Решение №90 Решение по делу № 013/05/28-7/2021 от 16 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/28-7/2021

16 марта 2021 года                                                                  г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 05 марта 2021 года дело № 013/05/28-7/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенной на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (ул. Полежаева, 62), в которой усматриваются признаки нарушения требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...>, интересы которого представляет <...> по доверенности <...>,

УСТАНОВИЛА:

КПК «Народный капитал», привлеченному к участию в рассмотрении дела № 013/05/28-7/2021 в качестве заявителя, на основании поступившего от него ходатайства <...> на дистанционное участие в рассмотрении дела № 013/05/28-7/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предоставлена возможность участия в рассмотрении настоящего дела путем присоединения к сеансу видео-конференц-связи по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/050320211200, о чем КПК «Народный капитал» уведомлен письмом Мордовского УФАС России от 01.03.2021 № 475. Однако КПК «Народный капитал», надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения настоящего дела и не ходатайствовавший об отложении рассмотрения дела, которому предоставлена возможность дистанционного участия в рассмотрении настоящего дела, не обеспечил явку своего представителя и не присоединился к сеансу видео-конференц-связи.

Руководствуясь пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии заявителя - КПК «Народный капитал».

Производство по делу № 013/05/28-7/2021 возбуждено определением Мордовского УФАС России от 19.01.2021 № 9 о возбуждении дела № 013/05/28-7/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 15.02.2021 № 78 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-7/2021. Названными документами от ПК «Народный капитал» затребована информация по существу настоящего разбирательства.

ПК «Народный капитал» в рамках возбужденного дела № 013/05/28-7/2021 предоставил документы и сведения, свидетельствующие о том, что реклама финансовых услуг «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» о привлечении денежных средств (сбережений) под проценты распространяется на территории Республики Мордовия не только в месте нахождения офиса ПК «Народный капитал» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), но и на телеканале «Первый» на основании договора <...> на размещение рекламно-информационных материалов на телевидении <...>, заключенного между <...> и ПК «Народный капитал». Рассмотрение факта распространения такой рекламы на телевидении выделено в отдельное производство определением Мордовского УФАС России от 05.03.2021 № 129 о выделении дела в отдельное производство.

В этой связи в рамках дела № 013/05/28-7/2021 рассматриваются обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенной на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (ул. Полежаева, 62).

Представитель ПК «Народный капитал» <...> на заседании Комиссии поддержал предоставленные ПК «Народный капитал» письменные объяснения в полном объеме, нарушение не признал, а также устно выразил мнение, что кооператив не реализует финансовые услуги, а берёт денежные средства своих пайщиков в качестве добровольного паевого взноса, за пользование которым выплачивает им проценты.

Комиссия, выслушав доводы представителя ПК «Народный капитал» <...>, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В Мордовское УФАС России поступило обращение КПК «Народный капитал» <...>, и в последующем поступило аналогичное обращение КПК «Народный капитал» <...>, направленное из Прокуратуры Ленинского района г. Саранска с письмом <...>, с претензиями к размещаемым в месте нахождения ПК «Народный капитал» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62) рекламным табличкам с предложением финансовых услуг по размещению сбережений пайщиков по ставке 11,9% годовых, и такие сведения, по мнению заявителя, не соответствуют действительности, а оказание ПК «Народный капитал» рекламируемых финансовых услуг не допустимо. В подтверждение распространения заявленной рекламы к обращению приложен фотоотчет.

На основании полученных данных о событии, свидетельствующем о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Мордовского УФАС России на территории городского округа Саранск Республики Мордовия, улица Полежаева, дом 62, произведен осмотр места размещения заявленной рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (фотоотчет от 16.11.2020), которым установлено следующее:

над окном 1 этажа, справа от входа в помещение, на входной двери которого нанесена информация «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ режим работы пн-пт 09.00 – 18.00 сб-вс выходной Фактический адрес: г.Саранск, ул.Полежаева 62 юридический адрес: 141117, Московская обл., г.Подольск, д.Северово, ул.Кутузовская, пом.3 эт.1 ОГРН 1205000069713 ИНН/КПП 5074065322/507401001», размещена вывеска «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ»;

в остеклении окна 1 этажа, справа от входа в помещение, на входной двери которого нанесена информация «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ режим работы пн-пт 09.00 – 18.00 сб-вс выходной Фактический адрес: г.Саранск, ул.Полежаева 62 юридический адрес: 141117, Московская обл., г.Подольск, д.Северово, ул.Кутузовская, пом.3 эт.1 ОГРН 1205000069713 ИНН/КПП 5074065322/507401001», размещены два плаката со сведениями «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы».

