Решение №583 по делу от 24 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                            г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» августа 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии: <...> – Руководитель Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России в присутствии

представителя Заявителя (ООО «ГЕРМЕС АГРО») – <...>(доверенность от 18.08.2020 ),

представителей Заказчика (Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия) – <...> (доверенность от 02.07.2020), <...> (доверенность от 22.10.2019),<...> (доверенность от 19.08.2020),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Г.» (от 12.08.2020 вх. № 4860) на организатора торгов - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (ранее и далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Г.» (от 12.08.2020 вх. № 4860) на организатора торгов - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – Заказчик, Министерство) при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины (извещение на сайте https://torgi.gov.ru/ № 250520/0503949/01, Лот № 1).

Сторонам по делу было направлено уведомлением от 13.08.2020 № 2046 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Из доводов жалобы следует, что конкурсная документация, а также Извещение о проведении открытого конкурса содержат    излишние требования, ограничивающие количество участников, а именно:

  1. приложение формы статистической отчетности 1 – Цены производителей за предшествующий подаче заявления на участие в конкурсе месяц при расчете планируемой годовой стоимости изделий из древесины и иной продукции переработки древесины;
  2. предоставление сведений о наличии у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек;
  3. представление сведений о численности работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса (в относительных единицах);
  4. приложение формы статистической отчетности ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием», подтверждающую средний годовой объем выпускаемой продукции за 2017, 2018, 2019 год (с отметкой о принятии соответствующего территориального органа Росстата).

Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменное возражение и материалы открытого конкурса (от 18.08.2020 вх. № 4963).

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Спорные торги проводятся в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

 Организация проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и порядок проведения указанных торгов регламентированы главой 8 ЛК РФ.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукционов и конкурсов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.    

В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

 Согласно части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

 В соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В соответствии с частью 10 статьи 80.1 ЛК РФ конкурс проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, решения о проведении конкурса.

Организация и проведение Конкурса осуществлялись на основании Приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 29 ноября 2019 г. №1124 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины», в связи с заявлением ООО «Роща».

Согласно части 15 статьи 80.1 ЛК РФ информация о проведении конкурса, включающая в себя извещение о проведении конкурса и подготовленную организатором конкурса документацию о конкурсе, размещается на официальном сайте торгов не менее чем за шестьдесят пять дней до дня проведения конкурса.

25.05.2020 г. Организатором торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru/ размещено Извещение и Документация (утв. приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 22.05.2020 №446 «Об утверждении извещения и документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины» с изменениями от 09.06.2020 №491).

Предмет Конкурса: право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины площадью 2345 га, кадастровый номер <...> :20:0416002:2.

Месторасположение лесного участка: Республика Мордовия, Теньгушевский муниципальный район, Темниковское территориальное лесничество, Теньгушевское участковое лесничество, квартала 10, 12-31.

Начальная цена предмета Конкурса 1 000 000 рублей.

Срок аренды 30 лет.

Согласно части 2 статьи 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке.

Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 241 «Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины» (далее соответственно – Правила №241 и  Критерии №241).

Пунктом 8.1 Документации определены требования к содержанию конкурсных предложений.

Конкурсные предложения участника открытого конкурса должны содержать:

1.         Предложение цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы).

2.         Сведения о планируемом объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определены распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2020 г. № 347-р «О перечнях продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и  в          соответствии           с единой       Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

3.         Расчет планируемой годовой стоимости изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определены распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2020 г. № 347-р.

4.         Сведения      о          планируемом увеличении численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определены распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2020 г. № 347-р «О перечнях продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским          классификатором   продукции    по видам экономической деятельности и в    соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

5.         Сведения о наличии у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.

6.         Сведения о численности работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса (в относительных единицах).

 

  1. В соответствии с пунктом 9.3 Документации оценка конкурсных предложений проводится Конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки, указанными в таблице №1 Документации.

Одним из критериев оценки конкурсных предложений является Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством РФ от 28 февраля 2020 г. № 347-р «О перечнях продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.

В качестве примечания к данному критерию указано, что участник конкурса в целях подтверждения планируемой стоимости прикладывает форму статистической отчетности 1 – цена производителя за предшествующий подаче заявления на участие в конкурсе месяц (далее - Форма 1).

Конкурсные предложения представляются участниками конкурса по форме Приложения №6 к Документации.

В Приложении №6 ссылка (примечание) на приложение сведений по Форме 1 размещена в разделе Справочно.

Таким образом, спорная Форма 1 предоставляется справочно, что также подтвердил в объяснениях Заказчик.

В соответствии с пунктом 6.4 Документации основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:

1)        несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным в статье 80.1. Лесного кодекса РФ;

2)        представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3)        представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ к лицам, которые вправе направить Организатору, заявление об организации и проведении конкурса;

4)        представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5)        нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6)        непоступление задатка на счет, указанный в Конкурсной документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

7)        наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8)        непредставление документов, предусмотренных требованиями части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что непредставление Формы 1 в составе конкурсных предложений не является основанием для отклонения заявки участника.

 

2. Условие о предоставлении сведений о наличии у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, включено в Конкурсные предложения в соответствии с пунктом 4 Критериев №241.

Отсутствие договора аренды лесного участка также не является основанием для отклонения заявки участника на участие в открытом конкурсе. Наличие (отсутствие) у участника конкурса договора аренды лесного участка, учитывается только при оценке конкурсных предложений в соответствии с пунктом 11 Правил №241.

 

  1. Условие о предоставлении сведений о численности работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса (в относительных единицах) включено в Конкурсные предложения в соответствии с пунктом 5 Критериев №241.

 

  1. В составе приложения к заявке на участие в конкурсе (в соответствии с Приложением №1 к Конкурсной документации) указана форма статистической отчетности ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием», подтверждающая средний годовой объем выпускаемой продукции за 2017, 2018, 2019 год (с отметкой о принятии соответствующего территориального органа Росстата).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Порядка и способа подачи заявления проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303, установлено, что вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года.

Представление данной формы в составе заявки на участие в конкурсе является правом участника, а не обязательным требованием, что также подтверждается пунктом 6.3 Документации.

Комиссия также отмечает, что в силу части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

На вопрос Комиссии, воспользовался ли Заявитель правом, обозначенным      ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, представитель Заявителя ответил отрицательно.

Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «Г.» заявку на участие в открытом конкурсе не подавало.

Положениями части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Обращение с жалобой в административном порядке лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов возможны только в случаях, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Указанный порядок обжалования позволяет в кратчайшие сроки реализовать на практике механизмы административного обжалования и создать условия для выявления и устранения административных барьеров в оперативном порядке.

При рассмотрении жалобы ООО «Г.» (от 12.08.2020 вх. № 4860) не установлено нарушений порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Г.» (от 12.08.2020 вх. № 4860) на организатора торгов - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины (извещение на сайте https://torgi.gov.ru/ № 250520/0503949/01, Лот № 1) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <...>

                                                                              

Члены Комиссии                                                                                              

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны