Заключение б/н Заключение от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела № 013/01/15-667/2022

 

12.04.2023 года                                                                                                                 г. Саранск

 

            Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/15-667/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            председатель Комиссии: [………….] – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

             члены Комиссии: [………….] – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [………….]– заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [………….] – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

            в присутствии представителей Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия – [………….] (доверенность № 21 от 11.04.2023 года), [………….] (доверенность № 22 от 11.04.2023 года),      

            рассмотрев 12 апреля 2023 года дело № 013/01/15-667/2022 по признакам нарушения Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ([………….]) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказов Мордовского УФАС России от 19.11.2021 года № 198-од, от 17.12.2021 года № 227-од была проведена плановая проверка Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по адресу: [………….] ([………….]) (далее – Администрация) на соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Целью проведения проверки являлась реализация ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденного Прокуратурой Республики Мордовия (номер плана в ФГИС ЕРП 132104525037).

 По результатам проведенной проверки выявлено, что на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия установлены и эксплуатируется 38 рекламных конструкций без соответствующих разрешений на установку и эксплуатацию, а именно:

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Берсеневка, ул. Советская (в районе дома № 108), отдельно стоящая щитовая установка;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Берсеневка, пересечение ул. Советская и ул. Северная (на стороне дома № 151а по ул. Советская), отдельно стоящая щитовая установка;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Берсеневка, ул. Северная, 12В, отдельно стоящая щитовая установка;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, поворот на п. Звездный, на пересечении ул. Победы и ул. Полевая (в районе дома № 30а по ул. Ушакова), две отдельно стоящие щитовые установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), въезд в с. Пензятка 172-й километр (развилка между въездом в с. Пензятка и автодорогой М-5, ориентировочные координаты по Яндекс карте: 54.254055, 44.958501), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), в районе поворота на с. Болотникова, 169-168-й километр (ориентировочные координаты по Яндекс карте: 54.279163, 44.930763, напротив остановки с. Болотниково), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), в районе поворота на с. Болотникова 169-168-й километр (на стороне остановки с. Болотниково), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Болотниково (в районе дома № 1 по ул. Придорожная), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 173-й километр, отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 174-й километр, отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), две отдельно стоящие щитовые установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), поворот на п. Чекаевский (в районе переулка Зеленый, на стороне дома № 129 по ул. Центральная), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), поворот на п. Чекаевский (в районе переулка Зеленый, на стороне дома № 15), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, въезд в с. Лямбирь, около дилерского центра «SCANIA» (в районе дома № 105а по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 93 по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2 по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (пересечение улиц Комсомольская, Крестьянская, Октябрьская, Большевистская, напротив магазина по ул. Крестьянская, 43а), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе дома № 57 по ул. Комсомольская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 81 по ул. Комсомольская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск-Нижний Новгород, перед въездом в п. Совхоз Коммунар (в районе остановок общественного транспорта), три отдельно стоящие щитовые установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-12, ориентир 95 километр в сторону г. Саранск, отдельно стоящей щитовой установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-12, ориентир 13 километр в сторону п. Ромоданово, отдельно стоящей щитовой установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Р-178 Саранск-Ульяновск, 12 километр, Автокемпинг «Юлдаш», около поворота на п. Б. Елховка, три отдельно стоящие щитовые установки;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Атемар (в районе дома № 10 по улице Центральная), две отдельно стоящие щитовые установки;

             - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Атемар (въезд в с. Атемар со стороны ул. Корнишина и ул. Атемарская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Берсеневка, ул. Советская (в районе домов № 1-9), три отдельно стоящие щитовые установки.

Требованием Мордовского УФАС России № 170 от 25.01.2022 года у Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия были запрошены копии выданных разрешений на установку и эксплуатацию вышеперечисленных рекламных конструкций.

Согласно представленным Администрацией сведениям (вх. № 430 от 28.01.2022 года), данные рекламные конструкции установлены без разрешительной документации, конкурсные процедуры на размещение данных рекламных конструкций не проводились.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 Таким образом, бездействие Администрации по невыдаче предписаний о совершении действий, необходимых для демонтажа вышеуказанных рекламных конструкции содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии со статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольным органом выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 В связи с наличием в бездействии Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», Мордовским УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение № 738 от 18.03.2022 г. о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления следующих действий:

 1) Выдать предписание хозяйствующим субъектам – собственникам рекламных конструкций или если владелец рекламной конструкции неизвестен, собственникам или иным законным владельцем недвижимого имущества, расположенных на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия указанных выше рекламных конструкций.

 2) В случае неисполнения владельцами рекламных конструкций, собственникам или иными законными владельцами недвижимого имущества предписаний о демонтаже либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, Администрации необходимо выполнить действия, предусмотренные частями 21.1 – 21.3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

 Пункт 1 данного предупреждения необходимо было исполнить в срок до 28.04.2022 года.

 Пункт 2 данного предупреждения необходимо было исполнить в срок до 30.05.2022 года (в случае добровольного исполнения хозяйствующими субъектами – владельцами рекламных конструкций предписаний Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о демонтаже рекламных конструкций и отсутствии необходимости исполнения пункта 2 настоящего предупреждения, сообщить в Мордовское УФАС России в течение 5 дней с момента демонтажа конструкций).

 Письмами от 28.04.2022 года № 1515 (вх. №3629 от 11.05.2022 г.), от 28.04.2022 года № 1534 (от 05.05.2022 года № 3520) Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отчиталась о выполнении пункта 1 предупреждения Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 года путем опубликования предписаний о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций в районной газете «Призыв» 01.04.2022 года и на сайте органов местного самоуправления Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

 Пункт 1 предупреждения Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 года исполнен Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия после истечения срока для исполнения указанного пункта предупреждения, но до издания приказа о возбуждении дела.

 Таким образом, Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия исполнила пункт 1 предупреждения Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 года.

 30.05.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о продлении срока исполнения предупреждения Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 года (вх. № 4065/1 от 30.05.2022 г.).

 Письмом от 03.06.2022 года № 1457 Мордовское УФАС России продлило срок исполнения предупреждения до 30 июля 2022 г.

 Письмом от 26.07.2022 года № 2727 (вх. № 675-ЭП/22 от 28.07.2022 г.) Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия представила сведения о демонтаже ряда рекламных конструкций, а также ходатайствовала о продлении срока исполнения предупреждения № 738 от 18.03.2022 года.

 Письмом от 28.07.2022 года № ЕЛ/573/22 Мордовское УФАС России продлило срок исполнения предупреждения до 29 сентября 2022 г.

 29.09.2022 года в адрес Мордовского УФАС России в рамках исполнения предупреждения поступили сведения от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (вх. № 1784-ЭП/22 от 29.09.2022).

 Согласно представленным сведениям Администрация сообщила о принятии мер по демонтажу 26 самовольно установленных рекламных конструкций.

Кроме того, Администрация сообщила, что владельцем рекламной конструкции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская), в адрес администрации района направлено заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. В настоящее время проводится работа по оценке рыночной стоимости права на заключение договора на установку указанной рекламной конструкции с целью дальнейшего проведения аукциона. Владельцу рекламных конструкций, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М- 5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), две отдельно стоящие щитовые установки, выданы разрешения на установку рекламных конструкций.

 12.10.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили дополнения от Администрации, подтверждающие демонтаж ещё ряда рекламных конструкций.

Сведений о демонтаже рекламных конструкций по адресу:

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»), отдельно стоящая щитовая установка, представлено не было

 Из представленных сведений о демонтаже конструкции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 173-й километр, отдельно стоящая щитовая установка нельзя, надлежащим образом установить был ли произведен демонтаж данной конструкции.

 Подготовка к проведению аукциона по на право установки и эксплуатации рекламной конструкции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская), не свидетельствует о выполнении предупреждения, поскольку незаконно установленная рекламная конструкция не была демонтирована Администрацией Лямбирского муниципального района Республика Мордовия.

 Таким образом, Администрацией в полном объеме не исполнено предупреждение Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 года, а именно Администрацией надлежащим образом не исполнена обязанность по осуществлению демонтажа ряда рекламных конструкций.

 В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для исполнения предупреждения.

 На основании изложенного, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» Мордовским УФАС России издан приказ от 13.10.2022 № 178/22 о возбуждении дела № 013/01/15-667/2022 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением № ЛА/1896/22 от 28.10.2022 года о назначении дела № 013/01/15-667/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело № 013/01/15-667/2022 назначено к рассмотрению на 1 декабря 2022 года. Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

Кроме того, были запрошены письменные пояснения по доводам указанным в определении.