Посредством используемых в наружном оформлении офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» двух плакатов демонстрируется информация, направленная на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности организации - «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», предлагающей услуги по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5%, поддерживает интерес к деятельности «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и предлагаемым услугам, тем самым способствует продвижению такой деятельности и предлагаемых услуг на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5% - «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ».

Рекламное предложение «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» мотивирует потребителей обращаться к такому продавцу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты, и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Под наименованием «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» деятельность по предоставлению финансовых услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5% осуществляет Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал», сведения о котором размещены на входной двери в помещение офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, дом 62, 1 этаж).

Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка выписки из Единого государственного реестра юридических лиц <...> приобщена к материалам настоящего дела), и основным видом деятельности которого является деятельность по финансовой взаимопомощи (ОКВЭД 64.99.6), дополнительными видами деятельности – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг (ОКВЭД 63.99.1), капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний (ОКВЭД 64.99.3), деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка (ОКВЭД 73.20.1).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Тем самым основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узконаправленный характер, то есть осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом о потребительской кооперации, которым не предусмотрена возможность размещения потребительским кооперативом денежных средств под проценты.

Соответственно, ПК «Народный капитал» вправе лишь привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Народный капитал», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и поэтому не правомочен предоставлять финансовые услуги путем привлечения денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений.

Между тем, распространяемая в интересах ПК «Народный капитал» рассматриваемая реклама с утверждениями «ваши сбережения под надежной защитой», «все сбережения застрахованы» напрямую указывает на осуществление «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» деятельности по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5%, и такое содержание рекламы создаёт у потребителей впечатление, что объектом рекламирования выступают именно финансовые услуги по привлечению денежных средств путем передачи сбережений потребительскому кооперативу на хранение под привлекательные проценты.

Поскольку ПК «Народный капитал» не состоит государственном реестре кредитных кооперативов и не правомочен осуществлять финансовую деятельность по привлечению денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, распространяемая в его интересах реклама «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» с предложением услуг по приему сбережений по ставкам до 11,9%, до 13,5% не допустима.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил формуляры договоров, на основании которых, по мнению Потребительского кооператива, им правомерно принимаются сбережения по разработанным для пайщиков программам с выплатой процентов за пользование денежными средствами.

Из предоставленных образцов договоров следует, что Пайщик в соответствии с Уставом Общества и Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» передает в пользование Кооперативу добровольный паевой взнос по определенной в договоре программе приема сбережений, а Кооператив обязуется начислить на переданный паевой взнос в качестве платы (компенсации) за пользование денежными средствами проценты.

Уставом Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» определено, что минимальные паевые и добровольные паевые взносы членов кооператива являются одним из источников имущества и формируют собственность Кооператива (п. 23.1 Устава), паевой фонд Кооператива состоит из минимальных паевых и добровольных паевых взносов членов Кооператива, являющихся одним из основных источников формирования имущества Кооператива (п. 26.1 Устава).

Тем самым ПК «Народный капитал» в действительности принимает добровольные паевые взносы своих пайщиков в качестве источника формирования имущества Кооператива.

Однако, из буквального восприятия текстов рассматриваемой рекламы ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может счесть, что в ней предлагается не только пайщикам, но и широкому кругу лиц, разместить свои сбережения в «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» под привлекательные проценты - по ставке до 11,9%, до 13,5%, что однозначно воспринимается как предложение воспользоваться именно финансовыми услугами по хранению денежных средств, которые продавец, в силу требований действующего законодательства, не вправе предоставлять.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе и качестве оказываемых им услуг.

Рассматриваемая реклама, сообщающая о привлечении денежных средств (сбережений) под привлекательные проценты, создаёт неверное представление о фактически осуществляемой деятельности ПК «Народный капитал», не наделенного правом специализированного кредитного кооператива предоставлять такие финансовые услуги. Соответственно, сообщаемые в такой рекламе сведения об «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» как о продавце финансовых услуг по приему денежных средств (сбережений) под проценты и об ассортименте финансовых услуг («ставка до 11,9%», «Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов»), которые можно было бы приобрести в месте нахождения такого продавца, не соответствуют действительности, что не допустимо.

Наряду с этим, рассматриваемая реклама «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» содержит утверждения того, что «ваши сбережения под надежной защитой», «все сбережения застрахованы», то есть гарантирует защиту и страхование переданных кооперативу сбережений.

ПК «Народный капитал» с письмом <...> предоставил копию договора <...> страхования предпринимательских рисков, заключенного между <...> (Страховщик) и ПК «Народный капитал» (Страхователь), по которому Страховщик принимает на себя обязательство за плату (страховую премию) в пределах страховой суммы возместить убытки Страхователя, дополнительные расходы (а также, если это отдельно будет оговорено настоящим договором – неполученные ожидаемые доходы) от предпринимательской деятельности (выплатить страховое возмещение), причиненные вследствие: нарушения контрагентом Страхователя обязательств по заключенной сделке, выразившемся в не поставке (недопоставке) товаров, невыполнении (ненадлежащем выполнении) работ или неоказании (ненадлежащем оказании) услуг контрагентом Страхователя по сравнению с условиями заключенной сделки вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя; нарушения контрагентом Страхователя своих финансовых обязательств по сделке, заключенной со Страхователем, по которой контрагент Страхователя является должником вследствие несостоятельности (банкротства) контрагента Страхователя, не связанное с умышленными действиями контролирующих лиц должника Страхователя.

Тем самым объектом страхования являются предпринимательские риски ПК «Народный капитал» в случаях возникновения убытков из-за последствий несостоятельности (банкротства) его контрагентов в рамках заключаемых с ними сделок при осуществлении Кооперативом торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности.

При данных обстоятельствах следует признать, что риск утраты имущества ПК «Народный капитал», в том числе риск ответственности за нарушение договоров внесения добровольного паевого взноса с начислением доходности, не относится к страховым случаям, предусмотренным договором <...> страхования предпринимательских рисков.

Соответственно, сообщаемые в рекламе «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» сведения о защите и страховании обязательств по сбережениям направлены лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и такие гарантии не соответствуют действительности, что не допустимо.

В соответствии с пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.      

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Рассматриваемой рекламой с недостоверными сведениями об «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», не являющемся кредитным потребительским кооперативом и поэтому не имеющим права принимать сбережения (денежные средства) под проценты, потребители рекламы вводятся в заблуждение из-за отсутствия в ней существенной части информации о том, что в действительности программы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» распространяются только на пайщиков Кооператива, предусматривающие внесение добровольных паевых взносов, риски утраты которых ничем не застрахованы и составляют один из основных источников имущества Кооператива, формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности.

Отсутствие в рекламе существенной части информации о действительно осуществляемой Кооперативом деятельности, равно как и указание в рекламе недостоверной информации о таковой, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу требований части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Учитывая имеющиеся в материалах настоящего дела отчеты фото-фиксации, следует признать, что распространение рассматриваемой рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» осуществляется с ноября 2020 года и, ввиду отсутствия доказательств обратного, в настоящее время ее распространение не прекращено.

Таким образом, при распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с ноября 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенной на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщается существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, нарушены требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем рассматриваемой рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» является ПК «Народный капитал», чья деятельность продвигается такой рекламой, который, используя в наружном оформлении своего офиса такую рекламу для привлечения внимания к своей деятельности, одновременно выступил и рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы, одновременно выступившим в качестве рекламораспространителя, является ПК «Народный капитал» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

Поскольку распространение ненадлежащей рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» продолжается, усматривается необходимость выдавать рекламодателю и рекламораспространителю – ПК «Народный капитал» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктами 3, 6, 20 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространяемую на территории городского округа Саранск с ноября 2020 года рекламу «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенную на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщается существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, что нарушает требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Потребительскому кооперативу по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела № 013/05/28-7/2021 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения (г. Саранск Республики Мордовия) в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                         <...>

Члены Комиссии: 

                                                                                              <...>

                                                                                     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны