Постановление №460 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в ви... от 27 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г. и материалы дела № 382/17-р/адм об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Стимул» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В рамках дела № 198/12-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ рекламы «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 18.06.2018 № 391 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». По установленному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Стимул» в последующем был составлен протокол об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К материалам настоящего дела приобщаются распечатка сведений о юридическом лице - ООО «Стимул» из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.07.2018 (находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru/), а также распечатка сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 27.07.2018 №ЮЭ9965-18-3963910 (находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html), из которых следует, что ООО «Стимул» по состоянию на 01.08.2016г. включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия.

Протокол об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г. составлен в присутствии законного представителя юридического лица – генерального директора ООО «Стимул»  <...>, действующей на основании Устава Общества и имеющей право без доверенности действовать от имени Общества, которой 10.07.2018г. лично вручена копия составленного протокола и определения Мордовского УФАС России от 10.07.2018 № 511 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, а также такие документы направлены по юридическому адресу ООО «Стимул» заказным письмом с уведомлением.

Содержание протокола об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя ООО «Стимул», в отношении которого соблюдена процедура извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административное правонарушение выразилось в следующем.

26 февраля 2018 года при проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ выявлено размещение баннера с отметкой Яндекс.Директ, содержащего графическое изображение и текстовую информацию «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», а также включающего в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9).

Распространяемая информация формирует интерес к деятельности ООО «Стимул» (г.Саранск, ул.Советская, 9), предлагающего услуги адвоката в Саранске на условии первой консультации бесплатно, побуждает потребителей обратиться за такими услугами к конкретному продавцу - ООО «Стимул», и тем самым способствует продвижению деятельности ООО «Стимул» и оказываемых им услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность ООО «Стимул» (г.Саранск, ул.Советская, 9), предлагающего услуги адвоката в Саранске на условии первой консультации бесплатно.

В данном случае продавцом предлагаемых услуг адвоката является ООО «Стимул», чей адрес сайта stimul-rm.ru сообщается в рекламе, включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт такого продавца, и чье место нахождения указано на сайте - г.Саранск, ул.Советская, 9.

Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.10.2014 с присвоением основного государственного регистрационного номера <...>, что подтверждается сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц и опубликованными на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка по состоянию на 27.07.2018 имеется в материалах настоящего дела), из которых следует, что основным видом деятельности Общества является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), дополнительными видами деятельности - торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.41), торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.59), торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.62), виды издательской деятельности прочие (ОКВЭД 58.19),  деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (ОКВЭД 69.20), деятельность по проведению финансового аудита (ОКВЭД 69.20.1), деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (ОКВЭД 69.20.2), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), деятельность рекламных агентств (ОКВЭД 73.11).

Соответственно, рассматриваемая реклама, размещенная  в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/, распространена в предпринимательских интересах ООО «Стимул».

Лицом, осуществившим распространение рассматриваемой рекламы с пометкой «Яндекс.Директ», является ООО «Яндекс», оказывающее рекламодателям возмездные услуги «Яндекс.Директ» на условиях Оферты, опубликованной в сети Интернет http://yandex.ru/legal/oferta_drect/.  При этом условиями Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» закреплена обязанность рекламодателя самостоятельно подготовить Рекламную кампанию, в том числе привести рекламные объявления в готовую для распространения форму (п.5.1 Оферты).

Согласно письму ООО «Яндекс» <...>, рассматриваемая реклама была размещена в результате акцепта Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», принятой ООО «Стимул», с длительностью показа такой рекламы в сети Интернет в период с 20.02.2018 по 26.02.2018.

Следовательно, в рассматриваемом случае рекламодателем является ООО «Стимул», инициировавшее распространение рассматриваемой рекламы в своих предпринимательских интересах со сведениями об услугах адвоката, а рекламораспространителем - ООО «Яндекс», оказавшее услуги по размещению такой рекламы с использованием информационных Интернет-ресурсов Яндекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность сообщать в рекламе сведения, способные формировать правильное, достоверное представление потребителей об объекте рекламирования. Реклама не должна обманывать ожидания потребителей рекламы.

В распространявшейся в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ рекламе «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), используемая формулировка «Адвокат в Саранске…» давала основание полагать, что такой продавец услуг обладает статусом адвоката.

Однако ООО «Стимул» не относится к организациям, наделенным правом осуществлять адвокатскую деятельность.

В силу положений Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью вправе заниматься лица, получившие в установленном порядке статус адвоката, и организация такой деятельности может осуществляться в форме адвокатского кабинета, не являющегося юридическим лицом, а также в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро, юридической консультации, являющимися некоммерческими организациями.

Следовательно, сообщаемые в рассматриваемой рекламе сведения о продавце – ООО «Стимул» как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, являются недостоверными, вводящими потребителей рекламы в заблуждение относительно действительного статуса такого продавца.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Следовательно, распространявшаяся в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ реклама «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающая в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО «Стимул» <...>, инициировавшее распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соответственно, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Генеральный директор ООО «Стимул» <...> при составлении протокола об административном правонарушении № 218 от 10.07.2018г. предоставила письменное объяснение <...> с приложениями, в котором выражена позиция по обстоятельствам размещения рассматриваемой рекламы в сети Интернет. Суть таких объяснений сводится к тому, что ООО «Стимул» поручило гр.<...> осуществить настройку контекстной рекламы, для чего между названными лицами был заключен договор <...>, в нарушение условий которого гр.<...> самостоятельно, без согласования с ООО «Стимул», использовал формулировку «Адвокат Саранск» с целью повышения просмотров сайта Общества и тем самым им совершено нарушение рекламного законодательства, а не Обществом.

Приведенные ООО «Стимул» обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у Общества объективной невозможности соблюдения установленных правил рекламного законодательства ввиду следующего.

Из условий договора по оказанию услуг по настройке контекстной рекламы «Яндекс Директ» <...> с очевидностью следует, что гр.<...> (Исполнитель) обеспечил техническую настройку рекламной кампании ООО «Стимул» (Заказчика) при том, что Исполнителю предоставлено право по его усмотрению выбирать любые данные, не предоставленные Заказчиком Исполнителю, в целях выполнения услуги, максимально соответствующей потребностям Заказчика (п.7 договора). При этом услуга по настройке контекстной рекламы считается выполненной путем передачи паролей доступа к настроенной рекламе «Яндекс Директ» (п.п. 3.5, 5 договора). Также условиями такого договора предусмотрено, что Заказчик самостоятельно пополняет счет в системе «Яндекс Директ» по мере расходования средств (п.4 договора).

Как установлено выше, акцепт Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» принят от имени юридического лица - ООО «Стимул», которое, как следует из раздела 6 такой Оферты «Стоимость услуг и условия оплаты», обязалось оплачивать стоимость услуг в безналичном порядке и для таких целей имеет соответствующий пароль.

Совокупность договорных отношений свидетельствует о том, что ООО «Стимул» получило надлежащий доступ в клиентском веб-интерфейсе пользователя услуг «Яндекс.Директ» и тем самым безусловно согласилось с изготовленной опосредованно  гр.<...> контекстной рекламой, инициировав тем самым её распространение в сети Интернет от имени и в интересах ООО «Стимул».

Соответственно, в рассматриваемом случае именно ООО «Стимул», реализуя свою волю по распространению рассматриваемой рекламы, обязано было учитывать запреты, установленные законодательством Российской Федерации о рекламе, в том числе требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и при этом имело и правовую, и реальную возможность не нарушать их.

Однако, со стороны ООО «Стимул» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», тем самым Общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своих обязанностей соблюдать требования законодательства о рекламе, вследствие чего распространило ненадлежащую рекламу с недостоверными сведениями, формирующими ложное представление об объекте рекламирования.

Следовательно, в рассматриваемом случае вина юридического лица - ООО «Стимул» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению установленных норм и правил рекламного законодательства.

Учитывая изложенное, следует признать, что рекламодатель - ООО «Стимул», при попустительстве которого в период с 20 по 26 февраля 2018 года в сети Интернет в дизайне веб-страницы https://www.gismeteo.ru/weather-saransk-4401/ с отметкой Яндекс.Директ распространялась ненадлежащая реклама «Адвокат в Саранске stimul-rm.ru Первая консультация бесплатно», включающей в себя функцию ссылки, переадресующей посредством клика пользователей на официальный сайт ООО Стимул (г.Саранск, ул.Советская, 9), и содержащая не соответствующие действительности сведения о продавце как об организации, предлагающей услуги адвоката в Саранске, виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершённое ООО «Стимул» административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, выраженную в пренебрежительном отношении названного юридического лица к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства о рекламе, что посягает на установленный порядок в сфере рекламы.

Местом и временем совершения рассматриваемого правонарушения является город Саранск Республики Мордовия, где инициировано распространение выше названной ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

Соответственно, на дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

В настоящее время прекращено распространение ненадлежащей рекламы, что следует из письма рекламораспространителя - ООО «Яндекс» <...>.

Вместе с тем, в процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2017 года и за истекший период 2018 года ООО «Стимул» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

ООО «Стимул» относится к категории микропредприятия, что подтверждается распечаткой сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от .

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, его статус в качестве микропредприятия, находит, что в отношении ООО «Стимул», виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, относящемуся к субъектам малого предпринимательства, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к ООО «Стимул» административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пункта  20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить юридическому лицу – Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                                                     <...>                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны