самым пренебрежительно отнеслась к исполнению возложенных на неё обязанностей, следствием чего стало распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы финансовых услуг, чем нарушила права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнула на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту финансовой безопасности и информационного права граждан в области рекламы.

О существенной общественной опасности допущенного нарушения свидетельствуют и значительные санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных законодательством о рекламе требований при распространении кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, за которые, по сравнению с нарушением общих требований, установлена повышенная ответственность, что подтверждает отнесение законодателем таких нарушений к категории значительных.

Правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг обладают повышенной опасностью, посягательство на которые способствует введению в заблуждение потребителей финансовых услуг об условиях финансовых продуктов, что несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина должностного лица – главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...>  заключается в непринятии ею исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

При рассмотрении настоящего дела объективных обстоятельств, делающих невозможным исполнение установленных законом требований, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.

Таким образом, главный специалист общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> <...>, при попустительстве которой в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на территории городского округа Саранск Республики Мордовия распространена ненадлежащая наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых кредит на всё, что хочется», размещавшаяся в октябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Ботевградская, за пересечением с ул. Советской, в районе поликлиники №3 (сторона А, призматрон), а также наружная реклама «РоссельхозБанк 5.5% годовых пенсионный кредит», размещавшаяся в ноябре 2022 года на рекламных конструкциях, установленных на ул. Веселовского, 31, напротив рынка «Ринг» (сторона Б, призматрон), в р.п. Ялга на ул. Пионерская, район Мордовэкспоцентра (сторона А, баннер), на а/дороге на С-запад, поворот к ЦОП (сторона Б, баннер), на пр. 70 лет Октября, автосалон Хендай (сторона Б, баннер), на ул. Косарева, 50, в районе рынка «Заречный» (сторона Б, призматрон), на ул. Коммунистическая, 10, справа при движении из центра, к РТК «Сити-Парк», СК «Мордовия Арена» (сторона А, призматрон), в которой сообщалось одно условие кредитов – 5,5% годовых и из-за нечитаемости поясняющей надписи фактически отсутствовала существенная часть информации об иных условиях рекламируемых кредитов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица,  виновна в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена специальными санкциями части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 01 октября по 30 ноября 2022 года на территории городского округа Саранск Республики Мордовия.

В процессе административного производства не установлено со стороны главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...> совершения ранее административных правонарушений, в том числе нарушения рекламного законодательства, при том, что распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено до вынесения настоящего постановления по делу об административном правонарушении. Также С<...>, совершившая административное правонарушение, оказала содействие антимонопольному органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, Приведенные обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Со стороны С<...>  поступило ходатайство <...> с просьбой при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ч.6 ст.14.3 КоАП РФ в форме штрафа заменить его на предупреждение.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Тем самым положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

 Между тем, настоящее дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе, процедура которых, в силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не подпадает под правила государственного контроля (надзора), муниципального контроля и поэтому в рассматриваемом случае часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит применению.

Исходя из приведенных законоположений, в данном случае административное наказание в виде штрафа, предусмотренного санкциями статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит замене на предупреждение.

При изложенных обстоятельствах ходатайство С<...> <...> не подлежит удовлетворению.

Частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкции в виде административного штрафа предусмотрены для должностных лиц и юридических лиц.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив роль правонарушителя, его доходы за 2023 год (справка о доходах и суммах налога физического лица <...> приобщена к материалам настоящего дела), фактические обстоятельства совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности деяния, приняв во внимание цели правового регулирования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», считает возможным назначить главному специалисту общественных связей Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» С<...>, виновной в совершении административного правонарушения, санкция по которому предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также частью 6 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – главного специалиста общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...> <...> нарушившей часть 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ею не соблюдены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Применить к должностному лицу – главному специалисту общественных связей Мордовского регионального филиала Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» С<...> <...> меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч (20000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

<...>.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Заместитель руководителя Управления                                <...>       

Связанные организации

Связанные организации не указаны