28.11.2022 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступили письменные пояснения относительно доводов Определения № ЛА/1896/22 от 28.10.2022 года (вх. № 2769-ЭП/22 от 28.11.2022 года) по вопросу демонтажа рекламной конструкции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская) из которых следует, что указанная конструкция установлена на земельном участке с кадастровым номером 13:15:0111005:3537 площадью 6 кв.м, с видом разрешенного использования «для установки рекламного щита». Владельцем указанной рекламной конструкции в адрес администрации района направлено заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. По результатам оценки планируется проведения аукциона на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

По вопросу демонтажа информационного щита, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка, Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия пояснила, что информация, размещенная на информационном щите не является объектом рекламирования и не может быть признана рекламой, а информационный щит не может считаться рекламной конструкцией.

Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия так же сообщила, что получены уведомления о демонтаже от владельцев рекламных конструкций, расположенных по следующим адресам:

-         Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 173-й километр, отдельно стоящая щитовая установка;

-         Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»), отдельно стоящая щитовая установка.

Кроме того, Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия просила принять во внимание постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление), отменяющее проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в 2022 году. Согласно пункту 7 указанного постановления контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением и не завершенные на день вступления в силу данного постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу данного постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.

При этом, комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что плановая проверка Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия была завершена Актом проведения проверки № 2 от 15.02.2023 года.

В настоящее время в отношении Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия контрольные (надзорные) мероприятия, проверки не проводятся, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено и рассматривается в порядке статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции».

29.11.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило обращение гражданина [………….] (вх. № 2798/22 от 29.11.2022 г.) об участии в рассмотрении дела № 013/01/15-667/2022 для защиты своих прав и законных интересов.

 Из обращения следует, что в определении № ЛА/1896/22 от 28.10.2022 года указано имущество гражданина [………….] расположенное по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»).

            Рассмотрев указанное обращение гражданина [………….] (вх. № 2798/22 от 29.11.2022 г.), комиссия Мордовского УФАС России приняла решение отказать гражданину [………….] в привлечении к участию в рассмотрении дела № 013/01/15-667/2022, поскольку им не представлено сведений, согласно которым права и законные интересы оказались (могут оказаться) затронутыми в связи с рассмотрением настоящего дела.

            Определением № ЛА/2309/22 от 01.12.2022 года об отложении рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022 рассмотрение дела отложено и назначено на 12 января 2023 года. Кроме того, были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

10.01.2023 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые определением № ЛА/2309/22 от 01.12.2022 года сведения (вх. № 33-ЭП/23 от 10.01.2023 года).

Определением № ЛА/72/23 от 12.01.2023 года об отложении рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022 рассмотрение дела отложено и назначено на 26 января 2023 года.

 Кроме того, были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

26.01.2023 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений, а также о рассмотрении дела № 013/01/15-667/2022 в отсутствие представителя (вх. № 315-ЭП/23 от 26.01.2023 года).

Рассмотрев представленные ходатайства, комиссии Мордовского УФАС России приняла решение об их удовлетворении.

Определением № ЛА/248/23 от 26.01.2023 года об отложении рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022, рассмотрение дела отложено и назначено на 21 января 2023 года. Кроме того, были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.           Определением № ЛА/248/23 от 26.01.2023 года комиссия Мордовского УФАС России продлила срок рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022 до 28.07.2023 года.

            17.02.2023 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые определением сведения, а также письменные пояснения (вх. № 788-ЭП/23 от 17.02.2023 года).

По вопросу наличия в схеме размещения рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия рекламных конструкций, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, д. Блохино, ул. Заречная, № 98, Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия пояснила, что указанное место размещения рекламных конструкций отображено в схеме под номером 16, как «Автодорога Саранск – Москва (перед поворотом на д. Блохино)». Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, д. Блохино, ул. Заречная, № 98, фактически находится перед поворотом на д. Блохино, в связи с чем собственнику земельного участка по результатам рассмотрения заявлений были выданы разрешения на установку рекламных конструкций.

Определением № ЛА/630/23 от 21.02.2023 года об отложении рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022, рассмотрение дела отложено и назначено на 21 января 2023 года. Кроме того, были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

28.03.2023 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые определением сведения (вх. № 1463-ЭП/23 от 28.03.2023 года).

Определением № ЛА/1101/23 от 30.03.2023 года об отложении рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022 рассмотрение дела отложено и назначено на 12 апреля 2023 года. Кроме того, были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

07.04.2023 года от Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые определением сведения (вх. № 1674-ЭП/23 от 07.04.2023 года).

В рамках рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» составлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции дела № 013/01/15-667/2022, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В рамках исследования и анализа представленных документов и сведений, Мордовским УФАС России установлено следующее.

 

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1).

Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о рекламе).

В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Аналогичные положения закреплены в Уставе Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (пункт 18 статьи 5), утвержденном решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21.03.2017 № 54.

ФЗ «О защите конкуренции» направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Антимонопольный орган в рамках части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения в случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих соответствующую деятельность.

Как указано в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», при применении конкретных положений статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» судам необходимо учитывать, имеется ли норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществление действий (бездействие).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Как разъяснено ФАС России в Рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы от 17.07.2019 № ИА/61351/19, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции в соответствии с частями 2121.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Требования к размещению рекламных конструкций для распространения наружной рекламы с использованием щитов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений установлены статьей 19 Закона о рекламе.

По правилам части 5 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 9 этой же статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Таким образом, размещение рекламной конструкции без разрешения представляет собой заведомо противоправные действия.

Частью 21 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Согласно пункту 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (часть 21.2 статьи 19 Закона о рекламе).

Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.3 статьи 19 Закона о рекламе).

Таким образом, демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Исходя из общепринятого, распространенного понятия, слово «демонтаж» определяется как снять с места, разобрать установку.

Как установлено комиссией Мордовского УФАС России, в рамках исполнения предупреждения № 738 от 18.03.2022 г. и до возбуждения настоящего дела Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не были осуществлены действия по демонтажу следующих рекламных конструкций:

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская), отдельно стоящая щитовая установка;

 - Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»), отдельно стоящая щитовая установка.

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 173-й километр, отдельно стоящая щитовая установка;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), две отдельно стоящие щитовые установки;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская), отдельно стоящая щитовая установка.

Комиссия Мордовского УФАС России, рассмотрев довод Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (вх. № 2769-ЭП/22 от 28.11.2022 года), в части нахождения на информационном щите по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская) информации, не являющейся объектом рекламирования, которая не может быть признана рекламой, а информационный щит не может считаться рекламной конструкцией приходит к выводу, что указанная на информационном щите информация не содержит объект рекламирования, а именно отсутствует информация о товаре, средствах индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии (в том числе спортивном соревновании, концерте, конкурсе, фестивале, основанных на риске играх, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама и не может быть признана рекламой в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», а информационный щит не может считаться рекламной конструкцией.

Следовательно, у Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отсутствует обязанность по демонтажу информационного щита, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (в районе дома № 2г, 2д по ул. Октябрьская).

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что собственнику земельного участка на котором установлены рекламные конструкции, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М- 5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), две отдельно стоящие щитовые установки, Администрацией выданы разрешения на установку рекламных конструкций. Проанализировав выданные Администрацией разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М- 5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), две отдельно стоящие щитовые установки, комиссия Мордовского УФАС России пришла к следующему выводу.

В рамках исполнения предупреждения Мордовского УФАС России № 738 от 18.03.2022 г. на основании заявления собственника земельного участка [………….], Администрацией выдано два разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, д. Блохино, ул. Заречная, д. 98 (разрешение на установку рекламной конструкции № 1, № 2 от 24.09.2022 года).

Из указанных разрешений следует, что Администрация руководствуясь статьей 19 ФЗ «О рекламе» разрешает установку рекламных конструкций: магистральный щит № 1, № 2 (билборд – рекламный щит 3х6).

Разрешения выданы сроком на 7 лет.

Постановлением Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия № 377 от 14.04.2022 года «О внесении изменений в Постановление Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 17 декабря 2014 г. №1494 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района» установлен перечень мест размещения рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района (далее – Схема размещения рекламных конструкций).

Согласно представленным Администрацией пояснениям (вх. № 788-ЭП/23 от 17.02.2023 года) рекламные конструкции, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М- 5), д. Блохино 180-й километр (в районе дома № 98 по ул. Заречная), включены в Схему размещения рекламных конструкций под номером 16, как «Автодорога Саранск – Москва (перед поворотом на д. Блохино)».

Как следует из представленных Администрацией сведений, земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107004:411 на праве собственности принадлежит гражданину Терешкину И.С.

26.07.2022 года гражданин [………….] обратился в Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлениями о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, адрес установки: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Блохино, ул. Заречная, д. 98, площадью 18 кв.м. 3х6.

На основании указанных заявлений Администрацией было выдано два разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Блохино, ул. Заречная, д. 98.

