Решение №498 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 403/16-Р от 14 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <...> – руководитель Управления,
члены Комиссии: <...> - главный государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, <...> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,
рассмотрев 13 августа 2018 года дело № 403/16-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное Мордовским УФАС России по материалам наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении 16 июля 2018 года на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с использованием рекламной конструкции на ограждении забора (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130, территория комбината «Сура») наружной рекламы «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО 22-33-13; +7-<...>» с изображением стрелки-указателя, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Индивидуальный предприниматель П. <...>, явился лично (паспорт),
УСТАНОВИЛА:
6 июля 2018 года при проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе на территории городского округа Саранск Республики Мордовия зафиксировано размещение рекламной конструкции с текстовой информацией «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО 22-33-13; +7-<...>» и изображением стрелки-указателя, установленной на ограждении забора, отделяющего территорию, на которой находится здание (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130).
В здании по направлению стрелки-указателя (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130) расположено помещение (офис продаж) страхового агента ИП П., что подтверждается договором аренды <...>.
Данный факт стал поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 26.07.2018 № 541 о возбуждении дела № 403/16-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На заседании Комиссии заслушано мнение ИП П., который поддержал письменное объяснение <...>, предоставленное в материалы настоящего дела, и повторно пояснил, что размещенная им конструкция является вывеской, о чем прямо указано в п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», и при этом отметил, что разместил такую вывеску на заборе вместе с вывеской автосервиса, чтобы особо занятые и маломобильные граждане могли знать, где можно застраховать свой автомобиль и по какому телефону уточнить интересующую их информацию.
Выслушав доводы стороны по делу, а также исследовав имеющиеся документы и материалы в их совокупности, Комиссия пришла к следующим выводам.
Рассматриваемая информация не содержит сведений, распространение которых по форме и содержанию является для физического лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность, обязательным на основании закона или обычая делового оборота, поэтому ссылка ИП П. на п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» является ошибочной.
Информация «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО 22-33-13; +7-<...>» с изображением стрелки-указателя, демонстрируемая на ограждении забора в некотором удалении от непосредственного места торговли, по своему содержанию и манере её исполнения выделяет продавца, предлагающего посредством лозунга «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО…» страховые услуги и занимающего лишь часть здания (помещение под офис), в котором такими услугами можно воспользоваться, поэтому такой способ размещения информации способствует формированию интереса неопределенного круга лиц к деятельности продавца ОСАГО и привлечению к нему внимания, и тем самым способствует продвижению деятельности продавца ОСАГО на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность продавца страховых услуг ОСАГО, чьи контактные телефоны 22-33-13, +7-<...> сообщаются в распространенной наружной рекламе.
Продавцом ОСАГО является ИП П., на основании договора аренды <...> арендующий помещение в здании (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130) и для привлечения внимания к своей предпринимательской деятельности разместивший рекламную конструкцию с рассматриваемой наружной рекламой на ограждении забора, зонирующего прилегающую к такому зданию территорию, то есть вне места нахождения помещения продавца.
Данные обстоятельства также подтверждаются письменными объяснениями ИП П. <...>, сообщившего, что рекламная конструкция установлена им в апреле 2017 года и эксплуатировалась до 26 июля 2018 года, однако в настоящее время демонтирована.
Следовательно, посредством рассматриваемой наружной рекламы продвигается деятельность ИП П. - продавца ОСАГО.
П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.09.2016 за основным государственным регистрационным номером <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска, <...>.
Согласно сведениям об индивидуальном предпринимателе – П., размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка по состоянию на 26.07.2018 имеется в материалах дела), основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является страхование имущества (ОКВЭД 65.12.2), дополнительными видами деятельности – страхование жизни (ОКВЭД 65.11), страхование, кроме страхования жизни (ОКВЭД 65.12), страхование медицинское (ОКВЭД 65.12.1), страхование гражданской ответственности (ОКВЭД 65.12.3), страхование от несчастных случаев и болезни (ОКВЭД 65.12.4), страхование рисков (ОКВЭД 65.12.5), прочие виды страхования, не включенные в другие группировки (ОКВЭД 65.12.9), оценка рисков и ущерба (ОКВЭД 66.21), деятельность страховых агентов и брокеров (ОКВЭД 66.22), деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования и пенсионного обеспечения (ОКВЭД 66.29), деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования, кроме обязательного социального страхования (ОКВЭД 66.29.9), деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (ОКВЭД 69.20), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения (ОКВЭД 70.22).
Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма по КНД 1152017), за 2017 год ИП П. осуществляет вид деятельности по ОКВЭД 65.12.2 - страхование имущества.
Между тем, у ИП П. отсутствует лицензия на осуществление страховой деятельности и в действительности он занимается деятельностью страхового агента, опосредованно через услуги которого можно заключить договоры страхования со страховщиками - ОАО «АльфаСтрахование», ПАО «Ингосстрах», имеющими соответствующие лицензии.
Статус ИП П. в качестве страхового агента страховщиков ОАО «АльфаСтрахование» и ПАО «Ингосстрах» подтверждается агентским договором <...>, заключенным между ОАО «АльфаСтрахование» и ИП П., а также договором <...> о возмездном оказании услуг от ., договором . об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования <...>, заключенными между ПАО «Ингосстрах» и ИП П.
Следовательно, ИП П. фактически осуществляет деятельность страхового агента, от имени и в интересах страховщиков - ОАО «АльфаСтрахование», ПАО «Ингосстрах» оформляющего договоры страхования, в число которых входит такой вид страхования как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное, достоверное представление об объекте рекламирования, в том числе сообщать наименование лица, оказывающего страховые услуги.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является такой вид страховых услуг, как ОСАГО, которые предлагает продавец - страховой агент ИП П., не обладающий статусом страховщика и самостоятельно не осуществляющий страховую деятельность.
Распространенная продавцом ОСАГО – страховым агентом ИП П. реклама направлена на формирование желания воспользоваться страховыми услугами и воспринимается с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, как непосредственное предложение страховщика, тогда как в действительности такое предложение исходит от страхового агента, продвигающего свои услуги.
Следовательно, в наружной рекламе до сведения потребителей не доводится существенная информация, разъясняющая суть рекламного предложения о том, что страховые услуги предоставляются страховым агентом, действующим от имени и в интересах конкретных страховых организаций, упоминание о наименовании которых в рекламе обязательно, однако в данном случае отсутствует, что искажает смысл рекламы и потребители вводятся в заблуждение, поскольку они лишены возможности воспринимать в полной мере все условия приобретения предлагаемых услуг и такой рекламой нарушено информационное право по осведомленности потребителей о страховщиках, чьи страховые услуги ОСАГО предлагаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Таким образом, на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с апреля 2017 года и по 25 июля 2018 года распространена наружная реклама «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО 22-33-13; +7-<...>» с изображением стрелки-указателя, размещавшаяся с использованием рекламной конструкции, установленной на ограждении забора, отделяющего территорию, на которой находится здание (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130), в которой отсутствует существенная информация, разъясняющая суть рекламного предложения о предоставлении услуг страхового агента по заключению договоров ОСАГО, действующего от имени и в интересах страховых организаций, чье наименование в рекламе умалчивается, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае следует признать, что рекламодателем и одновременно рекламораспространителем является Индивидуальный предприниматель П., чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.
Поскольку рекламодатель и рекламораспространитель - ИП П. предоставил фотоотчет, свидетельствующий о демонтаже рекламной конструкции с ненадлежащей рекламой, не усматривается необходимости выдать ему предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространенную на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с апреля 2017 года и по 25 июля 2018 года наружную рекламу «ОСАГО НА ВАШЕ АВТО 22-33-13; +7-<...>» с изображением стрелки-указателя, размещавшуюся с использованием рекламной конструкции, установленной на ограждении забора, отделяющего территорию, на которой находится здание (г.Саранск, ул.Пролетарская, 130), в которой отсутствует существенная информация, разъясняющая суть рекламного предложения о предоставлении услуг страхового агента по заключению договоров ОСАГО, действующего от имени и в интересах страховых организаций, чье наименование в рекламе умалчивается, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать рекламодателю и рекламораспространителю - Индивидуальному предпринимателю П. <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии:
<...>
<...>