Пунктом 16 Перечня мест размещения рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района установлено место размещения рекламной конструкции: Автодорога Саранск – Москва (перед поворотом на д. Блохино), тип и вид рекламной конструкции «Отдельно стоящая щитовая установка, состоящая из заглубляемого фундамента, каркаса».

Таким образом, в установленном месте предусмотрена установка только одной рекламной конструкции.

В свою очередь, Администрацией выдано два разрешения на установку рекламных конструкций по указанному месту размещения рекламных конструкций.

Постановлением Администрации Лямбирского муниципального района от 19.01.2016 г. №24 «Об утверждении Административного регламента Администрации Лямбирского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района РМ» утвержден Административный регламент Администрации Лямбирского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» (далее – Административный регламент по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).

Пунктом 11 Административного регламента по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» являются:

- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;

- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе определяется схемой размещения рекламных конструкций).

На основании части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Пунктом 2 части 15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Исходя из требований части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе допускается установка рекламных конструкций только на тех местах, которые обозначены в Схеме рекламных конструкций, согласно установленному типу и виду рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, а размещение рекламных конструкций в нарушение Схемы размещения рекламных конструкций, влечет отказ в выдачи разрешения.

Поскольку Схемой размещения рекламных конструкций на участке: Автодорога Саранск – Москва (перед поворотом на д. Блохино) предусмотрена установка только одной рекламной конструкции, Комиссия приходит к выводу, что Администрацией выдано разрешение на установку рекламной конструкции в нарушение утвержденной Схемы размещения рекламных конструкций.

Таким образом, действия Администрации по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, не включенной в Схему размещения рекламных конструкций, не направлены на устранение установленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку иные участники рынка не располагают надлежащей информацией о размещенных рекламных конструкциях на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, тем самым создают преимущественные условия для владельца рекламной конструкции на рынке размещения наружной рекламы, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по размещению наружной рекламы, подпадающих под запрет, установленный части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку Администрацией надлежащим образом не предприняты меры об устранении выявленных фактов нарушения.

В ходе рассмотрения дела № 013/01/15-667/2022 Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия представлены сведения (вх. № 33-ЭП/23 от 10.01.2023 года) о демонтаже следующих рекламных конструкций:

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога Саранск – Москва (М-5), с. Пензятка 173-й километр, отдельно стоящая щитовая установка;

- Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, автодорога 89К-10, 4 километр (около поворота на садоводческое товарищество «Урожай»), отдельно стоящая щитовая установка.

При этом указанные сведения представлены в адрес Мордовского УФАС России после возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства и не исключают признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в бездействии Администрации, поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства устранены после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В части демонтажа рекламной конструкции по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская), Администрация пояснила, что владельцем рекламной конструкции в адрес Администрации района направлено заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. В настоящее время ведется работа по внесению изменений в бюджет Лямбирского муниципального района, так как в текущем финансовом году в бюджет не были заложены денежные средства на оценку рыночной стоимости прав на заключение договоров на установку рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района. По результатам оценки планируется проведение аукциона на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88- 86 по ул. Комсомольская). 

            В свою очередь, подготовка к проведению аукциона на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, (въезд на кольцо по ул. Комсомольская, в районе домов № 88-86 по ул. Комсомольская) не свидетельствует о выполнении предупреждения и обязанности Администрации демонтировать незаконно установленную рекламную конструкцию.

            Таким образом, бездействие Администрации, выразившиеся непринятием мер по демонтажу рекламных конструкций, создают преимущество для коммерческой деятельности определенных хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по размещению наружной рекламы.

На основании изложенного, в действиях (бездействии) Администрацией Лямбирского муниципального района Республика Мордовия содержатся нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в нарушение установленных норм действующего законодательства, поскольку неисполнение Администрацией своей обязанности по неосуществлению демонтажа рекламных конструкций, создало либо могло создать преимущества владельцу данных рекламных конструкций на рынке наружной рекламы, нарушило или могло нарушить равные условия для всех участников рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и привело (могло привести) к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке.

Таким образом, Мордовским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в создании преимуществ отдельным субъектам-владельцам рекламных конструкций на рынке наружной рекламы в обход установленных правил, тем самым создав преимущество в осуществлении указанной деятельности, что ограничило конкуренцию на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

С учетом изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что доказательств, имеющихся в материалах дела №013/01/15-667/2022 достаточно для подтверждения наличия нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действии (бездействии) Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        [………….]

 

Члены комиссии                                                                                    [………….]

                                                                                                         

                                                                                                        [………….]

 

                                                                                             [………….]

Связанные организации

Связанные организации не указаны